Файл: Выбор стиля руководства в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Одними из наиболее важных сфер жизни организации являются эффективность работы предприятия в управлении персоналом и уровень его социально-психологического климата. В организациях, где определенный уровень успеха достигнут, динамичное и эффективное руководство, имеющее свою точку зрения и свой стиль. Эта закономерность известна давно, но целенаправленно и углубленно изучать ее начали только со времен Ф. Тейлора. Было проведено множество исследований, однако никто так и не достиг полного согласия о наилучшем стиле руководства.

Успех и эффективность организации напрямую зависит от менеджера, который будет направлять работу других и нести персональную ответственность за ее результаты. Но большая часть людей, начинающих заниматься профессиональной управленческой деятельностью, не обладают необходимой степенью грамотности в сфере управления. Поэтому, в настоящее время особое внимание уделяется вопросам эффективного взаимодействия руководителя и подчиненного.

В процессе управления людьми руководители чаще уделяют внимание проблемам мотивации и стимулирования, в то время как только правильно определенный стиль управления позволяет наиболее успешно использовать потенциал всех сотрудников предприятия. С помощью установленного стиля достигается удовлетворенность работой и производительность сотрудников.

Моей целью является выявить наиболее оптимальный стиль руководства.

Объект моего исследования — стили управления

Предмет моего исследования — выбор оптимального стиля руководства.

Задачами работы являются:

- рассмотреть понятие и классификацию стилей руководства.

- раскрыть как личностные качества руководителя влияют на выбор стиля руководства

- изучить чем является и как формируется наиболее эффективный стиль руководства.

- проанализировать факторы влияющие на эффективность управления.

Определение понятия и различные классификации стилей руководства рассмотрены в работах таких авторов как: Барков С.А. [2], Блинов А.О. [4], Веснин В.Р. [5], Гапоненко А.Л. [7], Гольдштейн, Г. Я. [8], Кнор­ринг, В. И. [11], Коротков, Э. М. [12], Хедоури Ф. [13].

Так же тематику формирования оптимального стиля руководства затрагивали такие авторы как: Дафт, Р. Л. [9], Омаров А.М. [15], Сухов, Ю.А. [16], Таранов П.С. [18], Тидор С.Н. [19].


Глава 1. Теоретический анализ стилей руководства

1.1. Понятие стиля руководства

Для эффективного управления руководителю, менеджеру необходимо иметь представление о современных классификациях стилей лидерства и управления, различных возможных моделях поведения руководителя. Формирование и функционирование, как формальной структуры организации, так и неформальной, социально-психологической, структуры рабочей группы, коллектива

непосредственно связаны с выдвижением руководителей в организации (ее подразделениях) и лидеров в малых группах, и в целом в коллективе.

«Руководство – это частный случай управления, совокупность процессов взаимодействия между руководителем и подчиненным, деятельность, направленная на побуждение сотрудников к достижению поставленной цели путем воздействия на индивидуальное и коллективное сознание» [ , с.3 ]

Стиль руководства (управления) – «Устойчивая система средств, методов и форм воздействия руководителя с коллективом организации направленная на выполнение миссии организации и определяемая объективными субъективными факторами протекания управленческого процесса» [7, с. 465], другими словами, это типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной задачи.

Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. 

Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства [5, с. 232–233]:

1) Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;

2) Специфика системы – ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;

3) Окружающая производственная среда – технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т.п. [5, с. 233–234].

В таком случае, можно сказать, что каждый управляющий представляет собой уникальную личность, обладающую рядом возможностей, а организация – уникальная комбинация задач, целей и индивидов. Следовательно, каждый руководитель создает свой стиль управления, который применяется на практике.


Любой аппарат управления имеет стиль руководства. Но также нужно помнить, что руководство – живые люди. А значит, на их стиль могут влиять личностные качества, способы и приёмы управления, производственная среда, специфика сферы деятельности, особенности коллектива. Отношения между руководителем и подчиненными всегда сложные и разнообразные, что предполагает высокую вариантность стилей руководства и классификацию по различным признакам.

В изучении стилей руководства выделяют две теории:

  • Поведенческая. Рассматривает проблему с точки зрения поведения руководителя, который стремится эффективнее организовать деятельность подчиненных.
  • Ситуационная. Исследуют стиль руководства во взаимосвязи с конкретными ситуационными факторами: понятность задания, объем информации, помощь профсоюза, личность подчиненных и другие.

1.2. Классификация стилей руководства

Основу для классификаций стилей руководства или стилей поведения дали теории, основанные на поведенческом подходе. При поведенческом подходе к лидерству эффективность определяется не столько личными качествами руководителя, сколько его манерой поведения по отношению к подчиненным. Немецкий психолог Курт Левин (1890–1947) провел серию экспериментов, на основе которых выделил три, ставших классическими, стиля управления:

– авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский);

– демократический (или коллегиальный);

– попустительский (или либерально-анархический, или нейтральный) [10, с. 109].

  1. Авторитарный стиль управления

Авторитарный или административный стиль управления характеризуется чрезмерной централизацией власти руководителя, ставка на администрирование и неограниченность. Руководитель единолично принимает решения, не давая возможности на инициативу, категоричен, резок, всегда распоряжается, никогда не просит.

Особенности стиля:

Преобладающие методами руководства являются приказы, распоряжения, выговоры, угрозы, лишение льгот. Интересы и пожелания сотрудников во внимание не принимаются.

В общении с людьми преобладает четкий язык, неприветливый тон, резкость, нетактичность, даже грубость.

Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей.

Характерны догматизм и стереотипность решения.

Недостатки стиля:


– высокая вероятность ошибочных решений;

– подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;

– неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;

– не формирует внутренней заинтересованности исполнителей, так как излишние дисциплинарные меры вызывают в человеке страх и злость, уничтожают стимулы к работе;

– снижает эффективность труда, производственную дисциплину;

У авторитарного стиля выделяют две разновидности:

– эксплуататорско-авторитарный — характеризуется наибольшей степенью выражения авторитарного стиля, где руководитель не прислушивается к своим подчиненным ,всю ответственность возлагает лишь на себя ,мотивация коллектива осуществляется через страх и угрозы.

– патерналистски-авторитарный (благожелательный) — характерен тем, что подчиненные допускаются к принятию решений, но в основном руководитель сам принимает решение. В данном случае угрозы не являются инструментом мотивации, но присутствуют.

Однако, авторитарный стиль имеет не только отрицательные черты . Его можно эффективно применять в случаях с однообразной и несложной работой, где компетенции менеджера достаточно для принятия решения .

  1. Демократический стиль управления

Демократический стиль управления базируется на справедливости, адекватной системе поощрений и наказаний. Инициативность, креативность и трудолюбие всячески приветствуются. Иными словами, успешная деятельность работников стимулируется, благодаря тщательно продуманным системам мотивации.

Что касается общения между сотрудниками компании, то оно приветствуется, так как считается, что дружный и сплоченный коллектив является одним из условий успешного процветания организации. Взаимодействие руководителя с подчиненными носит сдержанный характер, в общении отсутствует не только доминирование руководителя над сотрудниками, но и излишняя дружелюбность.

Особенности стиля:

Демократический стиль управления представляет собой своеобразную «золотую середину», где в свою очередь отсутствуют навязывания подчиненным мнения руководителя. Уважительное отношение к работникам основывается на том, что интересы отдельно взятой личности ценятся не меньше, чем интересы компании в целом. Причиной этого является твердое убеждение, что сотрудник организации является составной частью огромного механизма, без которой успешное функционирование компании не представляется возможным.


Данный тип управления, в свою очередь, на подсознательном уровне вырабатывает у сотрудников чувство глубочайшего уважения по отношению к руководителю и организации в целом. Следовательно, работоспособность каждого сотрудника возрастает, повышается уровень самодисциплины, человек ощущает свою значимость, берет на себя ответственность за свои действия.

Недостатки стиля:

– Большие временные затраты на обсуждение и вынесение решения;

– Снижение уровня эффективности управления в экстренных ситуациях;

– Распущенность коллектива при неверном подходе.

Имеются две разновидности демократического стиля руководства:

Партисипативный (совещательный) стиль предполагает, что большинство проблем, вставших перед коллективом, обсуждается сообща. Руководитель, советуясь с подчиненными, не проявляет своего превосходства и правильно реагирует на критику. За последствия принятых решений ответственность не перекладывается на подчиненных [7, с. 496];

Консультативный (участвующий) стиль руководства предполагает максимальное вовлечение коллектива сотрудников в принятие решений и контроль за их использование. Полное доверие своим работникам. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов коллектива. Ответственность за неудачи в работе руководитель разделяет со своими подчиненными [15, с. 307].

  1. Либеральный стиль руководства

Либеральный стиль руководства характеризуется минимальным участием менеджера в принятии управленческих решений. В этом случае решения принимаются группой самостоятельно.

Такой руководитель практически не вмешивается в работу коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность. Он готов отменить ранее принятое им решение, если подчиненные приняли его негативно. Либералов отличает безынициативность, он пассивен при принятии управленческих решений.

Особенности стиля:

– «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь).

Недостатки стиля:

– результаты работы обычно низкие,

– люди не удовлетворены своей работой, руководителем;

– психологический климат в коллективе может быть неблагоприятным;

– сотрудничество не налажено;

– мало стимулов добросовестно трудиться;

– направления работы складываются из реализации интересов лидеров микро групп.

Либеральный стиль проявляется в следующих случаях: