Файл: Выбор стиля руководства в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Руководитель не обладает лидерскими качествами, не способен принять решение самостоятельно, что приводит к неэффективному управлению организацией.

2. Если сотрудники организации занимаются проектной или исследовательской деятельностью, то функции руководителя сводятся к контролю результатов работы.

3. Руководитель не обладает авторитетом для самостоятельного управления организацией.

4. Если коллектив в организации слаженный, устойчивый и высококвалифицированный, то функции менеджера состоят в направлении деятельности и контроле данной деятельности.

5. Творческий коллектив, сотрудники творчески индивидуальны и самостоятельны.

1.3. Основные роли и ключевые качества эффективного руководителя

Во многом эффективность управления определяется соответствием индивидуальных характеристик менеджера тем функциям и ролям, которые он призван выполнять в компании.

Американским ученым И. Ансоффом было выделено четыре основные роли руководителя:

1. Роль лидера. Способность влияния на других без каких-либо усилий не возникнет просто так. Эффективный руководитель, непосредственно, должен пользоваться большим авторитетом у подчиненных, чтобы завоевать их уважение и доверие.

2. Роль администратора. Данная роль предполагает такую способность при которой руководитель имеет определенное количество задач ,такие как: обеспечение порядка , принятие решений ,реализации которых следует добиваться , контроль положения всех дел, а также соблюдение административных и правовых распоряжений и норм.

3. Роль планировщика. Главные задачи этой роли — оптимизация будущей деятельности организации посредством анализа тенденций изменений как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших из них; концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности организации. Планировщик должен иметь аналитический склад ума, быть методичным в работе и ориентироваться будущее.

4. Роль предпринимателя. Роль предпринимателя требует от руководителя особых качеств, таких как устойчивость к стрессу, готовность рисковать и принимать взвешенные решения в области уменьшения риска. Руководитель должен уметь проявлять новаторские способности, выступая в роли экспериментатора, способного разносторонне мыслить, принимать нестандартные решения и осваивать все более и более новые виды деятельности.


В роли измерителя всех личностных качеств выступают функции руководителя, которые способствуют благоприятному осуществлению всех социальных ролей и видов деятельности.

Таким образом, огромное значение несут в себе не только стиль руководства, но и деловые и личностные характеристики руководителей.

Ключевые качества менеджера, в которых заключается немалое значение для успешности его управленческой деятельности, представлены в различных работах исследователей. В том числе и ученый Т. Бойделл составил структуру наиболее значимых качеств эффективного руководителя таким образом:

• моральные качества, принципиальность, трудолюбие, честность, самокритичность, целеустремленность и т.д.;

• волевые качества, работоспособность, энергичность, настойчивость;

• организаторские способности и деловые качества, инициативность, дисциплинированность, самостоятельность, организованность, исполнительность;

• умение устанавливать контакты, коммуникабельность;

• толерантность к чужому мнению.

Глава 2. Особенности выбора стиля руководства

2.1. Формирование оптимального стиля руководства

Ни один из представленных стилей руководства сам по себе не может быть оптимален. Таковым может являться лишь динамичный стиль, который меняется в зависимости от объектов руководства и ситуаций.

Формирование стиля управления это всегда сложный и долговременный процесс. Руководителю может потребоваться достаточно много времени, чтобы не только ознакомиться с деятельностью организации, а и оценить профессиональный уровень своих подчиненных. Руководитель должен знать подход к каждому, кто работает в его организации, уметь правильно направить своих подчиненных, а в случае необходимости — наказать.

Успешность выбора стиля определяется тем, в какой степени руководитель учитывает способность и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиции коллектива, а также оценит и свои возможности, такие как уровень образования, стаж работы, психологические качества. Но выбор стиля в немалой степени зависит также от подготовки и поведения подчиненных. Руководитель, который видит в своих подчиненных лишь исполнителей, может не рассчитывать на успех.


На формировании стиля руководства сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом – в других).

Учитывая, что обстоятельства, в которых находится руководитель, и люди, которые ему подчинены, динамичны и изменчивы, хороший руководитель производственного коллектива должен владеть различными стилями руководства и знать, при каких обстоятельствах и в отношении каких именно подчиненных тот или иной стиль наиболее целесообразен.

В соответствии с изменяющимися как внутренними, так и внешними условиями руководители вынуждены постоянно корректировать свои устоявшиеся стили управления. Необходимо руководствоваться креативным стилем управления. Под креативным стилем понимается такое поведение, которое учитывает необходимость изменения его форм под влиянием проблем, возникших во внешней или внутренней среде [7, с. 24]. И опирается на знания, умения и творческие способности руководителя. Эффективные руководители – это те, кто может вести себя по-разному – в зависимости от требований реальности.

При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями:

  1. наличие достаточной информации и опыта у подчиненных;
  2. уровень требований, предъявляемых к решению;
  3. четкость и структурированность проблемы;
  4. степень причастности подчиненных к делам организации и необходимость согласовывать с ними решения;
  5. вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку исполнителей;
  6. заинтересованность исполнителей в достижении целей;
  7. степень вероятности возникновения конфликтов между подчиненными в результате принятия решений [12, с. 88-89].

2.2. Эффективное руководство

Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от руководителя, от его способностей. Эффективность управления – в широком смысле - соотношение результатов деятельности организаций, предприятий и затрат на управление или полных затрат организаций, предприятий; в узком смысле - соотношение результатов деятельности органов, подразделений, работников управления (количества принятых решений, расчетов и т.п.) и затрат на их достижение.

Существует три вида эффективности:

  • Экономическая – соотношение экономических результатов деятельности организаций, предприятий и затрат на их достижение.
  • Социальная – соотношение социальных результатов деятельности организаций, предприятий и затрат на их достижение.
  • Социально-экономическая – соотношение экономических и социальных результатов деятельности организации, предприятий и затрат на их достижение.

Основным показателем эффективности труда руководителя как организатора и воспитателя является результаты труда коллектива в целом и каждого члена в отдельности. Они измеряются различными производственно- экономическими показателями, на которые сказывают влияние технические, экономические и организационные решения. При характеристике эффективности работы руководителя нельзя ограничиваться только производственно- экономическими показателями труда. Нужно учитывать и тот комплекс показателей жизнедеятельности коллектива, на который оказывает влияние руководитель. Эти показатели выражаются через социально- психологические факторы. Таким образом, результатом эффективности работы руководителя являются производственно- экономические и социально- психологические показатели.

К социально-психологическим показателям, характеризующим деятельность руководителя, можно отнести такие, как: совпадение формального и неформального лидера, сплоченность (психологическая совместимость) коллектива, психологический климат.

Эффективность управленческой деятельности зависит от способностей руководителя. По определению психолога А.Н. Леонтьева, способности – это такие свойства индивида, совокупность которых обуславливает успешность выполнения некоторой деятельности.

Умение обеспечить положительную самоорганизацию управленческой системы. Руководителю предоставлено право решать вопросы подбора и расстановки кадров в своем подразделении. Эффективность этих решений находится в прямой зависимости от управленческих способностей руководителя. Сильный руководитель подбирает сильных подчинённых, слабый руководитель слабых. В первом случае можно говорить о положительной, а во втором – об отрицательной самоорганизации управленческой системы. Получается, что вред от слабого руководителя двойной: прямой – от малой эффективности его управленческой деятельности и косвенный, связанный с отрицательной самоорганизацией. Каждого руководителя и специалиста можно оценить по его деловым, профессиональным качествам только руководитель и специалист более высокой квалификации.

Умение улучшать функциональную расстановку кадров. Сильный руководитель умеет правильно оценить эффективность деятельности подчинённых. Он старается не привлекать слабых подчинённых к решению сложных или важных вопросов, помогает им разобраться в “нестандартных” ситуациях, опираясь на автократические методы руководства.


Поскольку люди являются наиболее важным организационным ресурсом, руководитель организации должен уделять основную часть своего времени именно управлению людьми. К сожалению, так происходит далеко не во всех современных организациях. Это заметно снижает эффективность управления в организации в целом, поскольку руководители являются важнейшим инструментом претворения в жизнь методов управления, и недостаточное внимание с их стороны к этим вопросам трансформируются в низкое качество управления персоналом.[1]

2.3. Факторы, влияющие на эффективность управления

В теории менеджмента недостаточно внимания уделяется изучению факторов, влияющих на достижение результатов управления. Основаниями для выделения служат положение по отношению к субъекту управления (факторы внешние и внутренние), а также векторы активности субъекта (структурные и активизирующие). Каждая организация, каждый субъект имеют свои внешние и внутренние факторы влияния на эффективность управления ситуацией.

Управление структурными факторами для субъекта означает, прежде всего, управление делами, а активизирующими – людьми.

Структурные факторы управления требуют рационального подхода, логики, объективности и систематизации. Владение активизирующими факторами предполагает творческий подход, знаний в области человеческого поведения, интуиции, владение ситуацией и решение проблемы. Позитивная деятельность возможна, когда руководитель профессионально владеет методами управления. Хороший результат обеспечивается эффективной деятельностью лишь на коротком отрезке времени.

Активизирующие факторы характеризуют процесс управления людьми, структурные – область технических навыков. Относительная доля факторов собственно процесса управления растет за счет сокращения технических умений по мере возрастания организационного уровня. В индивидуально-ситуативном стиле большое значение имеет умение руководителя налаживать межличностные отношения. Использование сильных сторон личности руководителя, что существенно для достижения высоких результатов. Факторы, влияющие на стиль руководства, не могут быть однопорядковыми, идентичными. Одни из них действуют постоянно, другие временно. К постоянным факторам влияния относятся:

  • окружающая среда,
  • социальные нормы,
  • типичные черты личности,
  • производственная ситуация;