Файл: Понятие и виды государственных пенсий (ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Государственное пенсионное обеспечение является одним из наиболее важных правовых институтов Российской Федерации. Право на него закреплено в Конституции и гарантируется каждому гражданину, независимо от различного рода факторов. Но, несмотря на это, система государственного пенсионного обеспечения и в настоявшее время находится в стадии развития. Лишь достижение устойчивого экономического роста позволит создать объективную систему пенсионного обеспечения, следовательно, и устойчивое пенсионное обеспечение всех граждан, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение, проживающих на территории Российской Федерации и за её пределами.

Само государственное пенсионное обеспечение представляет собой совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии, которые могут быть нескольких видов. Однако, несмотря на важность и значимость его, мало кто задумывается о пенсиях только начиная свою трудовую деятельность, в силу возраста, иных обстоятельств, но спустя некоторое время, ближе к приближению пенсионного возраста, нас начинает волновать наше будущее, и мы задумываемся о том или ином виде пенсии, задумываемся о том, из каких средств будет выплачиваться пенсия.

Актуальность исследования курсовой работы заключается в необходимости рассмотрения правового института государственного пенсионного обеспечения, как института, гарантирующего социальную защиту пенсионерам.

Актуальность исследования выражается также в определении позитивных и негативных аспектов не только системы в целом, но и каждого вида пенсии, выявлении проблем, связанных с институтом государственного пенсионного обеспечения. Каждый гражданин задается вопросом: «Какой вид пенсии хотел бы получать я?», «Что мне необходимо сделать, чтобы иметь право на эту пенсию?» Этим и другими вопросами обусловлена актуальность работы. В результате нами будет рассмотрен данный вопрос и другие, а значит удастся сложить объективную оценку каждому виду пенсии по государственному пенсионному обеспечению, выявить наиболее привлекательные виды пенсий.

Исходя из актуальности работы, был выявлен объект исследования - это отношения, связанные с государственным пенсионным обеспечением.


Предмет исследования - государственное пенсионное обеспечение РФ.

В связи с тем, что государственное пенсионное обеспечение строилось длительный исторический период, необходимо определить каким образом произошло становление современного государственного пенсионного обеспечения, определить его этапы. Важным элементом является сравнение пенсионного обеспечения РФ с другими странами, а также рассмотрение каждого вида пенсии, что определяет цели выпускной квалификационной работы.

Для реализации задач, были определены следующие задачи работы:

1. Изучение становления государственного пенсионного обеспечения на территории РФ.

2. Выявление актуальных проблем, изучаемого института.

3. Рассмотрение видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

На основании того, что пенсионное обеспечение принадлежит к ряду правовых институтов в информационную базу работы входит следующее:

1. Рассмотрение законодательной базы пенсионного обеспечения, основной из которой является: Конституция РФ, Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017); Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации и их семей" и другие нормативно-правовые акты.

2. Судебная практика.

3. Научная литература.

4. Статьи.

5. Интернет ресурсы.

Методология исследования. В результате написания курсовой работы были применены такие методы, как изучение и анализ нормативной и юридической литературы, сравнение нормативной и научной литературы.

Структура работы включает в себя введение, 2 главы, подразделенные на подпункты, а также заключение и список использованной литературы.

ГЛАВА 1.ПОНЯТИЯ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


1.1 Определение государственного пенсионного обеспечения и история его законодательных актов

Забота о своем народе - прямая обязанность Российской Федерации. Подтверждением этого является закрепление в отечественном законодательстве положения «о социальном характере России», политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государство берет на себя обязанность, создавать условия для достойного проживания своих граждан.[1]

С появлением государственного пенсионного обеспечения уровень жизни граждан повысился. Это вполне объяснимо, так как у граждан появились средства существования (в виде пенсий), которые позволяли обеспечивать себя необходимым. Однако, для эффективного изучения государственного пенсионного обеспечения необходимо изучить историю зарождения не только самой системы, а также историю зарождения его законодательных актов.

Этапы развития пенсионной системы различались в зависимости от исторического периода. Первый этап развития был связан с периодом от 1917 года по1956 года, второй же связан с периодом от 1956 по 1991 год.

Первый этап характеризуется построением пенсионной системы на основе принципа социальной справедливости, так как политика государства того периода была направлена на создание равных условий между населением. Для создания этих условий был сформирован в 1918 году Народный Комиссариат социального обеспечения. Указанный орган занимался не только вопросами, связанными с пенсионным обеспечением - основной задачей являлось создание социальной справедливости в государстве.

Указанный орган был главенствующим и гарантом обеспечения социальной справедливости, в том числе пенсионной. Помимо создания специализирующегося органа в области социальной справедливости и пенсионного обеспечения, первый этап характеризуется созданием первых пенсионных законов, которые были закреплены Постановлением Наркома труда от 05.01.1928 г для рабочих текстильной промышленности. Спустя год была утверждена пенсия для работников других отраслей[2].

Создание первых нормативных документов свидетельствовало о том, что государственный орган в полной мере занимался созданием нормативно-правового документа, закрепляющий наличий пенсионного обеспечения в стране. Но надо отметить, что Постановление Наркома труда от 05.01.1928 имело один нюанс - оно распространялось лишь на работников текстильной промышленности, лишая государственного пенсионного обеспечения все категории граждан. Документ не распространялся на иные категории, что являлось несправедливо к иным гражданам.


Спустя год данный изъян был исправлен и право на пенсионное обеспечение получили иные категории работников. Кроме закрепления пенсии по старости произошло утверждение пенсионного возраста. Право получения пенсии наступало для мужчин и женщин с разницей в 5 лет: 60 годам для мужчин и 55 для женщин.

Кроме того, во время первого этапа произошло закрепление трудового стажа, как для женщин, так и для мужчин, который составлял 25 лет.

В связи с тем, что государство направлено на создание равных условий, неразумно считать решение о разном пенсионном возрасте, так как женщины и мужчины должны иметь право выхода на пенсию в одном и том же возрасте. Пол не должен быть критерием пенсионного возраста. Если же государством было принято решение о предоставлении женщинам права выхода на пенсию раннее, необходимо закрепить привилегированность женщин в Конституции. Если же этого нет, то можно решение принимать как дискриминацию граждан, что является недопустимым.

Следующим достаточно значительным в завершении первого этапа явился период перехода обязанностей, связанных с пенсионным обеспечением от НКСО к Министерству социального обеспечения. Подводя итоги первого этапа в развитии пенсионной системы Советского Союза, необходимо заметить, что происходило не только закрепление пенсионных основ, но, а также создание специально уполномоченного органа в области социального обеспечения СССР, в виде Народного Комиссариата. Основанная деятельность направлена на отношения, связанные с пенсионным обеспечением, однако все его полномочия в 1949 году перешли к Министерству социального обеспечения.

Второй этап был более значимым, нежели первый. Он характеризуется закреплением пенсионных основ: установление пенсионного возраста, стажа; принятием закона «О государственных пенсиях»[3]. Его принципиальное значение заключатся в праве на материальное обеспечение граждан в пенсионном возрасте. Закон регулировал отношения пенсионного обеспечения всего советского государства, происходило закрепление видов пенсий, размера.

Законом были подразделены пенсии на следующие виды:

1. Пенсия по потере кормильца.

2. Пенсия по старости.

3. Пенсия по инвалидности.

Не стоит забывать граждан, которые относятся не к простым рабочим, а к лицам, которые внесли весомый вклад в развитие страны. Для таких лиц было принято в 1956 году особое «Положение о персональных пенсиях», которое регулировало отношения граждан, внесших особый вклад в развитие и строительство государства.


Размер такой пенсии варьировался от значения вклада, которые подразделялись на:

1) вклад местного значения;

2) вклад союзного значения;

3) вклад республиканского значения[4].

Необходимо отметить, что размер пенсии для особой категории граждан существенно превышал размер пенсии обычных граждан, на которых распространялся закон «о государственных пенсиях». Закрепление пенсионной системы явилось значимым событием для всего Советского государства. Однако, возвращаясь к первому этапу, необходимо заметить, что государственная политика в области пенсионного обеспечения была направлена на создание равных пенсионных условий наличие единого равенства, социальной справедливости. Что следует понимать, как единое пенсионное обеспечение. Но, как подмечено в положении, существует особое пенсионное привилегированное обеспечение.

Таким образом, одна категория превосходствует над другой. Что усиливает социальное неравенство. После создания Закона «О государственных пенсиях» был создан не менее значимый закон в 1964 году «О пенсиях и пособиях членам колхоза».

Упомянутый закон регулировал отношения не только колхозов в целом, но и пенсионные отношения конкретных колхозов. Основываясь на законе, каждый колхоз мог устанавливать пенсии в отдельности для того или иного колхоза. Это явилось значимым событием в области пенсионного обеспечения, так как до принятия закона не было закреплено пенсионное обеспечение для работников колхозов.

Также возникает вопрос о правильности действий, а именно о праве установления пенсий каждым колхозом в отдельности, так как в данный период отсутствовало прав на частную собственность: все принадлежало государству, в том числе и колхозы. А значит было бы разумно установить единые пенсионные выплаты для всех работников колхозов, разумеется, с учётом особых условий, таких как инвалидность. Завершением второго этапа стала реформа 1990 года, в результате которой был принят Закон «о пенсионном обеспечении граждан СССР».

Суть реформы заключалась в разделении пенсий на два основных блока: 1. Трудовые пенсии; 2. Социальные пенсии[5].

В советский период произошел скачок в развитии пенсионной системы, в сравнении с начальным этапом развития в Царской Империи. Обобщая указанное, нами сделаны следующие выводы:

1. Был создан специально уполномоченный орган, регулирующий отношения в области социального обеспечения.