Файл: Публичная власть (ОБЩАЯ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
1.1. ПОНЯТИЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ.
1.2. РАЗНОВИДНОСТЬ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ.
1.3. ФУНКЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ.
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И УРОВНИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ.
3.1. ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ.
Суверенная государственная власть как высшая разновидность публичной власти. Государственная власть является высшей формой публичной власти, поскольку, во-первых, ее социальный источник — особый территориальный коллектив, народ всей страны. Во-вторых, в силу этого только она обладает суверенным характером, является суверенной разновидностью публичной власти. В-третьих, только она может регулировать все вопросы жизнедеятельности общества. В-четвертых, именно она юридически наделяет кругом предметов ведения и полномочиями остальные публичные территориальные коллективы, наделяет основами компетенции их органы.
Государство — официальный представитель всего общества страны в его государственных границах и на международной арене. Его власть распространяется на всю территорию государства, включая ее подвижные части в границах и вне границ — самолеты, корабли под флагом государства, космические аппараты, на граждан государства, находящихся за границей.
Власть государства имеет универсальный характер: она может распространяться на все отношения, которые регулируются государством и правом и поддаются такому регулированию. Государственная власть едина. Разделение ее на определенные ветви (законодательную, исполнительную, судебную, иногда в конституциях называют и другие) не противоречит единству государственной власти, единству политики, проводимой по принципиальным вопросам всеми ее органами.
Видимо поэтому в наше время в конституциях, в том числе и в ст. 10 Конституции РФ, один из основных принципов, относящихся к организации государственной власти, целесообразно обозначить не только как разделение властей, а в формулировке: единство государственной власти и разделение ее ветвей. Государственная власть не только едина, но и единственная государственная власть в обществе страны.
Только государство может осуществлять (или только от имени государства может осуществляться) законное и легитимное государственное принуждение. Государство может делегировать право применять некоторые формы принуждения органам других территориальных публичных коллективов, но опять-таки они применяются только в соответствии с законами государства и имеют менее существенный характер, нельзя, например, делегировать право применять уголовные наказания.
Государственная власть, государство осуществляет роль социального арбитра в обществе, регулируя, в том числе отношения социальных классов и слоев (а также их организаций), чтобы их соперничество и противоречия разрешались мирным путем в правовых формах и не приводили к насильственным действиям, а, в конечном счете к анархии и распаду общества. Но детальное рассмотрение вопроса о социально-арбитражной власти государства как социального арбитра выходит за пределы темы данной работы.
Публичная власть субъекта федерации. Как уже говорилось, собственная власть субъектов РФ по предметам их ведения названа в Конституции РФ государственной властью. В Конституции РФ есть базовые ценности, которые останутся неизменными, видимо, в обозримое время, - многие из них проистекают из общих ценностей человечества. Вряд ли рассматриваемое положение о государственной власти субъектов РФ относится к ним и его, видимо, можно исправить.
Первые примеры внесения поправок в другие главы Конституции РФ уже имели место в 2008 г. Положения гл. 3 Конституции РФ о государственной власти субъекта РФ можно изменить, не создавая новый текст и не созывая Конституционное собрание . Сложнее обстоит дело со ст. 5, но вряд ли из-за неприкосновенности соответствующей главы стоит долго сохранять положения, которые не соответствуют реалиям. Сейчас для этого еще не пришло время. Кроме того мировой финансовый кризис требует первоочередного решения других задач. Но вопросы остаются, и понадобятся коллективные усилия науки и практики для их решения.
В современных условиях субъект федерации почти нигде ни юридически, ни фактически не рассматривается как государство. Это — государственное образование. Его собственная публичная власть в пределах его предметов ведения не является государственной властью. Это — государствоподобная несуверенная публичная власть. Такие формулировки и могут быть использованы как основа будущих дискуссий о внесении поправок.
Публичная власть муниципального образования. Территория государства издавна делится на различные административно-территориальные единицы (губернии, области, округа, районы, сельские административные единицы), без этого невозможна организация территориального управления. В унитарном государстве наиболее крупные единицы рассматриваются как деление его территории, в федеративном государстве административно-территориальное деление — это деление территории субъектов федерации.
Муниципальные образования — и коммунальные, и региональные, как правило, создаются в рамках административно-территориальных единиц и сохраняют их издавна сложившиеся названия. Однако административно-территориальные единицы и муниципальные образования — разные явления.
В точном юридическом смысле административно-территориальная единица — это населенная территория, не имеющая своей собственности (на ее территории существует государственная и иная собственность) и управляемая назначенными "сверху" чиновниками. Ее население не создает собственной публичной власти в виде избираемых органов, хотя, например, референдумы могут проводиться, но только если они назначены "сверху".
Муниципальное образование, его население избирает свои управленческие органы, создает свою общую собственность, распоряжается ею и решает дела местного значения под свою ответственность. Муниципальные образования могут создаваться, и обычно создаются в рамках административно-территориальных единиц, но это разные явления. Сказанное относится и к муниципальному району в России, у которого есть дополнительные полномочия, и может быть несколько иная структура представительного органа.
В связи с этим важно различать не столько городские и сельские поселения, хотя и это нужно делать, сколько две разновидности муниципальных образований: низовое (условно говоря, общинное) звено и региональное муниципальное образование. В России не всегда делаются необходимые выводы в связи с таким различием. Нередко говорится только об одном: нужно назначать мэров муниципальных образований "сверху", тогда единство власти будет обеспечено.
И в низовых муниципальных образованиях могут возникать вопросы, решение которых требует государственных полномочий , например учет военнообязанных, организация призыва в армию, положение иностранцев, проживающих в поселении. В России в таких случаях используются нормы ч. 2 ст. 132 Конституции РФ.
Устанавливается, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями по договорам с органами Федерации или субъектов РФ с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Отказываться от таких поручений нельзя (закон нужно выполнять), можно лишь обратиться в суд по этому вопросу. В некоторых зарубежных странах используется иной путь. Избранный населением мэр утверждается министром внутренних дел как государственный служащий. Он по обязанности выполняет дела, связанные с вопросами государственного значения, если они возникают в данном поселении. С него и спрашивается, - никаких договоров заключать не нужно.
В любом муниципальном образовании есть своя публичная власть, источником которой является народ (население муниципального образования). Она всегда действует наряду с государственной властью (в федерациях также наряду с государствоподобной властью субъекта федерации, а иногда властью территориальной автономии, в состав которой входит муниципальное образование), хотя формы организации и их полномочия неодинаковы.
Какое-то сочетание имеет место даже в самом мелком муниципальном образовании, где нет никаких должностных лиц, назначенных от государства или субъекта федерации, и действуют лишь сход и избранный им староста, ибо и в таком муниципальном образовании действуют законы государства. Таким образом, в любом муниципальном образовании есть своя публичная власть.
Это власть не является государственной. Статья 12 Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление — это негосударственная муниципальная, публичная власть. В современном демократическом, социализированном и коллективированном обществе власть народа осуществляется на разных уровнях и в разных формах. Всесторонне понять реализацию такой власти невозможно без разработки концепции территориальных публичных коллективов. На каждом уровне таких коллективов население, народ как часть народа страны, непосредственно или через органы, созданные территориальным публичным коллективом, осуществляет в рамках конституции и законов государства и в соответствии с ними принадлежащие коллективу полномочия, свою публичную власть. Власть каждого коллектива — одно из звеньев публичной власти всего российского многонационального народа, которая имеет свою форму государственной власти.
В демократическом государстве существует единая система публичной власти народа. Системный подход к ней с одновременным выяснением наиболее целесообразных сфер регулирования и организации различных видов публичной власти может сделать научные исследования более эффективными, а практику управления в обществе более рациональной.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ.
3.1. ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ.
Чтобы ответить на вопрос о месте и роли публичной власти в социальной жизни современного мира, следует привести краткий анализ существующих мнений о том, что представляет собой современный мир.
Существует множество концепций, авторы которых пытаются осмыслить сущностные характеристики современной политической структуры мирового сообщества и тенденции его развития. В одних концепциях мир представляется все более гомогенным вследствие развития процессов глобализации, которые обычно рассматривается как распространение западных моделей, ценностей, институтов и т.п. Здесь можно выделить работы Ф.Фукуямы.1 В других теоретических схемах мир выглядит разделенным или расколотым и излагаются различные причины данного явления.
В работах С.Хантингтона2 рассматриваются западная, китайская, японская, индуистская, исламская, православная, латиноамериканская и африканская цивилизации. В трудах Э.Тоффлера исследованы цивилизации иного рода: сельскохозяйственная, индустриальная и постиндустриальная.В исследованиях В.Л.Иноземцева4 причина раскола определяется разным уровнем профессионализма. Другой исследователь И.Валлерстайн пришел к иному выводу, что уровень социально-экономического развития стран может быть определен как высокий, средний и низкий, на основе чего, соответственно, выделяются центр, полупериферия и периферии1. Кроме того, А.И.Неклексса2 вычленил и обосновал в качестве причин раскола шесть экономико-географических мировых зон.
Существуют концепции, в которых делаются попытки совместить обе тенденции: глобализацию и универсализацию мира, с одной стороны, и его фрагментацию, обособление отдельных частей и областей, с другой. Директор Стокгольмского международного института проблем мира и конфликтов А.Д.Ротфельд пишет, что отношения в современном мире определяются, с одной стороны, центробежными процессами (глобализацией или интеграцией), а с другой - центростремительными (фрагментацией, эрозией государств)3. При этом, отмечает А.В.Малашенко, "обостряется конфликт между глобализацией и "геолокальностями". Этносы, страны, регионы, подключаясь к процессу глобализации, настаивают на своей идентичности, приоритете интересов в своих собственных (ими же самими установленных) границах."4 Большинство исследователей независимо от того, какой точки зрения они придерживаются, сходятся во мнении, что конце XX - начале XXI в. мир переживает некий критический период, который определяется как эпоха "переломное", неопределенности, как "переходный возраст"5 и т.п. Это тот период, когда происходят качественные изменения самой сути политической системы мира. Подобных воззрений придерживаются не только сторонники неолиберальной традиции в международных исследованиях, но и те, кто придерживается скорее неореалистических взглядов. Так, Г.Киссинджер пишет, что "мировой порядок и его составные части никогда еще не изменялись так быстро, глобально и глубоко, как в настоящее время".
Практически всеми авторами отмечается, что новые тенденции носят именно качественный характер и радикально меняют политическую структуру мира. Одним из признаков кардинальных перемен и выстраивания новой политической структуры мира является глобализация и интеграция, которые в той или иной степени охватили весь мир. В этом плане интересны сравнения между серединой XVII в., когда сформировалась Вестфальская модель мира, и концом XX столетия. В первом случае Европа, будучи единой, по своим культурным, цивилизационным параметрам оказалась политически разделенной. Во втором случае при крайнем усилении экономической, финансовой и информационной интеграции в политическом отношении мир сегодня представлен 192 государствами. Среди множества факторов, воздействующих на современную политическую структуру мира, на сегодняшний день, прежде всего выделяют такие, как глобализация, усиление взаимозависимости, формирование некоего глобального экономического организма, интеграционные процессы и т.п.2 Среди всего многообразия тенденций следует отметить две наиболее значимые: 1) развитие глобализации и интеграционных процессов; 2) увеличение числа различных акторов на мировой арене и их суверенизация.3