Файл: Публичная власть (ОБЩАЯ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В последние годы феномен глобализации становится одним из наиболее распространенных предметов исследований, вызывает повышенный общественный интерес, а существующие взгляды на него достаточно разнообразны. Некоторые авторы полагают, что анализ практически любого социально значимого феномена невозможен вне изучения процесса глобализации как актуализующе-гося поля универсального процесса социальных изменений, правомерно определяющегося сегодня как категория социальной трансформации.1 Существуют многочисленные определения глобализации, разные подходы к пониманию ее аспектов и сфер, кроме того, подчеркивается проблема оценок - насколько глобализация является универсальной и всеобщей тенденцией мирового развития. Существующие сегодня трактовки сущности и содержания глобализации как исторического явления в жизни человечества сводятся к следующим положениям. "Глобализация есть многомерный, объективный процесс становления глобальной общности людей в масштабе всего человечества в единстве с природной сферой планеты Земля, замещения локальных, изолированных форм и норм жизнедеятельности людей общемировыми, формирования единообразия, взаимодействия и взаимообусловленности различных сторон жизни отдельных континентов, стран, народов в рамках единого мира, в условиях распространения принципов свободы личности, а также открытости и устранения барьеров на пути к установлению материальных, интеллектуальных, духовных, этических, эстетических и иных форм общения между людьми".2 По мнению ряда исследователей, процесс глобализации определяется рыночными, а не государственными силами. Он генерирует трансконтинентальные и межрегиональные потоки, взаимозависимость глобального масштаба. Главным в этом процессе представляется то, что глобализированная экономика - это качественно новое явление в виде целостной единой международной системы, что объективно требует соответствующей политической воли и интеграции.3

Общепризнанным также является то, что глобализация имеет как позитивные, так и негативные последствия4. В числе первых: ускорение внедрения и распространения технических достижений и современных методов управления; новые экономические перспективы для государств и отдельных лиц; возможности обеспечения более высокого уровня жизни и т.п. В то же время к негативным последствиям глобализации относятся: растущее неравенство, когда получаемые выгоды и возможности концентрируются в относительно небольшом числе стран и неравномерно распределяются в самих этих странах; связанное с этим нарастание уязвимости и маргинализации многих государств; возрастание угрозы целостности национальных культур и вызовы суверенитету государств.


При этом большинством специалистов признается, что каким-либо образом регулировать процесс глобализации, минимизируя негативные тенденции и их последствия, можно только совместными усилиями правительств государственных и негосударственных субъектов международной деятельности, в первую очередь, различных международных организаций.1

3.2. ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ И КОРУПЦИЯ.

Для исследования влияния человеческого фактора на распространение коррупционных отношений в сфере публичной власти использован социально-антропологический подход. Показано, что главную роль в коррупционной эрозии публичной власти играет личная мотивация тех, кто стремится занять публичные политические и административные должности. Рассмотрены институциональные барьеры, которые могут препятствовать проникновению в систему публичной власти и деятельности в ней тех, кто хочет использовать власть в своих корыстных интересах. Одним из главных направлений превентивного противодействия коррупции в сфере публичной власти является повышение “качества” тех, кто населяет институты публичной власти, ее кадрового обеспечения. Это может быть достигнуто посредством добросовестной и транспарентной политической конкуренции на выборах; меритократического подхода при назначении на публичные административные должности и продвижении по службе; деполитизация деятельности публичных должностных лиц, занимающих административные должности; применения этических кодексов и стандартов поведения; предотвращения конфликтов интересов в системе публичной власти; декларирования публичными должностными лицами и их родственниками своего финансового и имущественного положения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Данная курсовая работа была посвящена политологическому анализу феномена публичной власти. Интерес к выбранной теме обусловлен целым рядом факторов и, в первую очередь, недостаточной разработанностью проблем публичной власти в современном обществоведении. Необходимо также отметить и разобщенность исследований как в рамках различных обществоведческих наук, так и разобщенность данных отечественных и зарубежных наук о власти. Курсовая представляет собой одну из первых в российской науке попыток исследования политологического аспекта публичной власти, с одной стороны, синтезирующих достижения отечественной и зарубежной наук; с другой стороны, синтезирующих данные различных обществоведческих дисциплин.


Принимая во внимание, что вопросы, рассмотренные в основной части работы, уже нашли свое отражение во введении, ограничимся кратким указанием на наиболее существенные, на наш взгляд, моменты.

Несмотря на то что смыслоконцепт власти является предметом изучения как политологической, так и юридической наук, он не является ни сугубо политическим, ни чисто юридическим. Исходя из этого, в данном исследовании разработки юридической науки используются в качестве методологической основы для политологического анализа публичной власти. В соответствии с соотношением общего и частного, в работе предпринята попытка рассмотреть феномен публичной власти сквозь призму концептуального исследования признаков публичной власти.

В связи с пониманием власти как асимметричных отношений, проявляющихся в возможности субъекта вызывать подчинение объекта сообразно своим целями с использованием соответствующих ресурсов, под публичной властью понимается институционализированная легальная социальная власть, реализующая артикулированные общественные интересы территориально-организованного сообщества, консолидирующая данное сообщество в качестве целостной системы в соответствии с господствующими в обществе ifemto-стями. Публичная власть является единственной в обществе властью, реализующей публичные интересы. Последующее исследование позволило выделить перечень субъектов, а также функции и принципы публичной власти и дать их развернутую характеристику.

В работе выделены формы, виды и уровни публичной власти. Основанием выделения форм власти является вид организационно-правового основания осуществления субъектом публичной власти властных полномочий. Вид власти детерминируется определенной политико-территориальной общностью людей, выступающей в качестве непосредственного источника публичной власти соответствующего вида. В основе выделения различных уровней лежат территориальные пределы полномочий субъектов публичной власти. Что касается вопроса о соотношении видов и форм публичной власти, то в диссертации обосновывается возможность осуществления каждого из четырех видов публичной власти во всех трех формах.

В работе подняты проблемы реализации публичной власти. Признавая переходный характер общечеловеческой интеграции, нами были обоснованы выводы о том, что коллизия "интеграция-суверенизация" в международных отношениях существует и видоизменяется на протяжении нескольких эпох в истории человечества. В дискуссии о степени "размывания" государственного суверенитета в современном мире мы придерживаемся мнения не об исчезновении государственного суверенитета, а об изменении его содержания. В переходный период общечеловеческой интеграции, на наш взгляд, одной из спорных проблем является проблема формирования некой "международной власти" и проведения границы между суверенитетом государства и властью мирового сообщества. На сегодняшний день государственная власть остается доминирующим, "базовым" видом публичной власти. Очевидно, что роль, которую играют международные организации (как субъекты публичной власти) в современном мире, производно от роли входящих в них государств. ООН не внесла каких-то радикальных изменений в ключевые характеристики этой системы, что способствовало процессу дальнейшей легитимации претензий ведущих держав на руководство в международных делах. Соответственно, надгосударственная публичная власть формально аккумулируется в международных организациях, а не формально находится у ведущих держав. Однако это не означает, что международные организации не способны играть важную роль в обеспечении международной безопасности, предотвращении войн, оказании помощи развивающимся странам и решении множества вопросов, являющихся актуальными для всего мирового сообщества. Вместе с тем, так называемое "право на вмешательство" может использоваться лишь в соответствии с признанными мировым сообществом принципами и нормами международного права.


При анализе реализации публичной власти были исследованы проблемы влияния на нее такого негативного социального явления, как коррупция. На основании исследования существующих концепций нами предложено следующее определение: коррупция - это система определенных отношений, основанных па противоправном обмене должностных лиц государственного или частного сектора с заинтересованными лицами какими-либо благами, при этом получение любых незаконных выгод для данных лиц становится приоритетным, ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица или частного сотрудника, что препятствует реализации публичных интересов. В работе указаны наиболее характерные для современной России причины коррупции, а также последствия роста ее уровня. Коррупция, точнее, ее распространение за безопасные для общества в целом границы воздействия - индикатор неблагополучия не отдельной цепи, а всего механизма социального устройства, включающего в себя социально-экономические, политические и идеологические основания общества. Именно его "сбой" превращает социальное явление, взяточничество, в общественный феномен коррупции, а процесс ее распространения в закон асоциального движения конкретной социальной системы. Коррупция ослабляет публичную власть. Мы полагаем возможным определить "силу" в качестве одной из характеристик власти. Применительно к публичной власти определение понятия "сильная публичная власть" включает две составляющие: во-первых, способность эффективной защиты и обеспечения как публичных, так и частных интересов, нахождения оптимальных публичных и частных интересов в политико-правовом регулировании общественных отношений; во-вторых, способность использовать легальные средства принуждения для поддержания целостности социума и его развития. Слабеющая от коррупции, публичная власть не способна быть выразителем публичного интереса.

Нами также рассматриваются вопросы распределения собственности в обществе, а также роль публичной власти в этом процессе. Проблемы собственности должны рассматриваться с точки зрения реализации общественных ценностей, в том числе и справедливости. Принципиальное отличие публичной собственности от частной заключается в различных социальных функциях этих двух форм собственности. Государство есть самостоятельный субъект права, представляющий определенные общественные интересы, но не тождественно ему. Местное самоуправление также не входит в число государственных структур. Публичная же собственность предназначена для решения общих проблем членов единого социума. Она включает в себя три субъекта права собственность: общество ("публичный союз"), государство (применительно к Российской Федерации: федеральный центр и субъекты РФ) и местное самоуправление. Соответственно выделяются три имущественных комплекса: общественный, государственный (казенный), муниципальный. Доходы от использования общественного имущества идут на нужды всего общества и граждан, государственного - на нужды государства, как политико-правовой организации публичной власти, муниципального - на местные нужды. Все это получает обязательное правовое закрепление. Указанные имущественные комплексы и доходы, получаемые от них, также являются экономическими ресурсами публичной власти наряду с другими. Обладание собственностью в любой период истории оказывается необходимым условием властвования в обществе. Социальный субъект, лишенный собственности, становится как бы вне власти, простым объектом ее воздействия. Поэтому необходимость развития всех форм и видов собственности является важнейшей задачей так же, как и разработка эффективного механизма peaлизации каждой формы и вида собственности. На разных этапах экономического развития пропорции между частным и публичным сектором могут меняться. Однако критерием таких перемен должна быть эффективность, с точки зрения баланса, публичных и частных интересов.


В работе были рассмотрены и иные вопросы, связанные с организацией и функционированием субъектов публичной власти. В целом, подводя итоги работы, можно утверждать, что публичная власть, являясь сложным и многогранным явлением, несет в себе огромный позитивный потенциал, который в современной России в полной мере еще не реализован. Следует согласиться с В.В.Мшвениерадзе, отмечавшем, что "понятие власти, впрочем, как и смежные с ним понятия авторитета, господства, влияния, силы и т.п., относятся к числу тех многомерных категорий социального знания - философии, политологии, социологии, психологии, политической экономии, этики, права, - которые по мере углубления в их изучение порождают значительно больше вопросов, чем позволяют дать на них однозначные ответы."1 Автор надеется, что предпринятое в данной работе теоретическое осмысление вопросов функционирования субъектов публичной власти будет способствовать росту престижа и эффективности последней.

В завершение можно сказать, что некоторые аспекты поднятых проблем остались либо за рамками данного исследования, либо без желаемой степени проработки, например таких, как "Публичная власть и бюрократия", "Публичная власть и реформы социально-экономической жизни", "Публичная власть и общественное мнение", "Публичная власть и формирование структур гражданского общества", "Публичная власть и политические конфликты", что во многом, впрочем, объясняется заданностью объема работы. Рассмотрение вопросов, не нашедших своего отражения в диссертации, а также дальнейшее развитие сделанных выводов предполагается в последующей научной деятельности автора. Власть: Очерки современной политической философии Запада / Под общ. ред. В.В.Мшвениерадзе. С.10

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Законодательные акты и официальные документы
  2. Устав ООН от 26 июня 1945г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956.
  3. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948г. // Российская газета. 1998. 10 декабря.
  4. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXII. М., 1978.
  5. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000г. // СЗ РФ. 2004. №40. Ст.3882.
  6. Конвенция ООН против коррупции, принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003г. // СЗ РФ. 2006. №31. Ст.3424.
  7. Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985г. // СЗ РФ. 1998. №36. Ст.4466.
  8. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990г. Официально не опубликован. // СПС "Консультант Плюс".
  9. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, принята 27 января 1999г. // СЗ РФ. 2006. №12. Ст. 1231.
  10. Устав СНГ от 22 января 1993г. // Российская газета. 1993. 12 февраля.
  11. Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // Российская газета. 1993.25 декабря.
  12. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995г. №1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // Российская газета. 1995. 16 мая.
  13. Федерального закона от 19 мая 1995г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" // СЗ РФ. 1995. №21. Ст. 1930.
  14. Федеральный закон от 31 июля 1995г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. №37. Ст.588;
  15. Федеральный закон от 8 января 1998г. "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. №2. Ст.224.
  16. Налоговый Кодекс РФ от 31 июля 1998г. №146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
  17. Федеральный закон "О политических партиях" от 11 июля 2001г. // СЗ РФ. 2001. №29, Ст.2950.
  18. Федеральный закон от 06 октября 2003г. №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. №40. Ст.3822.
  19. Федеральный закон от 10 января 2003г. №19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" // Российская газета. 2003. 16 января.
  20. Указ Президента РФ от 13 мая 2000г. № 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" // Российская газета. 2000. 16 мая.
  21. Указ Президента РФ от 15 октября 1999г. №1370 "Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации" // Российская газета. 1999.21 октября.
  22. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2004г. // Парламентская газета. 2004.27 мая.
  23. Федеральный закон от 04 апреля 2005г. №32-Ф3 " Об общественной палате Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. №15. Ст. 1277.
  24. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2005г. // Российская газета. 2005.26 апреля.
  25. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2006г. // Российская газета. 2006. 11 мая.
  26. Закон Республики Башкортостан "О борьбе с коррупцией" / Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. 1995. №2.
  27. Закон Республики Башкортостан от 28 июля 1997 г. №114-з "Об общественных органах правоохранительного характера в Республике Башкортостан" // Известия Башкортостана. 1997.14 августа.
  28. Положение о казачестве в Челябинской области утвержденное Постановлением Губернатора Челябинской области от 30 ноября 2000г. №435 // Южноуральская панорама. 2001. № 15.
  29. Постановление от 21 октября 2002г. №458 "О содействии казачеству в Хабаровском крае" // Собрание законодательства Хабаровского края. 2002. №3 (2 часть).
  30. Научная литература и периодические издания
  31. Аврутин Ю.Е. Государство и право. Теория и практика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. - 479с.
  32. Азовкин И.А. Демократических характер государственной власти в СССР и механизм ее осуществления // Советское государство и право. 1968. - №9. -С. 11-20.
  33. Алексеев С.С. Право собственности. Проблемы теории. М.: НОРМА, 2007. - 240с.
  34. Аникевич А.Г. Политическая власть: вопросы методологии исследования. -Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1986. 176с.
  35. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. М.: Форум-Инфра-М, 1998.-488с.
  36. Арановский К.В. Суверенитет в системе федеративных отношений // Право и политика. 2000. - №1. - С. 14-20.
  37. Аристотель. Политика. Афинская политая. Избранные произведения. М.: Мысль, 1997.-458с.37,3841,42,43,44,45,46