Файл: Опыт реформирования естественных монополий в разных странах. (Естественная монополия: сущность и регулирование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Регулирующие органы естественных монополий могут использовать следующие методы регулирования естественных монополий:

- регулирование цен посредством ценообразования, установления тарифов или лимита;

- определение потребителей, подлежащих обязательному содержанию, и установление минимального уровня их предоставления.

Перечень товаров, работ и услуг естественных монополий, цены или тарифы на которые регулируются государством, а также порядок государственного регулирования промышленных товаров, в том числе принципы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Россия Федерация.

Органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль:

- любые сделки, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право использовать основные средства, не предназначенные для производства или продажи товаров, которые подлежат регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом;

- инвестиции субъекта естественной монополии в производство или продажу товаров, регулирование которых не осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом;

- продажа, лизинг или другая сделка, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности или владения и использования части основных средств субъекта естественной монополии, предназначенного для производства или продажи товаров, подлежащих регулированию в соответствии с настоящим Федеральный закон;

- установление и применение цен или тарифов в сферах деятельности естественных монополий;

- соблюдение стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий.

Обязательства естественных монополий:

1 Субъекты естественных монополий не могут отказывать в заключении соглашения с отдельными потребителями о производстве или продаже товаров, если субъект естественной монополии не исключает такой возможности.

2 Субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему регулирующему органу естественной монополии:

* текущие отчеты о своей деятельности в порядке и в сроки, установленные регулирующим органом естественных монополий;

* проекты планов капитальных вложений.

3 субъекта естественных монополий обязаны предоставлять доступ к товарным рынкам и производить или продавать товары и услуги на недискриминационных условиях в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства.


4 субъекта естественной монополии обязаны вести отдельный учет доходов и расходов по видам деятельности.

5 для обеспечения прозрачности, открытости регулирования и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны предоставлять свободный доступ к информации о своей деятельности. Информация о регулируемой деятельности естественных монополий в общественном достоянии включает в себя следующую информацию: информацию о ценах или тарифах на товары, работы и услуги естественных монополий;

 информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая структуру основных издержек производства для реализации регулируемых товаров, работ и услуг;

 информация об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров, работ и услуг естественных монополий и их соответствии установленным требованиям;

 информация о наличии или отсутствии технической возможности доступа к регулируемым товарам, работам и услугам естественных монополий и информации о регистрации;

 информация об условиях, при которых регулируемые товары, работы и услуги предоставляются естественными монополиями;

 порядок осуществления технологической, технической и иной деятельности, связанной с присоединением (технологическим присоединением) к инфраструктуре естественных монополий;

 информация об инвестиционных программах и отчетах об их осуществлении; информация о методах приобретения, стоимости и объеме товаров, необходимых для производства регулируемых товаров.

Регулирующим органам необходимо сбалансировать интересы потребителей, для которых важны разумные и доступные цены на товары, работу или услуги, а экономическая жизнеспособность производителя, в нашем случае, естественной монополии. Если только потребители сохраняются и цены устанавливаются ниже уровня издержек производства, это обычно приведет к гибели и банкротству производителя или потребует государственных субсидий для покрытия понесенных убытков. Таким образом, наиболее важные правила регулирования естественных монополий заключаются в следующем [15, с. 362].

Цены должны быть установлены как можно ближе к предельным издержкам. Большие отклонения в цене от долгосрочных предельных издержек приводят к увеличению чистых убытков компании.

В некоторых отраслях естественной монополии используется двухкомпонентный или гибкий тариф, который представляет собой систему ценообразования, в которой пользователи платят фиксированную сумму за обслуживание или минимальный набор социальных услуг и взимают плату за потребление каждой дополнительной единицы произведенной продукции.


Примером использования такой цены могут быть компании, предоставляющие телефонные услуги или электроэнергию. Например, можно установить определенную плату за подключение к источнику питания и дополнительный счетчик для каждого киловатт-часа потребления электроэнергии.

Прибыль естественной монополии не должна превышать нормальную доходность инвестированного капитала. Для того, чтобы естественная монополия была безупречной, все издержки должны быть возмещены, поэтому прибыль предприятия должна обеспечить как минимум нормальную доходность инвестированного капитала, включая прямые издержки производства и альтернативную стоимость инвестиционного капитала.

Государственное регулирование должно обеспечивать эффективность производства. Когда цены устанавливаются на определенном уровне, при котором отрасль естественной монополии восстанавливает свои издержки и получает нормальную прибыль, она не стремится минимизировать свои издержки. Одним из стимулов для сокращения средних издержек является установление и поддержание фиксированных цен в течение длительного периода времени. В результате снижение стоимости приводит к увеличению прибыли до пересмотра тарифов.

Государственное регулирование цен естественных монополий может привести к снижению себестоимости продукции из-за ухудшения качества продукции, работ или услуг, поскольку фирма уменьшила стимулы для ее улучшения.

Для контроля качества возможны два варианта: включение индикаторов в определенную цену или компенсацию потребителям за счет компании в случае ухудшения качества товаров или услуг ниже приемлемого уровня. Одним из способов устранить или уменьшить рыночную власть естественного монополиста является «введение» рыночной конкуренции за счет сокращения государственных барьеров для входа в отрасль. Иногда этот путь желателен, даже если некоторые эффекты масштаба должны быть принесены в жертву.

В тех секторах естественных монополий, где разделение монопольного производства на несколько фирм невозможно или нежелательно, конкуренция - это еще один способ повысить конкуренцию не в отрасли, а право на въезд в отрасль, за возможность быть единственным поставщиком товаров, работ или услуг. Аналогичный метод используется в добыче нефти, транспортировке, теле- и радиовещании [9, с. 119].


Глава 2. Особенности опыта реформирования естественных монополий в разных странах.

2.1 Естественные монополии за рубежом

В таких развитых странах как Франция, Англия, Италия в течение длительного времени доктрина построения сильного государственного сектора преобладала, и только в последнее десятилетие начался процесс приватизации естественных монополий, и он идет очень медленно. В России система регулирования естественных монополий основывалась на опыте Соединенных Штатов, где с самого начала эти отрасли промышленности формировались на конкурсной основе.

Действительно, во Франции, несмотря на новую волну приватизации в середине 1990-х лет, естественные монополии остаются практически нетронутыми. Национальные гиганты государственного сектора - EDF (ElectricitedeFrance) и GDF (GAZ deFrance), SNSF (Национальное общество железных дорог) и почтовое отделение - исторически были важны для французов. Эти компании имеют специальный пенсионный режим, льготные условия использования продуктов компании для своих сотрудников. Кроме того, большинство французских людей вполне удовлетворены качеством услуг, предоставляемых государственными монополиями, а технология, которую они используют, находится на уровне самых передовых в мире благодаря постоянным государственным инвестициям. Кроме того, не все естественные монополии имеют отрицательные экономические показатели. FranceTelecom, EDF, GDF и некоторые другие платят за себя и являются прибыльными. В области естественных монополий социальные реалии - сохранение рабочих мест и традиций - дополняются экономическими императивами и требованиями Европейской комиссии. Первые шаги по приватизации естественных монополий здесь были предприняты только в начале 1990-х годов. Нелегко реформировать естественные монополии Италии.

Одним из крупнейших итальянских монополистов является национальный орган по электроснабжению (ENEL). И теперь он контролирует более 80% итальянского рынка электроэнергии. ENEL тратит в среднем 85 лир за киловатт-час электроэнергии, а частные компании, работающие в одном и том же секторе рынка, производят электроэнергию по цене 50-80 лир за киловатт-час и предлагают ее потребителям по более низкой цене, чем ENEL. Частные производители в Италии сегодня обеспечивают 17% национального производства электроэнергии и занимают 31% промышленного потребления. По мнению экспертов, на основе этого государственного концерна должны быть созданы три или четыре компании - производители электроэнергии.


Существование естественных монополий в области газа, электричества и железнодорожного транспорта привело к тому, что Великобритания в конце 1960-х годов увеличивала концентрацию и нерациональное использование природных ресурсов. Классическим примером неадекватности ситуации естественных монополий была серия скандалов, разразившихся в стране в начале 1970-х годов. Все они были связаны с загрязнением окружающей среды угольными монополистическими ассоциациями и крупнейшими владельцами грузовых автомобилей. Политические и законодательные меры и применение антимонопольных мер необходимы для компенсации ущерба. Именно тогда Лондон начал совершенствовать активные механизмы регулирования, которые могли бы ограничить власть монополий в конфликте с интересами потребителей их услуг. По мере своего развития Соединенное Королевство постепенно отказалось от своей политики «общественных монополий», поскольку это оказало серьезное влияние на диверсификацию производства, финансовые показатели компаний и наиболее эффективное использование природных ресурсов [18, с. 243].

Сегодня позиция британских властей заключается в поддержании единого интегрированного рынка, действующего в соответствии с международными стандартами.

Мы создали антимонопольное законодательство в условиях, когда существующая система классической свободной конкуренции стремилась сохранить себя, останавливая естественный процесс консолидации капитала, повышая эффективность рыночной экономики. Преимуществом экономической системы Соединенных Штатов было не существование антимонопольного законодательства, а тот факт, что он не ограничивал объективный процесс концентрации производства и централизации капитала, что привело к развитию экономики США, были крупными и крупными корпорациями, которая в конечном итоге превратилась в транснациональные корпорации.

Американские монополии разработали множество методов, с помощью которых им удалось обойти положения закона. Например, они широко используют традиционный институт доверительного управления, предусматривающий передачу имущества, акций и т. Д. В распоряжение Доверенного лица, что обеспечило централизацию функции управления в этих ассоциациях. Возможно, именно тот факт, что американские монополии нашли способ обойти антитрестовские законы, заложившие основы для процветания экономики США и развития американских транснациональных корпораций.