Файл: Опыт реформирования естественных монополий в разных странах. (Естественная монополия: сущность и регулирование).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Естественная монополия: сущность и регулирование.
1.1 Природа естественных монополий: определение, признаки, сфера деятельности, плюсы и минусы
1.2 Возможности государственного регулирования естественных монополий
Глава 2. Особенности опыта реформирования естественных монополий в разных странах.
2.1 Естественные монополии за рубежом
2.2 Реформирования естественных монополий в Великобритании(на примере электроэнергетики)
2.3 Реформирование и перспективы развития естественных монополий России
2.2 Реформирования естественных монополий в Великобритании(на примере электроэнергетики)
Путь каждого государства уникален и достоин отдельного исследования.
Опыт Великобританиитакже ценно, потому что реформы проводились дважды: сначала был создан пул электроэнергии, который стал первым подобным примером в мире и имел свои недостатки, которые были устранены в новой торговой системе. В скандинавских странах создан уникальный открытый международный рынок электроэнергии.
Опыт такого рынка может использоваться странами ССЗ как направление для дальнейшего развития ССЗ. Однако это будет возможно только после глубоких реформ электроэнергетических комплексов каждого участника региональной интеграции.
Британия. В 1947 году трудовое правительство Энтони Идена национализировало электроэнергетику с другими секторами британской экономики. В том же году был создан Центральный совет по производству электроэнергии (CSE), функции которого включали производство электроэнергии, ее передачу по высоковольтным линиям и диспетчеризацию. Эта организация продала произведенную электроэнергетию 12 региональных экзаменационных подразделений, а те, в свою очередь, были монополизированы и проданы конечным пользователям на территориях, находящихся под их контролем. Эти органы были подчинены Департаменту энергетики, который устанавливал тарифы на электроэнергию для конечных пользователей. К концу 1980-х годов они были самыми высокими среди стран Западной Европы.
Активность основных электроэнергетических компаний была неэффективной: количество персонала в них было выше, а производительность труда была низкой. Экономическая политика правительства Маргарет Тэтчер была направлена на приватизацию государственных предприятий и введение конкуренции. Первые планы по реструктуризации и приватизации электроэнергетики в Великобритании были введены в парламент в 1988 году, они были сосредоточены либо на снижении цен, либо на привлечение новых инвестиций, хотя эти мотивы лежат в основе реформ сектора во многих других странах. Была объявлена основная цель реформ в Великобритании для повышения эффективности сектора. В 1989 году был принят закон о электричестве, который организовал реформу государственной монополии.
В соответствии с этим Великобритания предприняла следующие шаги для реструктуризации отрасли. В 1989 году было создано NRO - Агентство по регулированию электроэнергетики. В 1998 году он был объединен с газовым регулятором и получил новое название - Управление рынков электроэнергии и газа. Завод, ранее находявший CSPA, был разделен между тремя недавно созданными генерирующими компаниями - NationalPower, которые контролировали 52% от общей установленной мощности в стране, PowerGen (34%) и NuclearElectric (14%).
Оценка реформ, проводимых в Великобритании, неоднозначна и часто спорна, но следует иметь в виду, что это был первый такой опыт в мире. Несмотря на отсутствие недостатков в том виде, в котором они были достигнуты в полном объеме, многие наблюдатели считают, что эти изменения привели к улучшению. Индустрия стала более эффективной и восприимчивой к инновациям и проявила разнообразный, более предпринимательский подход с точки зрения глобального энергетического бизнеса.
Другие последствия исследований охватывают. Повышение производительности труда. Исследования, проведенные в Великобритании, показали, что только в первые два года реформ производительности труда в промышленности удвоилась. Переход к рыночным отношениям не вызвал системных аварий и сбоев в поставках электроэнергии, более того, это повысило качество обслуживания клиентов сбытовыми компаниями [12, с. 78]:
-Увеличение генерирующей мощности и переход на газ.
Рост генерирующей мощности почти 5000 МВт, в то время как произошли в своей структуре. Доля угля в производстве электроэнергии составила 67%, а 0,5% газа, доля угля в производстве электроэнергии снизилась до 31%, а доля газа увеличилась до 39% 40. За тот же период общее потребление угля сократилось с 98 до 51 млн тонн. т ... и потребление газа, напротив, увеличилось с 75 до 130 млн тонн.т
-Снижение цен на розничном рынке.
-Стабилизация и некоторое снижение цен на оптовом рынке электроэнергии. В среднем капитальные затраты на 40%, стоимость газа на 50% и угля на 28%.
Отсутствие конкуренции было усилено существующей системой ценообразования в пуле: как на рынке «на сутки вперед», так и на балансирующем рынке электроэнергии цена была сформирована на основе ценой в заключительной ставке (так называемая предельная цена), Это соответствует крупнейшему генерирующему предприятию устанавливают тарифы выше предельных издержек и получать неоправданные прибыли за счет потребителей. Согласно расчетам К. Вольфгана, в зависимости цена в среднем превышено на 25% стоимость маржинальной электростанции. Автор утверждает, что если бы цены были сформированы на конкурентных условиях, они были бы ниже. контракты на разницу, на которых приходилось более 80% всех транзакций в пуле, позволили снизить рыночную власть доминирующих компаний, но их заключении.
2.3 Реформирование и перспективы развития естественных монополий России
Со времени создания ОАО «РЖД» холдинг прошел несколько этапов реформирования с целью повышения устойчивости и эффективности железнодорожного транспорта страны. На первом этапе хозяйственное управление железнодорожной системой было полностью передано единому хозяйствующему субъекту - ОАО «РЖД». На втором этапе реформы были созданы дочерние и зависимые общества для проведения конкурентной деятельности (перевозка товаров, пригородные пассажирские перевозки, телекоммуникации и т. д.).
На третьем этапе особое внимание было уделено развитию грузовых перевозок и переброске грузового подвижного состава в частную собственность соответствующим компаниям, а также были созданы компании, занимающиеся пассажирскими перевозками на длинных и малых расстояниях. Акции дочерних компаний ОАО «РЖД» были проданы с целью привлечения дополнительных инвестиций в производство.
В настоящее время завершается четвертый этап реформ в области железнодорожного транспорта. Основные направления трансформации связаны с грузовым и пассажирским транспортом, а также с общественной инфраструктурой. Негативные тенденции в развитии российской и мировой экономики требуют от группы повышения эффективности управления финансовыми и операционными рисками и подготовки комплекса мер по противодействию последствиям.
Учитывая сложность ситуации и высокую степень неопределенности и нестабильность в развитии внешней и внутренней среды компании, деятельность ОАО «РЖД» в 2017 году направлена на выполнение приоритетов организации:
* Обеспечение финансовой и экономической стабильности путем повышения рентабельности, эффективности, оптимизации затрат и роста производительности;
* Завершение формирования современной системы корпоративного управления ОАО «РЖД» на основе показателей эффективности с четким определением места региональных центров корпоративного управления и повышения их уровня координации региональных подразделений;
* Обеспечение реализации планов крупных инвестиционных проектов национального значения (БАМ, Транссиб и др.);
• Реализация стратегически важных проектов северной широтной и скоростной магистрали Москва - Казань;
* Обеспечение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти по принятию Федерального закона об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения и компенсации за упущенную выручку;
* Совершенствование технологической безопасности железнодорожного транспорта;
* Повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта в связи с ориентацией на клиента;
* Поддержание социальной стабильности в рабочей силе. Фактически, в 2017 году тарифы на грузовые перевозки были проиндексированы на 10%, а льготы по налогу на имущество были расширены. Однако за первые 9 месяцев в отрасли естественной монополии произошел убыток в размере 8,88 млрд. Рублей, а в конце 2017 года прогнозируется чистый убыток в размере до 99,4 млрд. Рублей. Основными факторами, снижающими прибыльность компании, являются рост транспортных издержек, сокращение субсидий, рост обменного курса, увеличение резервов и процентных ставок. В ноябре 2017 года Правительство России утвердило инвестиционную программу ОАО «РЖД» на следующий 2018 год в размере 432 млрд. Рублей (+ 10% к 2015 году). Источниками финансовых ресурсов являются амортизация, инфраструктурные облигации, государственная поддержка и продажа дочерних и зависимых обществ.
Эти средства будут в основном использоваться для модернизации и развития инфраструктуры (Транссиб, БАМ, Московский транспортный узел и т. Д.), А также для обновления подвижного состава или покупки локомотивов. Ставка налога на имущество для компании останется на уровне 2017-1% и не будет повышаться до уровня 1,3%, как считалось ранее. Для пассажирских перевозок на большие расстояния налог на добавленную стоимость будет уменьшен до 10%.
Все это позволит компании управлять меньшим количеством государственных субсидий, а также направлять выпущенные средства на модернизацию основных фондов естественной монополии.
Тарифы на основные виды деятельности холдинга будут проиндексированы еще раз: грузовые перевозки - на 9%, пассажирские - на 4%. Это, в свою очередь, в соответствии с планом увеличит доходы от транспортных мероприятий в следующем году по сравнению с 2017 годом на 10,5%. По данным издательства «Интерфакс», в настоящее время главной задачей президента ОАО «РЖД» является снижение издержек компании и привлечение инвестиций, а глава государства подчеркивает необходимость дальнейшей либерализации и демонополизации железнодорожной отрасли [3, с. 69].
Заключение
Естественная монополия представляет собой сложное противоречивое экономическое явление, обладающее сетевым эффектом, положительным эффектом масштаба производства и/или разнообразия, низкими трансакционнымизатраты, субаддитивные свойства функции затрат и стабильности. Это явление является объективным результатом экономического развития. В реалиях современной рыночной экономики естественная монополия является частью вертикально интегрированной структуры рынка. Суть естественной монополии - совокупность экономических отношений, возникающих между производителями, производителями и потребителями однопользовательской группы товаров, производителей и общества в целом о получении абсолютных и относительных преимуществ за счет использования различных факторов, которые позволяют приобретать преимущества в расходах. К факторам,
Следует отметить, что изначально концепция реструктуризации и реформирования отраслей естественной монополии была разработана на основе зарубежного опыта.
Реформа отечественных отраслей естественных монополий в современных условиях сводится к следующему: - снижение степени государственного регулирования деятельности естественных монополий за счет использования государственно-частных партнерств; - распределение монопольного ядра и структурных компонентов, действующих в соответствии с правилами рынка.
Таким образом, реформа естественных монополий направлена на повышение эффективности монополистических субъектов, выделение конкурентных сегментов из их структуры, повышение конкурентоспособности отраслей на внутреннем и международном рынках, а также привлечение инвестиций. Кроме того, реформы сектора инфраструктуры, осуществляемые в современных условиях, подразумевают развитие государственно-частного партнерства
Таким образом, основным элементом реформирования естественных монополий за рубежом является приватизация, которая является широкой концепцией, включающей несколько различных форм участия частного капитала. Они могут быть сгруппированы в четыре основные категории: продажа активов, проекты Greenfield, контракты на управление и обслуживание и концессии. В развитых странах из этих четырех форм приватизации преобладает первое - продажа активов. Это особенно верно в США, Австралии и Северной Европе. Концессионные формы более активно используются в Великобритании и Южной Европе. В развивающихся странах концессии составляют 67% всех проектов, проекты Greenfield - 19%, управленческие контракты на 9% и продажи активов - всего 5%.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что регулирование и реформа естественных монополий в развитых и развивающихся странах происходит в различных основных экономических и социальных условиях. В странах с переходной экономикой развивающихся стран отсутствие четких ответов на ключевые вопросы взаимодействия между государством и естественными монополиями не позволяет строить четкую государственную стратегию в этой области и создает проблемы ее практической реализации также учитывало цены на пул.
Другими словами, рыночная система принципиально не может обеспечить наиболее эффективную траекторию экономического развития, когда речь заходит о принятии решений, формируя инфраструктуру, в зависимости от того, насколько она эффективна для реагирования на сигналы только в коротких циклах. Мало кто предсказал в то время, что цена на газ не будет расти, как считалось, а наоборот - снижаться. Мало кто, возможно, также предвидел новые технологии, которые сделали парогазовые электростанции очень экономичными. Однако есть мнение, что ошибочные решения об инвестициях были сделаны благодаря государственному регулированию. При наличии конкуренции и в условиях, при которых экономический ущерб от ошибок несет инвестор, можно было бы избежать ошибочных решений, как это кажется ярым сторонникам реформ. Однако трудно понять, как частные инвесторы предлагают снижение цен на газ, развитие паровых и газовых установок и развертывание экологического движения, которое изменило бы баланс ценностей и, следовательно, относительные затраты на производство электроэнергии через различные технологии.