Файл: «способы представления ДАННЫХ в информационных системах».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение 3

1 Представление информации в системах управления контентом 5

1.1 Способы представления данных в ECM-системах 5

1.2 Схема построения типового ECM-решения 8

2 Технологии ECM-систем 13

2.1 ECM-технологии ввода и управления документами 13

2.2 ECM-технологии хранения , доставки и сохранения 16

3 Архитектуры платформ ECM-решений 21

3.1 Комплексная интегрированная корпоративная ECM-платформа Oracle 21

3.2 Независимая от инфраструктуры хранения контента ECM-платформа OpenText ECM Suite 25

3.3 Полнофункциональные наборы инструментов для управления корпоративным контентом на базе архитектуры IBM ECM 29

Заключение 33

Список использованной литературы 34

Введение

Актуальность темы объясняется разнообразием способов представления данных в современных информационных системах, которые определяют их форму и структуру. При их рассмотрении интерес представляет анализ систем управления контентом (Enterprise Content Management – ECM), назначение которых состоит в представлении и управлении корпоративными информационными ресурсами разной природы и содержания. В них используются технологии представления структурированной, частично-структурированной и неструктурированной информации на всех этапах ее жизненного цикла. Изучение особенностей архитектуры ECM-систем и особенностей ее реализации в соответствии с методиками разработки программного обеспечения (ПО) ведущих вендоров позволит оценить текущие тенденции в их проектировании и сделать соответствующие прогнозы.

Объектом исследования являются способы представления данных в информационных системах, предметом исследования – технологии ECM-систем, представляющие собой совокупность методов обработки и хранения данных.

Целью исследования является анализ функциональных возможностей ECM-систем с целью рассмотрения используемых в них способов представления данных.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть типовую архитектуру и функциональные возможности ECM-систем;
  • определить особенности технологий ECM-систем, связанные с используемыми в них способами представления данных;
  • выявить различия и преимущества функционалов ECM-решений на основе анализа архитектурных решений лидеров рынка.

В исследовании применены принципы системного подходов, методы информационного менеджмента.

Информационную базу курсовой работы составляет документация ECM-решений. Были использованы аналитические информационные ресурсы сети Интернет и официальные сайты ECM-систем.

Курсовая работа состоит из введения, трех основных частей, заключения, списка использованных источников.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, дается характеристика степени ее разработанности, формулируется цель и соответствующие задачи, определяется объект и предмет исследования, информационная база.

В первой главе раскрывается концепция ICM-решений на основе анализа их архитектуры с целью выявления особенностей представления структурированной, частично-структурированной и неструктурированной информации с использованием данных различной формы и разной структуры. Анализируется логическая структура ICM-систем с целью выявления используемых технологий представления данных и управления ими.

Во второй главе представлены особенности данных технологий, связанные с хранением и обработкой данных при условии использовании их представления. Особое внимание уделяется получению данных на основе сканирования и распознавания информации.

В третьей главе особе внимание уделено рассмотрению структуры рынка ECM-систем и анализу функционала его лидеров. Оценены текущие тенденции и прогноз на основе аналитических исследований Gartner.

В заключении подведены итоги достижения поставленной цели исследования через решение указанных задач, обозначены выявившиеся проблемы и указаны пути их решения.

Представление информации в системах управления контентом

Способы представления данных в ECM-системах

Данные от информации отличаются формой представления и являются некоторым ее подмножеством, определяемым целями и задачами сбора и обработки информации [18].

Данные могут быть представлены в структурированной и неструктурированной форме. Структура данных определяется выбранным представлением информации и зависит от специфики предметной области. Наиболее развиты программные средства обработки структурированных данных, т. к. структуризацию можно считать первичной и наиболее трудно формализуемой и алгоритмизируемой обработкой.

При оперировании с информацией в процессах ее создания (порождения), сбора, выдачи и потребления важное значение имеет понятие документированной информации или просто документа. Процесс документирования превращает информацию в информационные ресурсы [1]. Информационная система определяется как организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе и с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.


Исторически первыми видами информационных систем являются архивы и библиотеки. Их современным аналогом являются системы управления контентом или ECM-системы.

По определению аналитической консалтинговой компании Gartner системы управления корпоративным информационными ресурсами (Enterprise Content Management – ECM) – стратегическая инфраструктура и техническая архитектура для поддержки единого жизненного цикла неструктурированной информации (контента) различных типов и форматов [6].

Основная цель ECM-системы состоит в обеспечении эффективного управления информационными активами предприятия с целью повышения производительности и обеспечения компании устойчивого конкурентного преимущества [3].

Место ECM-технологий в вертикальной сервис-ориентированной IT-инфраструктуре представлено на рисунке 1.1. доставки или распространения (Deliver) документов [41].

Рис. 1.1. ECM как прикладная область электронного бизнеса

Источник: Ulrich Kampffmeyer . ECM Enterprise Content Management. [Электронный ресурс] – Hamburg, 2016 – URL: http://www.project-consult.net/Files/ECM_White%20Paper_kff_2006.pdf . Перевод автора.

Специализированные приложения и подчиненные сервисы обеспечивают представление и работу с содержимым разных типов и форматов на протяжении всего жизненного цикла контента, а ECM-решения играют роль промежуточного программного обеспечения (middleware), реализуемым и используемым средствами интеграции корпоративных приложений (Enterprise Application Integration – EAI) [41]. В такой инфраструктуре ECM рассматривается как единое унифицированное хранилище контента, представляющее собой совокупность хранилища данных и хранилища документов [41] .

Gartner выделяет по целевому назначению ключевые компоненты ПО ECM (рис.1.2) [22] [27]:

Рис. 1.2. Логическая структура ECM

Источник: Прохоров Н. Системы управления контентом [Электронный ресурс] // Компьтер-Пресс, - №8, 2007 – URL: http://compress.ru/article.aspx?id=17795&iid=822#begin/.

  1. Управление документами (Document Management - DM).
  2. Управление записями (Records Management - RM)
  3. Управление потоками работ (Workflow) / управление бизнес-процессами (Business Process Management - BPM).
  4. Управление Web-контентом (Web Content Management - WCM).
  5. Документо-ориентированная групповая работа (GroupWare или Document-Centric Collaboration).

Базовые технологии ECM жизненного цикла контента реализуются в системах [23]:

  • ввода или захвата (Capture);
  • управления (Management);
  • хранения (Store);
  • сохранения (Preserve);

Схема построения типового ECM-решения


При реализации архитектуры и логической структуры ECM-решений нужно учитывать, что отдельные технологические модули будут общими, (рис.1.3) [6].  Развитие ECM-технологий идет по пути создания ECM-платформ и дальнейшего перехода ECM на уровень инфраструктуры. Поскольку наполнение, структура и объем корпоративного контента различаются в зависимости от масштабов и специфики организации, это вполне оправданный поход [16]. Ведь для автоматизации и управления разными видами контента могут применяться разные продукты и платформы, тем более, что ряд ECM-решений разрабатывается для решения определенных задач, имея дополнительные компоненты для бесшовной интеграции с существующими решениями ведущих мировых вендоров:

  • Oracle;
  • IBM;
  • EMC;
  • OpenText;
  • Microsoft.

Рис. 1.3. Схема построения типового ECM-решения

Источник: Ланкин В.Е., Бричеева Н.Н., Макарова И.В. Система управления сервисами и контентом / Учебное пособие на модульной основе [Электронный ресурс] – Таганрог, 2012 – URL: http://management.tti.sfedu.ru/uploads/doc/Lankin.Bricheeva.Makarova_Upravlenie_IT-servisami_i_kontentom.pdf .

Диаграмма сравнений их ECM-платформ по оценкам аналитических агентств приведена на рис.1.4 [6], [21], [1].

Сравнение проводилось по шести основным критериям:

  1. Полнота решения с точки зрения наличия совокупности компонентов Enterprise Content Management и интеграции со средства Enterprise 2.0 и др.

Рис. 1.4. Диаграмма сравнений ECM-платформ ведущих мировых вендоров

Источник: Шмаков А. Сравнение крупных поставщиков ECM решений. Новости и обзоры в мире Oracle Enterprise 2.0 – Управление контентом, порталы и бизнес-процессы. [Электронный ресурс] – URL: http://content.fm/ru/2010/11/ecm_comparison/.

  1. Единое универсальное хранилище для всех типов документов, представленных в различных форматах файлов;
  2. Управление Web-ресурсами – с точки зрения возможности автоматизация роли Web-мастера при управлении статическим и динамическим контентом.
  3. Интеграция с бизнес-приложениями (ERP, CRM, SCM и т.д.) на уровне ввода, хранения и управления данными.
  4. Управление записями (карточками документов) и обеспечение безопасности документов.
  5. Экстремальная производительность и масштабируемость при наличии средств кластеризации и отказоустойчивости [6], [21], [1].

В последнем отчете Magic Quadrant for Enterprise Content Management (рис. 1.5) [32] аналитики Gartner описали ситуацию на рынке ECM в 2014 году и сделали прогноз до 2018 года


Рис. 1.5. Волшебный квадрант Gartner, рынок ECM, 2015

Источник: Magic quadrant for enterprise информации [Электронный ресурс] // Gartner [сайт]. URL: https://www.gartner.com/doc/reprints?id=1-2QTDCHO&ct=151028&st=sg.

В 2014 году мировой рынок ECM-систем вырос на 6,2% до $5,4 млрд, что меньше прогноза Gartner [32], [28]. Рост был неравномерно распределен по регионам мира, причем в регионе Азия / Тихоокеанский регион, Большой Китай, Ближний Восток и Африка был достигнут двузначный рост, в то время как в Западной Европе наблюдались самые медленные темпы. По прогнозам последнего отчета в Западной Европе доля ECM будет расти лишь около 5% и в 2015 и 2016 годах, что связано с продолжающимися экономическими проблемами данного региона [32].

Выводы по первой главе.

Представление данных разной структуры и формы в различных ECM-системах на основе унифицированного подхода и в рамках общей архитектуры и логической структуры позволяет из использовать в нужных целях в рамках информационных систем предприятий. Многообразие видов и типов информации, а также наличия структурированной, частично-структурированной и неструктурированной информации, учитывается технологиями ввода, управлении, хранения, доставки и сохранения.

Технологии ECM-систем

ECM-технологии ввода и управления документами

В состав системы ввода документов (Capture) включены компоненты для генерации, захвата, подготовки и обработки аналоговой и электронной информации (рис.2.1) [6], [12]. Поддерживается несколько уровней и технологий от простого захвата информации до комплексной подготовки информации с использованием автоматической классификации.

Рис. 2.1. Функциональность и компоненты системы ввода документов

Источник: Ulrich Kampffmeyer . ECM Enterprise Content Management. [Электронный ресурс] – Hamburg, 2016 – URL: http://www.project-consult.net/Files/ECM_White%20Paper_kff_2006.pdf . Перевод автора.

Захват вручную может включать все формы информации от бумажных документов до электронных офисных документов, электронные письма, формы, мультимедийные объекты, цифровые аудио- и видеозаписи, микрофильмы [41].

Документы, переводимые в электронный вид, условно делят на [19]:

  • формализованные (бланки, накладные, анкеты, картотеки и т.д), для которых форма определена заранее, то есть задано расположение и размер обязательных полей;
  • неформализованные с произвольной формой (договоры, письма и т.д.);
  • специальные (карты или отпечатки пальцев).