Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (функция кадрового менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Согласованность – высокий уровень интеграции и координации.

3. Адаптивность – состояние, при котором организация гибко реагирует на требования покупателей, принимает риски, учится на своих ошибках и способна к изменениям.

4. Миссия – описание целей и направлений стратегического развития организации исходя из сложившегося в организации представления о будущем.

Эффективная организация в такой модели понимается как организация, способная решать проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции.

Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности организации можно рассмотреть через влияние культуры на персонал. Первое, что можно отметить, это влияние корпоративной культуры на сокращение срока адаптации за счет ускорения процесса вовлечения работника в новую трудовую ситуацию. Кроме того, культура оказывает прямое влияние на удовлетворенность работника трудом. Важную роль в данном случае играет социально-психологический климат, который формируется из взаимоотношений с руководителем, отношений в коллективе, различными проявлениями культуры [3, с. 2].

Такие факторы эффективного производства, как качество выпускаемой продукции и дисциплина труда, часто зависят от того, являются ли данные категории ценными для организации, от степени принятия этих ценностей, а также от состояния удовлетворенности трудом и отношения к труду. Помимо этих характеристик можно выделить: «удовлетворенность условиями; удовлетворенность фирмой; организацию времени; предоставление свободного статуса и личной идентичности; чувство общности деятельности, разделяемое с другими людьми и многое другое. Стоит отметить и технологическую дисциплину, которая является основой точного и постоянного соблюдения производственного регламента, а также уменьшает вероятность производственного брака и гарантирует стабильность выпуска качественной продукции» [3, с. 4].

Можно сделать вывод, что сложившееся у работника отношение к труду определяет, насколько эффективна его деятельность и обусловливает повышение производительности труда. Если каждый сотрудник будет нацелен на качественное и эффективное выполнение своей работы, то это приведет к эффективной деятельности организации в целом.

С помощью корпоративной культуры можно выстроить четкий процесс коммуникации с последующим влиянием на него. Он проявится в определении формы контроля и иерархии управления, формировании культуры труда и степени работы в команде, в установлении языка общения, в наличие обратной связи и многом другом.


Как отмечает О.Г. Тихомирова, «влияние корпоративной культуры на производственный процесс отражается в отношении работника к труду, к результату своей работы; культуре производства; применяемой технологии производства; в наличии кооперации между рабочими местами и подразделениями и в уровне специализации, степени вовлеченности работников в весь производственный процесс и т.п.; в использовании НИОКР» [9, с. 116].

При этом, по ее мнению, влияние корпоративной культуры на процесс принятия решения выражается в «формировании формы принятия решения; ясности; проверки этической оценки цели; влиянии на выбранный вариант решения; устранении проблемы несоответствия принятого индивидом решения и его этических убеждений; формировании отношения к организации; формировании внутриорганизационной морали и этики; повышении компетентности работника в принятии решения, повышении возможности самостоятельно принимать решения» [9, с. 115]. Принятие управленческих решений происходит через общепринятые и разделяемые ценности, которые формируют у членов организации устойчивый набор базовых предпочтений и предположений, следовательно, корпоративная культура способна свести к минимуму разногласия, а сам процесс оказывается более эффективным [7, с. 371].

Корпоративная культура может повлиять на процесс карьеры за счет формирования отношения работников к ней; установления критерия для повышения (понижения) по службе, формирует отношение к социальному статусу, должности, к символам статуса; ускоряет социализацию индивида за счет культурной адаптации и др.

Влияние корпоративной культуры на трудовой процесс заключается в соблюдении трудового этикета и дисциплины, формировании культуры организации трудового процесса, в определении квалификации сотрудников и уровня автоматизации и компьютеризации рабочих мест.

Корпоративная культура формирует поведение сотрудника в организации, определяя правила поведения, формы общения, отношение работника к фирме и приоритетность интересов. Благодаря ей определяются способы мотивации, виды поощрений и вознаграждений, а также учитывается и групповое поведение: предлагаются нормы отношения к власти, особенности лидерства, принятые роли в коллективе и отношение к ним, сотрудничество между членами группы, ее иерархия, возможность группового принятия решения и др. [9, с. 117].

Как отмечает С.В. Верц, влияние корпоративной культуры на конкурентоспособность организации выражается в создании привлекательного имиджа и положительной репутации фирмы и производимого продукта (услуги или товара) среди общественности, потребителей и деловых партнеров.


«Культура, ориентированная на инновации, повышая трудовой потенциал работников, формирует интеллектуальную собственность организации, чем повышает конкурентоспособность фирмы за счет наличия уникальных разработок, технологий, продукции» [1].

Влияние корпоративной культуры на общую результативность деятельности организации выражается в совокупности описанных выше направлений ее воздействия. В целом они и формируют общую результативность ее деятельности. Поэтому, по мысли О.Г. Тихомировой, корпоративная культура влияет на все характеристики результативности [9, с. 181].

Влияние корпоративной культуры на экономическую эффективность деятельности организации выражается в экономических результатах деятельности организации.

Изложенное выше можно представить в виде обобщенной схемы влияния корпоративной культуры на деятельность организации (рис. 4).

Состояние корпоративной культуры можно оценить на основе анализа основных элементов [4, с. 357]:

−уровень совпадения ценностей (чем больше уровень совпадения, тем выше культура);

−степень конформизма, то есть как сотрудники организации ведут себя согласно принятым формальным и неформальным нормам;

−степень развития и применения системы информирования;

−развитость системы трансляции культурного опыта;

−состояние социально-психологического климата.

Рис. 4. Схема влияния корпоративной культуры

на деятельность организации

Содержание данных элементов влияет на параметры корпоративной культуры и выражается в таких показателях деятельности, как уровень текучести кадров, уровень дисциплины труда, уровень конфликтности, уровень мотивации, степень ригидности персонала, количество нововведений, степень доверия персонала, уровень квалификации работников, средний срок адаптации персонала [5, с. 90].

Исходя из этого можно согласиться с позицией А.Н. Асаула, что эффективная корпоративная культура – это культура, «которая в значительной степени согласована с общепринятыми в обществе культурно-этическими и моральными постулатами, особенностями бизнеса (сферы деятельности) данной организации, стадией развития организации.


ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ

Эффективность деятельности предприятия в значительной мере определяется такими основными факторами, как производственные мощности, технологии, персонал, его квалификация, потенциал развития. Наряду с ними к наиболее значимым относится организационная культура предприятия, которая выступает в качестве условной системы, состоящей из набора правил и стандартов, определяющих взаимодействие и согласованность членов коллектива, управленческого звена, структурных подразделений и ключевых факторов развития предприятия [1. С. 121].

Приобретая индивидуальный и личный опыт, работники формируют, сохраняют и изменяют свои смысловые системы, в которых отражены их отношения к различным явлениям – миссии организации, планированию, мотивационной политике, производительности, качеству труда и т.д.

Каждому, кто знаком с различными организациями, известно, что они отличаются по атмосфере, методам выполнения работы, степени активности, индивидуальным целям – и все эти факторы зависят от истории организации, её традиции, её настоящего положения, технологии производства и т.п.

Вопрос организационной культуры в компаниях на сегодняшний день актуален и его актуальность будет расти по мере продвижения российских компаний на мировом рынке.

Отечественные и зарубежные исследователи активно изучают и анализируют организационную культуру предприятий для того, чтобы более эффективно управлять деятельностью персонала [2, 3]. Существует множество типов организационной культуры, классической же является типология культур К. Камерона и Р. Куинна, рассматривающая рамочную конструкцию конкурирующих ценностей различных организационных культур: бюрократии (иерархии), адхократии, рыночной и клановой культуры (рис. 5).

Рис. 5. Рамочная конструкция ценностей организационных культур

Сущность этих организационных культур сводится к следующему.

Клановая культура предполагает очень дружественное место работы, где у людей много общего. Организации напоминает большие семьи. Акцент делается на долгосрочной выгоде совершенствования личности, придается значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату.

Успех определяется в терминах доброжелательного отношения к потребителям и заботы о людях. Организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие [4].


Адхократическая культура определяется динамичным предпринимательством и творческим местом работы. Люди готовы жертвовать собой и идти на риск. Лидеры считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать. Связующей сущностью организации является преданность экспериментированию и новаторству. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Важно быть лидером на рынке продукции или услуг. Организация поощряет личную инициативу и свободу.

Иерархическая (бюрократическая) культура – очень формализованное и структурированное место работы. Лидеры гордятся тем, что они – рационально мыслящие координаторы и организаторы. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Долгосрочные заботы организации состоят в обеспечении стабильности и показателей плавного хода рентабельного выполнения операций.

Успех определяется в терминах надежности поставок, плавных календарных графиков и низких затрат.

Управление наемными работниками озабочено обеспечением долгосрочной предсказуемости.

Рыночную культуру представляет организация, ориентированная на результаты. Главная забота – выполнение поставленной задачи. Люди целеустремлённы и соперничают между собой.

Лидеры – твердые руководители, они непоколебимы и требовательны. Организацию связывает воедино стремление побеждать. Перспективная стратегия нацелена на конкурентные действия и достижение измеримых целей. Успех определяется в проникновении на рынки и увеличении рыночной доли. Стиль организации – жёсткая ориентация на конкурентоспособность.

В данном аспекте было проведено исследование на предприятии общественного питания, ресторана ООО «Таежный».

Ресторан ООО «Таежный», расположен в г. Иркутск, в центре города.

В распоряжении гостей имеется 2 зала, каждый из которых отличается своей индивидуальностью и дизайном. Основным считается зал под названием «Таежный» 60 посадочных мест, вторым залом заведения считается зал под названием «Винная коллекция», он работает в основном в сфере банкетного обслуживания, его вместимость 70 посадочных мест.

Большое внимание уделено оформлению торгового зала. Так как это классический, европейский ресторан, дизайн интерьера выдержан в едином, тонком, современном и дорогом стиле. Цветовая гамма подобранна так, чтобы гости могли расслабиться и спокойно насладиться приготовленными блюдами.

Для развлечения посетителей в залах установлены плазменные панели, на которых транслируются видеоклипы. Для обеспечения качественного звука установлена аудиосистема. Для создания оптимального микроклимата в залах установлена система кондиционирования воздуха. В залах есть фоновая музыка, также возможна живая музыка.