Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность бухгалтерского учета
1.1 Возникновение и развитие бухгалтерского учета
1.2 Определения бухгалтерского учета в различных источниках и их анализ
1.3 Предмет и метод бухгалтерского учета
Глава 2. Задачи и функции бухгалтерского учета
2.1 Характеристика задач бухгалтерского учета
2.2 Состав пользователей бухгалтерской отчетности и их интересы
2.3 Содержание бухгалтерской отчетности
И еще на одном моменте следует заострить внимание: те же принципы ведения учета были предложены Ж.П. Савари в 1675 г. для французских купцов [35]. Прав-
да, по результатам исследований, предло-финансового результата (чтобы узнать, как женных в публикациях [36—42], Савари идут дела) с построением баланса фиктивной шел несколько дальше, совмещая вывод ликвидации (чтобы успокоить кредиторов).
В соответствии с приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (кроме кредитных организаций, страховых организаций и бюджетных учреждений), в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются следующие формы: бухгалтерский баланс (форма N 1); отчет о прибылях и убытках (форма N 2).
Также в качестве приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности составляются: отчет об изменениях капитала (форма N 3); отчет о движении денежных средств (форма N 4); приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5).
Формы бухгалтерской отчетности представлены в Приложениях 1 - 5
Кроме того, в состав отчетности входит пояснительная записка.
Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки имущества предприятия на определенную дату. Балансы предоставляются за периоды 3 месяца, полгода, 9 месяцев и год.
Под балансом в бухгалтерии понимают равновесие двух сторон описания имущественных ценностей. Одна сторона – это их описание по составу и размещению, другая сторона – их описание по источникам возникновения и по целевому назначению. Поскольку речь идет об одних и тех же материальных ценностях, баланс обязательно должен сойтись.
По внешнему виду баланс представляет собой двухстороннюю таблицу. Левая сторона таблицы носит название «Актив» и содержит сведения о составе и размещении имущества предприятия. Правая сторона носит название «Пассив» и содержит сведения об источниках возникновения данного имущества и по его целевому назначению. Актив и пассив баланса подразделяются на разделы и отдельные статьи. Обозначается бухгалтерский баланс как форма № 1.
В заголовочной части баланса указывают:
- по состоянию на какую дату составлен баланс (например, на 31 марта 2003 года);
- дату утверждения баланса общим собранием участников (акционеров);
- наименование организации в соответствии с учредительными документами;
- индивидуальный номер налогоплательщика;
- вид деятельности организации по ОКВЭД;
- организационно-правовую форму по ОКОПФ ОК 028-99;
- форму собственности организации по ОКФС ОК 027-99;
- единицу измерения - как правило, тысячи рублей (код по ОКЕИ - 384);
- адрес - указывают полный почтовый адрес фирмы.
Баланс подписывают руководитель и главный бухгалтер предприятия. Согласно рекомендованной форме, главный бухгалтер помимо расшифровки своей подписи должен указать реквизиты квалификационного аттестата профессионального бухгалтера. Однако в Федеральном законе от 23 февраля 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» отсутствует требование, согласно которому отчетность должен подписывать только аттестованный бухгалтер. Поэтому отчетность должна приниматься налоговой инспекцией независимо от того, есть у бухгалтера аттестат или нет (согласно письма МНС России от 20 апреля 2001 г. № АС-6-16 /332 «О наличии в бухгалтерский отчетности организации данных о квалификационном аттестате профессионального бухгалтера».
Следующим видом бухгалтерской отчетности является Отчет о прибылях и убытках (форма № 2). Все доходы и расходы в форме № 2 сгруппированы в порядке, предусмотренном Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденным Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32 н, и Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации (ПБУ 10/99), утвержденным Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.
В соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 форма № 2 включает в себя следующие виды доходов и расходов: 1) доходы и расходы по обычным видам деятельности; 2) внереализационные доходы и расходы; 3) чрезвычайные доходы и расходы; 4) операционные доходы и расходы. Таким образом, отчитываясь по форме № 2, предприятие показывает доходы как от основных видов деятельности, определенных уставом, так и от дополнительных, а также расходы по ним.
К видам бухгалтерской отчетности относится и Отчет об изменениях капитала (форма № 3). В форме № 3 отражаются данные о движении собственного капитала, к которому относятся: 1) уставный (складочный) капитал организации; 2) добавочный капитал; 3) резервный капитал; 4) фонды организации, образуемые в соответствии с учредительными документами и принятой учетной политикой; 5) средства целевого финансирования. Таким образом, по форме № 3 учитываются как имеющийся капитал, так и поступивший в результате прироста стоимости основных средств по их дооценке, при получении эмиссионного дохода), а, кроме того, указывается уменьшение капитала путем, к примеру, изъятия вкладов участниками (учредителями); аккумулирования собственных акций АО, уменьшения вкладов или номинальной стоимости акций. В результате такого учета и дается отчет об изменениях капитала (форма № 3).
Отчет о движении денежных средств (форма № 4). Здесь отражаются данные о движении денежных средств организации, учитываемых на счетах: 50 «касса», 51 «расчетные счета», 52 «валютные счета»; 55 «специальные счета в банках». Отчет о движении денежных средств составляется в рублях. Если у организации есть средства в иностранной валюте, сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому ее виду. После этого данные каждого расчета в иностранной валюте пересчитываются по курсу Банка России. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих строк формы № 4. Так как форма заполняется в разрезе текущей (основной), инвестиционной и финансовой деятельности (графы 4, 5, 6 формы № 4), большое значение имеет правильное разделение движения денежных средств по видам деятельности организации.
Так, текущая – это основная (уставная) деятельность, осуществляемая в соответствии с предметами и целями деятельности организации.
Инвестиционная деятельность связана с осуществлением капитальных вложений в недвижимость, оборудование, нематериальные и другие внеоборотные активы. Кроме того, к инвестиционной деятельности относится осуществление долгосрочных финансовых вложений (приобретение ценных бумаг, вложение денежных средств в уставные капиталы других организаций и т.п.). В графе «По инвестиционной деятельности» показываются также доходы, полученные от продажи объектов капитальных вложений (основных средств, нематериальных активов и др.).
Финансовой является деятельность, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений (менее 12 месяцев), а также с выпуском облигаций или других краткосрочных ценных бумаг, например, векселей. Таким образом, отчет о движении денежных средств дает информацию об активности как текущей, так и инвестиционной, и финансовой деятельности предприятий.
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) содержит показатели, которые расшифровывают данные бухгалтерского баланса. В форме № 5 указывается: 1) движение заемных средств; 2) наименование дебиторской и кредиторской задолженности; 3) наличие амортизируемого имущества (нематериальных активов и основных средств; 4) движение средств, направляемых на финансирование долгосрочных инвестиций и финансовых вложений; 5) наличие финансовых вложений и долгосрочных инвестиций; 6) информация о расходе по обычным видам деятельности.
На практике существует также форма № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств», однако ее в составе годовой отчетности представляют только некоммерческие организации, к работе предприятий это не относится.
Пояснительная записка как один из видов бухгалтерской отчетности. Пояснительная записка должна содержать характеристику деятельности организации.
При отражении основных показателей деятельности организации необходимо дать их качественные изменения и их причины.
Качественные показатели финансово-хозяйственной деятельности должны быть выбраны организацией самостоятельно и утверждены в учетной политике, например:
- абсолютные показатели (валюта баланса, выручка, затраты, прибыль, фонд оплаты труда);
- относительные показатели (рентабельность, платежеспособность, оборачиваемость и т.д.).
В пояснительной записке приводятся дополнительные данные, характеризующие финансовое положение организации и не нашедшие отражения в установленных формах бухгалтерской отчетности. Также в состав пояснительной записки может входить и другая информация, интересующая пользователей отчетности.
Пояснительная записка состоит из нескольких разделов.
Данные о хозяйственной деятельности предприятия. Здесь можно указать: а) краткую характеристику деятельности организации (виды текущей, инвестиционной и финансовой деятельности; б) объем продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности и географическим рынкам сбыта; в) чрезвычайные факты хозяйственной деятельности и их последствия. Также нужна оценка деловой активности предприятия: а) широта рынков сбыта продукции; б) степень выполнения плановых показателей, обеспечения заданных темпов их роста; в) уровень эффективности используемых ресурсов.
Данные о финансовой деятельности организации. В этом разделе можно указать: а) информацию о составе прочих внереализационных доходов и расходов; б) расшифровку тех данных форм № 1 и № 2, по которым отражаются прочие активы и пассивы, кредиторы и дебиторы, а также отдельные виды прибылей и убытков, если они являются существенными. При этом следует иметь ввиду, что существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет не менее 5 процентов.
Данные об инвестиционной деятельности предприятия, где могут быть указаны: а) количество акций, выпущенных акционерным обществом; б) номинальную стоимость акций дочерних и зависимых обществ, находящихся в собственности организации; в) сумму прибыли, приходящуюся на одну акцию организации. Акционерные общества в пояснительной записке приводят фамилии и должности членов совета директоров, наблюдательного совета, членов исполнительного органа, выплаченного им в прошедшем году, за который составляется отчет. При этом отдельно указываются все виды выплаченного вознаграждения (оплата труда, премии, дивиденды и т.п.).
О способах ведения бухгалтерского учета. В этом разделе указываются: а) положения учетной политики, отличные от учетной политики предыдущего года; среди них существенно влияющие на бухгалтерскую отчетность прошедшего периода, а также причины этих изменений и оценка их последствий в стоимостном выражении; б) причины изменений вступительного баланса на начало года. Организации, уплачивающие налоги «по оплате», должны указать в записке суммы отклонений между суммами налогов, подлежащих перечислению в бюджет, и суммами налогов, начисленных «по отгрузке».
События после отчетной даты. Данные о доходах, расходах и обязательствах, выявленных после составления годовой отчетности, но до ее представления и существенно влияющих на оценку имущественного и финансового положения организации (события после отчетной даты), должны найти отражение в этом разделе пояснительной записки. Здесь приводятся и решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации.
Кроме обязательных данных предприятие может предоставить в составе пояснительной записки и дополнительную информацию, необходимую для более полного раскрытия информации о ее деятельности. Здесь могут приводиться показатели оценки удовлетворительности структуры баланса (текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления (утраты) платежеспособности). Также можно включить данные о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации, описания будущих капиталовложений и природоохранных мероприятий.
2.4 Функции бухгалтерского учета
Ученые Кубанского государственно- по трудам Ф. Мелиса задолго до наго университета впервые ознакомились чала работы с архивами компаний Франс самым ранним в истории человечества. Баланс компании в сохраненным синтетическим балансом, построенный в 1411 г. (уже после
смерти основного собственника), изначально произвел впечатление результата агрегирования показателей от простых аналитических счетов до уровня синтетических позиций баланса. Синтетический баланс содержал пять позиций в разделе «Дебиторы» и только две позиции в разделе «Кредиторы». Складывалось впечатление, что все показатели баланса получены в результате применения метода двойной записи.
Знакомство с тетрадью «умозаключений» (вывода) не изменило наших взглядов. Однако перевод всей тетради на русский язык, тщательный анализ всех записей и показателей синтетического баланса привели нас к неожиданным выводам: налицо редчайший сохранившийся пример ведения комбинированного учета, совмещающего формирование показателей методом инвентарного учета и двойной бухгалтерии.