ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понятие «ценность» используют для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих, благодаря этому как эталон должного. Понятие «ценность» широко используется в современных общественных науках, таких как философия, социология, психология, где обычно трактуется как субъективное отражение в сознании индивида некоторых специфических свойств предметов и явлений окружающей действительности (О.Г.Дробницкий, В.П.Тугаринов. Отнесение того или иного объекта окружающей действительности к ценности выражается в его способности удовлетворять потребности, интересы и человека (В.П.Тугаринов).
Психологию ценности интересуют прежде всего как фактор, играющий определённую роль в регуляции психологических взаимодействий. Ценности выступают как желательное, предпочтительное для данного индивида социальной общности, общества, т.е. социального субъекта, состояние связей, содержание идей; критерий оценки реальных явлений; они определяют смысл целенаправленной деятельности; регулируют социальные взаймодействие; внутренне побуждают к деятельности.
Выделяют ценности экономические и нравственные, политические и эстетические — ценности существуют как целостная система. Каждая система ценностей имеет как бы одно основание. Таким фундаментом выступают нравственные ценности, в которых представлены желательные, предпочтительные варианты взаимоотношений людей, их связей друг с другом, с обществом в такой форме, как благо, добро и зло, долг и ответственность, честь и счастье.
Немалыми различиями могут характеризоваться системы ценностей социальных слоёв, классов, групп общества, существуют различия и между поколениями. Но возможные конфликты ценностей, идеалов, а потом и социальные конфликты между социальными группами людей могут и должны регулироваться на базе общечеловеческих ценностей, признающих безусловную ценность мира для людей, человеческой жизни, а также общественных (общенациональных, общенародных) ценностей и свобод.
В отличие от глобального философского подхода к проблеме ценностей характерной чертой психологического аспекта их изучения является дифференцированность объектов по их ценностному значению внутри одного и того же вида, группы, класса ценностей и связанная с этим их конкретизация иерархизации .
Специфичность осознания объектов социальной действительности как ценностей предполагает и наличие особых психологических механизмов и их усвоения. Так, в качестве предмета психологического исследования в этом случае на первый план выдвигается такой вид психологический деятельности, как оценочная деятельность индивида, которая направлена не только на восприятие и усвоение объективно содержательной стороны предмета, но и на оценку его свойств с точки зрения их необходимости полезности неприятности и т.п. для удовлетворения потребностей и интересов личностей, для реализации целей ее деятельности. В результате происходит осознание индивидом ценностей объектов социальной действительности и тем самым формируется особый вид отношения к нему — ценностное отношение (В.Н.Мясишев, В.П.Тугаринов) .
Осознание ценностей предполагает наличие у индивида определенного способа ориентировки в каком-либо классе, виде, группе ценностей, являющегося внутренним психологическим механизмом, формирующим те или иные предпочтения личности, по характеру и направленности которых можно определить и особенности ее ценностных ориентаций.
Ценность — единственная мера сопоставления мотивов (С.Л.Рубинштейн) [1]. Кроме того, ценностные ориентации являются важнейшим компонентом субъективной образующей активности и самого субъекта в ней. Только в ходе авторского, субъективного, выстраданного самой личностью выбора любая общественная ценность становится индивидуальной. За этим, порой нелегким выбором — эмоциональное отношение человека к действительности и самому себе. Он ищет смысл жизни, который представляет собой «чувство ценности чего-либо для Я».
В структуре ценностных ориентаций личности обычно выделяют три интегративных компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий. Каждый из них участвует в формировании особенностей ценностных ориентаций и при этом может иметь самостоятельные значения как по содержанию, так и по степени проявления, что весьма затрудняет их эмпирическую верификацию. Вероятно, поэтому в исследованиях ценностных ориентаций часто игнорируются особенности их психологического содержания и структуры.
Кроме того, общественные явления, отражающиеся в сознании индивида, на основе которых формируются ценностные ориентации личности, чрезвычайно сложны и многообразны по содержанию, а наше восприятие избирательно и стремится схватить, прежде всего, наиболее характерные и существенно ценные для нас свойства отражаемого объекта. Поэтому изучение психологических особенностей формирования ценностных ориентаций целесообразно вести с позиции системного ценностного подхода, позволяющего рассмотреть данные психологическое образования как результат освоения человеком явлении окружающей действительности с точки зрения их ценности.
Одной из форм существования ценностей выделяют личностные ценности, которые, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности и являются одним из источников мотивации её поведения. Каждому человеку присуща индивидуальная специфическая иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Как правило, для личностных ценностей характерны высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида (С.Л.Рубинштейн [1]). Ценностные ориентации трактуются как установка личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества. В данном понимании ценностные ориентации оказываются ближе к понятию «социальная установка», которая трактуется как предрасположенность личности действовать определенным образом, охватывающей всю сферу её жизнедеятельности, вплоть до самых сложных социальных объектов и ситуаций. Ценностные ориентации — сложный социально-психологический феномен, характеризирующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина её — ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности.
Ценностные ориентации — это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате обретения ценностей фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Той сферой, где социальное переходит в личностное и личностное становится социальным, где происходит обмен индивидуальными ценностно-мировоззренческими различиями, является общение.
Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры. Ценности — это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры эпохи, определенного общества в целом, всего человечества. Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. Ценностные ориентации — понятие, выражающее положительную или отрицательную значимость для индивида предметов или явлений социальной действительности.
В науке существуют три различные концепции относительно сущности ценностей. Первая из них — функциональная, которая рассматривает данную категорию как способность предметов и явлений окружающего мира обслуживать потребности людей и по своей сути сближается с понятием «благо». Вторая концепция — оценочная, где ценности представлены как идеал, стремления, отношение субъекта к объекту и является результатом сознательного оценочного выбора жизненно важных предметов и объектов. Поэтому ценностные ориентации — явление не столько индивидуально-психологическое, сколько социальное. Многие ученые выделяют его социальную природу [1]. На этом основывается социально-психологический феномен ценностных ориентаций. В основе отнесения определенного объекта — удовлетворять потребностям, интересам человека. Такая оценка представляет собой сложный психический процесс, вытекающий из самой природы ценностей.
Каждый общественный строй устанавливает свою систему социальных ценностей. После первичной социализации личности они остаются достаточно стабильными. Ценностные ориентации, формируя установку субъекта деятельности, предопределяют направленность социального поведения индивида. Они выполняют интегративную роль в обществе, образуя самый устойчивый остов общественной системы.
На основании вышесказанного можно сформулировать основные методологические принципы психологического исследования ценностных ориентаций: во-первых, рассмотрение через призму системно-ценностного подхода как результат жизнедеятельности индивида в обществе; во-вторых, представление о формировании и функционировании ценностных ориентации личности как о процессе, в основе которого лежит особый вид психической деятельности — оценочная деятельность, направленная на основания ценностного значения этих явлений [4].
В контексте взаимоотношенийН.Н.Обозов указывает на то, что межличностные отношения определяются в том числе и через систему ценностей индивидов. Совпадение важнейших ценностных ориентаций индивидов как членов группы обеспечивает её единство, сплоченность, целостность. Ценностно-ориентационное единство группы характеризуется степенью совпадения позиций и оценок её членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом [7]. Если перенести это на семью как малую социальную группу, то сходство или ценностно-ориентационое единство способствуют стабилизации супружеских отношений, повышению удовлетворенности браком .В контексте супружеских отношений ценностно-смылословое единство имеет большое значение в интеграции семьи как единого субъекта, оказывает значительное влияние на характер супружеских отношений, их стабильность.
Процесс формирования и развития совместной жизнедеятельности осуществляется в ходе стыковки между собой целей, смыслов и мотивов индивидуальных жизнедеятельностей членов семьи, представленных в «общем фонде смысловых образований». Семейные ценности конкретизируются в понятии функций семьи, в психологии семейных отношений — это сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей её членов [8].
Постепенная в процессе жизнедеятельности переоценка ценностей является закономерным результатом диалектики жизни человека, изменения перестройки его взаимоотношений с миром, другими людьми. В результате изменения внутренних условий вступают в действие, актуализируются те или иные ценности личности [3]. Поэтому актуальной является проблема изучения семейных ценностей, что обусловлено недостаточной изученностью личностных ценностей в условиях активного развития нашего общества, а также недостаточной изученностью динамики семейных ценностей жизненного цикла современной семьи.
Основное назначение семьи, как указывают практически все авторы, социологи и психологи, занимающиеся проблемами семьи и брака, — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Не рассматривая подробно различные подходы к определению основного интегрирующего фактора семьи [9], можно отметить, что различные стороны семейной жизни обозначают понятием функции семьи, в основе которых лежат семейные ценности. У каждого из супругов своё представление о целях брачного союза, распределении ролей в семье, значимости той или иной сферы для общей удовлетворенности супружескими отношениями. В психологии семейных отношений сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей её членов, называется функцией семьи [10], их столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет.
Функции семьи определяют ценности семейной жизни. В зависимости от стадии развития семейного цикла у супругов происходит динамика семейных ценностей, что способствует переходу семейных отношений на другой уровень существования. Те функции, которые позволяют отличить семью от других институтов, называют специфическими. Согласно А.Г.Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции — это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах [10].