Файл: Подготовка и публикация научной статьи (тезисов).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К специфическим функциям семьи относят: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, функцию духовного (культурного) общения, функцию первичного социального контроля, сексуально-эротическую.

Репродуктивная функция семьи — это воспроизводство в детях численности родителей. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Современные семьи на 90 % и выше являются малодетными, а среди них более половины семей однодетные.

Воспитательная функция семьи является одной из важнейших. Она имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой) накопленного обществом социального опыта, эстетического развития, позитивного отношения к труду и т.д. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Третий аспект — постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива, характер отношений между его членами, традиции семьи.

Немало исследователей, в частности Т. Парсонс, утверждают, что в настоящее время семья утратила многие функции в связи с переходом развитых стран в фазу постиндустриального общества, и существенной функцией семьи остается лишь воспитательная функция. Большинство авторов выделяют в качестве важнейшей, главной, ведущей функции семьи рождение и воспитание детей (В.М.Бехтерев, В.И.Дружинин, А.Г.Харчев [11]. Л.Я.Гозман в качестве «важнейшей функции семьи» в современных условиях определяет функцию «обеспечения психологического комфорта и эмоциональной поддержки людьми друг друга» (1981), а репродуктивную функцию рассматривает как частный случай «потребности в эмоциональных контактах, поскольку от детей ждут прежде всего не материальной поддержки, а эмоционального тепла и любви» [13]. В более поздней работе говорится о том, что невозможно выделить приоритетную функцию семьи. Всё зависит от ценностей, определенного общества и её индивидов, образующих семью.


Культурная революция, урбанизация, миграция населения, взаимопроникновение культур, языков разных народов, процессы глобализации оказали решающее воздействие на семью. Теперь, при экономическом и правовом равенстве мужчины и женщины, необходимо по-новому оценить и распределить семейные обязанности и роли. При этом необходимо учитывать то, что является ядром семейной жизни для супругов, а также выполнение ими внесемейных функций (работа, общественная деятельность). Здесь имеет значение, какие образцы семейного уклада, распределения обязанностей вынесли супруги из родительских семей. Функция рождения и воспитания детей уже не является основополагающей и не играет той роли, какую играла раньше: общеобразовательные учреждения выполняют часть воспитательной и образовательной функции, идея равенства полов, развитие феминистических идей, индустриальное развитие, а также специфика городской жизни повлияли на повышение значимости ценностей социальной активности обоих супругов, особенно женщин. Ведь провозглашаемая ориентация на социальное равенство мужчины и женщины приводит к тому, что их готовят к сходному жизненному пути. Независимо от пола всем необходимо получить образование и работать, семья для женщины выступает лишь как дополнительная сфера реализации. При этом возрастает нагрузка на женщину, имеет место ролевой конфликт (Ю.Е.Алешина [14]). Факты говорят и о том, что женщины-домохозяйки менее психологически благополучны, чем работающие женщины.

В исследовании С.Парасурамана и коллег было установлено, что мужья работающих женщин по сравнению с мужьями домохозяек (цит. по книге Т. В. Бендас [15]) значительно менее удовлетворены своей работой, браком, качеством жизни и тем, как воспитываются дети, хотя при этом авторы исследования сделали вывод, что влияние фактора работающей жены на психологическое благополучие мужа невелико. Увлекаясь карьерой, женщины могут тратить меньше времени на экспрессивное взаимодействие со своими мужьями, а уменьшение эмоциональной поддержки может негативно сказываться на психологическом благополучии мужчин. Помимо этого, высказывается предположение о том, что некоторые женщины могут специально выбирать работу вне дома, компенсируя свою неудовлетворенность браком или мужем, испытывающим фрустрацию по поводу собственной работы. Несмотря на противоречивость фактов, однозначно можно отметить то, что социальная активность в жизни женщины приобретает все большую значимость и требует дальнейших исследований и объяснения психологических аспектов данного явления.



Л. Я. Гозман в качестве «важнейшей функции семьи» в современных условиях определяет функцию «обеспечения психологического комфорта и эмоциональной поддержки людьми друг друга» (1981), а репродуктивную функцию рассматривает как частный случай «потребности в эмоциональных контактах, поскольку от детей ждут прежде всего не материальной поддержки, а эмоционального тепла и любви» . В более поздней работе Л.Я.Гозман и Ю.Е.Алешина(1985)   заявляют, что «ни одна из функций семьи, однако, не может быть признана ведущей» и подчеркивают, что некоторые из них принципиально противоречат друг другу (например, «рекреационная» и «репродуктивная»). В наше время семья стала олицетворять источник эмоциональной опоры для ее членов в бездушном обществе, раздираемом противоречиями (Леш, 1990). Г.Г.Дилигенский(1986)   писал о западном обществе, что в нем, даже обладая прожиточным минимумом и «нормальным» потребительским стандартом, многие живут под угрозой утраты этого стандарта и вынуждены постоянно бороться за его сохранение. В семье ищут сферу приложения тех потребностей в эмоционально-психологической общности, близости с другими людьми, которые всячески искажаются и подавляются отношениями конкуренции и индивидуализма (А. Н.Елизаров [9]).

А. Н. Елизаров указывает на то, что в качестве ведущей деятельности семьи правомерно рассматривать деятельность по развитию (преобразованию) и передаче последующим поколениям определенных ценностей, которые на субъективном уровне выступают как ценностные ориентации членов семьи. Ценностные ориентации объединяют людей в семью и создают перспективу ее развития. Ценностные ориентации определяют цели порождения и пути воспитания детей в семье. В процессе своего существования семья может, наконец, создавать новые ценности, которые транслируются другим социальным группам [9].


Вывод

Анализ работ по изучению ценностей семейной жизни в супружеских парах показывает то, что данная проблема как самостоятельная область исследования изучена достаточно мало. Поскольку ценностные ориентации являются важнейшим компонентом субъективной образующей активности и самого субъекта в ней, для того чтобы понимать процессы, происходящие в современных семьях, необходимо обратиться к изучению семейных ценностей и ценностных ориентаций современных супругов с учетом стажа семейной жизни, семейного уклада, модели семьи — восточной или европейской (имеющих различные нормы и распределение обязанностей в семье); выявление структуры семейных ценностей у мужчин и женщин позволит строить более планомерную политику, касающуюся воспитания молодого поколения, учитывать потребности граждан нашего общества и, следовательно, будет способствовать укреплению института семьи.

Литература

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Сост., авторы коммент. и посл. А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская. — СПб.: Изд-во Питер, 2000. — С. 384.

2.           Харчев А.Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа //Социол. исслед. — 1986а. — № 3. — С. 23-33.

3.            Литвинова Л.В. Специфика воспроизводства ценностных ориентаций в семье // Ценностные ориентации личности, пути и способы их формирования /Тез. докл. научн. конф. 22-23 мая 1984 г. — Петрозаводск: Петрозав. гос. ун-т, 1984. —С. 86-89.

4.            Волочков А.А., Ермоленко Е.Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности. // Вопросы психологии, 2004. — № 2. — С. 17

5.            Андреева Т. Семейная психология.  СПб, 2004. с. 61, 73, 80, 113 №6

6. Зацепин А.И. Брак и семья. //Психология семьи. Хрестоматия./ Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 2002. с. 20-29

7.            Обозов Н.Н.. Обозова А.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии. — 1981. — № 6. — С. 98-101.

8.            Кабакова М.П. Прикладные аспекты проблемы стабилизации супружеских отношений // Вестник НАПК. — 2005. —№ 1. — С. 26-32.

9.            Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи // Электронные версии печатных работ А.Н.Елизарова psychologia.narod.


10.          Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. — СПб.: Питер, 1999.

11.          Дружинин В.Н. Психологические типы семьи в европейской культуре. — М.: Изд-во МГУ, 1995. — 166 с.

12.          Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. / Общ. Ред. М.В.Кларина. — М.: Прогресс, 1990. — 261 с.

13.          Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Общение и развитие взаимоотношений в супружеской паре //Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 247 с.

14.          Алешина Ю.Е, Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. — 1993. — № 4. —С. 80-84.

15.    Бендас Т.В. Гендерная психология. — СПб: Питер, 2006. — 432

Обработка и анализ данных по методике Дж.Брунера



Уровень креативности и базового типа мышления разбивается на три интервала:

низкий уровень (от 0 до 5 баллов) - символическое мышление

средний уровень (от 6 до 8 баллов) – образное мышление

высокий уровень (от 9 до 15 баллов) – предметное, знаковое мышление и креативность.
Как видно из таблицы, у исследуемого :


Предметное мышление

Символическое мышление

Знаковое мышление

Образное мышление

Креативность


10 балов 3 бала 12 балов 7 балов 9 балов
Таким образом, у исследуемого ярко выражен предметно-знаковый тип мышления, что говорит о том, что данный человек обладает практическим складом ума, предпочитает предметное мышление, для которого характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью предметных действий, последовательное выполнение операций. Существуют физические ограничения на преобразование. Результатом такого типа мышления становится мысль, воплощенная в новой конструкции.
Высокий показатель знакового мышления свидетельствует о том