Файл: Формы правления в прошлом и настоящем ( Развитие формы правления в России ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социально-исторические факторы, которые выражаются в историческом развитии государства, менталитете общества, их традициях, обычаях, общей культуры, которые способны предопределять форму правления в стране. Большинство из ныне существующих монархий являются данью социально-исторического фактора - как дань устоявшейся традиции управления.

Фактор политического режима, будучи самообусловлен теми же социальными факторами, влияет на форму правления более опосредствованно, определяет те ее меняющиеся черты, которые связаны с исторически конкретными политическими ситуациями в государстве. Это объясняет, почему невозможен прямой перенос политической формы, исторически возникшей в одной стране, в другие страны, хотя вполне возможно использование мирового и частного опыта отдельных народов с его последующей адаптацией к конкретно - историческим условиям того или иного государства.

Внешнеполитические факторы которые представляют собой:

  • политическое окружение государства;
  • внешнеполитическое заимствование, ввиду взаимодействия и восприятия тех или иных элементов формы государства, в том числе и формы правления (зачастую это является политико-правовым обменом опытом);
  • внешнеполитическое давление (внешнеполитическое навязывание), посредством которого одно государство (группа государств) путём экономического, политического, прямого военного давления навязывает другому государству какие-либо выгодные для себя элементы формы.

Влияние внешних факторов на формы государства может ослабевать или возрастать в конкретных исторических условиях. Важность выбора конкретной формы государства объясняет то, что в некоторых случаях решение этого вопроса протекает в обстановке острых конфликтов (кратковременных или продолжительных), борьбы, которая может проходить как в мирных, так и немирных формах.

Влияние политического режима государства на существующую в нем форму правления

СУЩЕСТВУЮЩУЮ В НЕМ ФОРМУ ПРАВЛЕНИЯ

Форма правления тесно связана с тем политическим режимом, который установился в государстве, будь то демократия, авторитаризм или тоталитаризм, зачастую последний определяет ее форму и особенности порядка управления в государстве. Самыми распространенными формами правления выступают монархия и республика, однако в современно мире существуют сотни стран в которых установились такие формы правления, но ввиду сложности политического устройства общества, ни одна из указанных форм правления в точности идентична любой другой. Представляется, что такое разнообразие, во многом обусловлено различным политическим устройством общества его историческими, культурными и ментальными особенностями.


Рассмотрим более подробнее выделяемые наукой политические режимы, их особенности, приведем конкретные примеры государств, которые им соответствуют.

Начнем с демократического режима, демократия (в переводе с греческого «народовластие) в общем смысле – один из существующих политических режимов, а также способ устройства общества, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений, с равными правами участников воздействовать на исход данного процесса. Если рассматривать данный термин применительно к политологии, то под демократией следует понимать политический режим, в рамках которого весь политический процесс и власть, обусловлены свободным волеизъявлением всех членов общества, а принятие решений осуществляется посредством выбора того варианта, за который проголосовало большинство голосов.

Демократия тесно связана с понятием либерализма – политической системы, в рамках которой осуществляется принцип ограниченного влияния и вмешательства государства в жизнь общества.

Основными признаками либерализма принято считать: уважение прав и свобод человека, как высшей ценности в государстве, правовое равенство всех членов общества, система разделения властей в государстве (на законодательную, исполнительную, судебную), принцип невмешательства государства в личную жизнь граждан, договорная форма образования государства, осуществление власти на основе демократии, свобода экономической деятельности, предпринимательства[12].

Указанный способ общественного развития ориентирован на всестороннее развитие общества, защиту его общенациональных ценностей, стремлению к минимальному влиянию на жизнь граждан, с достижением максимально эффективных результатов в политической, экономической, социальной и духовной сферах. Другими словами лозунгом либерализма выступает «минимальное воздействие государства на общества, при достижении максимального результата», а также принцип «разрешено все, что не запрещено законом».

Демократические формы правления строятся на основе суверенитета народа, на основе периодичности выборов органов государственной власти, на основе принятия решений большинством в обществе, с одновременной защитой меньшинства, их прав и свобод, на основе верховенства права в государстве.

Демократия имеет ряд разновидностей и модификаций, как форма правления государством она может быть прямой и представительной. Прямая демократия выражается в непосредственном участии граждан в подготовке решений, обсуждении основных моментов при их принятии, в самом принятии таких решений.


Отдельной разновидностью прямой демократии выступает плебисцитная демократия – форма правления в государстве, при которой волеизъявление народа осуществляется непосредственно путем плебисцита (путем опроса граждан по важнейшим вопросам жизнедеятельности).

Что же касается представительной демократии, то указанная форма правления характеризуется посредством волеизъявления граждан не напрямую, а через представителей, которые участвуют в непосредственном принятии важных решений, выступая таким образом волеизъявителями больших народных масс.

В настоящее время именно демократические режимы распространены по всему миру (Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Италия, Франция, страны Латинской Америки, развитые страны африканского континента) в большей степени, поскольку, как считают ученые, именно такая форма правления позволяет наиболее эффективно и гуманно управлять общественными процессами, как внутри государства, так и за его пределами, позволяя налаживать межкультурный интернациональный диалог. Исследователи полагают, что демократия отвечает в большей степени духу современной эпохи, формирует важные духовные ценности, позволяет решать вопросы и проблемы глобального характера (как например, терроризм, экологические проблемы, проблемы политического господства, экономические кризисы)[13].

Прямой противоположностью демократических форм правления, выступают тоталитарные формы правления. Тоталитаризм, как понятие, формирующее, общую тенденцию среди выбранных форм правления представляет собой политическую систему, внутри которой управляющие структуры (органы государственной власти) стремятся к полному контролю над жизнью общества в целом, и каждой отдельно взятой личности.

Указанная форма правления является полным антиподом либерализма, строится на иных базовых ценностях, пропагандирует иные идеалы и стремится к достижению отличных от демократии целей – максимальному (тотальному контролю над обществом, ориентацией на государственное развитие, стремление к мировому господству, принятие одной идеологии).

Основными признаками тоталитаризма, выделяемые учеными в доктрине, являются: единство идеологии, концентрация власти у одной политической силы (партии, союза, структуры), организация террора, насилия, репрессий внутри общества, концепция этатизма (приоритет государственной воли, над волей граждан), милитаризация страны, централизованный контроль над экономикой страны[14].


Тоталитаризм как явление, в большей степени, существовал в ХХ веке, в ряде государств – СССР (период правления И. Сталина), Нацистская германия в период правления А. Гитлера), режим Муссолини в Италии, Китайская народная республика (период правления Мао Цзедуна, режим Франко в Испании. После второй мировой войны его значение по всему миру стало постепенно снижаться, в настоящее время данный режим является большой редкостью встречается в Северной Корее, его элементы остались на Кубе, в Азиатских странах, странах ближнего Востока.

Разновидностями тоталитаризма, по мнению некоторых ученых выступают: национал-социализм, фашизм, коммунизм. Не погружаясь в конкретные характеристика каждой из указанной разновидности, отметим, что всем им в большей степени присущи одни и те же признаки, с некоторыми идеологическими расхождениями.

Например, национал-социализм (нацизм) в качестве высшей цели преследует господство одной расы над другими расами в мировом масштабе, активно применяет антидемократические инструменты политического управления.

Фашизм, как обобщенное название «крайне правых политических движений, с присущей ему формой правления, основными признаками которого выступают ксенофобия, антилиберализм, шовинизм, расизм.

Коммунизм, как общественно-экономико-социальный строй, основанный на равенстве, общественной собственности на средства производства, диктатуре пролетариата, стремлению к мировой пропаганде ценностей социализма.

Отметим, что политическим лозунгом тоталитаризма, выступает «максимальное воздействие государства на общество, для достижения государственных целей», а также принцип «запрещено все, что не разрешено законом».

Между рассмотренными двумя сильно различающимися формами правления – тоталитарной и демократической (либеральной) имеется в некотором роде срединная форма правления, именуемая авторитаризмом.

Авторитаризм представляет собой такой политический режим, при котором носитель власти (диктатор, вождь, команданте) отождествляет себя с лицом, который является единственным выразителем указанной власти[15].

Иными словами авторитарная форма правления тесно связана с конкретной личностью, при этом в сравнении с монархией (где власть именно отождествляется с ее законным носителем, получившим ее по наследству), указанная форма правления тесным образом связана с автократией (ничем не ограниченная полновластие одного лица в государстве) и диктатурой (формой осуществления государственной власти, в рамках которой вся власть в государстве концентрируется в руках одной политической силы, принадлежащей одному лицу, либо правящей группе лиц).


Примеры государств, в которых данная форма правления и указанный политический режим применялся активно известны науке. Так, к примеру, немецкий политолог Дирк Берг-Шлоссервы выделил следующие виды авторитаризма:

1. традиционные абсолютистские монархии (к данной категории он относил Эфиопию до 1974 г., Непал до 2997 г., Саудовскую Аравия, Марокко);

2. традиционные олигархические режимы (Дирк полагал, что в данную группу можно условно поместить Кубу до 1959 г., Гватемалу, Никарагуа до 1979 г.;

3. гегемонистический авторитаризм новой олигархии (в большей степени он соответствовал Камеруну, Тунису, Филиппина в период с 1972 по 1985 г.);

4. режимы с «социалистической ориентацией» (Бирма, Гвинея, Мозамбик, Танзания;

5. военные режимы (Ирак, Перу, Египет при Г. А. Насере)[16].

Своеобразным политическим лозунгом авторитаризма, выступает «разноплановое воздействие государства на общество, срединное между тоталитарным и демократическим, для достижения диктаторских целей», а также принцип «разрешено только то, что прямо не запрещено».

Выводы

Форма правления - это организация верховной государственной власти и порядок ее образования. Выделяют республиканскую и монархическую формы правления. Именно в этих формах правления наиболее четко прослеживается, кто и как правит в государстве, то есть кто осуществляет в нем верховную власть.

Факторы, обуславливающим возникновение и существование в государстве конкретной формы правления, следует свести к следующим: территориально-географические, экономические, социально-политические, социально-духовные, социально-исторические и фактор политического режима.

Рассмотрев, существующие тоталитарные, демократические и формы политических режимов, отметим, что им, так или иначе, соответствуют существующие формы правления: монархии и республики, однако, ввиду сложности политического строения общества, форма правления редко бывает ярко выраженной, четко соответствующей тем критериям, которые выделяет наука, как правило она имеет гибридную форму, ей присущи признаки различных форм правления. Одной универсальной модели, константы, описывающей форму правления, подходящую всем без исключения государствам мира, не существует.

Большое экономическое, политическое, социокультурное разнообразие, имеющееся на планете, не позволяет найти такую модель. Именно этим обусловлено то большое многообразие форм правления, которое представлено в разных странах мира.