Файл: Формы правления в прошлом и настоящем ( Развитие формы правления в России ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Полагаем, что пройдет ни одно столетие, прежде чем человечество создаст модель унификации религиозных взглядов, ментальных особенностей и исторических традиций, сформирует общую для всех систему ценностей, которые, в свою очередь, позволят найти универсальную форму правления для государства.

Глава 2. Российское государство: форма правления и политический режим

2.1. Развитие формы правления в России

В России на более ранних этапах предпочтение отдавалось монархии, однако сегодня Российская Федерация, как указано в статье 1 Конституции Российской Федерации, является федеративным государством с республиканской формой правления[17].

Тем не менее, останавливая выбор на той или иной форме правления, заимствуя те или иные элементы, относящиеся к ним, важно осознавать специфику Российской Федерации и даже климатические, природные и географические условия. При этом, важную роль на установление той или иной формы правления играл, в том числе, и культурный уровень населения государства, его исторические и культурные традиции, нравственные и моральные устои, характер религиозного мировоззрения, в том числе и национальные особенности народов, проживающих на территории страны, природные и климатические условия и иные факторы[18].

Особенности формы государства также определяет и характер построения взаимодействия государства и публичных органов власти с негосударственными организациями (в том числе, профсоюзами, общественными движениями, партиями, церковью и другими организациями), с населением.

При разработке проекта новой Конституции Российской Федерации, которая впоследствии была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, были выявлены различные проблемные аспекты касаемо теории и практики построения управления на территории государства, в том числе и в сфере выбора формы правления.

Сущность дискуссий не только на законодательном уровне, но и на уровне научно-правовом, постоянно сводилась к альтернативе: выбор между утверждением президентской либо парламентской республики в стране.


Тем не менее, сторонники подобного достаточно строгой альтернативы, в свою очередь, не учли факт того, что в современных условиях четкое разделение между указанными видами, то есть чисто президентской и исключительно парламентской республиками, которое складывалось на протяжении длительного времени, и приобрело видимые характеристики к середине XIX в., сегодня совершенно изменились[19].

Происходит взаимопроникновение, иными словами, смешение элементов различных видов такой формы правления как республика, то, безусловно, видится возможным отметить и касаемо монархии.

Таким образом, происходит возникновение относительно нового вида республиканской формы правления – смешанная республика[20].

Подобного рода процессы, происходящие на данном этапе развития государства – России, отражают определенно новые тенденции современного политического развития страны, при этом, такие аспекты бывают вызваны по большей мере необходимостью повысить, улучшить уровень управляемости в государстве, а также наделить большей самостоятельностью и достаточной стабильностью публичные органы власти, в том числе, органы исполнительной власти.

Выбор формы правления (порядок организации и взаимодействия органов государственной власти) зависит от ряда аспектов: уровень правовой культуры, уровень социального развития в стране и другое.

Довольно трудоемкий процесс перехода в России к рыночной экономике, некая социальная напряженность предопределили факт того, что в России в качестве формы правления установлена президентская республика, однако, в свою очередь, обладающая рядом особенностей по сравнению с традиционными президентскими республиками.

Так, наблюдается взаимосвязь как относимых исключительно к президентским республикам признаков, так и признаком, относимых к парламентской республике.

К первой категории относится такой аспект как контроль Президента Российской Федерации за деятельностью Правительства Российской Федерации.

Ко второй же категории следует относить возможность Государственной Думы Российской Федерации выразить недоверие Правительству Российской Федерации[21].

Более того, видится некий дисбаланс между законодательной ветвью власти и деятельность Президента РФ, при этом, перевес на стороне главы государства, что нарушает равновесие и устойчивость государственной власти в целом.


Подобным образом, подводя итог вышеизложенного, стоит еще раз отметить, что выбор формы правления зависит во многом от целей, стоящих перед государством, территориальных особенностей государства, а также от культуры общества. Сегодня происходит возникновение такого вида республики как смешанная республика, что обуславливается необходимостью повысить и улучшить уровень управляемости в государстве, а также наделить большей самостоятельностью и достаточной стабильностью публичные органы власти, в том числе, органы исполнительной власти. При этом, Российская Федерация на современном этапе развития государства является, по мнению ряда ученых-теоретиков, смешанной республикой, что не исключает достаточно ощутимого влияния президентской власти на функционирование государственной системы в целом.

2.2. Проблемы формы правления в России и политического режима в стране

Произошедшие стихийные манифестации в странах севера Африки и Ближнего Востока (так называемая «арабская весна») со всей очевидностью подтверждают концептуальные аспекты политической системы общества: форма правления, государственный (политический) режим - являются важнейшими составными частями формы любого государства; их сущность и содержание позволяют провести значимую грань между политико-правовыми системами различных государств мира.

Так, например, демократический режим основывается на принципах народовластия, свободы и равенства граждан.

Уроки истории объективно доказали, что такой режим наиболее благоприятен для стабильного и поступательного развития государства (подтверждением сказанного может служить история развития и современное состояние таких государств, как: США, Франции, Германии, Великобритании, других стран Европейского союза, да и Юго-Восточной Азии). Его общая характеристика: отношения гражданина и государства носят в основном экономический характер, поскольку человек, обладающий собственностью, становится политически самостоятельным; осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей; система «сдержек и противовесов» способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью; равноправие граждан, гарантированность их прав и свобод; законность и правопорядок[22].


На этой основе весьма любопытен пример России. По форме правления Россия представляет собой смешанную республику, где институты, образующие все три ветви власти, пока несовершенны, а взаимоотношения законодательной и исполнительной властей не сбалансированы и находятся в прямой зависимости от расстановки политических сил (наглядным подтверждением сказанного, являются результаты выборов в представительные органы власти в сентябре 2013 г.) как на региональном, так и на федеральном уровне[23].

Стоит обратить внимание и на избыточную зависимость Российского государства от личного авторитета и политической благосклонности главы государства к вопросам кадровых назначений, перестановок, ротаций – что убедительно свидетельствует о чрезмерности функций, конституционно присвоенных этому институту (институту президентства) российской государственности.

Убедительным подтверждением сказанному является «губернаторопад» осени 2017 г.: уход по собственному желанию и назначение новых руководителей в одиннадцать регионов РФ. Отличительной особенностью системы губернаторских назначений является постоянное тасование кадров по разным регионам России. Как отмечают аналитики, только трое из назначенных – местные политики, остальные – люди новые для своих регионов – каждый со своей карьерной историей[24].

Соответственно, это же свидетельствует о функциональной недостаточности других институтов – Федерального Собрания и Правительства. Этот дисбаланс нуждается в корректировке.

Заимствованный у парламентской республики принцип ответственного правительства, в значительной мере носит формальный характер, ибо право Государственной Думы выразить недоверие Правительству или не согласиться с предложенной Президентом кандидатурой Председателя Правительства «уравновешено» возможностью его роспуска (ст. 111, 117 Конституции РФ). Подобный механизм многие исследователи рассматривают как закамуфлированную модель президентской республики, согласующуюся с принципом разделения властей: номинальное участие парламента в формировании правительства, парламентский контроль «без санкций» (когда выражение недоверия правительства не ведет к его отставке) и отсутствие (при соблюдении этих условий) у президента права роспуска парламента[25].

Показательно, что политологи и специалисты в области государственного права по-разному определяют предусмотренную в Конституции форму правления, хотя большинство из них склоняется к термину «полупрезидентская» республика. Впрочем, определенная авторитарность управления в переходный период неизбежна, и, чем она более легальна (конституционно регламентирована), тем лучше.


Своеобразен и государственный режим современный России. Конституция провозглашает режим демократического социального правового государства (ст. 1, 7, 8, 10, 13, 14 и др.). Однако на деле российский режим содержит в себе за исключением тоталитаризма, разумеется, элементы всех его разновидностей[26].

Однако, есть весьма позитивные тенденции в политической жизни страны, которые реально демонстрируют социальный контроль и активную позицию гражданского общества: это и работа Общероссийского народного фронта, громкая отставка и заключение под домашний арест министра экономразвития А. Улюкаева, уголовные дела в отношении бывших губернаторов Кировской области (Н. Белых), Сахалина (А. Хорошавин), Брянской области (Н. Денин), республики Коми (В. Гайзер); ежегодные пресс-конференции Президента России, (с последующим вручением главам региональной власти знаменитых «зеленых папок»), регулярные выступления на различных форумах, встречи с правозащитниками страны.

Российская конституционная модель формы государства может развиваться и в русле современного конституционализма, и в духе характерной для России тенденции к монополизации и бесконтрольности власти, авторитарности управления. Какое из этих направлений окажется реализованным, зависит от успешности формирования гражданского общества[27].

Выводы

По форме правления Россия представляет собой смешанную республику, где институты, образующие все три ветви власти, пока несовершенны, а взаимоотношения законодательной и исполнительной властей не сбалансированы и находятся в прямой зависимости от расстановки политических сил.

Российское государство сегодня – это важнейший элемент системы общества и свои функции оно выполняет во взаимодействии со всеми социальными институтами. Политическая система общества есть органическое единство государства и других социальных элементов, объективно объединяющихся вокруг целей и идеалов, направленных на завоевание, удержание и использование государственной власти и связанных с ней ценностей.

Заключение

Цель работы – исследование научных основ теории государства и права. В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи: Рассмотреть теорию государства и права в системе наук. Исследовать основные задачи и методы теории государства и права. Исследовать объект и предмет теории государства и права. Рассмотреть функции теории государства и права. Цель работы – исследование научных основ теории государства и права. В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи: Рассмотреть теорию государства и права в системе наук. Исследовать основные задачи и методы теории государства и права. Исследовать объект и предмет теории государства и права. Рассмотреть функции теории государства и права. Цель работы – исследование научных основ теории государства и права. В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи: Рассмотреть теорию государства и права в системе наук. Исследовать основные задачи и методы теории государства и права. Исследовать объект и предмет теории государства и права. Рассмотреть функции теории государства и права. Цель работы – исследование научных основ теории государства и права. В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи: Рассмотреть теорию государства и права в системе наук. Исследовать основные задачи и методы теории государства и права. Исследовать объект и предмет теории государства и права. Рассмотреть функции теории государства и права. Цель работы – исследование научных основ теории государства и права. В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи: Рассмотреть теорию государства и права в системе наук. Исследовать основные задачи и методы теории государства и права. Исследовать объект и предмет теории государства и права. Рассмотреть функции теории государства и права. Цель работы – исследование научных основ теории государства и права. В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи: Рассмотреть теорию государства и права в системе наук. Исследовать основные задачи и методы теории государства и права. Исследовать объект и предмет теории государства и права. Рассмотреть функции теории государства и права. Цель работы – исследование научных основ теории государства и права. В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи: Рассмотреть теорию государства и права в системе наук. Исследовать основные задачи и методы теории государства и права. Исследовать объект и предмет теории государства и права. Рассмотреть функции теории государства и права.