Файл: Сущность и функции финансов ( Понятие и особенности финансов ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
Финансы выполняют свою распределительную функцию также в процессе формирования и распределения доходов предприятий. Доходы обычно классифицируются по трем стадиям своего движения: первичное распределение (первичные доходы), перераспределение (вторичные, производные доходы), конечное использование (конечные доходы). Финансы имеют отношение ко всем трем стадиям, особенно к первым двум. Первичные доходы образуются в результате распределения выручки от реализации товаров и услуг. Каждый экономический субъект, продав свою продукцию (т.е. получив за нее определенную сумму денег), распределяет ее в соответствии с затратами факторов производства. Поскольку процесс производства товаров и услуг, как правило, непрерывный, то нужно выделить из общей выручки необходимую долю ресурсов на обеспечение возобновления производства. Это стоимость текущих материальных затрат, амортизации оборудования, арендная плата, проценты за кредит и т.п. Необходимо также оплатить труд занятых работников, включая и сферу управления.
Если после этих выплат еще остается часть выручки, то она составляет прибыль предприятия. Распределение этой прибыли - специальная проблема корпоративных финансов. Она решается по-разному в разных предприятиях. Следует отметить, что в условиях рыночной экономики в состав первичных доходов входят косвенные налоги, устанавливаемые государством. Эти налоги сразу направляются государству, и экономические субъекты не являются их собственниками. После первичного распределения, то есть формирования на основе валовой выручки первичных доходов, начинаются процессы перераспределения и образования вторичных, производных доходов. Это, прежде всего всевозможные налоги (за исключением указанных выше), взносы в страховые фонды, благотворительные фонды, платежи и взносы в различные религиозные и общественные организации, денежная поддержка нетрудоспособных или неработающих родственников и т.д. Перераспределение может происходить неоднократно, доходы могут быть и вторичными, и третичными, и т.д. Отследить все стадии и все направления перераспределения очень трудно. Но общая картина, конечно, может быть получена [11, с. 145].
Последняя стадия распределения (или перераспределения) доходов - их реализация. Доходы нужны не ради них самих, а ради тех благ, которые на них приобретаются.
Реализуемые доходы называются конечными, они истрачены на приобретение товаров и услуг. Часть доходов может быть выделена на сбережения в различной форме (спрятана в «чулок», внесена в банк в форме различных счетов и вкладов, истрачена на приобретение доходных бумаг). Сумма первичных доходов должна равняться сумме конечных доходов с учетом сбережений. Это одно из основных финансовых равенств.
Денежные доходы могут быть положительными и отрицательными, другими словами, финансовая система может распределять и убытки. Такое - случается относительно редко, но в принципе это вполне нормальная ситуация, поскольку финансовая деятельность связана с риском и неблагоприятный ее исход предполагает соответствующие компенсационные процедуры. На процесс распределения влияют не только финансы, но и цены. Поскольку сам процесс реализации любых благ происходит по определенным ценам, то уже этим определяется воздействие цен на распределение денежных и материальных потоков в хозяйстве и тесная связь их с финансами. Объем финансовых ресурсов (первичных доходов), оказывающихся в распоряжении того или иного субъекта экономики, непосредственно зависит от уровня цен на его продукцию. Точно так же материальный эквивалент или материальное воплощение конечных доходов самым решительным образом зависит от уровня цен на приобретаемые блага. И в данном случае очевидно воздействие цен на распределение и их тесное взаимодействие с финансами в этом процессе. Но цены способны оказывать и относительно самостоятельное воздействие на распределение. Речь идет о динамике цен.
По различным причинам уровень цен может меняться, как правило, в сторону повышения, но возможно (значительно реже) и снижение цен. Существенные изменения цен оказывают непосредственное воздействие на объем первичных доходов и материальный эквивалент конечных доходов. Чем сильнее меняются цены, тем больше колеблется и величина доходов. На практике такие резкие сдвиги в доходах возникают в основном в условиях инфляции, когда наблюдается существенное и значительное повышение цен.
Влияние изменений уровня цен на объем доходов различных экономических субъектов тоже называется перераспределением. Но это перераспределение имеет другой характер по сравнению с перераспределением при помощи чисто финансовых методов. Финансовое перераспределение означает деление и частичное изъятие уже полученного дохода. При ценовом перераспределении сравниваются суммы доходов, полученных от разных актов реализации, эти акты осуществляются последовательно во времени. Сегодня одни цены, а завтра - другие.
Ценовое перераспределение наблюдается по сравнению с каким-то периодом, так как сама динамика цен есть процесс, охватывающий различные периоды. Продавец, успешно повышающий цены на свои товары (допустим, раз в неделю), будет получать каждую неделю больший объем первичных доходов, если сумеет продавать то же количество товаров. Социальный смысл ценового перераспределения несколько другой по сравнению с финансовым [3, с. 290]. Тот, кто реализует товары по более высоким, чем прежде, ценам, как бы перераспределяет в свою пользу доходы покупателей. Кто именно несет убытки от повышения цен, известно далеко не всегда.
При финансовом перераспределении всегда четко указывается, кому и в каком количестве поступают те или иные денежные суммы: налоги - в бюджет, заработная плата - работникам, отчисления на социальные нужды - в конкретные всем известные фонды. Ценовое перераспределение по самой своей сути менее контролируемо, оно создает больше возможностей для злоупотребления. По мере сил нужно предотвращать появление ценового перераспределения, особенно в крупных масштабах.
Можно сказать, что финансовое перераспределение доходов предсказуемо и управляемо, а ценовое содержит в себе элементы неожиданности и случайности, и нерегулируемо в большинстве случаев. Оба метода перераспределения функционируют одновременно, их сочетание может быть разнообразным. При помощи финансовых методов можно смягчить последствия изменения цен, особенно нежелательного их роста, но возможно, напротив, совпадение перераспределительного эффекта, возникающего за счет изменения цен и осуществляемого при помощи финансов. Поскольку в рыночной экономике возможности внешнего регулирования в большей мере содержатся в финансовой системе, чем в ценообразовании, то именно через финансы и надлежит регулировать глобальные процессы перераспределения, включающие и эффект от изменения цен.
Отдельно следует сказать об особенностях использования финансов и цен в части предоставления льгот каким-либо субъектам экономики, главным образом населению. При социалистическом планировании за счет произвольного маневрирования уровнем цен были созданы обширные зоны бесплатности в системе распределения. Произвол проявился в том, что уровень розничных цен примерно 35 лет удерживался почти неизменным при одновременном росте закупочных цен на сельскохозяйственное сырье. Росли также и оптовые цены в промышленности. Возникли громадные дотации сельскому хозяйству. Еще раньше были заморожены цены на жилье и коммунальные услуги. Почти полностью бесплатным было здравоохранение и образование.
Практика многих стран показала, что бесплатность полная или частичная - самая худшая форма распределения благ, прежде всего, потому, что потребность в бесплатных благах практически всегда безгранична. Целиком отказаться от нее при низком общем уровне жизни, видимо, трудно. Но ее применение все же должно быть ограниченным и по возможности временным. Массовая бесплатность и льготирование важных благ при социализме привели к растрате громадных средств, снижению стимулов к повышению эффективности производства, росту производительности труда, к ухудшению условий жизни подавляющего большинства населения. Низкие цены на хлеб стали причиной массового скармливания его скоту. Бесплатность жилья привела к низким объемам жилищного строительства и постыдному отставанию в обеспеченности жильем нашего населения от граждан других стран. Полная бесплатность медицинского обслуживания сопровождалась резким снижением его качества и фактической недоступностью квалифицированной медицинской помощи для большей части населения [7, с. 272]. Заниженные цены стали причиной массовой спекуляции, дали толчок формированию теневого производства с неизбежной для него коррупцией. Поэтому актуальная проблема распределения в настоящее время - сокращение и последующая ликвидация «зон бесплатности». Система социальных льгот, перешедшая еще от СССР и расширенная популистскими законами, принятыми уже в России, не только чрезмерна, «неподъемна» для нынешнего объема производства и доходов и состояния бюджетов всех уровней, но она еще и по методу предоставления льгот ошибочна.
Льготы (в том числе и бесплатность) в условиях рынка нельзя предоставлять за счет занижения цен или их полной отмены, это парализует рынок, а можно только за счет распределения финансовых ресурсов. Помимо того что это не нарушает общий принцип функционирования рыночного хозяйства, подобный метод льготирования обеспечивает адресованность предоставления льгот, чего невозможно добиться при отмене и занижении цен. В процессе исторического развития сущность перераспределительных процессов существенно изменилась. В XIX в. в условиях жесткой производственной эксплуатации широкие народные массы несли и основное бремя финансовой эксплуатации. Гигантское развитие производительных сил в XX в., особенно во второй его половине, научно-технический прогресс, расширение функций государства, демократизация общественной жизни в странах с развитой рыночной экономикой обусловили существенные изменения в сфере государственных финансов - значительная часть мобилизуемых правительством средств стала перераспределяться в пользу широких слоев населения. Прежде всего, это крупная доля средств, направляемых на социальные цели. В связи с требованиями научно-технической революции особенно возросли расходы на образование. В ряде стран, например, в Великобритании, было национализировано здравоохранение и создана Национальная служба здравоохранения. Получили значительное развитие внебюджетные социальные фонды.
Однако рост социальных расходов не означает, что парораспределительные процессы осуществляются только в интересах трудящихся масс. В ведущих капиталистических странах до сих пор сохраняются крупные военные расходы, затраты по выплате процентов и погашению государственного долга, при которых получателями средств выступают монополии, входящие в военно-промышленный комплекс, страховые компании, банковские монополии, акционерные общества и др.
Характер перераспределительных процессов во многом определяется уровнем милитаризации экономики. В странах с высокими военными расходами затраты на социальные цели ниже, а в странах с низкими военными расходами социальные расходы выше [4, с. 567]. В СССР послевоенный период характеризовался высоким уровнем расходов на военные цели, неэффективным использованием средств на финансирование народного хозяйства, остаточным принципом финансирования социальных затрат. Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).
Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.
Подавляющая часть перераспределительных отношений между территориями государства, производственной и непроизводственной сферами осуществляется через государственный бюджет (федеральный, региональные и местные бюджеты государства).
Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.
2.2 Контрольная функция
Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль.
Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан [3, с. 25].
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, выходит что , он служит очень важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельностью.
Основными направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:
а) проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;
б) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и Гражданами;
в) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);
г) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;
д) выявление внутренних резервов производства - возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;
е) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.
Контрольная функция финансов осуществляется двояко: во-первых, через контроль рублем, во-вторых, через контроль, осуществляемый финансовыми органами. Инструментом реализации контрольной функции выступает финансовая информация, которая заключается в финансовых показателях бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятия и оценить результаты хозяйственной деятельности.
Посредством финансов на предприятиях осуществляется контроль рублем за образованием денежных доходов, соблюдением режима экономии и использованием материальных и трудовых ресурсов, количеством и качеством труда, использованием основных и оборотных фондов, образованием и использованием поощрительных фондов. Но самое главное на предприятии - строго следить за перераспределением прибыли на фонды накопления и фонды потребления. Еще важнее осуществлять контроль за использованием средств из этих фондов по целевому назначению.