Файл: Сущность и функции финансов ( Понятие и особенности финансов ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, финансы выступают орудием контроля за правильным образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе производства и реализации продукции [12, с. 589]. Контроль рублем осуществляется не только внутри предприятия, но и во взаимоотношениях между предприятиями, с вышестоящей организацией и с финансово-кредитными учреждениями. Контроль рублем во взаимоотношениях между предприятиями производится при оплате поставляемых товаров, оказанных услуг и выполненных работ, соблюдении договорных условий.

Хозяйственная деятельность предприятий контролируется рублем в процессе выполнения обязательств перед бюджетом по платежам в бюджет и финансированию из бюджета. Контроль финансовыми органами и ведомственными службами осуществляется путем проверки законности расходования денежных средств, полноты уплаты налогов.
Контрольная функция финансов используется и в масштабе всего государства.

Финансы показывают, как складываются количественные показатели распределения финансовых ресурсов, пропорции или диспропорции в экономике отраслей, исполнение государственного бюджета. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который является частью хозяйственного механизма.

Финансовый механизм - это совокупность способов управления финансовыми отношениями.

Он включает: формы финансовых отношений в государстве; порядок (правила) формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; методы финансового планирования; формы управления финансами; финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др. Важный элемент финансового механизма - финансовое планирование, которое, прежде всего, относится к бюджетному планированию [14, с. 500].

В Российской Федерации разрабатывается перспективный финансовый план в целях:

1) информирования законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;

2) комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;

3) выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;


4) отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года: первый год - это год, на который составляется бюджет; следующие два года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики. Исходной базой для формирования перспективного финансового плана служит бюджет на текущий год. Перспективный финансовый план законодательно не утверждается.

2.3 Другие функции финансов


Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства. Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самими факторами функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическими общественными назначениями финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь «распределительной», как финансы. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо [3, с. 27].

В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведя итоги курсовой работы можно сказать, что финансы - это экономическая категория, особенность которой заключается в ее функциях. В общественном воспроизводстве финансы выражают распределительные отношения. Финансы обслуживают процесс расширенного воспроизводства, сами будучи категорией не производства, а распределения.


Финансы выполняют несколько функций, главными из которых являются распределительная и контрольная. Через распределительную функцию финансов реализуется их общественное назначение — обеспечение каждого хозяйствующего субъекта необходимыми ему финансовыми ресурсами.

Функционируя в сфере материального производства и услуг, финансы обслуживают кругооборот производственных фондов, участвуют в создании новой стоимости. Благодаря финансам распределяется реализованная стоимость и формируются доходы, накопления и отчисления. На основе финансов образуются денежные фонды целевого назначения, предназначенные для удовлетворения общественных потребностей.

Финансовое распределение, начавшееся в сфере материального производства и услуг, продолжается в сфере обращения. В качестве инструмента распределения финансы функционируют и в сфере потребления. С помощью финансов определяются пропорции распределения общественного продукта на фонд возмещения и национальный доход, формируются конечные пропорции использования национального дохода, образуются фонды потребления и накопления.

Через контрольную функцию, действующую одновременно с распределительной, проявляется способность финансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса, контролировать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции. Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
Необходимость финансов в условиях рыночного хозяйства можно объяснить последующими причинами:

1. Существованием товарно-денежных отношений и действием закона стоимости. Реализация продукции, товаров и услуг хозяйствующими субъектами осуществляется путем купли и продажи за деньги. Финансы не могут существовать без денег. Если наличие денег - обязательное условие существования финансов, то причиной, порождающей появление финансов, можно считать потребности государства и субъектов хозяйствования в денежных ресурсах, обеспечивающих их деятельность и расширенное воспроизводство. Эту потребность в ресурсах без финансов удовлетворить невозможно ни в сфере хозяйствования, ни в сфере государственного управления. Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития.

2. Без финансов невозможно обеспечить кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать развитие производства.
3. Наличие государства. Поскольку государство несет хозяйственно-организаторскую и культурно-воспитательную функцию, оно должно располагать соответствующими финансовыми ресурсами в виде денежных фондов.


Финансы - неотъемлемая часть экономических отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место в рыночном хозяйстве занимают финансовые отношения между хозяйствующими субъектами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вахрин П.И. Финансы: Учебник для вузов. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – 502 с.

2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Современная экономическая энциклопедия. – СПб., Издательство «Лань», 2002. – 800 с.

3. Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы. / С.В.Галицкая. М.: Экзамен, 2002. - 224 с.

4. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. -639 с.

5. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 408 с.

6. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Коллектив авторов; Под общей редакцией А.Г.Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 1168 с.

7. Финансы: Учебник для вузов / Под редакцией профессора Л.А.Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 527 с.

8. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А.Дробозина, Л.П.Окунева, Л.Д.Андросова и другие; Под редакцией профессора Л.А.Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 479 с.

9. Финансы и кредит: Учебное пособие / Л.Г.Колпина, Г.И.Кривцова, В.Л.Тарасевич и другие; Под редакцией М.И.Платницкого – МН.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. – 336 с.

10. Финансы: Учебник / Под редакцией профессора В.А.Слепова. – М.: Издательство Российская экономическая академия, 2000. – 384 с.

11. Финансы: Учебник для вузов. Под редакцией профессора М.В.Романовского, профессора О.В.Врублевской, профессора Б.М.Сабанти. – М.: Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2000. – 520 с.

12. Финансы, деньги, кредит: Учебник / Под редакцией О.В.Соколовой. – М.: Юристъ, 2000. – 784 с.

13. Шелопаев Ф.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Пособие для сдачи экзамена. – М.: Юрайт – Издательство, 2006. – 270 с.

14. Экономика: учебник / А.И.Архипов и другие; под редакцией А.И.Архипова, А.К.Большакова. – третье издание, переработанное и дополненное. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005 - 840 с.

15. Экономическая теория: Учебное пособие / В.М.Соколинский, В.Е.Корольков и другие; под редакцией А.Г.Грязновой и В.М.Соколинского. – второе издание, переработанное и дополненное. – М.: КНОРУС, 2006. – 464с.