Файл: Личностные характеристики и успешность профессиональной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
индивидуально-типологические особенности (формально-динамические и качественные особенности индивидуальности);
профессионально значимые свойства личности;
профессиональную компетентность (знания, навыки, умения, их качественный уровень).
Индивидуальность профессионала-психолога как динамическая система формируется в деятельности, достигает совершенства при высокой мотивации и определенной направленности личности при отсутствии качеств профнепригодности. [12, с. 75]
В.А. Фокин отмечает, что ведущим инструментом работы практического психолога, кроме тестов и специальных психологических методик, является собственная личность специалиста. Предложенная им модель личности психолога-практика включает пять подструктур, среди которых определены: мотивационно-целевая, когнитивная, операционально-технологическая, коммуникативно-ролевая, регулятивная, Уровень сформированности всех профессионально важных качеств и свойств, профессиональных умений и навыков в каждой подструктуре модели личности психолога в значительной мере обеспечивают производительность профессиональной деятельности, компетентность в решении психологических задач и оказания квалифицированной психологической помощи населению. [7, с. 35]
А.Ф. Бондаренко, рассматривая вопрос о структуре модели личности психолога, отмечает, что функциональная модель личности психолога-практика включает в себя как минимум три уровня репрезентации: уровень социально-ролевой нормированности труда специалиста, "технологический" уровень, уровень персонализации.
Модель личности практикующего психолога, предложенная Г.Ю. Любимовой, включает следующие составляющие.
Мотивационно-целевая подструктура личности предполагает сложившуюся положительную мотивацию к профессиональной деятельности, к оказанию психологической помощи, принятию себя и других. Базовым личностным качеством на этом уровне выступает диалогизм, включающий диалогическую готовность, безусловное принятие другого, личностную рефлексию, развитую систему личностных смыслов, ориентированность на достижение взаимопонимания.
Когнитивная подструктура, к которой относится сфера знаний личности: личностное знание, знание себя и других; Я-концепция специалиста (адекватность и устойчивость самооценки, эмпатичность, ассертивность, отсутствие хронических внутриличностных конфликтов, которые предопределяют проекции и психологические защиты и т.д.), профессионально важные качества познавательных процессов (внимательность, наблюдательность, умение замечать детали вербального и невербального поведения, т.е. распознавать психосоматические состояния, гибкость, пластичность и динамичность мышления,
умение выделять существенное и обобщать, прогнозировать реакции и действия клиента, моделировать последствия работы). Базовыми личностными качествами когнитивной подструктуры является профессиональная рефлексия и профессиональный интеллект. [13, с.121]
Операционно-технологическая подструктура предполагает развитую компетентность личности специалиста-психолога. Она включает владение основными профессиональными умениями и навыками, которые обеспечивают практическое использование имеющихся теоретических знаний. Важнейшим компонентом этой подструктуры является практический интеллект.
Коммуникативно-ролевая подструктура предполагает развитую коммуникативную компетентность психолога. Она содержит социально-когнитивные и коммуникативные умения (слушать другого, говорить и уговаривать, устанавливать социальный контакт, убеждать другого, внушать и т.п.). Эта подструктура включает также специфические качества - актерские и режиссерские, организационные, которые позволяют эффективно внедрять активные психотехники и групповые средства психокоррекции. Базовой личностным качеством является профессиональная идентификация и социальный интеллект. Последняя - это способность в процессе общения определять любые отклонения от нормального функционирования или развития человека или группы, которая является важнейшей составляющей специальных способностей к психологической деятельности.
Регулятивная подструктура обеспечивает толерантность к фрустрации, высокую работоспособность и саморегуляцию личности, отсутствие склонности к возбуждению и быстрому истощению. Ведущим компонентом выступает профессиональная саморегуляция.
Анализ профессиональной деятельности психолога рассматривается в трудах Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л., Леонтьева А.Н., Платонова К.К., Зинченко В.П., Ломова Б.Ф., Бондаренко А.Ф., Максименко С.Д., Шадрикова В.Д. и др.
Уровень профессиональной компетентности психолога зависит не только от уровня его академической подготовки, навыков, стажа работы, а так же и от личности самого психолога, личностных качеств, присущих самому человеку. К важным профессиональным качествам психолога относятся:
-
коммуникативные способности; -
тактичность; -
чувство ответственности; -
умение сопереживать; -
наблюдательность; -
умение анализировать; -
психоэмоциональная устойчивость; -
хорошая память; -
внимательность. -
умение слушать; -
способность легко устанавливать контакты. [16, с. 458]
Оказывая влияние на другого человека и обладая личным индивидуальным сознанием психолог должен быть свободным от оценки других- отмечает Абрамова Г.С. Для позиции психолога важен здравомыслящий оптимизм, открытость для нового опыта, стремлеиие к саморазитию, умение незамедлительно и грамотно принимать решения и нести ответственность за итоговый успех этих решений. [13, с. 137]
Таланов В.Л. выделяет четыре важных основных черты в личности психолога, это: эмоциональная стабильность, интеллектуальность, гуманистическая направленность и социальность.
Копытова Н.В. считает, что психолог должен обладать такими профессиональными способностями , как :
- внимательность;
- наблюдательность;
- сензитивность;
- эмпатию;
- решительность;
- уверенность в своих силах;
- активность;
- стремление управлять ситуацией и находить оптимальный выход из неё, коммуникабельность [12, с. 168]
Любимова Г.Ю. выделяет желательными для профессии психолога следующие качества:
-
эмоциональный контроль; -
сдержанность; -
психическая стабильность; -
оптимизм; энергичность; -
открытость; -
непринуждённость; -
теплота; -
надёжность;
Для Климова Е.А. важным качеством психолога является – умение общаться с людьми. [11]
Карандашов В.Н. выстроил ряд приоритетных качеств психолога, это:
-
эмпатия; -
эмоциональная устойчивость; -
альтруизм; -
высокий социальный интеллект; -
способность к социальному реагированию и прогнозированию межличностных отношений. [14, с.137]
Занковский А.Н. уделяет внимание следующим качествам:
-
эмоционпльный контроль; -
открытость; -
оптимизм; -
порядочность; -
ответственность; -
социальная зрелость; -
сдержанность; -
стрессоустойчивость; -
терпимость; -
последовательность; -
настойчивость; -
внимательность; -
хорошая память; -
адекватность самооценки; -
тактичность; -
социальная чувствительность; -
реактивность; -
гибкость. [17, с. 73]
Варфоломеева О.В. выделила профессионально важные качества, такие как: коммуникативность и эмпатийные личностные качества. [20, с.304]
Одним из основных качеств в профессии психолога является крепкая, стрессоустойчивая и в то же время гибкая и пластичная нервная система, что способствует высокой работоспособности и сохранению психического здоровья.Также одним из главных факторов в профессиональном плане является уровень развития интеллекта, который помогает логическому мышлению, способствует анализировать поведение и мысли другого человека и принимать соответствующие выводы.Как видим, эффективность деятельности психолога зависит от сложной системы его специальных способностей. Главным так же является вера в клиента, в его способности справиться с трудной ситуацией самостоятельно. [21, с. 328]
Обобщая результаты анализа литературы по профессионально важным качествам психолога, пришли к следующим выводам, что к ним относятся:
-
гуманистическая направленность на человека; -
альтруизм; -
наличие устойчивой системы ценностей; -
личностный смысл; -
жизненные и мировоззренческие позиции, ориентированные на духовность; -
безоценочное отношение к клиенту; -
развитая эмпатия; -
искренность; -
чувствительность; -
сензитивность; -
доминирование социальной энергичности и социальной пластичности; -
порядочность; -
социальная зрелость; -
стрессоустойчивость; -
терпимость и последовательность в своих мыслях и действиях; -
настойчивость; -
реактивность; -
гибкость; -
дипломатичность; -
толерантность; -
коммуникабельность; -
умение слушать; -
ответственность; -
уверенность; -
энергичность; -
активность; -
доброжелательность; -
эмоциональная устойчивость; -
способность к рефлексии; -
дружелюбие; -
вежливость; -
тактичность; -
корректность; -
жизнерадостность; -
способность к лидерству; -
открытость к чужим точкам зрения, мыслям, идеям; -
высокие умственные способности; -
высокий уровень интеллекта; -
высокий уровень логического мышления; -
умение прогнозировать; -
наблюдательность; -
здравый смысл; -
чувство юмора; -
богатая лексика; -
способность мыслить свободно; -
хорошая память.
Из первой главы можно сделать вывод, что личность психолога должна быть сбалансированна, гармонична, энергична, оптимистична, обладать внутренней дисциплиной, эмоциональной стабильностью, высокой работоспособностью, уравновешенностью, самоконтролем, ответственностью, честностью; в ней должны присутствовать желание заботится о других людях, умение это делать, интеллигентность, самокритичность, способность саморазвитию, чувство собственного достоинства, вера в свои возможности, высокий уровень самопознания.
II. Эмпирическое исследование личностных характеристик
практического психолога
2.1. Организация эмпирического исследования
Основная черта в профессии психолога- это навык общения с клиентом, что предполагает неподдельный интерес к человеку, его образу жизни, эмоциям, мыслям; это умение находить нужные слова, способность устанавливать контакт, желание слушать клиента и обладать терпением, умение сопереживать и повергать анализу, способность понимать индивидуальные качества другого человека и умение управлять процессом общения. Для психолога важно быть открытым для клиента настолько, чтобы клиент мог раскрыться перед психологом и был готов обсуждать с ним любые вопросы; важно быть самим собой, раскрывать свои положительные и отрицательные качества, что показывает то, что психолог такой же человек, как и другие. Открытости помогает эмпатия, заботясь о клиенте своей искренней заинтересованностью, состраданием, внешним проявлением доброжелательности, спокойным стилем общения, психолог создаёт доверительную атмосферу между клиентом и собой.
В эмперическом исследовании приняли участие 30 человек - 15 работающих психологов и 15 студентов магистратуры по специальности
« Психология личности».
Цель исследования: выявить и сравнить личные профессионально важные качества работающих психологов и учащихся студентов магистратуры по специальности « Психология личности».
Для этого нужно осуществить следующие задачи: подобрать методический материал; сформировать выборку респондентов; провести анализ и обработку результатов; проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Предполагается выяснить и сравнить личностные характеристики влияющие на успешность профессиональной деятельности работающих психологов и студентов магистратуры факультета «Психология личности» 2 курса. Для определения данных характеристик будет использованна методика Кеттелла [10, с. 137], которая позволяет определить оценки индивидуально-психологических особенностей личности.
2.2. Обработка и интерпретация результатов исследования Для того чтобы разобраться обладают ли студенты магистратуры факультета «Психология личности» в той же степени определенными личностными характеристиками