Файл: Личностные характеристики и успешность профессиональной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


индивидуально-типологические особенности (формально-динамические и качественные особенности индивидуальности);

профессионально значимые свойства личности;

профессиональную компетентность (знания, навыки, умения, их качественный уровень).

Индивидуальность профессионала-психолога как динамическая система формируется в деятельности, достигает совершенства при высокой мотивации и определенной направленности личности при отсутствии качеств профнепригодности. [12, с. 75]

В.А. Фокин отмечает, что ведущим инструментом работы практического психолога, кроме тестов и специальных психологических методик, является собственная личность специалиста. Предложенная им модель личности психолога-практика включает пять подструктур, среди которых определены: мотивационно-целевая, когнитивная, операционально-технологическая, коммуникативно-ролевая, регулятивная, Уровень сформированности всех профессионально важных качеств и свойств, профессиональных умений и навыков в каждой подструктуре модели личности психолога в значительной мере обеспечивают производительность профессиональной деятельности, компетентность в решении психологических задач и оказания квалифицированной психологической помощи населению. [7, с. 35]

А.Ф. Бондаренко, рассматривая вопрос о структуре модели личности психолога, отмечает, что функциональная модель личности психолога-практика включает в себя как минимум три уровня репрезентации: уровень социально-ролевой нормированности труда специалиста, "технологический" уровень, уровень персонализации.

Модель личности практикующего психолога, предложенная Г.Ю. Любимовой, включает следующие составляющие.

Мотивационно-целевая подструктура личности предполагает сложившуюся положительную мотивацию к профессиональной деятельности, к оказанию психологической помощи, принятию себя и других. Базовым личностным качеством на этом уровне выступает диалогизм, включающий диалогическую готовность, безусловное принятие другого, личностную рефлексию, развитую систему личностных смыслов, ориентированность на достижение взаимопонимания.

Когнитивная подструктура, к которой относится сфера знаний личности: личностное знание, знание себя и других; Я-концепция специалиста (адекватность и устойчивость самооценки, эмпатичность, ассертивность, отсутствие хронических внутриличностных конфликтов, которые предопределяют проекции и психологические защиты и т.д.), профессионально важные качества познавательных процессов (внимательность, наблюдательность, умение замечать детали вербального и невербального поведения, т.е. распознавать психосоматические состояния, гибкость, пластичность и динамичность мышления,
умение выделять существенное и обобщать, прогнозировать реакции и действия клиента, моделировать последствия работы). Базовыми личностными качествами когнитивной подструктуры является профессиональная рефлексия и профессиональный интеллект. [13, с.121]

Операционно-технологическая подструктура предполагает развитую компетентность личности специалиста-психолога. Она включает владение основными профессиональными умениями и навыками, которые обеспечивают практическое использование имеющихся теоретических знаний. Важнейшим компонентом этой подструктуры является практический интеллект.

Коммуникативно-ролевая подструктура предполагает развитую коммуникативную компетентность психолога. Она содержит социально-когнитивные и коммуникативные умения (слушать другого, говорить и уговаривать, устанавливать социальный контакт, убеждать другого, внушать и т.п.). Эта подструктура включает также специфические качества - актерские и режиссерские, организационные, которые позволяют эффективно внедрять активные психотехники и групповые средства психокоррекции. Базовой личностным качеством является профессиональная идентификация и социальный интеллект. Последняя - это способность в процессе общения определять любые отклонения от нормального функционирования или развития человека или группы, которая является важнейшей составляющей специальных способностей к психологической деятельности.

Регулятивная подструктура обеспечивает толерантность к фрустрации, высокую работоспособность и саморегуляцию личности, отсутствие склонности к возбуждению и быстрому истощению. Ведущим компонентом выступает профессиональная саморегуляция.

Анализ профессиональной деятельности психолога рассматривается в трудах Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л., Леонтьева А.Н., Платонова К.К., Зинченко В.П., Ломова Б.Ф., Бондаренко А.Ф., Максименко С.Д., Шадрикова В.Д. и др.

Уровень профессиональной компетентности психолога зависит не только от уровня его академической подготовки, навыков, стажа работы, а так же и от личности самого психолога, личностных качеств, присущих самому человеку. К важным профессиональным качествам психолога относятся:

  • коммуникативные способности;

  • тактичность;

  • чувство ответственности;

  • умение сопереживать;

  • наблюдательность;

  • умение анализировать;

  • психоэмоциональная устойчивость;

  • хорошая память;

  • внимательность.

  • умение слушать;

  • способность легко устанавливать контакты. [16, с. 458]


Оказывая влияние на другого человека и обладая личным индивидуальным сознанием психолог должен быть свободным от оценки других- отмечает Абрамова Г.С. Для позиции психолога важен здравомыслящий оптимизм, открытость для нового опыта, стремлеиие к саморазитию, умение незамедлительно и грамотно принимать решения и нести ответственность за итоговый успех этих решений. [13, с. 137]

Таланов В.Л. выделяет четыре важных основных черты в личности психолога, это: эмоциональная стабильность, интеллектуальность, гуманистическая направленность и социальность.

Копытова Н.В. считает, что психолог должен обладать такими профессиональными способностями , как :

- внимательность;

- наблюдательность;

- сензитивность;

- эмпатию;

- решительность;

- уверенность в своих силах;

- активность;

- стремление управлять ситуацией и находить оптимальный выход из неё, коммуникабельность [12, с. 168]

Любимова Г.Ю. выделяет желательными для профессии психолога следующие качества:

  • эмоциональный контроль;

  • сдержанность;

  • психическая стабильность;

  • оптимизм; энергичность;

  • открытость;

  • непринуждённость;

  • теплота;

  • надёжность;

Для Климова Е.А. важным качеством психолога является – умение общаться с людьми. [11]

Карандашов В.Н. выстроил ряд приоритетных качеств психолога, это:

  • эмпатия;

  • эмоциональная устойчивость;

  • альтруизм;

  • высокий социальный интеллект;

  • способность к социальному реагированию и прогнозированию межличностных отношений. [14, с.137]

Занковский А.Н. уделяет внимание следующим качествам:

  • эмоционпльный контроль;

  • открытость;

  • оптимизм;

  • порядочность;

  • ответственность;

  • социальная зрелость;

  • сдержанность;

  • стрессоустойчивость;

  • терпимость;

  • последовательность;

  • настойчивость;

  • внимательность;

  • хорошая память;

  • адекватность самооценки;

  • тактичность;

  • социальная чувствительность;

  • реактивность;

  • гибкость. [17, с. 73]

Варфоломеева О.В. выделила профессионально важные качества, такие как: коммуникативность и эмпатийные личностные качества. [20, с.304]

Одним из основных качеств в профессии психолога является крепкая, стрессоустойчивая и в то же время гибкая и пластичная нервная система, что способствует высокой работоспособности и сохранению психического здоровья.Также одним из главных факторов в профессиональном плане является уровень развития интеллекта, который помогает логическому мышлению, способствует анализировать поведение и мысли другого человека и принимать соответствующие выводы.Как видим, эффективность деятельности психолога зависит от сложной системы его специальных способностей. Главным так же является вера в клиента, в его способности справиться с трудной ситуацией самостоятельно. [21, с. 328]


Обобщая результаты анализа литературы по профессионально важным качествам психолога, пришли к следующим выводам, что к ним относятся:

  • гуманистическая направленность на человека;

  • альтруизм;

  • наличие устойчивой системы ценностей;

  • личностный смысл;

  • жизненные и мировоззренческие позиции, ориентированные на духовность;

  • безоценочное отношение к клиенту;

  • развитая эмпатия;

  • искренность;

  • чувствительность;

  • сензитивность;

  • доминирование социальной энергичности и социальной пластичности;

  • порядочность;

  • социальная зрелость;

  • стрессоустойчивость;

  • терпимость и последовательность в своих мыслях и действиях;

  • настойчивость;

  • реактивность;

  • гибкость;

  • дипломатичность;

  • толерантность;

  • коммуникабельность;

  • умение слушать;

  • ответственность;

  • уверенность;

  • энергичность;

  • активность;

  • доброжелательность;

  • эмоциональная устойчивость;

  • способность к рефлексии;

  • дружелюбие;

  • вежливость;

  • тактичность;

  • корректность;

  • жизнерадостность;

  • способность к лидерству;

  • открытость к чужим точкам зрения, мыслям, идеям;

  • высокие умственные способности;

  • высокий уровень интеллекта;

  • высокий уровень логического мышления;

  • умение прогнозировать;

  • наблюдательность;

  • здравый смысл;

  • чувство юмора;

  • богатая лексика;

  • способность мыслить свободно;

  • хорошая память.

Из первой главы можно сделать вывод, что личность психолога должна быть сбалансированна, гармонична, энергична, оптимистична, обладать внутренней дисциплиной, эмоциональной стабильностью, высокой работоспособностью, уравновешенностью, самоконтролем, ответственностью, честностью; в ней должны присутствовать желание заботится о других людях, умение это делать, интеллигентность, самокритичность, способность саморазвитию, чувство собственного достоинства, вера в свои возможности, высокий уровень самопознания.


II. Эмпирическое исследование личностных характеристик

практического психолога

2.1. Организация эмпирического исследования

Основная черта в профессии психолога- это навык общения с клиентом, что предполагает неподдельный интерес к человеку, его образу жизни, эмоциям, мыслям; это умение находить нужные слова, способность устанавливать контакт, желание слушать клиента и обладать терпением, умение сопереживать и повергать анализу, способность понимать индивидуальные качества другого человека и умение управлять процессом общения. Для психолога важно быть открытым для клиента настолько, чтобы клиент мог раскрыться перед психологом и был готов обсуждать с ним любые вопросы; важно быть самим собой, раскрывать свои положительные и отрицательные качества, что показывает то, что психолог такой же человек, как и другие. Открытости помогает эмпатия, заботясь о клиенте своей искренней заинтересованностью, состраданием, внешним проявлением доброжелательности, спокойным стилем общения, психолог создаёт доверительную атмосферу между клиентом и собой.

В эмперическом исследовании приняли участие 30 человек - 15 работающих психологов и 15 студентов магистратуры по специальности

« Психология личности».

Цель исследования: выявить и сравнить личные профессионально важные качества работающих психологов и учащихся студентов магистратуры по специальности « Психология личности».

Для этого нужно осуществить следующие задачи: подобрать методический материал; сформировать выборку респондентов; провести анализ и обработку результатов; проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Предполагается выяснить и сравнить личностные характеристики влияющие на успешность профессиональной деятельности работающих психологов и студентов магистратуры факультета «Психология личности» 2 курса. Для определения данных характеристик будет использованна методика Кеттелла [10, с. 137], которая позволяет определить оценки индивидуально-психологических особенностей личности.

2.2. Обработка и интерпретация результатов исследования Для того чтобы разобраться обладают ли студенты магистратуры факультета «Психология личности» в той же степени определенными личностными характеристиками