Файл: Специальные измерения в устройствах связи, автоматики и телемеханики..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

§ 96 . М етод ы

п р о в ер к и и сп р ав н о сти

и зо л я ц и и с ты к о в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и стр ел о к

 

 

 

 

П р о в е р к у

и сп р авн о сти

и зо л и р у ю щ и х

сты ков

п р о и зв о д я т

о д ­

ним

 

и з сл ед ую щ и х

способов:

 

 

 

 

 

а)

во л ьтм етр со

ш к а л о й

на

3 в п одклю чаю т к р е л ьс ам , к а к

у к а ­

за н о

 

на р и с .

167. Е сл и

и зо л я ц и я сты ка

и с п р а в н а , вол ьтм етр п о к а ­

ж е т

х о тя

бы

н ебольш ое

н а п р я ж е н и е о т

и сточ н и ков

п и та н и я сосед ­

н и х

р ел ьсо вы х цепей;

 

при

н еи сп равн о сти

ж е с тр ел к а во л ьтм етр а

о стан ется

в

н у левом

 

п олож ен и и .

 

 

 

 

Э тот способ п р о вер к и

не н ар у ш ает

 

 

 

 

д е й ст в и я

рел ьсо во й

цепи;

 

______

 

 

 

б)

ам п ерм етр

со

ш к ал о й

на

 

 

 

 

5 а ,

 

р ео стат

14 ом

и

а к к у м у л я т о р

 

 

 

 

в к л ю ч а ю т

п о сл ед о вательн о,

зам ы ­

 

Рис.

167

 

к а ю т к о н ц ы а и б и у с та н а в л и в а ю т

 

 

 

 

р ео стато м то к 1 а . П о сл е этого концы а и б н акл ад ы ваю т на рел ьсы (ри с. 16.8). Е сл и при этом с тр ел к а ам перм етра отк ло н и тся на 0 ,6 5 а

и

бол ее, это

у к а ж е т

на н еи сп равн о сть и зо л яц и и

сты ка,

а п о к азан и е

1

а — на п олн ое

ко р о тк о е зам ы кан и е . Э тот

способ

прим еняю т

н а

с т а н ц и я х

п р и м ассовой п р о в ер к е и золи рую щ и х сты ков;

 

 

 

 

Рис. 168

 

 

 

 

 

 

Рис.

169

 

 

 

 

 

 

в)

 

 

вк л ю ч аю т

вольтм етр

в р ельсовую цеп ь,

к а к

у к а за н о

на

р и с .

169.

 

З а те м м еталл и ч ески м

предметом зам ы каю т

один

и з

и зо ­

 

л и р у ю щ и х

сты ков .

Е сл и н ап р яж ен и е,

ко то ро е п о казы в ает

во л ьт­

 

м етр,

и зм ен и тся, это зн ач и т, что и зо л я ц и я

п роти воп олож н ого

сты ка

 

н еи с п р ав н а . П р и м е н я я эту

ж е

схем у,

но

зак о р о ти в

рельсовую цепь

 

по д р у гу ю

сто р о н у

сты ко в

(на

ри с. 169

п оказан о пун кти ром ), п р о ­

в е р я ю т со сто ян и е и зо л я ц и и с р а зу обоих

изол и р ую щ и х сты ков. И з ­

 

м ен ен и е п о к а за н и я во л ьтм етр а у к а ж е т на н аруш ен и е и зо л яц и и обоих

 

с ты к о в . Э тим способом

п о л ьзу ю тся,

когд а н а п ри л егаю щ и х

блок -

 

у ч а с т к а х

н ет

п оезд ов .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М есто

к о р о т к о го

за м ы к а н и я

и з -за

п о вр еж д ен и я

и зо л яц и и в

р а з ­

 

в е тв л е н н о й

р ел ьсо во й

цепи

не всегд а

возм о ж н о

оп ред ел и ть

н а ­

р у ж н ы м

осм отром . Д л я

о п р ед ел ен и я

м еста п о вр еж д ен и я

сл ед у ет:

 

а)

 

 

в к л ю ч ать

м и л л и в о л ьтм етр

т а к ,

к а к п о к а за н о

н а р и с .

170.

П р и

и сп р авн о й

и зо л яц и и

то к

чер ез

скво зн ы е полосы , т я г и ,

 

и зо ­

л и р у ю щ и й

сты к

не

п р о х о д и т

и эти части

н а х о д я тс я

т о л ь к о

п о д

н а ­

п р я ж е н и е м ,

с т р е л к а м и л л и в о л ь тм етр а

не о т к л о н я е т с я .

О т к л о н е ­


ние ж е стрел ки

п о к а ж е т на

п р о х о ж д е н и е т о к а и

п о в р е ж д е н и е

и зо ­

л я ц и и

в данном

месте;

 

 

 

 

 

 

 

б)

в рел ьсо вы х ц е п я х п ер ем ен н о го

т о к а п о л ь з о в а т ь с я и н д у к ц и о н ­

ной к ату ш к о й с ж ел езн ы м с е р д еч н и к о м ,

о б м о тк а

к о то р о й вк л ю ч ен а

через

вы сокоом ны й тел еф он

(р и с. 171). П р и б л и ж а я к а т у ш к у

к тя ге ,

полосе и т. д . с п овр еж д ен н о й и з о л я ц и е й , в те л е ф о н е Т

б у д ет

сл ы ш ­

но гудение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В м есто телеф он а

к и н д у к ц и о н н о й

к а т у ш к е м о ж н о

п од кл ю ч и ть

м и лливольтм етр

со

ш к а л о й

75 м в

по

схем е,

и зо б р а ж е н н о й

на

 

 

Рис. 171

рис.

172. О тк л о н ен и е

с тр е л к и п р и б о р а у к а з ы в а е т н а п р о х о ж д е н и е

тока

в данном м есте

ц епи .

О тд ав ая п ред п очтен и е втором у сп о со б у , р аб о тн и к и Ю го -З а п а д н о й дороги т. Ш або тен ко и д р у ги е п р е д л о ж и л и м есто к о р о т к о го зам ы -

 

Рис. 172

 

Рис. 173

 

к ан и я

в рел ьсо вы х ц еп ях п о сто ян н о го то к а

о п р е д е л я т ь т а к ж е с

п о ­

мощ ью

и н д укц и он н ой

к а ту ш к и . Д л я этого

на п и таю щ ем к о н ц е

по ­

вреж денной рельсовой

цепи вм есто с о п р о т и в л е н и я в к л ю ч а е т с я д а т ­

чик-зум м ер или тел еф о н н ое п л о ск о е р ел е ч ер ез со б ствен н ы й к о н т а к т . С оп роти влен и е к ату ш к и р е л е 0 ,1 2 5 ом .

Р а з м а х я к о р я р е л е р е гу л и р у е т с я с п е ц и ал ь н о у с та н о в л е н н ы м винтом . Зум м ер м ож ет бы ть и сп о л ьзо в ан о т тел еф о н а У Н А -Ф . В к а ­

честве прием ника (и ск ателя) и с п о л ьзу ю т и н д у к ц и о н н у ю

к а т

у ш к у

(см. рис. 171

и 172), д оп ол н ен н у ю

д л я б о л ее ч етк о й раб оты у с и л и ­

телем на д ву х

к р и с та л л и ч е с к и х т р и о д а х , схем а к о то р о го п р и в ед ен а

на рис, 173.

И н д и като р о м

м о ж ет

с л у ж и т ь вы сокоом н ы й

тел еф он ,

м илливольтм етр со ш к ал о й

75 м в

и ли м и к р о а м п е р м е т р н а

50

м к а .

222

 

 

 

 

 


§ 97.

П р ак ти ч еск и е

у к а за н и я

по изм ерению

р е л ь с о в ы х ц еп ей

И зм ер ен и е

рел ьсо вы х

цепей

осн овано

на

п р ед п о л о ж ен и и ,

что

с о п р о ти в л е н и е

р ел ьсо в

и

проводим ость б а л л а с та р авн ом ерн о

р а с ­

п р ед ел ен ы

вд ол ь р ел ьсо во й

ц еп и . П оэтом у,

чтобы

п ол у ч и ть

при

и зм ер е н и я х

н аи б олее точны е

р е зу л ьтаты ,

р ел ьсо ву ю

цепь п р ед ва ­

р и те л ь н о осм атр и ваю т

и

уб еж даю тся в ее

и сп р авн о сти . П р о в е р к у

м о ж н о

п рои звести

при

пом ощ и

во л ьтм етр а,

и зм ер я я н а п р я ж е н и е

м еж д у

р ел ьсам и в

к о н ц е

к а ж д о го зв е н а . Е сл и

р е л ь с о в а я цепь

ис­

п р а в н а ,

то

п о к а за н и я вольтм етра

б у д у т п л авн о

и зм ен яться; р езк о е

и зм ен ен и е п о к а за н и й вол ьтм етра м еж ду соседним и звен ьям и у к а ж е т

на н еу д о вл етво р и тел ь н о е

состоян и е р ел ьсовы х соединителей

или

б а л л а с т а в д ан н ом

месте.

 

 

 

 

 

 

 

 

П р о в е р я е т с я т а т е

и

со стоян и е

и зол и р у ю щ и х сты ков,

т а к

к а к

м ал о е со п р о ти в л ен и е

их

вн оси т в

р езу л ьтаты изм ерений

больш и е

•ош ибки. С осто ян и е и зо ли рую щ его

сты ка

считаю т хорош им ,

если

ам п ер м етр ,

вклю ченны й

последовательн о

с источником

п и тан и я,

не п о к а ж е т

у вел и ч ен и я

то к а

при

зам ы кании - н акоротко

рельсов

по д р у гу ю сто р о н у

п р овер яем ого сты ка. Е сл и ж е п о к азан и е ам п ер ­

м етр а у в е л и ч и тс я ,

то это

с л у ж и т п ри зн аком плохой и зо л яц и и

сты ­

ко в и поэтом у и зм ерен и я

д о л ж н ы

бы ть отлож ен ы до

и сп равл ен и я

п о в р е ж д е н и я .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З н а ч и те л ь н ы е пом ехи

при и зм ерен и ях м огут внести

переходны е

б л у ж д аю щ и е

то к и

от

соседн и х

рел ьсовы х

цепей, которы е

м ож но

•об н аруж и ть

вклю чен и ем

ч у встви тел ьн о го

вольтм етра м еж ду

р ел ь ­

са м и по сер ед и н е и зм ер яем ой ц епи, п р ед вари тел ьн о отклю чив источ­

ни к т о к а ,

п ри м ен яем ы й при

и зм ер ен и и .

 

 

 

 

 

 

 

 

В с л у ч а е

о б н а р у ж е н и я

переходны х

б луж даю щ их

токов

питание

со сед н и х

 

цепей на

вр ем я

изм ерений отклю чаю т.

 

 

 

 

 

 

Б л у ж д аю щ и е то ки м огут п ояви ться в рельсовой цепи

вследствие

э л е к тр о м агн и т н о го

в л и я н и я

вы соковольтной

л и н и и . П оэтом у, что­

б ы п о л у ч и ть

б ол ее

точны й

р е зу л ь т а т при

п роизводстве

 

изм ерений

п о стоян н ы м

током ,

сл ед у ет

д ел ать

д в а

отсчета с

чередованием по ­

л я р н о с т и .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и б о р ы ,

которы м и

о б о р у д о ван а

р ел ьсо вая

цепь,

 

 

путевое

р ел е,

сты ковы е

д россели

 

и

д р у ги е — на

врем я

изм ерений

о тк лю ­

ч аю т . О ткл ю ч ен и е

н ад еж н ее

п р ои зво ди ть

в

каб ел ьн ы х

стой ках .

Б о л ь ш о е

зн ач ен и е п р и

 

и зм ер ен и ях

им еет

переходное

со п роти в ­

л е н и е

за ж и м о в и

соеди н и тельн ы х

п ровод н и ков . П ереход н ое

со п ро ­

ти в л ен и е

за ж и м о в д о л ж н о

 

бы ть

м енее 0,001 ом . В

качестве

д ж ем ­

п ер а

д л я

ко р о тк о го

зам ы к ан и я

рельсовой

цепи п рим еняю т

 

медный

п р о в о д сечением

не м енее 6 м м 2, н ад еж н о п ри со ед и н яя

его

к з а ж и ­

м ам . С о п р о ти вл ен и е так о го

д ж ем п ера

равн о ты сячны м

долям ом а.

П о д к л ю ч е н и е

и зм ер и тельн ы х

п р и б о ров

лучш е

всего

п р ои зво ­

д и т ь

к

за ж и м а м

к аб ел ьн ы х

стоек,

р асп олож ен н ы х

у р ел ьсо в .

Д л я

и зм ер ен и я

д о л ж н ы

быть

п р ави л ьн о подобраны

п ри б оры .

В н у тр е н н ее

со п р оти влен и е

вольтм етров д ол ж н о

бы ть

к а к м ож н о

б о л ьш е,

во в с я к о м сл у ч ае не м енее 20 ом на

1 в. В о л ьтм етр ы

 

д о л ж н ы


п од клю ч аться

отдельн ы м и

п р о во д н и к ам и н еп о ср ед ств ен н о

к р е л ь ­

совым

нитям .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е сли

со п р о ти в л ен и е

б а л л а с т а

 

вы соко е,

в ы б и р аю т

во л ьтм етр

с больш им соп ро ти влен и ем

и

п р и

р а с ч е та х в н о с я т п о п р а в к и

на то к ,

ответвляю щ и й ся

в

негр .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О тсчеты д ан н ы х

х о л о сто го

ход а

 

и к о р о т к о го з а м ы к а н и я

д о л ж н ы

п ро и зводи ться

в п р о м еж у тк е

м еж д у

д в у м я п о езд ам и , т а к

к а к после

прохода поезда

с о п р о ти в л е н и е с ты к о в м о ж е т

и зм ен и т ь с я

и

р е з у л ь ­

таты изм ерений

б у д у т

и с к а ж е н ы .

 

 

 

 

 

Е сли и зм ер ен и я

п р о и зв о д я т с я

п о сл е д о ж д я , с л е д у е т

сей ч ас ж е

вслед

за

опы том х о л о сто го

х од а п р о и зв ес ти

и зм ер е н и е п ри к о р о т ­

ком зам ы кан и и ,

т а к

к а к

в

эти х

у с л о в и я х с о п р о т и в л е н и е

б а л л а с т а

будет

бы стро

и зм ен я т ь с я .

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л и н а

и зм еряем ой

р ел ьсо во й

цепи д о л ж н а

бы ть о п р е д е л е н а во з­

м ож н о

точнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОСЫ д л я

ПОВТОРЕНИЯ

 

 

1.

В чем заключаются периодические измерения рельсовых цепей?

2.

Какими основными показателями

характеризуются рельсовые цепи?

3.

Как

определяется

удельное электрическое

сопротивление

балласта

и рельсов?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА

 

X IX

 

 

 

С Н Я Т И Е Э Л Е К Т Р И Ч Е С К И Х Х А Р А К Т Е Р И С Т И К Р Е Л Е

§ 98 . О б щ и е с в е д е н и я

К р ел е, я в л я ю щ и м с я о сн о вн ы м и п р и б о р ам и в у с т р о й с т в а х а в т о ­

м ати ки и

те л е м е х а н и к и , п р е д ъ я в л я ю т с я с т р о ги е те х н и ч е ск и е

т р е ­

б о ван и я,

одним из к о т о р ы х

я в л я е т с я со о тв ет с тв и е

э л е к т р и ч е с к и х

х а р а к т е р и с т и к

н о р м и р о ван н ы м , у с та н о в л е н н ы м

д л я

к а ж д о г о

ти п а

р ел е.

 

 

 

 

 

 

 

 

П о это м у

в п р о ц ессе э к с п л у а т а ц и и

о со б о е в н и м а н и е у д е л я ю т

п р о ­

в е р к е р е л е

со

сн яти ем э л е к т р и ч е с к и х

х а р а к т е р и с т и к

и х . П р о в е р к у

п р о и зв о д и т

в

у стан о в л ен н ы е

ср о ки д о р о ж н а я

л а б о р а т о р и я с и г н а ­

л и за ц и и и с в я з и и ли к о н т р о л ь н о -и с п ы т а те л ь н ы й п у н к т д и с та н ц и и (К И П ).

П р и сн яти и

х а р а к т е р и с т и к

п р о в е р я ю т:

вел и ч и н у

н а п р я ж е н и я

и л и

т о к а п р я м о го и п о л н о го п о д ъ ем а

я к о р я ;

 

 

 

 

в е л и ч и н у н а п р я ж е н и я и л и т о к а о т п а д а н и я я к о р я ;

н а п р я ж е н и е

п ер ебр оса

п о л я р и зо в а н н о го я к о р я ;

врем енны е х а р а к т е р и с т и к и ;

 

п ереходное

с о п р о ти в л е н и е к о н т а к то в ;

акти вн ое

(ом ическое)

с о п р о ти в л е н и е к а т у ш е к ;

ди электри ческую п р оч н ость

и зо л я ц и и .


Э л е к тр и ч е ск и е

х а р а к т е р и с т и к и

д вухэл ем ен тн ы х

 

рел е о п р ед е ­

л я ю т при

н о р м ал ьн о м у г л е

сд ви га

ф аз.

 

 

 

 

П е р в а я

п р о в ер к а

р е л е п о сл е его

у стан о в к и м ож ет

п р о и зв о д и ть ­

с я без

в с к р ы ти я ,

если э л ек тр и ч ес к и е х а р а к те р и с ти к и

его со о тв ет­

ств у ю т

норм ам . П о сл ед у ю щ и е

п р о вер ки д о л ж н ы

п р о и зво д и ться с о

вскры ти ем

реле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 99.

П р о в е р к а

вел и ч и н ы

н а п р я ж е н и я или

т о к а

п р я м о го

 

 

 

и п о л н о го п од ъ ем а, а та к ж е о т п а д а н и я

 

 

 

 

 

 

н е й т р а л ь н о го я к о р я

 

 

 

 

Р а б о та

н ей тр ал ьн о го

я к о р я

рел е, им ею щ его

вы сокоом ную

об ­

м о тк у , х а р а к т е р и зу е т с я

величиной

н а п р я ж е н и я ,

подведенного

на-

за ж и м ы к а ту ш е к ,

а

р ел е с низкоом ны м и обм откам и

(до 100 ом) —

вели чи н ой

т о к а , п ротекаю щ его

по обм откам . С нятие х ар ак тер и сти к ,

п р ям о го и полн ого

подъем а

я к о р я

п р о и зв о д ят с

помощ ью схем ы ,

п р ед ст а в л е н н о й на

ри с.

174.

С н ач ал а реостатам и

R i

и Я г у с т а н а в ­

л и в а ю т н еобходи м ую вел и ч и н у н а п р я ж е н и я или то к а,со о тветств у ю ­

щ у ю

п асп о р тн ы м д ан н ы м

р ел е.

Д л я

одних

типов

 

 

 

р е л е (н ап р и м ер

H P , Н П Р ,

 

Н Ш

и д р .)

при и сп ы та­

 

 

нии

п р е д у см а тр и в ае тс я

п е р е гр у зк а

 

до

ч еты рех ­

 

 

к р а т н о го

зн а ч е н и я

н а п р я ж е н и я

или

то к а п олн о ­

 

 

го

п одъем а

я к о р я ;

п р о в ер к у

д р у ги х

ти п ов р ел е

 

 

 

в е д у т

при

н а п р я ж е н и и

или

токе,

соответствую щ ем

 

 

 

н ом и н альн ы м

зн ач ен и ям .

 

 

П отом

н а гр у зк у

посте­

 

 

пенно

ум ен ьш аю т,

п ока

я к о р ь

рел е

не

разом кнет

 

 

ф ро н то вы е

ко н так ты . П о л у ч ен н у ю

при

р азм ы к а ­

 

 

нии

вел и ч и н у

ф и к си р у ю т

по

вол ьтм етр у

(или

ам ­

 

 

п ер м етр у

д л я

н и зк о о м н ы х

реле)

 

и

приним аю т за

 

 

 

н а п р я ж е н и е

(или ток)

о тп а д а н и я .

Затем

н а п р я ж е ­

 

 

ние

 

р ео статам и

п о н и ж аю т

до

 

н у л я , разм ы каю т

 

 

р у б и л ь н и к о м

P i

цепь

на

1

сек,

после

чего

оп ять

 

 

 

п овы ш аю т н а п р я ж е н и е до те х

пор, п ока

я к о р ь

не

 

 

п р и т я н е т с я

до

у п о р а . П о к а за н и е

при

этом

в о л ьт ­

 

 

м етр а

(или

ам п ерм етра)

п ри н и м аю т

 

за

н а п р я ж е ­

 

 

н и е

 

(или

то к )

п ол н ого

подъем а

 

при

п рям ой

п о ­

 

 

л я р н о с т и .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л я и зм ер ен и я

вел и ч и н

н а п р я ж е н и й

и

токов

п р и тя ж ен и я при'

о б р атн о й

п о л я р н о сти р у б и л ь н и к

P i

п ереклю чаю т

вп р аво,

изм енив,

эти м

в

испы туем ом

р е л е н а п р авл ен и е

то к а,

и

реостатам и

R i и R2

п о вы ш аю т н а п р я ж е н и е

или

 

то к д о тех пор, п ока

я к о р ь

не п р и тян ет­

с я

до

у п о р а .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П о л у ч е н н а я

при

этом

 

вели ч и н а

п ри н и м ается

за

н а п р я ж е н и е

и л и

 

то к п ол н о го

подъем а

я к о р я

при

о б р атн ой

п о л яр н о сти ,

причем

он а

 

н е

д о л ж н а

о тл и ч а ть с я

от

величины н а п р я ж е н и я

или то к а п ри

п р ям о й п о л я р н о с ти

более

 

чем

на 2 5 % .

 

 

 

 

 

 

И зм е р е н и я

н и зкоо м н ы х

 

рел е

п р о и зв о д я т

при

вы клю ч ен н ом '

р у б и л ь н и к е Р г .