Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
В России на процессы формирования, развития сетевых отношений оказывает влияние пара основных групп противоположных сил. Высокий уровень неопределенности, вероятности проявления участниками рынка оппортунистического поведения, с одной стороны. Помимо того, низкий уровень спроса, инфраструктура ограничивают сети по общему количеству партнеров географически. Все это вынуждает организации поддерживать старые связи. Инвестиционные, рыночные возможности, диверсификация деятельности предприятий, деятельное развитие международного сотрудничества, с другой стороны, предоставляют возможности для оптимальной идентификации новых партнеров, включения их внутрь межфирменных сетей.
Предприятиями для поиска подходящих новых партнеров зачастую используется существующая сеть. Это – одна из ключевых причин трудностей проникновения новых организаций в сети. Процесс выстраивания межфирменных отношений осуществляется вокруг предприятий, устойчивых в финансовом отношении либо обеспеченных высочайшим спросом на собственную продукцию. Но поиски новых партнеров частично осложняются слабой коммуникационной инфраструктурой, а ход налаживания связей с организациями, отдаленными географически, сдерживается достаточно высокими транспортными затратами.
Процессы обновления всевозможных технологий в современном мире стремительно набирают обороты. Каждые три-пять лет жизнь человека изменяется коренным образом.
В нашем обществе различные новшества, призванные улучшать уровень жизни, создаются постоянно. Также постоянно изобретаются новейшие способы для увеличения эффективности разнообразных технологий, производств. Множество исследований, новшество организуется в сфере трудовой производительности, повышении человеческих возможностей.
Немаловажным показателем общественного развития является то, что планка жизни, уровень комфорта значительно выше того, что присутствовал раньше.
В организациях технологии управления составляют весьма важную деталь, помогая обществу деятельно развиваться, повышать планку эффективности производительности труда.
Потому как чем эффективнее используемая технология управления, тем выше показатель производительности, и, соответственно, выше доходы сотрудников организаций.
Одной из новых форм организации процесса управления на предприятиях является сетевая форма организации бизнеса.
Данной формой демонстрируется высокая результативность в ходе управления предприятием, она с успехом используется многими западными компаниями. Постепенно ее «внедряют» и в жизнь различных российских компаний.. Таким образом, тема курсовой работы является актуальной.
Целью курсовой работы является изучение сетевой формы организации бизнеса.
Задачи работы:
- определить теоретические основы сетевой формы организации бизнеса;
- проанализировать сетевую форму организации бизнеса;
- рассмотреть маркетинговые инновации в условиях сетевой формы в ОАО «РЖД ЗДОРОВЬЕ».
Объект исследования – организация бизнеса.
Предмет исследования – сетевая форма организации бизнеса.
При написании курсовой работы использованы такие методы исследования как анализ и синтез, наблюдение.
Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности организаций.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА
Сетевая форма организации бизнеса
Сетевой формой организации бизнеса предполагается полная самостоятельность, юридическая независимость компаний, включенных в сеть. Работают они в сети, основываясь на договорах, а наличие единой информационной сети, ресурсной базы предоставляет возможность обладать равными знаниями, используя их при принятии и управленческих, и превентивных решений, которые угадывают тенденции в процессе развития спроса.
Ключевые цели создания сетей:
- тщательное формирование обобщенной ресурсной базы в целях снижения уровня издержек ее эксплуатации, воспроизводства;
- оформление обобщенной базы знаний, оптимальный обмен необходимыми компетенциями, предложение рынку максимально привлекательной ценности;
- максимизация уровня совокупных доходов посредством возникновения синергетического сетевого эффекта (системного эффекта);
- распределение между партнерами рисков.
Факторы эффективности, устойчивости сети:
- исключительная устойчивость информационных связей (присутствие сетевого обобщенного пополняющегося оперативно информационного ресурса);
- согласованность действий сетевых участников (при объединении обладающих равным весом на рынке компаний создаются координационные советы, ответственные за разрешение наиболее важных вопросов, либо нанимается профессиональный сетевой брокер, которым осуществляется координация их деятельности);
- наличие, исполнение определенных внутрисетевых стандартов (необходимо наличие четко прописанных, контролируемых бизнес-процессов, прямо связанных с обслуживанием клиентов, мотивацией, принятием решений, переработкой информации, внедрением инноваций и прочим);
- доверие между сетевыми участниками либо корпоративная внутрисетевая культура (данный фактор зачастую является ключевым в ходе достижения успеха).
Организационные формы развития сетевого бизнеса приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Организационные формы развития сетевого бизнеса
В процессе развития бизнеса, его организационных структур выделяют четыре основных этапа.
На первом происходит укрупнение бизнеса в основном при помощи концентрации однотипного производства, что позволяет применять унитарную управленческую форму (У-форму), при которой реализуется централизованное принятие актуальных решений, наличествует полная подчиненность центру периферии.
Второй этап (первая половина ХХ в.) характеризовался ростом корпораций за счет вертикальной, горизонтальной интеграции, что дало возможность холдинговым структурам (Х-формы), которые позволяют централизовать финансы, управлять организацией, основываясь на инвестиционных стратегических решениях, получить распространение.
Развитие бизнеса на третьем этапе связно было с диверсификацией деятельности корпораций. В 1960-70 гг. на смену тормозящим рост У- и Х-формам пришли структуры мультидивизиональные (М-формы), когда управляющей компанией на себя берется стратегическое руководство капиталом, а производственными подразделениями самостоятельно принимаются оперативные решения.
В середине 90-х гг. на четвертом этапе под давлением наличия новых рыночных реалий, включая ускорение научно-технического прогресса, бурное развитие информационных технологий, необходимость скорейшего внедрения инноваций, большей индивидуализации потреблениями, корпорациями стал переживаться организационный кризис. Использовавшиеся ранее формы с комплексом новых задач не справлялись, что стало причиной деятельного развития сетевой формы для организации бизнеса, предполагающей полную самостоятельность, юридическую независимость включенных в сеть компаний. Их работа в сети осуществляется на основании договоров, а наличие единой информационной сети, ресурсной базы предоставляют возможность обладать равными знаниями, используя их при принятии и управленческих, и превентивных решений, которыми угадываются тенденции в процессе развития спроса.
Факторы устойчивости, эффективности сети:
- исключительная устойчивость информационных сетей (имеется обобщенный сетевой пополняющийся оперативно информационный ресурс);
- оптимальная согласованность действий сетевых участников (при объединении компаний, обладающих равным рыночным весом, создаются обычно координационные советы для разрешения максимально важных вопросов либо нанимается сетевой брокер, которым осуществляется координация деятельности);
- наличие, исполнение внутрисетевых стандартов (необходимо наличие четко прописанных, контролируемых бизнес-процессов, связаны которые с процессом обслуживания клиентов, мотивацией, принятием решений, переработкой информации, внедрением инноваций и прочим);
- доверие между сетевыми участниками либо корпоративная внутрисетевая культура (данный фактор частенько для достижения успеха является ключевым).
Сущность сетевой формы
Сети – горизонтальные гибкие структуры управления, функционируют которые за счет наличия обобщенной ресурсной базы, где ключевым является информационный ресурс. Ими наиболее удачно сочетаются формальные с неформальными процедурами для оптимальной координации, согласования деятельности компаний-участников сети. Соответственно, сети предоставляют возможность получать доступ к различным ресурсам партнера, достигая от их применения максимального синергетического эффекта. Для примера, создавая, используя обобщенную ресурсную базу мелкие предприятия получают возможность быстро реагировать на любые изменения в потребностях потенциальных клиентов. Перестройка внутренней структуры в направлении сетевой для крупной корпорации означает введение внутрь организации рыночного механизма.
Корпоративные единицы теперь не получают из центра гарантированные заказы, а на равных конкурируют с функционирующими альтернативными поставщиками аналогичных услуг. Если бывшие корпоративные подразделения не способны справиться, то их могут заменять на иных партнеров. Корпорация при этом должна сохранять собственные ключевые компетенции, ни при каких условиях не передаваемые на аутсорсинг (для примера, НИОКР в главной сфере).
Схема сетевой организации приведена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Схема сетевой организации
Предпосылки деятельного развития межфирменных сетей:
- глобализация (усложнение деловой среды);
- изменение потребительского поведения, т.е. нестабильность наличествующей потребности вынуждает осуществлять переход к производству различных изделий по конкретным, индивидуальным заказам. Это требует значительной гибкости, креативности, лучшего знания тенденций в развитии потребностей, использования компетенций партнеров. Крупные предприятия, характеризующиеся неповоротливой иерархической структурой, быстро адаптироваться к любым изменениям спроса не способны, поэтому вынуждены разукрупняться, использовать собственных партнеров, преимущества горизонтальных связей;
- углубление компетенций, специализация на глобальном уровне заставляет компании активно кооперироваться, обмениваться компетенциями, развивать эффективные долгосрочные взаимоотношения, создавать партнерства;
- ключевой рыночный ресурс – информация, доступ к которой возможен лишь участникам сети, постоянно передающей, генерирующей, обрабатывающей, использующей многообразную информацию;
- повышение во внешней среде рисков, связанных с быстрыми изменениями, с которым помогает справиться привлечение обладающего знаниями, способными снизить риски, партнера.
Соответственно, сети являются результатом закономерного деятельного развития процессов организации, институционализации экономически-социальной системы, стремящейся выжить, активно адаптируясь к наличиям новых условий существования.
Традиционный и сетевой бизнес приведена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Традиционный и сетевой бизнес
Типы сетевых структур
Особенностью сетевой структуры является ориентация ее на применение активов партнеров по оформлению потребительской ценности вместо концентрации всех требуемых активов внутри компании. Взаимодействие с партнерами при этом строится на применении рыночных механизмов, а не различных административных процедур. Р.Майлз, Ч.Сноу стали первыми исследователями, которыми четко описаны были сетевые формы в организации крупного бизнеса. Ими предложена была классификация сетевых структур, где выделяется три ключевые формы: внутренняя, динамическая, стабильная.
Основные сферы использования сетевых структур (по Майлзу-Сноу):
- стабильные, внутренние сети максимально приемлемы в различных зрелых отраслях, требующих высоких капитальных вложений;
- динамические сети являются более подходящими для низкотехнологичных отраслей, характеризующихся короткими циклами процесса разработки продуктов, а также для высокотехнологичных развивающихся отраслей (биотехнология, электроника).
Внутренней сетью (рис. 4) предполагается, что корпорацией сохраняются собственные размеры, границы, количество входящих компаний, но во внутрифирменную среду ей требуется вводить рыночные механизмы. Соответственно, внутренние подразделения корпорации работать начинают по рыночным ценам, они могут реализовать продукцию компаниям, которые не входят в состав корпорации. В итоге показатель эффективности их деятельности растет, потому как ориентированы они на самостоятельны бизнес, а не наличие стабильного заказа от материнской фирмы, которой теперь сравнивается стоимость собственных внутренних/внешних поставщиков. В качестве основных примеров авторами приводятся внутренние сети корпорации АВВ, компании General Motors.
Рисунок 4 – Внутренняя сеть
Стабильную сеть (рис. 5) отличает то, что центральной компанией контролируется ряд наиболее важных активов, которыми определяется показатель конкурентоспособности компании в различных сферах бизнеса. Остальные активы ею получаются за счет максимально тесного сотрудничества с собственными постоянными партнерами (поставщиками, дистрибьюторами и прочими). Для примера, в BMW любой внутренний тип деятельности является кандидатом на замену различным сторонним заказом, а компанией контролируется только процессы разработки новых материалов, электроники, технологий и фундаментальных исследований в разнообразных смежных областях. Преимуществом подобного типа сети является стабильность, согласованность, ориентация на общую цель за счет сильной взаимосвязи партнеров. Недостатком становится минимальная гибкость, практическая невозможность быстро заменить партнера, переориентироваться на производство иного продукта.