Файл: Системы автоматизированного проектирования технологических процессов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 203

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

не требуется специальное описание информации о детали. Технолог работает с чертежом детали, как и в случае ручного проектирования, и все решения принимает сам. Ясно, что этим методом можно получить ТП на любую де­ таль.

Сущность параметрического метода заключается в разделении функ­ ций между ЭВМ и человеком. Технологическое проектирование в этом слу­ чае состоит из двух этапов.

Первый этап - безмашинное проектирование ТП. На этом этапе вруч­ ную решаются следующие трудноформализуемые творческие по характеру задачи;

-формирование структуры ТП (технологического маршрута и после­ довательности переходов в операциях);

-выбор модели оборудования и методов обработки;

-выбор технологических баз, схем установки и типов приспособле­

ний;

- установление размерной структуры ТП и технических требований на расположение поверхностей.

Второй этап - автоматизированное проектирование параметров ТП и отдельных операций. Он начинается с ввода в ЭВМ информации о детали (наименование, материал, твердость, покрытие и т.д.), структуре ТП (номер, наименование операций, переходов), размерной структуре. Затем в автома­ тическом режиме решаются следующие задачи проектирования:

-расчет припусков на обработку, операционных размеров и допусков

на них;

-выбор средств технологического оснащения (режущего, вспомога­ тельного и измерительного инструментов);

~расчет режимов резания и норм времени;

-формирование документации;

-формирование информации для АСУП.

Системы автоматизированного проектирования рассматриваемого типа легко адаптируются к производственным условиям, требуют введения не­ большого объема исходных данных и легко воспринимаются технологами. С их помощью можно проектировать ТП для широкой номенклатуры деталей, включая и сложные. Однако эффективность решений в таких системах Во многом зависит от квалификации технолога.

Системы параметрического проектирования являются автоматизиро­ ванными системами низкого уровня, с которых целесообразно начинать ав­ томатизацию технологического проектирования. Они помогают быстрее снять так называемый психологический барьер, существующий между тех­ нологом и вычислительной техникой, отработать организацию работ Па предприятии при проектировании ТП с помощью ЭВМ, создать, отладить И освоить базы данных технологического назначения.


5.8. Метод использования аналогов и проектирование на основе унифицированных ТП

В основу метода использования аиалогов положен принцип заимст­ вования ранее принятых технологических решений. В процессе эксплуатации системы проектирования накапливаются типовые, групповые и единичные технологии, унифицированные операции, планы обработки конструктивных элементов и поверхностей. При формировании текущей технологии пользова­ телю предоставлен доступ к соответствующим архивам и библиотекам, хра­ нящим накопленные решения. Схема автоматизированного получения ТП в этом случае будет следующая:

деталь —> деталь-аналог —> процесс на деталь-аналог -> процесс на де­

таль.

Для нахождения детали-аналога необходимы анализ чертежа детали и определение класса, фуппы детали по конструктивным и технологическим признакам. Выбор детали-аналога и ТП на эту деталь производится по сформированному коду или текстовому описанию детали. ТП на детальаналог подвергается преобразованию на основе информационной модели те­ кущей детали: структура ТП преобразовывается путем исключения лишних структурных элементов ТП (операций, переходов) или внесения необходи­ мых элементов, если в ТП детали-аналога такие элементы структуры отсут­ ствуют. Все эти действия выполняются по методике прямого документиро­ вания. Метод аналога чаще применяется при проектировании ТП для деталей типовых форм, отличающихся только размерами (например, одновенцовые зубчатые колеса, валы-шестерни).

Метод требует ввода информации о детали на уровне конструкторскотехнологического кода Уровень автоматизации низкий, повышается произ­ водительность труда технолога, сокращаются сроки и трудоемкость техноло­ гической подготовки производства.

Проекгнрованне ТП на основе унифицированных ТП. Основопола­ гающей частью метода является проблемно-ориентированная система клас­ сификации и группирования деталей. Все детали, подлежащие переводу на автоматизированное проектирование ТП, разделяются на группы. Число на­ именований деталей в группе может колебаться от 50 - 100 для сложных и до 400 - 500 для простых деталей. Для каждой группы деталей создается ком­ плексный представитель (комплексная деталь). На его чертеже должны быть показаны поверхности всех деталей данной группы.

Поверхности комплексного представителя, координатные оси, точки нумеруются по определенным правилам. При решении задач проектирования номера поверхностей играют роль кодовых чисел или признаков, по значени­ ям которых определяется число ступеней обработки, метод обработки и т.д. Для комплексной детали составляется унифицированный ТП, который явля­ ется избыточным для текущей детали из группы, т.е. содержит операции и переходы обработки всех поверхностей деталей группы.


В ходе текущего проектирования определяется принадлежность вновь поступившей в производство детали к той или иной группе путем сопостав­ ления конструкторско-технологического кода детали с кодом комплексной детали. Далее выполняется анализ с целью корректировки структуры унифи­ цированного ТП комплексной детали: анализируется необходимость вклю­ чения в текущий процесс каждой операции и перехода унифицированного ТП. Для этого каждой операции и переходу унифицированного ТП соответ­ ствует логическая функция. Логическая функция включает в себя условия, учитывающие геометрические особенности поверхности, баз заготовки, тре­ буемую точность обработки, качество поверхности, габаритные размеры де­ тали. В общем случае логическая функция выбора А-й операции имеет вид

п2

( п1

'

fk = V

л

л,-

*ж\ м

)j

где Aj - условия для группы деталей; п \~ число условий, связанных конъ­ юнкцией (и); п2- число условий, связанных дизъюнкцией (или).

На рис. 5.6 представлен алгоритм маршрута обработки валов. Условия выбора операций в виде логических функций заключены в ромбики. Для не­ которых операций, которые являются общими для всех деталей группы, ло­ гическая функция отсутствует. После формирования структуры текущего ТП выполняется параметрическая настройка: выбор оборудования и оснастки, расчет режимов резания, норм времени, расчет размерных характеристик.

Проектирование на основе унифицированных ТП является основным методом проектирования ТП при эксплуатации гибких производственных систем. Применение этого метода дает наибольший эффект при наличии на производстве групповых и типовых ТП, т.к. метод не нарушает существую­ щей специализации производственных подразделений, упрощает процесс проектирования САПР, не требует трудноформализуемых процедур синтеза новых структур.

Как показывает опыт разработки и внедрения САПР, все рассмотрен­ ные методы автоматизированного проектирования ТП широко применяются в САПР ТП. По своим возможностям они дополняют друг друга.

Программы, построенные на основе унифицированных ТП, характе­ ризуются меньшими (на 30 - 40%) объемом и затратами машинного времени по сравнению с программами, построенными по методу синтеза. В связи с этим автоматизацию проектирования ТП на детали типовых форм целесооб­ разно осуществлять на основе методов типизации ТП, а на остальные детали - преобразованием процессов-аналогов и на основе синтеза ТП.


Состояние после окончательной термической обработки

а) Белтермической

б) С термическим

обработки

улучшением

Заготовка ^

Заготовка ^

А____

*

ПЛ I

ПП1

_____4____

л

Ш Черновое точение

ПП2

IV

 

Предварительное сверление глубокого отверстия

Сверление глубоко­ го отверстия

Унифицированные подпрограммы П П 1 -П П 5

Проведениеульт­ развукового кон­ троля

Подрезка торца на горизонтальнорасточном станке

VI Чистовое точение

Чистовое точение

 

А______

*

Разметка отвер­

ПП4

ПП4

 

 

стия

 

 

" " Г ~

л

Шлифование поса­

 

дочных поверхносте

I

Точение п<и) обкатку

 

роликам 1 обкатка

X/

ХЛ

1

Г Готовая деталь

 

Рис.5.6. Алгоритм маршрута обра ботки валов без термической обра ботки и с термическим улучшена ем. Этапы технологического про

цесса:

/ заготовка; II - предварительна (Наработка; III черновое точение IV - термическая обработка; V обработка осевых отверстий; VI чистовое точение VII - обработк неосновных поверхностей; VIII шлифование; IX - обработка зубча того профиля; X отделочная об работка посадочных поверхностей XI операции после обработки; XII - готовая деталь

5.9. Проектирование ТП по методу синтеза

Метод синтеза представляет собой автоматизацию проектирования на базе типовых решений отдельных технологических задач. Этот метод наибо­ лее сложный, и его необходимость диктуется наличием множества ориги­ нальных деталей, для которых нет аналогичных и типовых ТП.

Все, что имеется к началу проектирования ТП, это - унифицированные маршруты обработки отдельных поверхностей, и именно с их определения применительно к текущей детали начинается проектирование. Это первая ча­ стная (отдельная) технологическая задача. Общее проектирование состоит из следующих частных задач (включая и названную):

1)установление маршрутов обработки отдельных поверхностей;

2)формирование принципиальной схемы ТП в виде перечня выпол­ няемых этапов обработки;

3)проектирование ТП в пределах этапа с устаноалением маршрута об­

работки;

4)проектирование операций.

Приведем краткое описание каждой задачи, а подробно они рассматри­ ваются в главе 6.

Маршрут обработай отдельной поверхности (МОП) - это последова­ тельность методов обработки (переходов), необходимых для достижения требуемых чертежом детали характеристик поверхности. Разнообразие суще­ ствующих методов приводит к тому, что одни и те же характеристики могут

138


быть достигнуты разными МОП. После разработки возможных маршрутов производится выбор оптимального МОП по назначенным критериям. В каче­ стве критериев оптимального МОП и при нахождении оптимального реше­ ния других технологических задач используются показатели ресурсоемкости: затраты материалов, энергии, зруда.

Дальнейшая задача заключается в том, чтобы из отдельных МОП по­ строить допустимые варианты ТП обработки детали. Для решения этой зада­ чи используется хранящийся в САПР общий план обработки деталей, разби­ вающий ТП на этапы обработки. План обработки содержит перечень этапов и условия выбора каждого этапа исходя из маршрута обработки поверхно­ стей и характеристик детали в целом. План обработки строится на основе анализа изготовления деталей различных классов с учетом возможных ком­ бинаций термической и механической обработки. По условиям анализирует­ ся необходимость каждого этапа обработки для текущей детали. Перечень полученных этапов называется принципиальной схемой ТП.

Следующая задача - проектирование ТП в пределах каждого этапа. Ис­ ходными данными являются принципиальная схема ТП, указанные обраба­ тываемые поверхности и их характеристики на каждом этапе. Для оконча­ тельного определения состава и последовательности операций устанавлива­ ются схемы базирования и выполняется размерный анализ Далее из сово­ купности переходов формируются операции, а из последовательности опера­ ций - маршрутная карта.

Проектирование операций предполагает выбор средств оснащения, на­ значение режимов обработки, определение нормы времени.

Результатом решения каждой задачи является множество типовых ре­ шений, которые формируют выходную документацию или составляют вход­ ные данные для последующих задач.

Типовые решения можно найти, используя два режима: диалоговый и автоматический. Это деление определяется уровнем участия человека при принятии решения в процессе проектирования. При диалоговом проектиро­ вании технолог все определяющие решения (о структуре и параметрах ТП, операций, переходов, об оборудовании и оснащении) принимает самостоя­ тельно, а ЭВМ оказывает ему методическую, организационную и информа­ ционную помощь. При работе в автоматическом режиме технолог только вводит информацию о детали. Все решения и расчет параметров ТП выпол­ няет ЭВМ по ранее разработанным алгоритмам.

Алгоритмы решения задач разрабатываются опытными технологамиэкспертами, хранятся в базе знаний, и САПР ТП, основанная на знаниях, на­ зывается экспертной системой.

5.10. Экспертные системы

Экспертные системы (ЭС) - сложные программные комплексы, аккумлирующие знания специалистов в конкретной предметной области и тиражи-

139