Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (История становления и развития налогового учета в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Этапы становления и развития налогового учета

Возникновение налогов, становление и развитие финансовой системы и в последующем выделение из нее налоговой системы неразрывно связано с генезисом общества и государственного устройства. Финансовая система России проходила этапы, характерные для любого государства. Однако после Октябрьской революции ее развитие пошло иным путем: большое значение стали оказывать субъективные факторы и политические приоритеты перед общественными и экономическими законами. Следует отметить, что с самых ранних этапов существования Российского государства правители использовали интересы своих граждан в области уплаты налогов для достижения своих целей, тем самым, по сути, проводили эффективную налоговую политику. С этой позиции рассмотрим наиболее значительные периоды развития России, которые связаны с изменениями в области налогообложения.

Финансовая система Руси стала складываться в период объединения Древнерусского государства, которое началось с конца IX в. Как отмечает СМ. Соловьёв в своем труде "История России с древнейших времен", основным источником доходов княжеской казны была дань. Князь Олег взимал ее с подвластных племен:". некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала". Дань взималась вначале нерегулярно, а затем превратилась в более систематический прямой налог. В период объединения земель в единое государство налогообложение племен способствовало ускорению этого процесса. Историки отмечают, что князь Олег, покорив днепровских северян, потребовал от них дань более легкую, чем они уплачивали до этого хазарам. Об этом узнали другие племена и без сопротивления перешли под его защиту, добровольно уплачивая дань. Дань существовала на протяжении XI-XII вв.

В Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина "мыт" взималась на заставах городов и крупных селений за провоз товаров, пошлина "перевоз" - за перевоз через реку, торговая пошлина - за право устраивать рынки и т.д. Посредством налогов решались и вопросы общественного правопорядка. Например, судебная пошлина ("вира") взималась за убийство, "продажа" (штраф) - за прочие преступления. За убийство чужого холопа князю платили пошлину в размере 12 гривен. Если убийца скрывался, то уплату производили жители округа, где было совершено убийство. Тем самым устанавливалась общественная ответственность за содеянное преступление, что способствовало раскрытию и предотвращению преступлений.


Сложный исторический период развития Руси и финансовой системы связан с татаро-монгольским нашествием. Основным налогом был "выход", который взимался баскаками - уполномоченными хана, а затем русскими князьями. "Выход" взимался с каждой души мужского пола и с головы скота. Величина зависела от соглашения между великими князьями и ханами. Помимо "выхода" были и другие ордынские тяготы. Например, ям - обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Финансовая система Руси была разрушена, взимание прямых налогов в казну государства стало почти невозможным. Основным источником дохода стали торговые сборы.

Уплата "выхода" была прекращена Иваном III в 1480 г. Финансовая система Руси начала создаваться вновь: были введены прямой налог - деньги с черносошных крестьян и посадских людей, затем ямской, пищальный - для производства пушек и т.д. С целью правильного налогообложения было проведено описание земель с указанием местонахождения, хозяев, количеством собираемого урожая и т.д. Для определения размера налогов служило "сошное письмо". Размер условной единицы - "сохи" - в различных местах был неодинаков и зависел от качества почвы, принадлежности земли. Посошное обложение характеризовалось рядом недостатков: субъективизм при оценке земель, переписчики брали взятки и снижали доходность земель. Поэтому во второй половине XVII в. посошное обложение было замене но подворным, единицей измерения стал двор. Количество дворов определялось количеством ворот. Как описывает В.О. Ключевский, сразу же нашелся легальный способ ухода от налогообложения: крестьяне объединяли несколько дворов и оставляли одни ворота.

Новый подход в области налогообложения связан с правлением Петра I (1672-1725). Большие преобразования в государстве, развитие промышленности и создание регулярной армии требовали значительных финансовых ресурсов. Подворное налогообложение было заменено на подушную подать, для этого была проведена перепись населения. Это является одним из значимых исторических событий, так как данные переписи использовались не только для налогообложения, но и для управления государством, принятия определенных решений, направленных на развитие промышленности. Были введены новые налоги - горная подать, гербовые сборы, чрезвычайные налоги, связанные с развитием армии: драгунские деньги, рекрутские, корабельные. В предшествующих периодах финансовая система Руси ориентировалась в основном на увеличение налогов по мере потребностей казны, без учета реального экономического положения страны. Петр I изменил отношение в области налогообложения. Он предпринял ряд мер для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения страны. Вводились новые орудия труда, развивалось горное дело, обрабатывающая промышленность. В.О. Ключевский отмечает, что Петр I предписывал Мануфактур-коллегии поддерживать промышленников-предпринимателей, "вспомогать наставлением, машинами и всякими способами"9. Развитие промышленности способствовало развитию торговли, а торговля - путей сообщения и транспорта. Таким образом, развитие экономики обеспечивало приток доходов в будущем путем расширения налоговой базы.


Петр I реорганизовал управление финансами. Он разделил функции сбора, расхода и контроля за финансовыми средствами, чтобы не было сговора и злоупотреблений. Камер-коллегии поручено было надзирать за доходами, штатс-контор коллегия ведала расходами, коммерц-коллегия ведала таможенными сборами и таможенными тарифами. Для контроля за расходованием денежных средств была создана ревизион - коллегия.

В конце XVIII в. в России стали закладываться основы современного государства, проводящего активную экономическую, финансовую и налоговую политику. Екатерина II (1729-1796) преобразовала систему управления финансами.

В 1780 г. была создана Экспедиция о государственных доходах, в дальнейшем разделившаяся на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая - расходами, третья - ревизией счетов, четвертая - взысканием недоимок, недоборов и начетов.

Екатерина II кардинальные изменения налогообложение купечества. купцы были в зависимости имущественного положения трем гильдиям. того чтобы в третью , нужно было капитала более 500 ., во вторую - 1 тыс. до 10 . руб., а с большим входили в гильдию.

Они заявляли о своего капитала. отметить, что указу императрицы имущества не , доносы на утайку не . Отнесение купца более высокую считалось положительным, практически они уменьшали величину капитала. Купцу более выгодные заказы, по положению он более высокий . Первоначально налог в размере 1% капитала, однако дальнейшем ставка до 2,5% для третьей гильдии 4% для купцов и второй .

В губерниях управления финансовыми были созданы губернские Казенные , которым были губернские и казначейства, хранившие доходы. Таким , Екатерина II начатый Петром курс на местного самоуправления, ему новых , наделение самостоятельными ресурсами.

В упорядочения финансовой постоянно росли государства. В 1763 . они составили 16,5 руб., в 1764 . - 21,6 млн руб., 1765 г. - 22,7 млн ., в 1766 г. - 23,7 руб. А 30 лет, согласно ведомости 1796 г., доходов было 68,5 руб. В период прямые в бюджете играли второстепенную по сравнению налогами косвенными. , подушной подати в 1763 г. 30% всех доходов, суммы приносили подать и налог. Косвенные давали около 42%. половину этой приносили питейные .

В начале в. ведение с Наполеоном увеличения всех государства, в числе и . В 1809 г. государственного бюджета 2 раза превышали . В период Александра I (1772-1839) разработана программа преобразований, которая с именем государственного деятеля .М. Сперанского. предлагала проведение неотложных мер упорядочению доходов расходов. Основное расходования государственных , предложенное М.. Сперанским, заключалось следующем: "Расходы соответствовать доходам. никакой новый не может назначен прежде, найден соразмерный источник дохода". положение впоследствии название "золотое Сперанского". Наряду увеличением налогов целью получения , было предложено расходов. Впервые были сгруппированы группам, чтобы степень их для государства.


преобразования в системе России осуществлены в с проведением 1861 г., т.. отмены крепостного . Эти преобразования с правлением II (1818-1881). Была система сбора налога (ранее взимался в гильдейского сбора), введена уплата виде патентного и дополнительного , который уплачивался прогрессивным ставкам виде налога прибыль. Введены подомовой налог, сборы вместо откупов, налогообложение .

В период Николая II (1868-1918) преобразования финансовой проводились известными деятелями СЮ. и П.. Столыпиным. СЮ. возглавлял Министерство 11 лет. Он в историю дальновидный стратег министр-предприниматель. период характеризуется ростом доходов . Основным фактором фактическое огосударствление дорог и винной государственной . Таким образом доказано, что умелом управлении сектор может не менее , чем частный. этом он , что частный в первую соблюдает интересы государства, а участников.

Накануне мировой войны положение России довольно устойчивым. налогов планировался трем направлениям: налоги - 264,5 млн ., косвенные налоги - 710 млн руб. пошлина - более 230 руб.

Мировая губительно сказалась финансовом положении . Чтобы покрыть военные расходы, потребовалось систематически налоги и , вводить новые . После Февральской положение дел более ухудшилось. правительство не справиться с и финансовыми . Нарастали темпы , возросла бумажная денег.

Очередной во всей системе России после Октября 1917 . Основным источником центральных органов власти стала денег, а органы существовали счет контрибуций. денежная эмиссия, и контрибуции, способствовала налаживанию . Необходимо было чрезвычайные меры. этап в финансовой системы наступил после новой экономической (нэп). Были запреты на , на местный промысел. Появились концессии. Была система налогов, , кредитных операций, меры по денежной единицы. период нэпа различные формы , действовали экономические , что являлось из главных функционирования налоговой . Характерной чертой периода является множества налогов сборов, многократность торгово-промышленного . В это существовали следующие налогов, пошлин, :

  • прямые налоги. ним относились , промысловый, подоходно-, единый натуральный ,
  • индивидуальное обложение хозяйств, военный , налог
  • с и дарений др.;
  • косвенные . К ним акцизы, налог доходов
  • от кинофильмов. Акцизы установлены на чая, кофе, , соли, алкогольных , спичек, нефтепродуктов некоторых других товаров;
  • пошлины: , судебная и .;
  • сборы: гербовый, , канцелярский, прописочный,
  • нужды жилищного культурно-бытового .

В этот появилось множество и сборов, предусмотренных законодательством, устанавливали местные власти.

В финансовая система страны развивалась путем по с финансовыми зарубежных стран. налогов она к административным изъятия прибыли и перераспределения ресурсов через страны.

Основные налоговой системы государства были в ходе реформы 1930-1932 гг. целью являлось системы налогообложения, многозвенности. Многие налогов были , отдельные виды . Стали взимать виды основных : для государственных - налог с и отчисления прибыли, для предприятий - налог оборота и налог.

Отчисления прибыли предприятий, в бюджет , носили налоговый . Однако отличие налогов состояло индивидуальности ставок, также возможности их по отраслевых министерств финансовых ведомств участия законодательной . Какие-либо определения доли , оставляемой в предприятия, отсутствовали. отчислений могла в течение года.

В Великой Отечественной налоговая система . В 1941 г. установлена временная к подоходному сельскохозяйственному налогам размере 100%, которую января 1942 г. специальным военным . Военным налогом граждане СССР, 18-летнего возраста, исключением военнослужащих членов их , получавших государственное , инвалидов I II групп, , мужчин старше 60 и женщин 55 лет, если не имели (сверх пенсии) самостоятельных источников . В связи ростом цен колхозном рынке увеличены нормы и ставки налога. Указом Верховного Совета от 10 сентября 1942 . был введен налог со , который уплачивали , кооперативные и предприятия и по дифференцированным в процентах валовой выручки, от проведения киносеансов, цирковых , спортивных состязаний. этот период сборы с скота (в , рабочих, дачных курортных поселках), регистрацию охотничьих промысловых собак т.д. активных мероприятий области налогообложения положительные результаты.

годы Великой войны объем поступлений по к 1940 г. . Снижение поступлений прибыли и с оборота с резким производства в , пищевой промышленности в некоторых высокорентабельных отраслях. целью повышения бюджета государство активную политику привлечению средств . По сравнению 1940 г. в 1945 . рост денежных от населения 360%. Все эти позволили нашей обеспечить финансовое оккупантам и конечном итоге победы. Налоги этот период всего взимались в материальной, в натуральной . В 1946 г. налог был , в послевоенный были снижены взимания сельскохозяйственного , для отдельных плательщиков отменен на холостяков.

изменения налоговой СССР были в 1965 и 1987 . в связи внедрением хозрасчета расширением прав . В 1979 г. введен нормативный распределения прибыли, соответствии с до начала периода устанавливался , определяющий, какую прибыли предприятие перечислить в , какую - в централизованные фонды какую - оставить собственном распоряжении. от прибыли носило налоговый , но отраслевые и финансовые имели возможность любой момент налоговую ставку участия законодательных . Центральные органы сосредоточить в руках максимально массу финансовых .