Файл: Понятия «затраты», «расходы», «издержки».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Добавим в подкрепление тех положений, которые были выдвинуты несколько раньше: расходы - это часть затрат, которая полностью потрачена в течение определенного периода для получения дохода, временной промежуток возникновения которых необязательно совпадает с моментом оплаты ресурса. [9.C.76]

Мы отмечали раньше, что смежным понятием, которое используется в различных источниках как затраты или расходы, является понятие «издержки». Они предназначены для производства определенного объема продукции и доставки ее до потребителя. Очевидно, что под издержками следует понимать все расходы или затраты, связанные с производством определенного объема продукции и доставкой ее до потребителя, т.е. их можно представить в виде издержек производства и издержек обращения. Издержки производства - это стоимость использованных при изготовлении продукции материальных и трудовых ресурсов. [8.C.6] Издержки обращения - это затраты, связанные с доведением готовой продукции до потребителя. Они включают следующие составляющие: расходы по хранению продукции на складах, погрузке и разгрузке, перевозке и продаже. Таким образом, затраты - это денежная оплата приобретенных товаров или услуг, которая впоследствии будет вычтена из прибыли (списана в расходы). В балансе они отражаются как активы. Мы видели, что расходы - это часть затрат, понесенных предприятием в связи с получением дохода. Мы довольно подробно проследили расходы, которые проявляются в процессе производства продукции и доведения ее до потребителя. Под издержками мы понимаем все расходы или затраты, связанные с производством определенного объема продукции и доведением его до потребителя, показанные в натуральном выражении. [8.C.34]

1.2.Проблемы применения понятий затрат, расходов, издержек на практике

Как же выглядит последовательность формирования затрат и расходов организации-товаропроизводителя с позиций бухгалтерского учёта? Затраты возникают в момент приобретения организацией экономических ресурсов в виде долгосрочных материальных и нематериальных активов, сырья, материалов, топлива, а также при расчётах с персоналом по оплате труда и выполнении других обязательств.

Затраты осуществляются в течение определённого периода. Завершение периода накопления затрат приводит к образованию либо активов, либо расходов. Оборотные активы приносят их владельцу экономические выгоды уже после завершения одного технологического цикла производства и реализации конечного продукта, поэтому в учетной практике их стоимость признаётся затратами единовременно. Они являются некапитальными затратами. Внеоборотные активы обслуживают множество технологических циклов производства и реализации, поэтому приносят их владельцу экономические выгоды в длительное время. В связи с этим их стоимость признаётся затратами постепенно, по мере начисления амортизации, Они относятся к капитальным затратам. Выделение и накопление затрат в бухгалтерии проводится на счете 08 для капитализированных затрат и, соответственно, на счетах 20, 23, 25, 26, 29 - для некапитализированных. [11.C.7]


Затраты могут быть расходами только в составе стоимости готовой реализованной продукции. Отсюда вполне оправданы замечания некоторых экономистов по поводу корректности названия бухгалтерских счетов 25 и 26. Более точными были бы названия счета 25 "Общепроизводственные затраты", а счёта 26 "Общехозяйственные затраты", а не расходы .[3]

Взаимосвязь затрат и расходов в бухгалтерском учёте можно проиллюстрировать разными схемами или таблицами. Рассмотрим одну из них.

Денежные

ресурсы

Затраты входящие - денежное измерение ресурсов в момент приобретения товаров и услуг

18

19

капитальные затраты

текущие затраты

17

1

2

3

4

5 6 7 8 9

10 11 12 13

14 15 16

Затраты в наличии, обещающие будущие выгоды

Затраты исходящие, не обещающие выгод

Активы (отражаются в бухгалтерском балансе)

Расходы (признаются в отчёте о прибылях и убытках)

Рис. 1.1. Взаимосвязь затрат, активов и расходов в бухгалтерском балансе

Цифровые обозначения, применённые в таблице:

  1. Деньги в кассе.
  2. Денежные средства на банковских счетах.
  3. Финансовые вложения.
  4. Средства в расчётах (задолженность покупателей).
  5. Незавершённое строительство.
  6. Неустановленное оборудование.
  7. Создание нематериальных активов.
  8. Основные средства по остаточной стоимости.
  9. Нематериальные активы по остаточной стоимости.
  10. Авансы выданные (осуществлены денежные затраты, но не поступили средства производства).
  11. Сырьё, материалы (получены средства производства, но нет материальных затрат).
  12. Полуфабрикаты и незавершённое производство (произведены материальные затраты, но нет материальных результатов). [9.C.21]
  13. Готовая продукция (достигнуты материальные результаты, но отсутствуют доходы).
  14. Производственная себестоимость продаж (расходы, обеспечившие доходы от продаж: приток денег и иных активов, увеличение прав требования или уменьшение долговых обязательств организации).
  15. Коммерческие затраты / расходы.
  16. Управленческие затраты / расходы.
  17. Товарно-материальные ценности, потерявшие потребительские (эксплуатационные или реализационные) качества.
  18. Выплаты на благотворительные и социальные цели.
  19. Потери.

На рис. 1.1 представлена группировка, которую предлагает М.И. Куттер для аргументированного объяснения взаимосвязи затрат, активов и расходов в бухгалтерском учёте [10]. Мы присоединяемся к мнению экономистов, которые считают, что, разграничивая понятия затрат и расходов, следует помнить:

а) затраты - это то, что нельзя вернуть, они соответствуют принципу невозвратности;

б) затраты в момент их признания не оказывают влияния на прибыль;

в) осуществление затрат не уменьшает капитал организации;

г) расходы признаются в отчёте о прибылях и убытках немедленно, если затраты больше не создают будущие экономические выгоды, не соответствуют или перестают соответствовать требованиям признания в качестве актива в балансе. [8.C.45]

Одним из важнейших показателей, характеризующих деятельность организации, является себестоимость, так как она лежит в основе цены созданного товара. Оценка запасов произведённой продукции осуществляется по себестоимости, в неё включаются производственные и непроизводственные затраты. Себестоимость формируется в производстве, а признаётся расходами при реализации товара. Эта взаимозависимость показана на рис. 1.1.

Рассмотренная трактовка понятий "затраты" и "расходы" не находит своего отражения в нормативных актах, которыми должен руководствоваться бухгалтер.

Понятие "расходы", применяемое в "Международных стандартах финансовой отчётности" и в ПБУ 10/99 "Учет расходов", связано с формированием отчёта о прибылях и убытках, а затем и выявлением финансового результата. В бухгалтерском учёте расходами организации признаётся уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). [2]Это определение приводится в ПБУ 10/99, в котором к тому же указывается:

"Расходы по обычным видам деятельности формируют:

  • расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;
  • расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств, иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.)".

Если следовать определению, что "расходы - это затраты, больше не создающие будущих экономических выгод, не соответствующие или переставшие соответствовать требованиям признания в качестве актива в балансе", то употребление слова "расходы" в начале каждого пункта перечисления ситуаций является неправомерным.

Далее рассмотрим трактовку расходов в интерпретации налогоплательщика. Она тоже имеет особенности. Эти особенности определяются главной задачей налогового учета - определением величины прибыли для расчета суммы налога на прибыль, причитающейся к уплате.

Согласно статье 252 Налогового кодекса Российской Федерации, расходами признаются обоснованные и документально подтверждённые затраты налогоплательщика, а в случаях, предусмотренных статьёй 265, - понесённые убытки налогоплательщика. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтверждёнными расходами понимаются затраты, подтверждённые документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. [1]

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

К доходам юридического лица, исчисленным для целей налогообложения, относят:

а) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав. Их определяют в соответствии со статьёй 249 Налогового кодекса РФ;

б) внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьёй 250 Налогового кодекса РФ. [1]

Разность между доходами и расходами позволяет выявить величину налогооблагаемой прибыли.

Во всех определениях понятия расходов в Налоговом кодексе делается связка: "... расходы - это затраты.", а там, где это не указывается конкретно (например ст. 253 НК РФ), просматривается эта трактовка:

"Статья 253. Расходы, связанные с производством и реализацией

  1. Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:
  2. расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров; выполнением работ; оказанием услуг; приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);
  3. расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;
  4. расходы на освоение природных ресурсов; [1]
  5. расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
  6. расходы на обязательное и добровольное страхование;
  7. прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией"

То же имеет место и при определении содержания отдельных элементов расходов. Это позволяет сделать вывод, что и в налоговом учете, так же как в бухгалтерском, четкого определения понятия затрат и расходов нет.

Понятие "издержки" в ПБУ 10/99 "Учет расходов" не используется, а в главе 25 Налогового кодекса применяется только для конкретизации расходов по торговым операциям (ст. 320). В ней конкретно указано: "Налогоплательщики, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, формируют расходы на реализацию (далее в настоящей статье - издержки обращения) с учетом следующих особенностей". [2]

Из всего сказанного можно сделать вывод, что для целей налогового учета понятия "издержки", "затраты" и "расходы" не различаются по своей экономической сути.

Однако следует обратить внимание на то, что в налоговом и бухгалтерском учёте существуют отличия в количественной оценке расходов. Одним из факторов, вызывающих количественное несовпадение величины расходов, является порядок начисления амортизации для целей бухгалтерского учёта и целей налогообложения. Согласно статье 259 Налогового кодекса, налогоплательщик обязан применять линейный метод начисления амортизации к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую - десятую амортизационные группы, независимо от срока ввода в эксплуатацию этих объектов. К остальным средствам он вправе применить линейный или нелинейный метод по своему усмотрению. Допустим, что хозяйствующим субъектом принято и отражено в учётной политике организации правомерное решение об использовании нелинейного метода начисления амортизации. В таком случае неизбежны различия в количественной оценке расходов бухгалтером и налоговым инспектором. [9]

Субъекты экономических отношений как институциональные единицы являются объектами статистического наблюдения. Их поведение в экономической системе общества характеризуют с помощью определённых экономических показателей. В статистике финансов для характеристики финансового состояния организаций (предприятий) реального сектора экономики применяют показатели:

  • сальдированный финансовый результат;
  • разные виды дебиторской и кредиторской задолженности;
  • задолженность по полученным кредитам и займам;
  • выручка от продажи товаров, работ, услуг (без НДС и акцизов);
  • себестоимость проданных товаров, работ, услуг.

Для оценки использования денежных средств организации (предприятия) органы государственной статистической службы ориентируются на следующие показатели: