Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. понятия «затраты», «издержки», «расходы» : теоретический анализ
1.1. Понятия «затраты», «издержки», «расходы»
1.2.Проблемы применения понятий затрат, расходов, издержек на практике
глава 2. практические аспекты учета и Анализа издержек обращения
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2.Анализ структуры и динамики товарооборота
Добавим в подкрепление тех положений, которые были выдвинуты несколько раньше: расходы - это часть затрат, которая полностью потрачена в течение определенного периода для получения дохода, временной промежуток возникновения которых необязательно совпадает с моментом оплаты ресурса. [9.C.76]
Мы отмечали раньше, что смежным понятием, которое используется в различных источниках как затраты или расходы, является понятие «издержки». Они предназначены для производства определенного объема продукции и доставки ее до потребителя. Очевидно, что под издержками следует понимать все расходы или затраты, связанные с производством определенного объема продукции и доставкой ее до потребителя, т.е. их можно представить в виде издержек производства и издержек обращения. Издержки производства - это стоимость использованных при изготовлении продукции материальных и трудовых ресурсов. [8.C.6] Издержки обращения - это затраты, связанные с доведением готовой продукции до потребителя. Они включают следующие составляющие: расходы по хранению продукции на складах, погрузке и разгрузке, перевозке и продаже. Таким образом, затраты - это денежная оплата приобретенных товаров или услуг, которая впоследствии будет вычтена из прибыли (списана в расходы). В балансе они отражаются как активы. Мы видели, что расходы - это часть затрат, понесенных предприятием в связи с получением дохода. Мы довольно подробно проследили расходы, которые проявляются в процессе производства продукции и доведения ее до потребителя. Под издержками мы понимаем все расходы или затраты, связанные с производством определенного объема продукции и доведением его до потребителя, показанные в натуральном выражении. [8.C.34]
1.2.Проблемы применения понятий затрат, расходов, издержек на практике
Как же выглядит последовательность формирования затрат и расходов организации-товаропроизводителя с позиций бухгалтерского учёта? Затраты возникают в момент приобретения организацией экономических ресурсов в виде долгосрочных материальных и нематериальных активов, сырья, материалов, топлива, а также при расчётах с персоналом по оплате труда и выполнении других обязательств.
Затраты осуществляются в течение определённого периода. Завершение периода накопления затрат приводит к образованию либо активов, либо расходов. Оборотные активы приносят их владельцу экономические выгоды уже после завершения одного технологического цикла производства и реализации конечного продукта, поэтому в учетной практике их стоимость признаётся затратами единовременно. Они являются некапитальными затратами. Внеоборотные активы обслуживают множество технологических циклов производства и реализации, поэтому приносят их владельцу экономические выгоды в длительное время. В связи с этим их стоимость признаётся затратами постепенно, по мере начисления амортизации, Они относятся к капитальным затратам. Выделение и накопление затрат в бухгалтерии проводится на счете 08 для капитализированных затрат и, соответственно, на счетах 20, 23, 25, 26, 29 - для некапитализированных. [11.C.7]
Затраты могут быть расходами только в составе стоимости готовой реализованной продукции. Отсюда вполне оправданы замечания некоторых экономистов по поводу корректности названия бухгалтерских счетов 25 и 26. Более точными были бы названия счета 25 "Общепроизводственные затраты", а счёта 26 "Общехозяйственные затраты", а не расходы .[3]
Взаимосвязь затрат и расходов в бухгалтерском учёте можно проиллюстрировать разными схемами или таблицами. Рассмотрим одну из них.
Денежные ресурсы |
Затраты входящие - денежное измерение ресурсов в момент приобретения товаров и услуг |
18 |
19 |
||||||
капитальные затраты |
текущие затраты |
17 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 6 7 8 9 |
10 11 12 13 |
14 15 16 |
|||
Затраты в наличии, обещающие будущие выгоды |
Затраты исходящие, не обещающие выгод |
||||||||
Активы (отражаются в бухгалтерском балансе) |
Расходы (признаются в отчёте о прибылях и убытках) |
Рис. 1.1. Взаимосвязь затрат, активов и расходов в бухгалтерском балансе
Цифровые обозначения, применённые в таблице:
- Деньги в кассе.
- Денежные средства на банковских счетах.
- Финансовые вложения.
- Средства в расчётах (задолженность покупателей).
- Незавершённое строительство.
- Неустановленное оборудование.
- Создание нематериальных активов.
- Основные средства по остаточной стоимости.
- Нематериальные активы по остаточной стоимости.
- Авансы выданные (осуществлены денежные затраты, но не поступили средства производства).
- Сырьё, материалы (получены средства производства, но нет материальных затрат).
- Полуфабрикаты и незавершённое производство (произведены материальные затраты, но нет материальных результатов). [9.C.21]
- Готовая продукция (достигнуты материальные результаты, но отсутствуют доходы).
- Производственная себестоимость продаж (расходы, обеспечившие доходы от продаж: приток денег и иных активов, увеличение прав требования или уменьшение долговых обязательств организации).
- Коммерческие затраты / расходы.
- Управленческие затраты / расходы.
- Товарно-материальные ценности, потерявшие потребительские (эксплуатационные или реализационные) качества.
- Выплаты на благотворительные и социальные цели.
- Потери.
На рис. 1.1 представлена группировка, которую предлагает М.И. Куттер для аргументированного объяснения взаимосвязи затрат, активов и расходов в бухгалтерском учёте [10]. Мы присоединяемся к мнению экономистов, которые считают, что, разграничивая понятия затрат и расходов, следует помнить:
а) затраты - это то, что нельзя вернуть, они соответствуют принципу невозвратности;
б) затраты в момент их признания не оказывают влияния на прибыль;
в) осуществление затрат не уменьшает капитал организации;
г) расходы признаются в отчёте о прибылях и убытках немедленно, если затраты больше не создают будущие экономические выгоды, не соответствуют или перестают соответствовать требованиям признания в качестве актива в балансе. [8.C.45]
Одним из важнейших показателей, характеризующих деятельность организации, является себестоимость, так как она лежит в основе цены созданного товара. Оценка запасов произведённой продукции осуществляется по себестоимости, в неё включаются производственные и непроизводственные затраты. Себестоимость формируется в производстве, а признаётся расходами при реализации товара. Эта взаимозависимость показана на рис. 1.1.
Рассмотренная трактовка понятий "затраты" и "расходы" не находит своего отражения в нормативных актах, которыми должен руководствоваться бухгалтер.
Понятие "расходы", применяемое в "Международных стандартах финансовой отчётности" и в ПБУ 10/99 "Учет расходов", связано с формированием отчёта о прибылях и убытках, а затем и выявлением финансового результата. В бухгалтерском учёте расходами организации признаётся уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). [2]Это определение приводится в ПБУ 10/99, в котором к тому же указывается:
"Расходы по обычным видам деятельности формируют:
- расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;
- расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств, иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.)".
Если следовать определению, что "расходы - это затраты, больше не создающие будущих экономических выгод, не соответствующие или переставшие соответствовать требованиям признания в качестве актива в балансе", то употребление слова "расходы" в начале каждого пункта перечисления ситуаций является неправомерным.
Далее рассмотрим трактовку расходов в интерпретации налогоплательщика. Она тоже имеет особенности. Эти особенности определяются главной задачей налогового учета - определением величины прибыли для расчета суммы налога на прибыль, причитающейся к уплате.
Согласно статье 252 Налогового кодекса Российской Федерации, расходами признаются обоснованные и документально подтверждённые затраты налогоплательщика, а в случаях, предусмотренных статьёй 265, - понесённые убытки налогоплательщика. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтверждёнными расходами понимаются затраты, подтверждённые документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. [1]
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
К доходам юридического лица, исчисленным для целей налогообложения, относят:
а) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав. Их определяют в соответствии со статьёй 249 Налогового кодекса РФ;
б) внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьёй 250 Налогового кодекса РФ. [1]
Разность между доходами и расходами позволяет выявить величину налогооблагаемой прибыли.
Во всех определениях понятия расходов в Налоговом кодексе делается связка: "... расходы - это затраты.", а там, где это не указывается конкретно (например ст. 253 НК РФ), просматривается эта трактовка:
"Статья 253. Расходы, связанные с производством и реализацией
- Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:
- расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров; выполнением работ; оказанием услуг; приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);
- расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;
- расходы на освоение природных ресурсов; [1]
- расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
- расходы на обязательное и добровольное страхование;
- прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией"
То же имеет место и при определении содержания отдельных элементов расходов. Это позволяет сделать вывод, что и в налоговом учете, так же как в бухгалтерском, четкого определения понятия затрат и расходов нет.
Понятие "издержки" в ПБУ 10/99 "Учет расходов" не используется, а в главе 25 Налогового кодекса применяется только для конкретизации расходов по торговым операциям (ст. 320). В ней конкретно указано: "Налогоплательщики, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, формируют расходы на реализацию (далее в настоящей статье - издержки обращения) с учетом следующих особенностей". [2]
Из всего сказанного можно сделать вывод, что для целей налогового учета понятия "издержки", "затраты" и "расходы" не различаются по своей экономической сути.
Однако следует обратить внимание на то, что в налоговом и бухгалтерском учёте существуют отличия в количественной оценке расходов. Одним из факторов, вызывающих количественное несовпадение величины расходов, является порядок начисления амортизации для целей бухгалтерского учёта и целей налогообложения. Согласно статье 259 Налогового кодекса, налогоплательщик обязан применять линейный метод начисления амортизации к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую - десятую амортизационные группы, независимо от срока ввода в эксплуатацию этих объектов. К остальным средствам он вправе применить линейный или нелинейный метод по своему усмотрению. Допустим, что хозяйствующим субъектом принято и отражено в учётной политике организации правомерное решение об использовании нелинейного метода начисления амортизации. В таком случае неизбежны различия в количественной оценке расходов бухгалтером и налоговым инспектором. [9]
Субъекты экономических отношений как институциональные единицы являются объектами статистического наблюдения. Их поведение в экономической системе общества характеризуют с помощью определённых экономических показателей. В статистике финансов для характеристики финансового состояния организаций (предприятий) реального сектора экономики применяют показатели:
- сальдированный финансовый результат;
- разные виды дебиторской и кредиторской задолженности;
- задолженность по полученным кредитам и займам;
- выручка от продажи товаров, работ, услуг (без НДС и акцизов);
- себестоимость проданных товаров, работ, услуг.
Для оценки использования денежных средств организации (предприятия) органы государственной статистической службы ориентируются на следующие показатели: