Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. понятия «затраты», «издержки», «расходы» : теоретический анализ
1.1. Понятия «затраты», «издержки», «расходы»
1.2.Проблемы применения понятий затрат, расходов, издержек на практике
глава 2. практические аспекты учета и Анализа издержек обращения
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2.Анализ структуры и динамики товарооборота
- расходы на развитие и совершенствование производства;
- расходы на социальные цели;
- расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и другие виды расходов.
В статистике финансов ставится задача обеспечения большей сопоставимости с международными стандартами, а, следовательно, с системой национальных счетов. При этом статистическое наблюдение охватывает следующие показатели: во-первых, выручка от производственной деятельности; во-вторых, доход от производственной деятельности; в-третьих, прибыль от производственной деятельности до налогообложения; в-четвёртых, прибыль от всей деятельности до налогообложения; в-пятых, прибыль от всей деятельности после налогообложения. В основе этой системы показателей лежат принципы, обеспечивающие её согласованность с системой национальных счетов. Последовательное движение от первого к пятому показателю позволяет рассчитать для целей статистики многие промежуточные результаты, обусловленные производственной, инвестиционной, финансовой и иной деятельностью.
В статистике оплаты труда и уровня жизни важнейшие показатели - это доходы и расходы разных групп населения.
Мы видим, что в экономической статистике широко используются термины "расходы", "доходы", "прибыль", "себестоимость". Они должны достоверно отражать суть анализируемых процессов и явлений, связанных с результатами деятельности институциональных единиц. Но в статистике дают количественную оценку доходов, расходов и прибыли, которая соответствует требованиям налогового учёта и может не совпадать с оценкой одноимённых показателей в бухгалтерском учёте. [6.C.22]
Какие же термины применяют в экономической теории? Напомним, что в теории микроэкономики одной из главных задач является обоснование условий рационального поведения продавцов (их цель - максимизация прибыли) и покупателей (их цель - максимизация полезности приобретаемых благ). [8.C.6]
Для характеристики рыночных действий предприятий (фирм) и домашних хозяйств в экономической теории используют понятия "издержки", "затраты", "стоимость", "ценность". Эти термины связаны с концепцией издержек фирмы и концепцией полезности. Концепцию издержек фирмы предложили представители классической экономической школы. Они выводили ценность (стоимость) благ из издержек, формирующихся в сферах производства и обращения. Этот подход позволил им определить ценность товара со стороны продавца. Представители классической экономической теории: А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Милль, К. Маркс и другие авторы ставили перед собой задачу выявить объективную основу цены товара, предназначенного для реализации. Такой основой, по их мнению, следовало считать затраты разных факторов производства. Отсюда, согласно теории трудовой стоимости, созданной классической экономической школой, затраты (англ. - "costs") - это денежная оценка ресурсов, приобретённых фирмой для определённых целей. [9.C.21]
В экономической теории не разделяют понятия "затраты" как денежную оценку покупаемых экономических ресурсов и "издержки" фирмы. Их воспринимают как синонимы, то есть делают допущение о равенстве затрат и издержек. В англоязычной литературе по экономической теории эти два термина обозначают одним словом "costs". В состав затрат (издержек) включают материальные затраты, оплату труда, амортизационные отчисления и другие. [9.C.76]
В экономической теории многие авторы принимают утверждение о том, что "издержки могут быть рассчитаны как произведение цены затрачиваемых ресурсов и их количества», к сожалению, не делая при этом никаких уточнений. Однако по правилам бухгалтерского учёта такой подход не является корректным, скорее по такой формуле рассчитывают не издержки, а стоимость экономических ресурсов, например, стоимость оборудования, эта стоимость проявляется в виде затрат входящих. К ним относятся текущие затраты в размере суммы амортизации оборудования и капитальные - в размере остаточной стоимости оборудования. А в издержки производства продукции, изготовленной с использованием данного оборудования, включается лишь часть стоимости этого вида основных средств (сумма амортизации), то есть по терминологии бухгалтерского учёта - это только затраты текущие. [8.C.33]
Концепции издержек фирмы противостоит маржиналистская концепция полезности, сторонники которой (О. Вальрас, Г. Госсен) рассматривали основу цены товара с позиций покупателя. Для этого они применяли понятия полезности и ценности единицы товара и набора товаров.
Позднее представитель австрийской экономической школы Ф. Визер заложил основы концепции альтернативных издержек (затрат), в которой были объяснены основы формирования не только цены продавца, но и цены покупателя. Согласно его выводам издержки состоят только из неполученной субъективной полезности. Ф. Визер не рассматривал взаимосвязь издержек с реальными затратами на приобретение экономических ресурсов. Авторы этой теории и их последователи считают, что издержки в экономике связаны с отказом от возможности производства или потребления альтернативных товаров и услуг. Затраты (издержки) - это утрата возможного варианта иного использования ресурсов, обязательно наилучшего. Отсюда цена продавца - это денежная оценка альтернативных затрат (издержек), связанных с производством товаров. Цена покупателя - это денежная оценка альтернативных затрат, связанных с приобретением товара для целей потребления.
Данная концепция предполагает расчёты таких показателей как:
- издержки бухгалтерские, или внешние, явные (англ. - "accounting costs");
- издержки внутренние, или неявные, невидимые (англ. - "implicit costs");
- издержки экономические (англ. - "economic costs");
- прибыль бухгалтерская (англ. - "accounting profit");
- прибыль экономическая (англ. - "economic profit"). Пример такого расчёта приведён в таблице на рис. 1.2.
Показатели |
Издержки фирмы, тыс. руб. / месяц |
I. Экономические ресурсы, использованные на производство продукции, тыс. руб.
|
600 |
150 |
|
300 |
|
100 |
|
200 |
|
Итого: бухгалтерские (явные) издержки на приобретение экономических ресурсов, тыс. руб. |
1350 |
II. Упущенный (неявный) заработок предпринимателя, который он мог бы иметь, являясь наёмным работником, тыс. руб. |
20 |
III. Упущенные (неявные) заработки членов его семьи, являющихся работниками данной семейной фирмы, тыс. руб. |
40 |
IV. Неполученный процент на капитал в сумме 1350 тыс. руб. (при ставке банковского процента 1,5% в месяц) |
20,25 |
Итого: неявные издержки, тыс. руб. |
80,25 |
Всего: экономические издержки (бухгалтерские плюс неявные), тыс. руб. |
1430,25 |
Рис. 1.2. Расчёт бухгалтерских и экономических издержек фирмы
В конечном итоге экономическую прибыль определяют как разность между общей выручкой фирмы и экономическими издержками, расчёт которых показан в таблице на рис. 1.2. Как правило, величина бухгалтерской прибыли больше, чем экономической.
Таким образом, в микроэкономике активно используются те экономические термины, которые появились в основном из англоязычной литературы разных направлений экономической мысли. К ним относятся:
а) затраты, или издержки - англ. - "costs"; б) стоимость, ценность - англ. - "value", причём единицы измерения затрат (издержек) в различных экономических концепциях разные Затраты можно измерять деньгами; количеством товара, от которого отказывается покупатель ради приобретения другого товара; временем (в часах, днях и так далее). В соответствии с теорией альтернативных затрат допустимы и иные единицы измерения издержек (затрат). [9.C.43]
Теоретические цели микроэкономики не требуют введения в терминологию, применяемую этой наукой, ещё и понятия расходов (англ. - "expenses" или иногда по ситуации "charges") и их детализации, как это делается в бухгалтерском и налоговом учёте при составлении отчёта о прибылях и убытках.
Очень редко в экономической теории применяют понятие "себестоимость продукции", но его тоже рассматривают как денежную оценку ресурсов, направляемых на производство продукции за определённый период времени, при этом не акцентируют, как в бухучёте, внимание на том, что себестоимость - это затраты, которые признаются расходами лишь в момент реализации этой продукции. Конечно же, это упрощение рассматриваемой реальной экономической ситуации. Вполне возможно, что продукция не будет реализована из-за отсутствия спроса на неё, и, следовательно, затраты не примут форму расходов. [8.C.112]Это обстоятельство важно для бухучёта. Но такое упрощение не влияет на теоретические выводы микроэкономики. Приведём лишь некоторые из таких выводов. Во-первых, условие максимизации прибыли фирмы состоит в равенстве предельного дохода и предельных издержек фирмы. Во-вторых, условие минимизации издержек состоит в равенстве предельного продукта, полученного от применения экономического ресурса и цены этого ресурса. В- третьих, индекс рыночной власти - это разность между монопольной ценой и предельными издержками, делённая на монопольную цену товара. Можно привести примеры других формулировок в микроэкономике, которые были сделаны, как правило, с применением метода научного абстрагирования. В данном случае имело место абстрагирование от возможных различий понятий издержек, затрат, себестоимости. [9.C.43]
В экономической теории рассматривают укрупнённые статьи затрат, объединённые по известным критериям. Чаще всего применяют группировки:
а) по постоянным затратам (англ. - "fixed costs") и переменным затратам (англ. - "variable costs");
б) по прямым затратам (англ. - "direct costs") и косвенным затратам (англ. - "overheard costs").
В итоге рассчитывают себестоимость продукции (англ. - "cost"), которую в теории микроэкономики отождествляют с издержками или затратами, а в бухгалтерском учёте она проходит как себестоимость продаж (англ. - "cost of sales"). Такой методологический приём позволяет теоретикам обосновать условия и выявить общие закономерности мотивации товаропроизводителей, покупающих экономические ресурсы с целью производства и прибыльной реализации товаров (работ, услуг).
Заметим, что русское слово "издержки" - это перевод с английского "expenditures" в бухучёте или с английского "costs" в микроэкономической теории. Отсюда видим, что одному слову в русском языке соответствуют два английских термина, которые отражают особенности и цели изучения экономических явлений разными науками. В бухгалтерском учёте одной из целевых задач является оценка имущественного состояния организации, а в микроэкономической теории - оценка и оптимизация поведения субъектов рынка, действующих целенаправленно.
Выводы:
Итак, привычка отождествлять понятия: «затраты», «издержки», «расходы» основана на некоторых взглядах авторитетных ученых, благодаря авторитету которых она и распространялась. Различиями в этих понятиях необходимо считаться, в особенности, менеджеру. Ошибочный взгляд на эти понятия может стать одной из причин неправильного принятия решений, настольно значительным, что он может охватить все производство в целом. Итак, затраты выступают более широким понятием, чем расходы и издержки, будь то затраты на производство или услуги. Относительно несовпадения данных понятий потребовалась простая иллюстрация это факта. Когда мы говорим о понятии «расходы», то имеем в виду фактические затраты предприятия на изготовление продукции - на транспортировку, хранение и т.д. Издержки - это затраты, предполагающие упущение выгод при выполнении операций по изготовлению продукции - транспортировке, хранении и т.д., а также бесполезно растраченные на выполнение операций или использование не по назначению. Так, знание влияния теплоты или холода, облегчающих транспортировку, наилучший способ обращения с продукцией для достижения целей - это лишь один из обширного списка подобных примеров, что поможет снижению издержек.
глава 2. практические аспекты учета и Анализа издержек обращения
2.1. Общая характеристика предприятия
Предприятие ООО «ПрофиСервис» является неотъемлемой частью красноярского ресторанного холдинга Bellini group. Данное предприятие занимается производством кондитерских и хлебобулочных изделий и обеспечивает данной продукцией всю сеть холдинга. Точками сбыта являются такие рестораны, как: Перцы, Якитория, Свинья и бисер, Баран и бисер, Хозяин тайги, Крем кофе холл, Home, Mama’s, Papa’s, Benedikt coffe club, Trattoria Formaggi и кондитория РомБаба. Но из всех перечисленных заведений, только РомБаба является структурным подразделением ООО «ПрофиСервис», являясь основным местом снабжения, и занимается исключительно реализацией производимой продукции.
В связи с такими масштабами и многозадачностью, предприятие ведет раздельный учет деятельности цеха и деятельности кондитории.