Файл: Развитие представлений о личности в работах С. Л. Рубинштейна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Открыв направленность личности, С.Л. Рубинштейн еще подчиняет ее характеру и даже растворяет в нем. Характер у него теснейшим образом связан с вопросом о том, что для человека значимо в мире и в чем поэтому для него смысл его жизни и деятельности. А то, что особенно значимо для человека, выступает в качестве мотивов и целей его деятельности и определяет стержень личности. В общем, направленность выполняет две функции: 1) фиксирует и реализует основную жизненную ориентацию человека и 2) выступает в качестве предпосылки характера: "направленность личности, порождая определенные поступки, переходит затем в характер".
У Рубинштейна тема направленности личности отражает активный аспект связи человека с миром. Направленность вырастает из потребностей, над которыми возвышаются интересы и идеалы. Существует определенный механизм функционирования ценностей. Этот механизм включает появление динамических тенденций, которые становятся стремлениями по мере того, как все более отчетливо вырисовывается та точка, на которую направлена та или иная тенденция. "По мере того, как тенденции опредмечиваются, т.е. определяется предмет, на который они направляются, они становятся все более сознательными мотивами деятельности".
Таким образом, направленность - это динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют деятельность. Направленность имеет два измерения: а) предметное, целевое содержание и б) величина напряжения, интенсивность побуждений.
Развивая научные представления о динамических тенденциях, Рубинштейн опирался на соответствующие работы К. Левина, а также 3. Фрейда. К. Левин первым поставил вопрос о динамических тенденциях и порождаемых ими напряжениях. У Фрейда динамические тенденции представлены в виде влечений. Рубинштейн настоятельно подчеркивал предметную характеристику всякой динамической тенденции и направленности в целом, полагая, что таким образом личность получает содержательную характеристику.
Среди тенденций Рубинштейн выделяет установки личности, то есть психические образования, которые несут в себе отношение к объектам внешней среды и избирательную готовность к определенному поведению. Личностные установки сходны с моторными и сенсорными установками, но отличаются от них своей обобщенностью. Они характеризуют состояние не отдельного органа, а личности в целом. Похоже, что трактовка установки Рубинштейном существенно ближе к общепринятому ныне пониманию социальной установки, чем к установке Узнадзе.
Важную задачу теории личности С.Л. Рубинштейн усматривал в объяснении природы мотивов человеческой активности. Он выделял три источника мотивов: потребности, интересы и идеалы человека. Потребности человека являются исходными побуждениями к деятельности, базовым мотивообразующим фактором. Вся история развития личности связана с историей развития потребностей.
Но поскольку человек живет во все расширяющемся контакте с миром, он сталкивается с новыми предметами и сторонами действительности. Когда что-либо новое приобретает некоторую значимость для человека, у него может сформироваться интерес - сосредоточенность познавательных и эмоциональных процессов на определенном предмете, стремление ближе ознакомиться с ним, не упускать его из поля зрения. Интересы как мотивы вызывают деятельность, выходящую за пределы удовлетворения наличных потребностей. Интересы - это и осознание задач, которые ставит перед человеком общественная жизнь, обязанностей, которые она на него налагает. Первой предпосылкой устойчивых интересов является наличие у человека генеральной жизненной линии. Если ее нет, не будет и устойчивых интересов.
Специфичность интереса в том, что он побуждает познавательную деятельность, направляя восприятие, память и мышление на свой объект. Это побуждение имеет эмоциональную природу; оно удовлетворяется благодаря получению новой информации: человек стремится к разгадке, раскрытию тайны, проникновению в неизведанное. Если потребность вызывает желание обладать предметом, то интерес - ознакомиться с ним. Поэтому интересы являются специфическими мотивами культурной и в частности познавательной деятельности человека.
Интересы обычно связываются в динамичные системы, располагаются гнездами и лежат на различной глубине, поскольку среди них имеются основные, более общие и производные, частные. Интересы различаются по содержанию, степени оформленности, силе, устойчивости и широте.
Содержание интереса - это его предметная характеристика. Она же определяет и его ценность: научный интерес отличается от коллекционирования марок.
По степени оформленности интересы разделяются на определившиеся и на находящиеся в аморфном состоянии - "ко всему вообще и ни к чему в частности".
Сила интереса - это его активность, энергичность.
Устойчивость интереса выражается в длительности, в течение которой он сохраняет свою силу: время - это количественная мера устойчивости интереса.
Интересы являются важной предпосылкой обучения. Обучение опирается на интересы детей. Интересы служат средством, которым педагог пользуется, чтобы сделать обучение более эффективным.
Из интересов, формирующихся в подростковом возрасте, очень большое значение имеют профессиональные интересы, играющие существенную роль при выборе профессии и определении всего дальнейшего жизненного пути человека. Тщательная педагогическая работа над формированием интересов, особенно в подростковом и юношеском возрасте, в то время, когда происходит выбор профессии, поступление в специальное высшее учебное заведение, определяющее дальнейший жизненный путь, является исключительно важной и ответственной задачей.
Еще одной мотивообразующей структурой являются идеалы. Они восполняют недостаточность потребностей и интересов в совокупности мотивов человеческого поведения. Идеал - это представление человека о том, каким бы он хотел быть. К идеалам С.Л. Рубинштейн относит также моральные представления о долге и обязанностях, регулирующих поведение. Содержательно идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы стать. Это лучшие тенденции его развития, которые, воплотившись в образе-образце, становятся стимулом и регулятором этого развития.
Идеалы формируются под общественным влиянием. Каждая историческая эпоха имеет свои идеалы - свой идеальный образ человека, в котором время и среда, дух эпохи воплощают наиболее значимые черты. Таков, например, идеал философа Древней Греции, отважного рыцаря и смиренного монаха в феодальную эпоху.
Таким образом, потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации ее активности.
Мотивационная сфера личности у С.Л. Рубинштейна имеет иерархическое строение. Между различными побуждениями, потребностями и интересами человека обычно устанавливается определенная иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и действий. Общий закон такой: пока актуальны первичные, более насущные потребности и интересы, вторичные, менее насущные отступают; по мере того как более первичные теряют в остроте и актуальности, одни за другими выступают последующие. Потребность и интересы различной значимости выступают в сознании в определенной последовательности. Эта последовательность определяется вышеуказанным законом.
Облик личности существенно определяется, во-первых, уровнем, на котором находятся основные потребности, интересы, вообще тенденции личности. Этим прежде всего определяется большая или меньшая значительность личности либо убогость ее внутреннего содержания. У одних людей все сведено к элементарным, примитивным интересам; в жизни других они играют подчиненную роль: над ними целый мир других интересов, связанных с самыми высшими областями человеческой деятельности. Облик человека существенно меняется в зависимости от того, какой удельный вес приобретают эти высшие интересы.
Таким образом, можно сказать, что идея "мотивационной пирамиды", получившая широкую известность после выхода в свет книги А. Маслоу "Мотивация и личность" (1954), достаточно определенно сформулирована С.Л. Рубинштейном в конце 30-х годов XX века.
Представляет определенный методологический интерес отношение С.Л. Рубинштейна к ролевому подходу к проблеме личности. Он считал, что ролевые теории затрагивают важную сторону личности. "Она заключается в том, что личность определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Эти отношения реализуются в деятельности людей, той реальной деятельности, посредством которой люди познают мир - природу и общество и изменяют их. Никак нельзя вовсе обособить личность от роли, которую она играет в жизни. Дистанция, отделяющая историческую личность от рядового человека, определяется не соотношением их природных способностей самих по себе, а значительностью дел, которые в силу не только исходных природных способностей, но и стечения обстоятельств исторического развития и его собственной жизни, человеку, ставшему исторической личностью, удалось свершить».
Таким образом, взгляд С.Л. Рубинштейна на психологию личности является систематизирующим и для своего времени новаторским. Его труды явились хорошей базой для психологического познания личности и для социальной практики.
-
Концепция личности С.Л. Рубинштейна
Первое на что специально обращает внимание С.Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических процессов от личности. По мнению автора, это выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т.е. личностных особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.
Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и приводит к смене чувств, волевой жизни. Как болезнь (ее протекание) оказывает влияние на существенные изменения в личности больного, так и личностные изменения в ходе ее развития приводят к изменениям в психических процессах (познавательных, аффективных, волевых).
В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т.е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Так, восприятие в ходе развития личности превращается в более или менее сознательно регулируемый процесс наблюдения, а непроизвольное запечатление сменяется сознательным запоминанием. Внимание в своей специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление - это совокупность операций, сознательно направляемых человеком на решение задач. Исходя из данного контекста вся психология человека является психологией личности.
Следующее важное для психологической концепции личности положение состоит в том, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий. Раскрывая это положение, С.Л. Рубинштейн отмечает: «чем «выше» мы поднимаемся, - от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, - тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним». Именно это методологическое положение, выведенное С.Л. Рубинштейном, делает понятным хорошо известную формулу: «личностью не рождаются - ею становятся». Действительно, каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в свойства личности. Поэтому психические свойства личности - не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности. Итак, для понимания психологии личности, с точки зрения С.Л. Рубинштейна становятся важными следующие положения: