Файл: Развитие представлений о личности в работах С. Л. Рубинштейна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются;

2. психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;

3. процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:

a. чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;

b. что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности;

c. что личность есть, что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности? Это вопрос о характере.

Выделив эти аспекты психического облика личности, С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены, что в конкретной деятельности они сплетены в единое целое. Направленность личности, ее установки, порождая в однородных ситуациях определенные поступки, переходят затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств. Наличие же интересов к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей, обусловливая успешную работу, стимулирует интерес к ней.

Также тесно связаны между собой способности и характер. Наличие способностей порождает у человека уверенность в себе, твердость и решительность или, напротив, самомнение или беспечность. Равно и свойства характера обусловливают развитие способностей, поскольку способности развиваются посредством их реализации, а это в свою очередь зависит от свойств характера - целеустремленности, настойчивости и т.п. Таким образом, в реальной жизни все стороны, аспекты психического облика личности, переходя друг в друга, образуют неразрывное единство.

Принципы методологических основ психологии С.Л. Рубинштейна очень похожи на идеи К. Маркса. В одной из своих статей о принципе творческой самодеятельности Рубинштейн описывает познание как активную деятельность, а не только созерцание. Придерживаясь этой идеи, он сформулировал принцип единства деятельности и сознания. Это положение было изложено в период 30-40-х годов XX века, когда в психологии самое сильное влияние имели направления бихевиоризма и интроспективной психологии. Принцип единства сознания призывал воспринимать и понимать психические процессы, сознание как деятельность индивида и некий процесс, а не просто как нечто пассивное и рецептивное. Таким образом, деятельность человека должна стать предметом исследования психологии. Но Рубинштейн подмечает, что личность не просто поддается влиянию деятельности, но и сама способна благодаря своему праву выбора быть активной и инициативной. Чтобы в полной мере ответить на вопрос о возникновении и развитии связи между сознанием и деятельностью человека, необходимо сперва узнать, где и как она образуется.


По Рубинштейну, личность и есть источник этой связи. Ответ на данный вопрос не так прост в связи с тем, что не так легко воспринимать сознание от личности и рассматривать их по отдельности. В самом начале становления отечественной психологии при изучении понятия личностного принципа необходимо было преодолеть идеи функционализма, отсоединение деятельности и сознания от личности. Основное внимание уделялось значению деятельности в становлении и развитии личности. Первоначальной задачей было определение структуры личности для перехода к исследованию исключительно личности, а не только личности, как субъекта - представителя отдельных функций.

Согласно представлениям С.Л. Рубинштейна личность как целостная единица раскрывается через триединство:

· установки и потребности (то, чего хочет человек);

· дарования и способности (то, что может человек);

· закрепленные мотивы и потребности характера (то, что есть человек).

Если в 30-40-е годы понятие личности употреблялось для объяснения принципа единства деятельности и сознания, то в 50-х годах оно уже использовалось для раскрытия понятия детерминизма. На основании этого принципа необходимо было раскрыть специфичность психической деятельности, при этом не отрываясь от других явлений реального и материального мира. По Рубинштейну диалектика внешнего и внутреннего мира определялась через суть детерминизма. Личность считалась высшим уровнем организации материи, регулятором сознания относительно деятельности.

Психические свойства личности и сама личность - это одновременно результат и предпосылка деятельности. Важным пунктом в изучении личности является ее включенность в более объемный контекст - в жизнедеятельность наряду с деятельностью. Завершающее выражение сущности личности человека заключается в обладании своей истории. Понятие «субъект жизни» более четко выражает эту особенность. Субъект жизни - это личность, представленная в более высоком смысле. Личность, по словам Рубинштейна, это человек со своей четко выработанной жизненной позицией и мировоззрением, которое сложилось в результате кропотливой работы над собой, с ярко выраженным сознательным отношением ко всему происходящему в жизни.

Если рассматривать личность в качестве субъекта жизни, то она имеет следующие уровни организации:

1. Жизненный склад (мировоззрение, жизненный опыт, ум, нравственность);

2. Личностный склад (особенности характера и особенности);

3. Психический склад (специфичность психических процессов индивида).



Не последнее место в концепции Рубинштейна занимает вопрос самосознания и сознания. Его понимание самосознания является оппозиционным по отношению к пониманию идеалистическому, которое является замкнутым на себе. Понимание Рубинштейна содержит опосредованное жизненными явлениями отношение к миру, к себе. Самосознание вырастает из сознания, а не наоборот. Последняя работа С.Л. Рубинштейна была опубликована спустя сорок лет после его ухода из жизни, благодаря ряду авторов, продолжающих дело этого выдающегося человека.

Заключение
В заключении можно сделать вывод, что формирование личности - это очень сложный процесс, длящийся всю нашу жизнь. С.Л. Рубинштейн разделил особенности личности, заложенные в нас при рождении, то есть которые обусловлены биологическим фактором развития личности, другие, вырабатываемые в процессе нашей жизни.

Можно сказать, что стать личностью - это значит, во-первых, занять определенную жизненную, нравственную позицию; во-вторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность; в-третьих, утверждать ее своими поступками, делами, всей своей жизнью. Ведь истоки личности, ее ценность, наконец, добрая или дурная о ней слава в конечном итоге определяются тем общественным, нравственным значением, которое она действительно являет своей жизнью.

С.Л. Рубинштейн тмечает зависимость личности и ее деятельности от общественных отношений и конкретных условий ее общественного бытия, зависимость ее сознания от деятельности. Согласно С.Л. Рубинштейну, человек как личность формируется, вступая во взаимодействие с миром (и другими людьми). В концепции автора личность - это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.

Ядро личности составляют мотивы сознательных действий, однако, личность характеризуют также и неосознаваемые тенденции, или побуждения.

С.Л. Рубинштейн, вопреки распространенным в отечественной психологии тенденциям к нивелировке индивидных свойств с избыточным акцентом внимания на модели социально желательной личности, не сбрасывал со счетов значимость врожденных, переданных по наследству от родителей и прародителей особенностей человека в формировании личности. Воздействие средовых явлений на психику человека рассматривалось им не как пассивный процесс, а как субъективно-предпочтительный, избирательный, во многом неосознаваемый выбор. С.Л. Рубинштейн считал, что индивидуально очерченные свойства опосредованно преломляют (у каждого человека по-своему) информацию об окружающей среде


Литература
1.Аверин В.А. Психологическая структура личности // Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 89 с.

2. Агафонов А.В., Психология и педагогика: Часть I. Психология. Тексты лекций. - М.:МГТУ ГА, 2004 г.

3. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.

4. Тихонов А.П., Опубликовано: Соционика, ментология и психология личности, 2000, №6.

5. Психология человека в современном мире. Том 2. Проблема сознания в трудах С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготского. Проблема деятельности в отечественной психологии. Исследование мышления и познавательных процессов. Творчество, способности, одаренность. / Ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, И.А. Джидарьян, В.А. Барабанщиков, В.В. Селиванов, Д.В. Ушаков - М.: «Институт психологии РАН», 2009. - 404 с.

6. Основы общей психологии -, Рубинштейн С. Л., СПб: Издательство ʼʼПитерʼʼ, 2000 - 712 с.