Файл: Контрольная работа по дисциплине Прокурорский надзор.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Уральский государственный экономический университет»

(УрГЭУ)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Прокурорский надзор»

Вариант № 6



Институт непрерывного и дистанционного образования

Направление подготовки

40.03.01. Юриспруденция

Направленность (профиль)

Правовое обеспечение деятельности государственных и муниципальных органов

Кафедра

Публичного права





Студент

Семенко Дмитрий Сергеевич

Группа

ИНО ОЗБ ЮГМ-21ПР Руководитель

Бахтеева Елена Ивановна










Екатеринбург

2023 г.

Содержание


«Уральский государственный экономический университет» 1

Екатеринбург 1

Задание 1. Организация работы по заявлениям и жалобам в органах прокуратуры. Прием граждан. 3

Практическое задание 8

Список использованных источников 9

Задание 1. Организация работы по заявлениям и жалобам в органах прокуратуры. Прием граждан.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее – Закон о прокуратуре) к числу важнейших задач отечественной прокуратуры отнесен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Данный нормативный акт в ст. 10 говорит о том, что надзорный орган в соответствие с возложенными не него полномочиями разрешает заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Таким образом, прокуратура наделена самостоятельной функцией по рассмотрению обращений граждан и организаций. Отметим, что в приведенной формулировке ст. 10 Закона о прокуратуре кроются изначальные проблемы рассмотрения обращений. Во-первых, если строго следовать представленной законодателем редакции отмеченной статьи, то в обращении должны быть обязательно отражены сведения о подтвержденных нарушениях законов, которые заявитель просит устранить. Однако, ни в последующих нормах этого Закона, ни в иных нормативных актах не разъяснено, каким путем должны быть официально подтверждены сведения об этих нарушениях. Иными словами, мы говорим о том, что обращающийся в прокуратуру гражданин не является юристом и в своем
заявлении лишь указывает на те факты, которые, по его мнению, являются нарушениями законом.

Таким образом, гражданин обозначает неподтвержденные в официальном порядке обстоятельства, которые, как ему представляется, являются нарушением законов. Однако, из представленной редакции анализируемой статьи может быть сделан неверный вывод о том, что в случае, если в направляемом в прокуратуру обращении содержаться не подтвержденные в установленном порядке сведения, то данное обращение может быть не рассмотрено. Задача прокуратуры в данном случае состоит в том, чтобы проверить изложенные обстоятельства, дать им правовую оценку и определить, являются ли они нарушениями или нет. При таком подходе не лишенным актуальности является вопрос относительно того, должен ли заявитель каким-либо образом доказывать те факты, которые, по его мнению, являются нарушением закона, или же обязанность доказывания и обоснования будет являться исключительной прерогативой прокуратуры?

Исчерпывающего ответа на него не имеется. Законодательство не обязывает гражданина доказывать все то, что он изложил в жалобе, однако, по общему правило если он заинтересован в положительном решении по своему заявлению, он должен приложить все имеющиеся у него доказательства своей правоты. В случае, если нарушения законности действительно имеют место, то прокуратура на основе собранных в подтверждение нарушений доказательств принимает меры прокурорского реагирования.

Во-вторых, если буквально следовать тексту ст. 10, то получается, что прокуратура имеет право рассматривать только обращения, содержащие исключительно сведения о нарушении законов. Нарушения иных нормативных актов, к примеру, Указов Президента РФ или Постановлений Правительства РФ, содержащиеся в обращении, не должны в данном случае интересовать надзорное ведомство. Важной правовой нормой является ч. 2 ст. 10 Закона о прокуратуре в соответствие с которой поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Из этого следует однозначный вывод – только федеральным законом могут быть установлены порядок и сроки рассмотрения обращений в прокуратуре.



Порядок приема и рассмотрения обращений в органах прокуратуры регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 56-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также инструкцией по делопроизводству в органах и учреждения прокуратуры Российской Федерации, введенной в действие приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 № 450 и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, введенной в действие приказом генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Обращения могут быть индивидуальными, то есть поданными самим гражданином, объединением граждан или юридическим лицом, которые считают свои права либо права других лиц нарушенными, и коллективными.

Обратиться в прокуратуру можно в письменной форме, устной форме на личном приеме, а также в форме электронного документа.

В последних двух формах различают такие виды обращений, как предложение (рекомендация заявителя по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению деятельности государства и общества в социально-экономической и иных сферах), заявление (просьба гражданина или иного лица о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц) и жалоба (просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц).

В письменном обращении или обращении в форме электронного документа необходимо указать следующее:

1) наименование органа, в который направляется обращение, либо ФИО или должность лица, к которому адресовано обращение;


2) свои фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии);

3) почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения (в обращении в форме электронного документа указывается адрес электронной почты);

4) суть предложения, заявления или жалобы.

Поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3-х дней с момента поступления в органы прокуратуры и разрешаются, как правило, в течение 30 дней со дня их регистрации, а не требующие дополнительного изучения и проверки – в течение 15 дней.

Ответ по существу обращения не дается, если в нем отсутствуют достаточные для разрешения вопроса сведения, а также если текст обращения не позволяет определить суть содержащегося в нем предложения, заявления или жалобы. Гражданин, направивший обращение, информируется об этом в течение 7 дней со дня регистрации обращения.

Кроме того, в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ (анонимное обращение), ответ на обращение не дается. Однако если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в соответствующий государственный орган (ч. 1 ст. 11 Закона № 59-ФЗ; п. 46 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 29.08.2014 № 736; п. 5.4 Инструкции, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 № 161).

Как представляется, организационно-правовой механизм рассмотрения обращений в прокуратуре нуждается в реформировании. Отмеченная нами выше и закрепленная в Инструкции возможность перенаправления обращений граждан в другие органы, по сути, сводит на нет эффективность деятельности прокуроров в сфере обеспечения законности. Необходимо помнить, что в подавляющем большинстве случаев люди обращаются в прокуратуру с жалобами и заявлениями только после того, как они уже получили отрицательные ответы из профильных органов.

Таким образом получается замкнутый круг, по которому вынуждены идти граждане в поисках решения своих неотложных проблем. По своей правовой природе прокуратура является органом универсального надзора, которая согласно закону, не призвана предоставлять какие-либо льготы, жилые помещения, увеличивать пенсии, заниматься благоустройством территории, выделять земельные участки, решать иные социально значимые вопросы. Однако именно надзорные полномочия являются эффективным рычагом
воздействия на государственные органы и чиновников, которые незаконно бездействуют при необходимости решения социальных проблем граждан. В этом аспекте представляется важным исключить из Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 г. № 45, возможность перенаправления обращений в иные органы. Подобный шаг, во-первых, позволит сконцентрировать усилия прокуратуры на защите прав и свобод человека и гражданина, а во-вторых – устранит волокиту и бюрократию, позволит оперативно удовлетворять законные требования граждан и в случае нарушения законности привлекать виновных лиц к установленной законом ответственности.

Практическое задание
Недавно назначенный на должность помощник прокурора города, не располагая сведениями о нарушении законов, прибыл в АО «Строитель» (кирпичный завод) для проведения проверки исполнения трудового законодательства. Он доложил руководителю АО о целях своего прибытия на предприятие и потребовал предоставить ему соответствующие документы. Руководитель АО отказался предоставить документы помощнику прокурора и заявил, что оснований для проведения прокурорской проверки он не видит, поскольку на предприятии не допускалось нарушений трудового законодательства. Помощник прокурора возвратился в прокуратуру и о случившемся проинформировал прокурора. В роли прокурора города оцените ситуацию.

Решение:

Прокурор города должен сделать устное замечание помощнику прокурора и указать на ст.22 Закона «О прокуратуре РФ», где определены полномочия прокурора, в составе которых есть право требовать любые документы при наличии информации о нарушении законодательства. Однако информации о нарушении налогового законодательства помощник прокурора не имел, а значит проводить проверку исполнения законодательства на АООТ «Строитель» не мог.

Также помощнику прокурора следовало предупредить руководителя АООТ «Строитель», что в соответствии с ст. 19.7 КоАП РФ непредставление сведений должностному лицу необходимых, для осуществления этим должностным лицом его законной деятельности влечет наложение административной ответственности от 3 до 5 МРОТ.

Список использованных источников


  1. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8, ст. 366.

  2. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 19, ст. 2060.

  3. Винокуров А. Ю., Винокуров Ю. Е. Прокурорский надзор. Учебник. — М.: Юрайт, 2020. – 258с.

  4. Савельева А. В., Коваль Н. В., Карпов Н. Н. Прокурорский надзор за исполнением законов. Участие прокурора в гражданском и арбитражном процессе. Курс лекций. Часть 1. — М.: Проспект, 2019. – 258с.

  5. Скобликов П.А. Коррупционные и иные нарушения при рассмотрении обращений граждан. Возможные меры предупреждения// Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2019. №1. С. 61-66.