Файл: Характеристика понятий Познакомьтесь с содержанием статьи В. К. Бахир Причины недисциплинированного поведения младших школьников (приложение 9). Постройте таблицу, включающую сравнительный анализ понятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 5. Сравнительная характеристика понятий

Познакомьтесь с содержанием статьи В.К. Бахир «Причины недисциплинированного поведения младших школьников» (ПРИЛОЖЕНИЕ 9). Постройте таблицу, включающую сравнительный анализ понятия «учебная дисциплина». Выделите критерии для сравнения подходов различных авторов.

Таблица

Сравнительная характеристика подходов к определению учебной дисциплины

Автор

Родовое отношение понятия

Существенные признаки

Достоинства подхода

Недостатки подхода































ПРИЛОЖЕНИЕ 9

В.К. БАХИР. ПРИЧИНЫ НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ1

Работа по выявлению причин недисциплинированного поведения младших школьников потребовала некоторого уточнения сущности этого понятия в учебном процессе. Анализ работ по проблемам дисциплины позволяет в определении учебной дисциплины исходить из понятия «трудовая дисциплина», которая рассматривается как строгое выполнение норм, требований, правил данного трудового процесса, вида деятельности. Трудовая дисциплина – это не только соблюдение определённых отношений, этических норм и правил поведения при совместной деятельности, но и, в большей степени, соблюдение требований, правил, вытекающих из спецификации того или иного вида труда, т.е. здесь дисциплина выступает как условие успешного выполнения деятельности. Исходя из такого понимания трудовой дисциплины, мы рассматриваем её прежде всего, как условие успешного выполнения учебной деятельности. Требования к поведению учащихся в учебном процессе определяются самой учебной деятельностью. В современной педагогической литературе встречается именно такой подход к рассмотрению учебной дисциплины. Так Л.А. Немировская в своём исследовании выделяет требования к дисциплинированному поведению, вытекающие из особенностей учебной деятельности: не опаздывать на урок, иметь все необходимые учебные принадлежности, быть внимательным и организованным на протяжении всего урока, не отвлекаться на посторонние дела, в конце урока записывать задание в дневник, под руководством учителя организованно заканчивать урок и т.д. Но выделенные автором требования, на наш взгляд, являются внешними, не затрагивающими суть учебной деятельности. Для того, чтобы успешно учиться, нужно владеть более широким кругом учебных умений, на что указывают многие авторы (Васильева З.И., Вернер Р., Шамова Т.И., Нефёдова К.А. и др.).


Итак, учебную дисциплину мы рассматриваем как обязательное выполнение норм и правил учебной деятельности её участниками. Участниками же учебной деятельности являются ученики и учителя, следовательно, требования в равной степени предъявляются к тем и другим. Позиция учителя и учащихся в соблюдении дисциплинированного поведения также исследовалась в педагогической литературе. Точка зрения В.Ф. Гмурмана выражена в следующем «её (дисциплину) устанавливают взрослые, которые имеют естественное право старших требовать подчинения». Развивает эту мысль Ф.Т. Бондарь, который рассматривает дисциплину как взаимосвязь двух сторон: требования со стороны старших и подчинения со стороны младших, т.е. отношения руководства и подчинения. Школьная дисциплина, по мнению автора, включает четыре компонента: послушание, исполнительность в сочетании с прилежанием и добросовестностью, умение исполнить свой долг (ответственность) и умение воздержаться от недостойного поведения. Э.И. Моносзон отмечал, что требования к воспитанию дисциплины связаны также с обеспечением авторитета и ведущей роли учителя. По существу, все эти рассуждения сводятся к простом признанию авторитета учителя как старшего и в силу этого имеющего право требовать от учеников соблюдения тех или иных им же установленных правил. Но практика сегодняшних дней свидетельствует о том, что дети не будут слушаться учителя лишь только потому, что он учитель. Его требования должны обосновываться объективной реальностью и необходимостью, вытекающей из специфики учебного процесса. Поэтому такой подход к позиции воспитателей в учебном процессе несколько упрощён, утверждает авторитарный стиль отношений и не исключает субъективизма в требованиях взрослого. Требование дисциплинированного поведения связано не с обеспечением полноценного общения участников деятельности. Учитель сам подчиняется определённым требованиям, которые к нему предъявляет процесс обучения. В то же время он организует учебную деятельность школьников в соответствии с этими требованиями и доводит до понимания учащихся их необходимость.

Подход к анализу учебной дисциплины с позиции деятельности мы встречам в работе З. И. Васильевой, В. Б. Ежеленко и др., которые рассматривают учебную дисциплину как феномен, имеющий двусторонний характер, как способ и как опыт взаимодействия участников деятельности. Дисциплина в учебной деятельности, с одной стороны, предполагает способ и опыт управления поведением в деятельности, с другой – способ и опыт выполнения функций деятельности. Дисциплина в учебной деятельности, по мнению авторов, предполагает выделение трёх аспектов отношений: отношение к учебной деятельности (степень овладения ею); отношение к сверстникам; отношения с учителем.



Учебная деятельность школьников имеет чётко выраженную структуру, в её состав входят целевой, мотивационный, операционный, контрольный, оценочный компоненты. И для того, чтобы учение было успешно, необходимо, чтобы каждый ученик владел деятельностью, каждым её компонентом, соблюдая при этом определённые правила и требования. Правила и требования, необходимые для осуществления учебной деятельности, и будут нормами и правилами учебной дисциплины. Сложность анализа учебной дисциплины школьников заключается в особой специфичности учебной деятельности, она не может осуществляться без деятельности учителя; её содержание, способы, время и формы определяются взрослыми, успешность протекания одной невозможна без другой. Каждое правило, требование к учебной деятельности школьников должно находить своё адекватное выражение в деятельности учителя.

Данный анализ позволяет увидеть, что учебная дисциплина – сложное понятие, включающее в себя 4 группы правил, требований, определяющихся особенностями организации учебной деятельности.

Первая группа включает правила, позволяющие школьникам успешно овладевать учебной деятельностью. Эти правила вытекают из особенностей учебной деятельности, из специфики овладения ею, поэтому их можно назвать учебно-организационными (З.И. Васильева и др.). Овладение этими правилами требует определённой работы учителя, на наш взгляд, они заключаются в следующем:

В деятельности учителя

В деятельности учащихся

чётко, ясно, доступно формулировать задачи предстоящей работы;

аргументированно раскрывать значимость работы;

использовать разнообразные приёмы постановки задач урока, активного включения детей в работу, стимулирование их деятельности;

наличие чётких инструкций по выполнению предстоящей работы;

понимать и принимать поставленные задачи;

сосредотачиваться на выдвинутой задаче;

быстро включаться в работу;

рационально планировать работу;

выбирать необходимые приёмы выполнения работы;

устанавливать последовательность их выполнения;

обучать планированию;

предусматривать действия планирования на уроках;

инструктировать по аккуратному выполнению заданий, содержанию учебных принадлежностей;

наличие специальных задач на воспитание точности и аккуратности;

организовать своё рабочее место, отбирать необходимые учебные принадлежности в зависимости от цели работы;

уметь ориентироваться во времени и беречь его, работать в определённом темпе;

преодолевать возникающие трудности и доводить начатое дело до конца;

соблюдать требования к оформлению всех видов работы;

вооружать умениями работать с учебниками и другими источниками знаний;

формировать специальные и интеллектуальные умения;

использовать разнообразные приёмы организации учебной деятельности;

широко разнообразить характер познавательной деятельности (репродуктивный, поисковый, творческий);

работать с учебниками и другими источниками знаний;

владеть специальными и интеллектуальными умениями;

вооружать учащихся способами проверки, корректировки своей деятельности;

владеть приёмами проверки правильности выполненной работы

формировать умение оценивать свою работу и работу товарищей;

соблюдать объективность, справедливость в оценке знаний и поведения учащихся;

проявлять обязательность, ответственность и дисциплинированность.

уметь оценивать выполненную работу, сравнивая с образцом, применяя правило;


Этические нормы и правила для участников и организаторов учебной деятельности заключаются в следующем:

В деятельности учителя

В деятельности учащихся

обучать умению работать самостоятельно, коллективно;

создавать дружелюбную атмосферу;

проявлять доброжелательную требовательность;

создавать ситуации успеха каждому ученику;

оказывать своевременную дифференцированную помощь;

проявлять интерес к жизни, личности каждого ученика;

использовать разнообразные поощрения деятельности учащихся;

уметь работать самостоятельно, коллективно;

уметь оказывать помощь товарищу, соблюдать правила вежливого обращения;

уметь тормозить непроизвольные реакции, управлять своим поведением;

уметь не «выпячивать» своих достоинств;

уметь радоваться успехам товарищей;

учить устанавливать деловые, доброжелательные отношения на уроке;

проявлять внимание, уважение, сдержанность, педагогический такт в отношениях с учащимися.

уметь вступать в деловое общение;

проявлять уважение к учителю, доброжелательность;

адекватно реагировать на замечания учителя.

Для того, чтобы вышеназванные требования учебной деятельности были приняты учащимися, стали внутренними требованиями личности к себе и понимались учениками как условие успешной работы, как необходимейшее условие совместной коллективной работы, необходимо предусмотреть следующее:

В деятельности учителя

В деятельности учащихся

раскрывать все дисциплинарные требования, как условие успешного осуществления совместной учебной деятельности, всех и каждого.

знать требования, правила, необходимые для успешного осуществления совместной работы;




понимание необходимости соблюдать дисциплину на уроке.

Такова теоретическая основа выявления причин недисциплинированного поведения младших школьников в учебном процессе. Основываясь на вышесказанном
, нарушением дисциплины на уроке считалось любое несоблюдение требований учебной деятельности, занятие всем тем, что не имеет прямого отношения к учебной работе на данном уроке, по данному учебному предмету.

Основным методом исследования явилось наблюдение за деятельностью учителя и учащихся на уроках, фиксация всех нарушений детей. Наблюдение проводилось в 1-3 классах школ Иркутской области как автором, так и студентами дневного и заочного отделений факультета педагогики и методики начального обучения. Анализ полученных данных вёлся в нескольких направлениях: выявилось общее количество нарушений поведения на уроках, наиболее распространённые формы этих нарушений, устанавливались различные зависимости нарушения поведения: от характера и вида деятельности на уроках, от содержания учебного материала, от степени владения учебно-организационными умениями и на этой основе делались попытки выделить причины недисциплинированного поведения младших школьников на уроках. Получены только первые данные, которые ни в коей мере не определяют окончательность выводов, но позволяют судить о направлениях исследования и установить некоторые причины нарушения поведения детей на уроках.

Прежде всего, было выявлено общее количество нарушений поведения на уроках, результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Количество нарушений поведения младшими школьниками на уроках

Классы

Кол-во просмотренных уроков

Кол-во наблюдаемых учащихся

Общее кол-во нарушений

Учебные предметы

Русский язык

Математика

Чтение

Природоведение

Кол-во уроков


Кол-во нарушений

Кол-во уроков

Кол-во нарушений

Кол-во уроков

Кол-во нарушений


Кол-во уроков

Кол-во нарушений


1

55

18

148

8

6

23

4

24

88

0

0

2

176

108

1017

45

366

58

89

41

365

2

72

3

126

60

877

37

256

43

25

32

218

4

68