Файл: Характеристика понятий Познакомьтесь с содержанием статьи В. К. Бахир Причины недисциплинированного поведения младших школьников (приложение 9). Постройте таблицу, включающую сравнительный анализ понятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Несмотря на достаточно большой разброс в количестве наблюдаемых уроков и учащихся по классам, средние показатели свидетельствуют об увеличении количества нарушений поведения на уроках от класса к классу: 1 класс – 8 нарушений на одного ученика, 2 класс – 9 нарушений, 3 класс – 14 нарушений.
Установить зависимость нарушений от учебного предмета не удалось, вероятно в силу несовершенства методики изучения, а возможно это обстоятельство объясняется тем, что у младших школьников нет ещё чётко выраженной направленности на тот или иной учебный предмет. Данные таблицы правомерно ставят вопросы: почему растёт количество нарушений от класса к классу и чем же занимаются ученики на уроках? Для ответа на второй вопрос мы попытались выявить наиболее распространённые формы нарушения поведения младших школьников на уроках. Данные представлены в таблице 2.
Наиболее распространённой формой нарушения поведения у младших школьников является занятие на уроках посторонними делами, не связанными с учебной деятельностью. Наблюдается значительное увеличение отвлечений от учебной работы на уроках от класса к классу. Значит, чем старше становятся наши дети, тем сильнее возрастает их неучастие в учебном процессе. Нетрудно предположить, насколько фантастичной может стать эта цифра в подростковых классах. Установить динамику в возникновении и увеличении тех или иных форм нарушения поведения у младших школьников от класса к классу не представляется пока возможным по вышеназванным причинам. Но отсутствие в первых классах, возникновение во-вторых, и заметное увеличение в третьих классах таких форм нарушения поведения на уроках, как грубость по отношению к товарищам, отказ выполнить требование учителя, положительные реакции на недисциплинированное поведение других детей даёт возможность предположить возрастание осознанности в нарушении поведения детей.
Таблица 2
Наиболее распространённые формы нарушений поведения
на уроках младшими школьниками
№ | Формы нарушения поведения на уроках | Общее кол-во | 1 кл. | 2 кл. | 3 кл. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Занятия посторонними делами | 1206 | 87 | 654 | 465 |
2 | Несвоевременное включение в учебную работу | 338 | 41 | 149 | 148 |
3 | Несвоевременное выполнение учебного задания | 161 | 10 | 71 | 80 |
4 | Выкрики на уроках, выскакивание с ответами, замечаниями | 156 | 10 | 86 | 54 |
5 | Небрежное отношение к работе, к школьным принадлежностям | 74 | -- | 29 | 45 |
6 | Грубость по отношению к товарищам | 40 | -- | 9 | 21 |
7 | Отказ выполнять требование учителя | 45 | -- | 14 | 31 |
8 | Выполнение других видов работы | 21 | -- | 5 | 19 |
9 | Положительные реакции на недисциплинированное поведение других детей | 17 | -- | -- | 17 |
В целом, исходя из намеченного подхода к изучению проблемы, данная таблица свидетельствует о следующем. Из форм нарушений поведения на уроке, не связанных с осуществлением учебной деятельности, у младших школьников зафиксирована одна: занятие посторонними делами (смотрит в окно, играет с различными предметами, разговаривает с товарищами и т.д.). Количество таких нарушений велико (1206). Нарушения поведения, связанные с выполнением учебной деятельности, проявилось в следующих формах: несвоевременное включение в учебную работу, небрежное отношение к работе, к школьным принадлежностям, выскакивание с ответами и замечаниями, выполнение других видов работы, несвоевременное выполнение учебного задания. Наблюдается тенденция к увеличению этих форм нарушения поведения от класса к классу: 1 класс – 61 нарушение (18 уч-ся); 2 класс – 340 нарушений (103 уч-ся); 3 класс – 343 (60 уч-ся). Нарушения поведения, связанные с несоблюдением этических норм и правил поведения, проявились у младших школьников в следующих формах: отказ выполнить требование взрослых, грубость по отношению к товарищам, положительные реакции на недисциплинированное поведение других детей.
Динамика этих нарушений очевидна: 1 класс – 0; 2 класс – 23; 3 класс – 69; хотя общее количество этих нарушений невелико, но их появление и тенденция роста свидетельствуют, как уже отмечалось выше, о сознательном проявлении этих нарушений.
Наряду с установлением количества и разнообразия форм нарушения поведения у младших школьников велась работа по выявлению причин этих нарушений. В основу этой работы положены выделенные выше требования к организации деятельности на уроке. Причины выявлялись через наблюдение, анализ деятельности учителя и учащихся, а также индивидуальные беседы с детьми. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Причины недисциплинированного поведения учащихся на уроках
Причины | Первый класс | Второй класс | Третий класс | ||||||
Кол-во уроков | Кол-во уч-ся | Кол-во причин | Кол-во уроков | Кол-во уч-ся | Кол-во причин | Кол-во уроков | Кол-во уч-ся | Кол-во причин | |
Невладение учебно-организационными умениями | 55 | 18 | 71 | 176 | 103 | 562 | 126 | 60 | 561 |
Содержание учебного материала, характер учебной деятельности | 55 | 18 | 18 | 176 | 103 | 258 | 126 | 60 | 134 |
Психофизиологические особенности учащихся | 55 | 18 | 59 | 176 | 103 | 161 | 126 | 60 | 182 |
Первая группа причин (невладение учебно-организационными умениями) объединила нарушения первых трёх групп правил организации учебной деятельности: правила овладения собственно учебными умениями, правила взаимоотношений между участниками учебного процесса. Полученные данные свидетельствуют о том, что невладение учебно-организационными умениями является самой распространённой причиной, приводящей к нарушениям поведения на уроках в начальных классах. Причём количество этих причин растёт от класса к классу. (В среднем: 1 кл. – 3, 2 кл. – 5; 3 кл. – 8), хотя по мере овладения учащимися умениями учебного труда, количество этих причин должно сокращаться. Первые полученные данные позволяют предположить следующее: целенаправленного формирования общеучебных умений, умений устанавливать правильные взаимоотношения в начальных классах не происходит.
Деятельность детей жестко регламентируется, в основном, всё выполняется под руководством учителя, по его распоряжению, достаточно редко ребёнок организует свой учебный труд сам.
В целом полученные результаты свидетельствуют о том, что отсутствие целенаправленной работы по формированию учебно-организационных умений у школьников приводит к увеличению отвлечений от учебной деятельности, возрастает сознательность этих нарушений. В силу этого школьники не могут полноценно усвоить учебный материал, и учение, познание для них не является одной из ведущих потребностей личности, не становится смыслом жизни.
Нельзя сказать, что виновен в этом только учитель. На сегодняшний день учитель не вооружён методикой формирования учебно-организационных умений у школьников, что значительно осложняет решение этой проблемы.
Во вторую группу мы объединили причины, которые вытекают из непродуманного отбора учебного материала и характера познавательной деятельности учащихся, направленной на овладение предложенным содержанием. К ним относятся: повышенная или пониженная трудность учебного материала, однотипность заданий, однообразие характера познавательной деятельности школьников, а именно, преобладание познавательной деятельности репродуктивного характера на уроках, что приводит к быстрому утомлению учащихся на уроке, снижает интерес к учебным занятиям, притупляет познавательную активность и естественную детскую любознательность. Данная группа причин также требует самого тщательного изучения.
Третью группу причин, которые лежат в основе нарушений поведения на уроках, составили психофизиологические особенности младших школьников. К ним отнесены: слабость тормозных процессов, а отсюда слабая управляемость своим поведением, слабая переключаемость с одного вида деятельности на другой, повышенная возбудимость и др. Количество причин этой группы, как казалось, должно уменьшаться от класса к классу. Первые данные такой закономерности не обнаружили. Здесь также возможны два объяснения: первое – неточность методики изучения, второе – те нарушения дисциплины в 1-м классе, что были следствием психофизиологических особенностей младших школьников, в 3-м стали следствием закреплённых неправильных форм поведения. Дальнейшее изучение проблемы позволит прояснить указанные выше вопросы.
Литература
Бондарь Ф.Т. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения у младших школьников. – Вологда, 1984.
Васильева З.И., Ележко В.Б., Седова Н.В. Воспитание дисциплинированности и ответственности у школьников в учебном процессе. – Л., 1983.
Гмурман В.Е. Дисциплина в школе. – М., 1958.
Критерии и методика выявления уровня воспитанности сознательной дисциплины школьников. – Иркутск. 1986.
Моносзон Э.И. Воспитание дисциплины. – М., 1947.
Немировская Л.А. Воспитание дисциплинированности в учебной деятельности: Автореферат диссертации канд. пед. наук. – Л., 1978.
Радина К.Д. Анализ мотивов нарушения дисциплины на уроках //Советская педагогика. – 1950. - № 1.
Шамова Т.И., Нефедова К.А. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. – М.: Педагогика, 1985.
1 В.К. Бахир. Причины недисциплинированного поведения младших школьников // Нравственное воспитание младших школьников. Иркутск: ИГПИ, 1989. С.31-44