Файл: Характеристика понятий Познакомьтесь с содержанием статьи В. К. Бахир Причины недисциплинированного поведения младших школьников (приложение 9). Постройте таблицу, включающую сравнительный анализ понятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несмотря на достаточно большой разброс в количестве наблюдаемых уроков и учащихся по классам, средние показатели свидетельствуют об увеличении количества нарушений поведения на уроках от класса к классу: 1 класс – 8 нарушений на одного ученика, 2 класс – 9 нарушений, 3 класс – 14 нарушений.

Установить зависимость нарушений от учебного предмета не удалось, вероятно в силу несовершенства методики изучения, а возможно это обстоятельство объясняется тем, что у младших школьников нет ещё чётко выраженной направленности на тот или иной учебный предмет. Данные таблицы правомерно ставят вопросы: почему растёт количество нарушений от класса к классу и чем же занимаются ученики на уроках? Для ответа на второй вопрос мы попытались выявить наиболее распространённые формы нарушения поведения младших школьников на уроках. Данные представлены в таблице 2.

Наиболее распространённой формой нарушения поведения у младших школьников является занятие на уроках посторонними делами, не связанными с учебной деятельностью. Наблюдается значительное увеличение отвлечений от учебной работы на уроках от класса к классу. Значит, чем старше становятся наши дети, тем сильнее возрастает их неучастие в учебном процессе. Нетрудно предположить, насколько фантастичной может стать эта цифра в подростковых классах. Установить динамику в возникновении и увеличении тех или иных форм нарушения поведения у младших школьников от класса к классу не представляется пока возможным по вышеназванным причинам. Но отсутствие в первых классах, возникновение во-вторых, и заметное увеличение в третьих классах таких форм нарушения поведения на уроках, как грубость по отношению к товарищам, отказ выполнить требование учителя, положительные реакции на недисциплинированное поведение других детей даёт возможность предположить возрастание осознанности в нарушении поведения детей.

Таблица 2

Наиболее распространённые формы нарушений поведения

на уроках младшими школьниками



Формы нарушения поведения на уроках

Общее кол-во

1 кл.

2 кл.

3 кл.

1

2

3

4

5

6

1

Занятия посторонними делами

1206

87

654

465

2

Несвоевременное включение в учебную работу

338

41

149

148

3

Несвоевременное выполнение учебного задания

161

10

71

80

4

Выкрики на уроках, выскакивание с ответами, замечаниями

156

10

86

54

5

Небрежное отношение к работе, к школьным принадлежностям

74

--

29

45

6

Грубость по отношению к товарищам

40

--

9

21

7

Отказ выполнять требование учителя

45

--

14

31

8

Выполнение других видов работы

21

--

5

19

9

Положительные реакции на недисциплинированное поведение других детей

17

--

--

17


В целом, исходя из намеченного подхода к изучению проблемы, данная таблица свидетельствует о следующем. Из форм нарушений поведения на уроке, не связанных с осуществлением учебной деятельности, у младших школьников зафиксирована одна: занятие посторонними делами (смотрит в окно, играет с различными предметами, разговаривает с товарищами и т.д.). Количество таких нарушений велико (1206). Нарушения поведения, связанные с выполнением учебной деятельности, проявилось в следующих формах: несвоевременное включение в учебную работу, небрежное отношение к работе, к школьным принадлежностям, выскакивание с ответами и замечаниями, выполнение других видов работы, несвоевременное выполнение учебного задания. Наблюдается тенденция к увеличению этих форм нарушения поведения от класса к классу: 1 класс – 61 нарушение (18 уч-ся); 2 класс – 340 нарушений (103 уч-ся); 3 класс – 343 (60 уч-ся). Нарушения поведения, связанные с несоблюдением этических норм и правил поведения, проявились у младших школьников в следующих формах: отказ выполнить требование взрослых, грубость по отношению к товарищам, положительные реакции на недисциплинированное поведение других детей.

Динамика этих нарушений очевидна: 1 класс – 0; 2 класс – 23; 3 класс – 69; хотя общее количество этих нарушений невелико, но их появление и тенденция роста свидетельствуют, как уже отмечалось выше, о сознательном проявлении этих нарушений.

Наряду с установлением количества и разнообразия форм нарушения поведения у младших школьников велась работа по выявлению причин этих нарушений. В основу этой работы положены выделенные выше требования к организации деятельности на уроке. Причины выявлялись через наблюдение, анализ деятельности учителя и учащихся, а также индивидуальные беседы с детьми. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Причины недисциплинированного поведения учащихся на уроках

Причины

Первый класс

Второй класс

Третий класс

Кол-во уроков

Кол-во

уч-ся

Кол-во причин

Кол-во уроков

Кол-во

уч-ся

Кол-во причин

Кол-во уроков

Кол-во

уч-ся

Кол-во причин

Невладение учебно-организационными умениями

55

18

71

176

103

562

126

60

561

Содержание учебного материала, характер учебной деятельности

55

18

18

176

103

258

126

60

134

Психофизиологические особенности учащихся

55

18

59

176

103

161

126

60

182


Первая группа причин (невладение учебно-организационными умениями) объединила нарушения первых трёх групп правил организации учебной деятельности: правила овладения собственно учебными умениями, правила взаимоотношений между участниками учебного процесса. Полученные данные свидетельствуют о том, что невладение учебно-организационными умениями является самой распространённой причиной, приводящей к нарушениям поведения на уроках в начальных классах. Причём количество этих причин растёт от класса к классу. (В среднем: 1 кл. – 3, 2 кл. – 5; 3 кл. – 8), хотя по мере овладения учащимися умениями учебного труда, количество этих причин должно сокращаться. Первые полученные данные позволяют предположить следующее: целенаправленного формирования общеучебных умений, умений устанавливать правильные взаимоотношения в начальных классах не происходит.

Деятельность детей жестко регламентируется, в основном, всё выполняется под руководством учителя, по его распоряжению, достаточно редко ребёнок организует свой учебный труд сам.

В целом полученные результаты свидетельствуют о том, что отсутствие целенаправленной работы по формированию учебно-организационных умений у школьников приводит к увеличению отвлечений от учебной деятельности, возрастает сознательность этих нарушений. В силу этого школьники не могут полноценно усвоить учебный материал, и учение, познание для них не является одной из ведущих потребностей личности, не становится смыслом жизни.

Нельзя сказать, что виновен в этом только учитель. На сегодняшний день учитель не вооружён методикой формирования учебно-организационных умений у школьников, что значительно осложняет решение этой проблемы.

Во вторую группу мы объединили причины, которые вытекают из непродуманного отбора учебного материала и характера познавательной деятельности учащихся, направленной на овладение предложенным содержанием. К ним относятся: повышенная или пониженная трудность учебного материала, однотипность заданий, однообразие характера познавательной деятельности школьников, а именно, преобладание познавательной деятельности репродуктивного характера на уроках, что приводит к быстрому утомлению учащихся на уроке, снижает интерес к учебным занятиям, притупляет познавательную активность и естественную детскую любознательность. Данная группа причин также требует самого тщательного изучения.


Третью группу причин, которые лежат в основе нарушений поведения на уроках, составили психофизиологические особенности младших школьников. К ним отнесены: слабость тормозных процессов, а отсюда слабая управляемость своим поведением, слабая переключаемость с одного вида деятельности на другой, повышенная возбудимость и др. Количество причин этой группы, как казалось, должно уменьшаться от класса к классу. Первые данные такой закономерности не обнаружили. Здесь также возможны два объяснения: первое – неточность методики изучения, второе – те нарушения дисциплины в 1-м классе, что были следствием психофизиологических особенностей младших школьников, в 3-м стали следствием закреплённых неправильных форм поведения. Дальнейшее изучение проблемы позволит прояснить указанные выше вопросы.

Литература

Бондарь Ф.Т. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения у младших школьников. – Вологда, 1984.

Васильева З.И., Ележко В.Б., Седова Н.В. Воспитание дисциплинированности и ответственности у школьников в учебном процессе. – Л., 1983.

Гмурман В.Е. Дисциплина в школе. – М., 1958.

Критерии и методика выявления уровня воспитанности сознательной дисциплины школьников. – Иркутск. 1986.

Моносзон Э.И. Воспитание дисциплины. – М., 1947.

Немировская Л.А. Воспитание дисциплинированности в учебной деятельности: Автореферат диссертации канд. пед. наук. – Л., 1978.

Радина К.Д. Анализ мотивов нарушения дисциплины на уроках //Советская педагогика. – 1950. - № 1.

Шамова Т.И., Нефедова К.А. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. – М.: Педагогика, 1985.

1 В.К. Бахир. Причины недисциплинированного поведения младших школьников // Нравственное воспитание младших школьников. Иркутск: ИГПИ, 1989. С.31-44