ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: «ПОГОДА И КЛИМАТ»
Цель урока:
- формирование представлений о погоде и климате и выявление их взаимосвязи.
Задачи урока:
- сформировать представление об элементах погоды и факторах, влияющих на ее изменение;
- дать представление о климате, его характеристиках;
- выявить общие черты и черты различия понятий «погода» и «климат».
Задачи урока по достижению результатов:
Личностных:
- Формировать правильное отношение к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни и духовной культуры, а также умение воспринимать окружающую среду как фактор воздействия на жизнь человека.
Метапредметных:
– Формировать умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, сбор, анализ информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в паре и в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их конкретными, достоверными фактами. Овладевать элементарными практическими умениями работы с учебником и другими источниками информации для исследования.
Предметных:
- Создать условия для развития учебной, многосторонней творческой деятельности школьника и формирования стабильного интереса к предмету, путём привлечения к предмету других областей знаний со ссылкой на личный практический опыт и опыт каждого учащегося. Научиться выявлять закономерности влияния компонентов окружающей среды на климат и погоду Земли, устанавливать причинно-следственные связи.
Универсальные учебные действия (УУД):
- личностные: осознать важность изучения окружающего мира.
- регулятивные: формулировать и понимать учебную проблему.
- познавательные: анализировать, сравнивать, упорядочивать новый материал.
- коммуникативные: умение общаться и результативно взаимодействовать друг с другом.
Ведущие понятия урока: воздушные массы, синоптические карты.
Оборудование и дидактический материал: Учебник, презентация к уроку, синоптическая карта, проектор и компьютер.
Тип урока: изучение новой темы.
Форма работы учащихся: индивидуальная, коллективная.
Ведущее системное средство: Методы ценностного обмена содержанием учебного материала, диалоговое общение, методы эмоционально личностного стимулирования , Приём «Инсерт» - чтение с маркировкой, работа в группах, прием «Общее – уникальное», рефлексия учебной деятельности.
Ход урока
1. Организационный момент включает в себя подготовку учащихся к уроку.
-Подравнялись, друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели.
Здравствуйте, ребята. Сегодня урок географии буду вести у вас я. Меня зовут Альмина Рафиковна.
Учитель: Сегодня мы продолжаем путешествие по огромным просторам воздушной оболочки Земли, которая называется…
Дети: Атмосфера.
Учитель: Правильно, атмосфера. Но сначала мы выясним, готовы ли вы к уроку? За правильные и полные ответы будете получать жетоны. В конце урока обменяем их на оценки.
2. Актуализация знаний.
2 ученика у доски решают задачу - Определите температуру воздуха на вершине горы 3 км, если у подножия горы она составила + 12 градусов. (проверка ответ:- 6), остальные по слайду игра «найди пару» (взаимопроверка). Слайд.1,2
3. Целепологание.
Где мы можем все эти сведения встретить? (в прогнозе погоды)
Сл.3 погода рп5
Правильно, о погоде, это и есть тема нашего урока. Сл.4 тема
Скажите, какие вопросы возникают по теме, на которые, возможно, нам предстоит ответить на уроке? Сл.5
Используя понятия «погода» и «климат», попробуйте сформулировать цель нашего урока.
4. Объяснение нового материала.
Итак, начнем с погоды. Погода не дает скучать. Переменчивая, непостоянная и капризная погода постоянно преподносит сюрпризы: КАКИЕ?
то жара, то ливневые дожди, то оттепель среди зимы, то похолодания поздней весной или резкие морозы.
Часто мы также говорим «Погода хорошая» или «Погода плохая». Для детей выпавший глубокий снег – развлечение; для городского хозяйства испытание. Для горожанина жаркая сухая погода -повод отдохнуть на речке, а для деревенского жителя – это? (
засуха; может погибнуть урожай).
Слово «погода» знакомо каждому из нас. Скажите, а в каких случаях, ситуациях вы говорите о погоде? Ну и что же такое «погода» по вашему мнению?
Сл.6 А в науке дается следующее определение ПОГОДА – это состояние тропосферы (нижнего слоя атмосферы) в данное время в данном месте.
Мы уже выяснили, что погода не всегда одинаковая, значит что-то должно влиять на ее изменение.
Какие же это причины?
Сл.7 Главная причина смены погоды это воздушные массы. Воздушные массы - это большие объемы воздуха, обладающие определенными свойствами (температурой, влажностью, запыленностью). Главное свойство воздушных масс – подвижность. Смена воздушных масс и является причиной изменения погоды.
Если воздух находится над какой-либо земной поверхностью, он приобретает определенные свойства. Например, над Северным Ледовитым океаном образуется холодная воздушная масса. Над тропическими пустынями воздушная масса горячая, запыленная и сухая. Над океаном воздух, насыщенный водяным паром.
Сл. 8. Воздушные массы весьма разнообразны по своим свойствам и в зависимости от них способны приносить с собой те или иные изменения в погоде. Какие же бывают воздушные массы?
На территорию нашей страны периодически могут приходить воздушные массы с Атлантического, Северного Ледовитого океана. Если зимой придут воздушные массы с Северного Ледовитого океана, то они принесут сильные морозы, ясную и сухую погоду.
Если же подует западный ветер, то он принесёт воздушные массы с Атлантического океана. Тогда зимой повышается температура и наблюдается оттепель.
Южный ветер приносит к нам тёплые воздушные массы.
Учитель: Ребята, скажите мне, а как вы узнаете какая погода на улице?
Дети отвечают.
Учитель: Погоду сейчас мы можем посмотреть за окно и увидеть или выйти на балкон. А если нам нужно знать погоду на завтра? Дети отвечают.
Учитель: Сл.9Правильно, в большинстве стран мира существуют специальные службы погоды, которые занимаются изучением и измерением погоды, станции эти называются – метеорологические, а сотрудники, работающие там – метеорологи. А как вы считаете, как же люди предсказывали погоду, когда не существовало таких служб и специальных приборов?
Дети отвечают.
Учитель: Сл.10 В настоящее время вся территория Земли покрыта сетью метеорологических станций, которые собирают информацию о состоянии погоды над определенной территорией и отсылают её в гидрометеорологические службы, а те, в свою очередь, во Всемирные метеорологические центры, которых всего три в мире. Один из них расположен в Москве, а два других – в Вашингтоне (США) и Мельбурне (Австралия). В этих центрах обрабатывают информацию о погоде со всего мира.
На основании данных об элементах погоды синоптики разрабатывают синоптические карты. Сл.11
Синоптические карты – это такие карты, на которых цифрами и специальными символами нанесены результаты наблюдений за элементами погоды в определённые моменты времени. Такие карты дают наглядное представление о состоянии погоды в данный момент. Синоптические карты составляются по нескольку раз в день и с их помощью делаются более точные прогнозы погоды.
Работа в карточках
Задание 6
Карта погоды составлена на 1 февраля 2011 г. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное потепление?
1) Оренбург 2) Екатеринбург 3) Москва 4) Салехард
Физминутка
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Одинаково ли изменяется погода из года в год?
В один год лето может быть прохладным и сухим, а в другой год – жарким и влажным. Такие изменения погоды определяют климат территории.
Сл.13 Климат – это многолетний режим погоды, характерный для данной местности.
Сл.14 Климат в любой части Земли неодинаков. В экваториальных широтах климат и погода ничем не отличаются, потому что круглый год на этой территории очень высокие температуры, а после полудня всегда идут дожди
.
В средних широтах понятия «погода» и «климат» отличаются друг от друга, потому что здесь уже наблюдается смена времен года (зима, весна, лето и осень). В приполярных широтах погода и климат снова теряют свое различие: круглый год здесь наблюдаются сильные морозы.
Для сравнения количества осадков выпадающих в разных точках Земли за год, среднемесячных температур, подсчитывают среднее многолетние показатели выражают на диаграммах. Сл.15
Работа по учебнику. Найдите на стр. 142 главные факторы климата
Сл. 16, 17-24
- Как климат влияет на жизнь людей? (от климата зависят пища, одежда, жилище и образ жизни людей)
Дети отвечают.
5. Итоги урока.
- А теперь проверим как вы усвоили тему урока. Рассмотрим общие черты и черты различия между климатом и погодой. Для этого воспользуемся интерактивными упражнениями для проверки знаний.
Рефлексия.
Закончи предложение.
Вопросы рассмотренные на сегодняшнем уроке для меня…
Я был бы рад…
Самым скучным на уроке было…
Я научился…
6. Домашнее задание
Параграф 43, вопр. стр. 143, составить кроссворд или ребусы по теме «Атмосфера»