ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: «ПОГОДА И КЛИМАТ»

Цель урока:

- формирование представлений о погоде и климате и выявление их взаимосвязи.
Задачи урока:

- сформировать представление об элементах погоды и факторах, влияющих на ее изменение;

- дать представление о климате, его характеристиках;

- выявить общие черты и черты различия понятий «погода» и «климат».
Задачи урока по достижению результатов:

Личностных:

- Формировать правильное отношение к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни и духовной культуры, а также умение воспринимать окружающую среду как фактор воздействия на жизнь человека.

Метапредметных:

– Формировать умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, сбор, анализ информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в паре и в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их конкретными, достоверными фактами. Овладевать элементарными практическими умениями работы с учебником и другими источниками информации для исследования.

Предметных:

- Создать условия для развития учебной, многосторонней творческой деятельности школьника и формирования стабильного интереса к предмету, путём привлечения к предмету других областей знаний со ссылкой на личный практический опыт и опыт каждого учащегося. Научиться выявлять закономерности влияния компонентов окружающей среды на климат и погоду Земли, устанавливать причинно-следственные связи.
Универсальные учебные действия (УУД):

- личностные: осознать важность изучения окружающего мира.

- регулятивные: формулировать и понимать учебную проблему.

- познавательные: анализировать, сравнивать, упорядочивать новый материал.

- коммуникативные: умение общаться и результативно взаимодействовать друг с другом.
Ведущие понятия урока: воздушные массы, синоптические карты.

Оборудование и дидактический материал: Учебник, презентация к уроку, синоптическая карта, проектор и компьютер.

Тип урока: изучение новой темы.

Форма работы учащихся: индивидуальная, коллективная.

Ведущее системное средство: Методы ценностного обмена содержанием учебного материала, диалоговое общение, методы эмоционально личностного стимулирования , Приём «Инсерт» - чтение с маркировкой, работа в группах, прием «Общее – уникальное», рефлексия учебной деятельности.
Ход урока
1. Организационный момент включает в себя подготовку учащихся к уроку.

-Подравнялись, друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели.

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок географии буду вести у вас я. Меня зовут Альмина Рафиковна.

Учитель: Сегодня мы продолжаем путешествие по огромным просторам воздушной оболочки Земли, которая называется…

Дети: Атмосфера.

Учитель: Правильно, атмосфера. Но сначала мы выясним, готовы ли вы к уроку? За правильные и полные ответы будете получать жетоны. В конце урока обменяем их на оценки.

2. Актуализация знаний.

2 ученика у доски решают задачу - Определите температуру воздуха на вершине горы 3 км, если у подножия горы она составила + 12 градусов. (проверка ответ:- 6), остальные по слайду игра «найди пару» (взаимопроверка). Слайд.1,2

3. Целепологание.

Где мы можем все эти сведения встретить? (в прогнозе погоды)

Сл.3 погода рп5

Правильно, о погоде, это и есть тема нашего урока. Сл.4 тема

Скажите, какие вопросы возникают по теме, на которые, возможно, нам предстоит ответить на уроке? Сл.5
Используя понятия «погода» и «климат», попробуйте сформулировать цель нашего урока.
4. Объяснение нового материала.
Итак, начнем с погоды. Погода не дает скучать. Переменчивая, непостоянная и капризная погода постоянно преподносит сюрпризы: КАКИЕ?

то жара, то ливневые дожди, то оттепель среди зимы, то похолодания поздней весной или резкие морозы.

Часто мы также говорим «Погода хорошая» или «Погода плохая». Для детей выпавший глубокий снег – развлечение; для городского хозяйства испытание. Для горожанина жаркая сухая погода -повод отдохнуть на речке, а для деревенского жителя – это? (

засуха; может погибнуть урожай).

Слово «погода» знакомо каждому из нас. Скажите, а в каких случаях, ситуациях вы говорите о погоде? Ну и что же такое «погода» по вашему мнению?
Сл.6 А в науке дается следующее определение ПОГОДА – это состояние тропосферы (нижнего слоя атмосферы) в данное время в данном месте.

Мы уже выяснили, что погода не всегда одинаковая, значит что-то должно влиять на ее изменение.

Какие же это причины?

Сл.7 Главная причина смены погоды это воздушные массы. Воздушные массы - это большие объемы воздуха, обладающие определенными свойствами (температурой, влажностью, запыленностью). Главное свойство воздушных масс – подвижность. Смена воздушных масс и является причиной изменения погоды.

Если воздух находится над какой-либо земной поверхностью, он приобретает определенные свойства. Например, над Северным Ледовитым океаном образуется холодная воздушная масса. Над тропическими пустынями воздушная масса горячая, запыленная и сухая. Над океаном воздух, насыщенный  водяным паром.

Сл. 8. Воздушные массы весьма разнообразны по своим свойствам и в зависимости от них способны приносить с собой те или иные изменения в погоде. Какие же бывают воздушные массы?
На территорию нашей страны периодически могут приходить воздушные массы с АтлантическогоСеверного Ледовитого океана. Если зимой придут воздушные массы с Северного Ледовитого океана, то они принесут сильные морозы, ясную и сухую погоду.

Если же подует западный ветер, то он принесёт воздушные массы с Атлантического океана. Тогда зимой повышается температура и наблюдается оттепель.

Южный ветер приносит к нам тёплые воздушные массы.
Учитель: Ребята, скажите мне, а как вы узнаете какая погода на улице?
Дети отвечают.

Учитель: Погоду сейчас мы можем посмотреть за окно и увидеть или выйти на балкон. А если нам нужно знать погоду на завтра? Дети отвечают.
Учитель: Сл.9Правильно, в большинстве стран мира существуют специальные службы погоды, которые занимаются изучением и измерением погоды, станции эти называются – метеорологические, а сотрудники, работающие там – метеорологи. А как вы считаете, как же люди предсказывали погоду, когда не существовало таких служб и специальных приборов?

Дети отвечают.

Учитель: Сл.10 В настоящее время вся территория Земли покрыта сетью метеорологических станций, которые собирают информацию о состоянии погоды над определенной территорией и отсылают её в гидрометеорологические службы, а те, в свою очередь, во Всемирные метеорологические центры, которых всего три в мире. Один из них расположен в Москве, а два других – в Вашингтоне (США) и Мельбурне (Австралия). В этих центрах обрабатывают информацию о погоде со всего мира.

На основании данных об элементах погоды синоптики разрабатывают синоптические карты. Сл.11

Синоптические карты – это такие карты, на которых цифрами и специальными символами нанесены результаты наблюдений за элементами погоды в определённые моменты времени. Такие карты дают наглядное представление о состоянии погоды в данный момент. Синоптические карты составляются по нескольку раз в день и с их помощью делаются более точные прогнозы погоды.


Работа в карточках

Задание 6 

Карта по­го­ды со­став­ле­на на 1 фев­ра­ля 2011 г. В каком из пе­ре­чис­лен­ных городов, по­ка­зан­ных на карте, на сле­ду­ю­щий день наи­бо­лее ве­ро­ят­но су­ще­ствен­ное потепление?

1) Орен­бург 2) Ека­те­рин­бург 3) Москва 4) Салехард



Физминутка

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Одинаково ли изменяется погода из года в год?

В один год лето может быть прохладным и сухим, а в другой год – жарким и влажным. Такие изменения погоды определяют климат территории.

Сл.13 Климат – это многолетний режим погоды, характерный для данной местности.

Сл.14 Климат в любой части Земли неодинаков. В экваториальных широтах климат и погода ничем не отличаются, потому что круглый год на этой территории очень высокие температуры, а после полудня всегда идут дожди
.

В средних широтах понятия «погода» и «климат» отличаются друг от друга, потому что здесь уже наблюдается смена времен года (зима, весна, лето и осень). В приполярных широтах погода и климат снова теряют свое различие: круглый год здесь наблюдаются сильные морозы.
Для сравнения количества осадков выпадающих в разных точках Земли за год, среднемесячных температур, подсчитывают среднее многолетние показатели выражают на диаграммах. Сл.15



Работа по учебнику. Найдите на стр. 142 главные факторы климата

Сл. 16, 17-24

- Как климат влияет на жизнь людей? (от климата зависят пища, одежда, жилище и образ жизни людей)

Дети отвечают.

5. Итоги урока.

- А теперь проверим как вы усвоили тему урока. Рассмотрим общие черты и черты различия между климатом и погодой. Для этого воспользуемся интерактивными упражнениями для проверки знаний.
Рефлексия.

Закончи предложение.

Вопросы рассмотренные на сегодняшнем уроке для меня…

Я был бы рад…

Самым скучным на уроке было…

Я научился…
6. Домашнее задание

Параграф 43, вопр. стр. 143, составить кроссворд или ребусы по теме «Атмосфера»