Файл: Программа среднего профессионального образования 46. 02. 01 Документационное обеспечение управления и архивоведение Дисциплина Основы философии Практическое занятие 1.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Дисциплина: Основы философии
Практическое занятие №1
Выполнил:
Обучающийся Бондаренко Наталья Николаевна
Преподаватель:
Хомутова Дарья Сергеевна
-
Практическое занятие №1
Цель занятия: формирование умения ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, ценностей, свободы и смысла жизни в основных философских концепциях современности как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Задание 1: Кто из философов представлял бытие как:
Единственное (в смысле: "только бытие есть, небытия же нет")________________
Идею (или "свет идей")______________________
Допущение___________________
Абсолютное понятие______________________
Волю к власти__________________________
Энергию____________________________
Задание 2: Завершите дефиницию соответствующим понятием:
1) Предельная философская категория, используемая для обозначения всего сущего, – …
2) То, что составляет суть вещи, совокупность ее самых существенных свойств, субстанциальное ядро самостоятельно существующего сущего, – …
3) Многообразие, в котором бытие является идентичным самому себе, – …
4) То, что существует благодаря самому себе и в самом себе, – …
5) Учение о бытии как таковом, о всеобщих значениях и определениях бытия – …
6) Философская концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и жизни каждого человека – …
7) Широкий спектр философских концепций, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи, – …
8) Философское направление, полагающее волю высшим принципом бытия, – …
9) Учение о всеобщем характере причинных связей – …
10) Философское учение, признающее равноправие идеального и материального, но не признающее их относительности, – …
Задание 3
Заполните таблицу
"Основные виды бытия"
Виды бытия | Краткая характеристика |
Материальное | |
Идеальное | |
Человеческое | |
Социальное | |
Задание 4
Николай Кузанский выделил 4 универсальных тезиса бытия: "А именно есть модус бытия, который называется абсолютной необходимостью. Так, бог есть форма форм, бытие сущего, основа или сущность вещей; по этому тезису все вещи в боге есть самая абсолютная необходимость. Другой модус бытия – тот, в котором вещи существуют в сложной необходимости, где формы вещей, действительные в себе, находятся с отличиями в природном порядке, как в разуме... Третий модус бытия – тот, в котором вещи в возникшей возможности есть то или это. Наконец, последний модус бытия – тот, в котором вещи могут быть; это абсолютная возможность".
Какому из указанных модусов бытия соответствует (или является близким) понятие "материя", как его употребляли Платон, Аристотель? Какие из этих модусов признает диалектический материализм?
Задание 5
"Нет никакого понятия бытия, а есть только бесконечное бытие в бесконечных проявлениях. И только благодаря тем явлениям, с которыми я вступаю в некоторые отношения, я устанавливаю связь моего бытия с бесконечным бытием... Сфере моего влияния принадлежит только бесконечно маленькая часть бесконечного бытия. Все остальное проходит мимо меня, как далекие корабли, которым я подаю непонятные для них сигналы. Ради того же, что принадлежит сфере моего влияния и что имеет потребность в моем присутствии, я осуществляю духовное, внутреннее самоотречение в бесконечном бытии и придаю тем самым моему бедному существованию смысл и богатство. Река нашла свое море" (А.Швейцер)
Что понимает под бытием Швейцер? В чей адрес направлена помещенная в этом высказывании критика (в частности, в словах: "Нет никакого понятия бытия"...)?
Как видит Швейцер разрешение проблемы человеческого бытия?
Задание 6
"События выкраиваются конечным надсмотрщиком в пространственно-временной тотальности объективного мира. Но когда я рассматриваю этот мир сам по себе, то остается только одно неподдельное бытие, какое изменяется. Изменение предусматривает некоторую позицию, где я
размещаюсь и откуда вижу прохождение вещей; событий не существует, если нет какого-нибудь, с кем они происходят и чьи конечные перспективы объединяет их индивидуальность. Время предусматривает взгляд на время. Оно, таким образом, не похоже на поток, это какая-то текущая субстанция..."' (М.Мерло-Понти)
Что значит "событие"? Что является условием бытия "событий" по мысли одного из известных представителей западной феноменологии?
Кого из философов прошлого Вы можете назвать в качестве предшественника такого взгляда на мир?
Задание 1: Кто из философов представлял бытие как:
Единственное (в смысле: "только бытие есть, небытия же нет"). Парменид
Идею (или "свет идей"). Платон
Допущение. Хайдеггер
Абсолютное понятие. - Гегель
Волю к власти. Ницше
Энергию. Аристотель
Задание 2: Завершите дефиницию соответствующим понятием:
1) Предельная философская категория, используемая для обозначения всего сущего, – бытие
2) То, что составляет суть вещи, совокупность ее самых существенных свойств, субстанциальное ядро самостоятельно существующего сущего, – субстанция
3) Многообразие, в котором бытие является идентичным самому себе, – сущее
4) То, что существует благодаря самому себе и в самом себе, – субстанция
5) Учение о бытии как таковом, о всеобщих значениях и определениях бытия – онтология
6) Философская концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и жизни каждого человека – фатализм
7) Широкий спектр философских концепций, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи, – идеализм
8) Философское направление, полагающее волю высшим принципом бытия, – волюнтаризм
9) Учение о всеобщем характере причинных связей – детерминизм
10) Философское учение, признающее равноправие идеального и материального, но не признающее их относительности, – дуализм
Задание 3
"Основные виды бытия"
Виды бытия | Краткая характеристика |
Материальное | Существование материальных тел, вещей, явлений природы, окружающего мира |
Идеальное | Существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного духовного бытия |
Человеческое | Существование человека как единства материального и духовного, бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире. |
Социальное | бытие человека в обществе и бытие самого общества |
Задание 4
Впервые понятие материи (hyle) было введено Платоном, который хотел с его помощью пояснить причину многообразия чувственного мира. Если идея у Платона есть нечто неизменное и тождественное себе, если она определяется через «единое», то материю он мыслит как «начало иного» - изменчивого, текучего, непостоянного.
Не принимая платоновского отождествления материи и пространства, Аристотель в то же время рассматривает материю как возможность (потенцию). Для того чтобы из возможности возникало что-то действительное, материю должна ограничить форма, которая и превращает нечто лишь потенциальное в актуально сущее. Так, например, если мы возьмем медный шар, то материей для него, говорит Аристотель, будет медь, а формой - шарообразность; по отношению к живому существу материей является его телесный состав, а формой - душа, которая и обеспечивает единство и целостность всех его телесных частей.
Диалектический материализм (диамат) — философское учение, утверждающее (онтологическую) первичность материи и постулирующее три основных закона её движения и развития:
Задание № 5
Внутреннее самоотречение в бесконечном бытии придавало смысл его существованию
«Нет никакого понятия бытия, а есть только бесконечное бытие в бесконечных проявлениях. И только благодаря тем явлениям, с которыми я вступаю в некоторое отношение, я устанавливаю связь моего бытия с бесконечным бытием. Самоотречение моего бытия ради бесконечного бытия есть самоотречение моего бытия ради всех явлений бытия, которые нуждаются в моем участии и которым я могу отдать свои силы.»
Задание № 6
Событие – временнáя сущность, так как предполагает наступление момента своего осуществления.
С точки зрения Мерло-Понти, «время – это любое событие, в котором отражается современность». "События" выкраиваются конечным наблюдателем в пространственно-временной тотальности объективного мира. Однако если я рассматриваю этот мир сам по себе, то остается только единое нераздельное бытие, которое не изменяется. Изменение предполагает некоторую позицию, где я располагаюсь и откуда вижу прохождение вещей; событий не существует, если нет кого-то, с кем они происходят и чья конечная перспектива обосновывает их индивидуальность. Время предполагает взгляд на время.
Феноменологию практиковали на протяжении столетий в самых разных обликах, но самостоятельность она обрела в начале XX века в работах Гуссерля, Хайдеггера, Сартра, Мерло-Понти и др. Философские воззрения Мерло-Понти сложились в результате критического переосмысления феноменологии Гуссерля в контексте ее эволюции к идеям «жизненного мира» и дальнейшей экзистенциалистской интерпретации в учении Хайдеггера.
Пермь - 2021