Файл: I. Методика проведения Олимпиады по истории теоретическая часть.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дело, потому что оно представляет собой заботу о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях.

Оно - коллективное, потому что осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – ребят и их вожатых, как их общая забота. Это такая организация дела, при которой у всех есть роли, все воодушевлены на поиск деятельности, все проходят ступени общих дел: поиск, отбор, защиту, подготовку, свершение, обсуждение, (анализ) совместных действий. Хотя это не во всем и всегда строго обязательно.

Главные принципы КТД таковы:воспитывать в совместной развивающей деятельности, предоставляя детям максимально возможную самостоятельность в любой момент их жизни, на каждом этапе организации коллективных, групповых дел, создавать вместе с ними, а не вместо них;обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведёт к развитию его умений, характера, способностей.Ребята в отряде обладают разными потенциальными и реальными возможностями. Это обуславливается многими факторами: их возрастом, опытом, темпераментом, характером, воспитанием.

Условно, можно определить роли ребят по подготовке какого-либо дела следующим образом:

  • участник,

  • генератор идей,

  • участник - организатор,

  • организатор.

Участник коллективно-творческого дела получает какое-либо конкретное задание (к примеру: вырезать из бумаги цветочки для оформления, написать статью для газеты, выучить роль в сценке и сыграть ее, договориться с конкретным человеком об аренде магнитофона на спектакль и т.д.). Задания для участника необходимо формулировать очень четко, и так, что бы он реально мог его выполнить. После выполнения задания обязательно нужно похвалить участника.

Генератор идей - это роль, которую может выполнять, (а может быть и не способным к этому) и участник и организатор. Генератор идей выдвигает, предлагает идеи, но не обязательно способен их реализовать. Важно поддерживать генераторов идей и их предложения, особенно если он не способен на другие роли.Не все способны быть генераторами идей - поэтому неправомерно требовать выдвижение идей от всех, но спрашивать идеи и предлагать выдвигать их нужно.

Организатор - человек способный на организацию данного дела полностью. Организатор способен определить и сформулировать задачи, которые необходимо решить для данного дела (приведем для примера ряд задач: подготовка оформления, репетиции с актерами, договоренность по поводу магнитофона и т.д.).


Организатор может выполнять часть задач сам, но обязан распределить часть задач между другими ребятами. Распределение задач должно осуществляться равномерно, по силам ребят и с учетом их роли в отряде: участник, участник-организатор и др.

Участник-организатор - такой человек, который не потерял интереса к практической деятельности (выполнения задач самому), но уже способен на определение некоторых задач самостоятельно. Участник-организатор, как правило, не охватывает всего объема задач для подготовки данного дела.

При работе с отрядом вожатому важно определить для себя роли ребят: не требовать от них невозможного (участник не способен выполнять роль организатора), но подталкивать ребят к новой, более серьезной роли - предлагать сделать что-либо из другой роли, но при этом подстраховывая и подсказывая.

Распределение ребят по ролям, очень часто связано с их возрастом: участник это, как правило, младшие ребята (11-12 лет), а организатор - старшие (15-16 лет).

Работа над подготовкой коллективно-творческого дела нужно помнить о некоторых возрастных и психологических особенностях ребят.

Младшие ребята (11-12 лет) нуждаются в двигательной активности, поэтому долго сидеть и заниматься продумыванием или изготовлением чего-либо им трудно. Если предстоит долго работать - час и более, то запланируйте маленькую игровую переменку или дайте задание младшим ребятам сбегать куда-нибудь.

Любой человек нуждается в смене деятельности - распределяйте подготовку так, чтобы не заниматься долго какой-нибудь постоянной деятельностью, чередуйте придумывание сценки с репетициями, изготовлением газеты и т.д.

Вожатый и сам должен найти свое место в КТД: он может быть лидером, может быть членом совета дела, может руководить КТД, может не принимать в нем участие, а только наблюдать за ходом развития событий. Какую роль себе выбрать подскажет возраст детей, обстоятельства, выбранное коллективное творческое дело.


    1. Методика проведения конкурса «Брейн-ринг» среди студентов СПО в Спасском районе Приморского края

Хотелось бы подробнее остановиться на одной из перспективных форм проведения олимпиад – командном конкурсе «Брейн-ринг», интенсивно формирующем и навыки организации коллективной работы, и умение распределять ресурсы, и выявляющем лидеров среди студентов, обладающих творческими компетенциями.



Содержание конкурса, впервые проведённого в 2002 году на олимпиаде республики Беларусь, состоит в следующем. Участникам на небольшое время (например, на один час) выдаётся комплект из большого числа несложных задач (от двадцати до пятидесяти), требующих краткого ответа. При проверке работ каждая правильно решённая задача оценивалась одним баллом. Победителем признаётся команда, правильно ответившая на большее число вопросов за отведённое время. При равенстве правильных ответов более высокое место присуждается команде, раньше выполнившей работу.

Описанный конкурс способствует также развитию быстроты мышления студентов, даёт им возможность подготовиться к принятию эффективных решений при экстремальных ситуациях.Таким образом, предложенная схема проведения конкурса и подбора задач для него позволяет оценит, в первую очередь глубину знаний студентов, а только затем – скорость решения задач.


  • Отборочный этап.

На данном этапе были выработаны исходные данные для проекта: - минимальный и максимальный возраст участников: 15 - 18 лет; - минимальный и максимальный количественный состав одной команды: 5 - 7 человек; - максимальное количество команд в одной игре: 4 команды; - нормативная длительность игры: от 1 часа до 1,5 часов;

  • Подготовительный этап.

Чтобы у участников не возникало ощущения, что игра «плохо подготовлена», а ведущие мероприятия теряются в игровом реквизите, в результате чего внимание участников значительно ослабевает, этапу подготовки игровой среды должно быть выделено не менее 20 минут. За это время ведущий успеет разложить игровой реквизит в соответствии со спецификацией, организует игровое пространство (сдвинет столы и стулья и т.д.), запомнит месторасположение каждого игрового реквизита.Каждой команде выдается комплект игровых материалов разных цветов. Первой команде - красного цвета, второй команде - желтого цвета и т.д. После выдачи разноцветных игровых комплектов команды называются: Красные, Желтые и т.д. После распределения ведущий объясняет командам, что целью игры является заработать наибольшее количество баллов. Всего будет 3 тура, у каждого тура свои правила. После каждого тура будут подведены промежуточные итоги. Выиграет та команда, которая по результатам всех 3 туров наберет наибольшее количество баллов. Перед каждым туром ведущий объясняет правила тура и условия начисления баллов.






  • Проведение конкурса.

Тур 1 «Командный». Ведущий озвучивает номер вопроса, сам вопрос и 4 варианта ответа. Каждой команде дается 1 минута на обсуждение вариантов. Ведущий отмеряет время при помощи песочных часов. Чтобы представить свой ответ ведущему, команды должны выбрать правильный вариант ответа. Команды должны успеть ответить, пока не истекла 1 минут. После окончания минуты ответы не принимаются. За каждый правильный ответ команде дается 1 балл.

Тур 3 «Персональный». Ведущий одновременно вызывает по одному представителю команд. Игроки встают в одну линию, из игровых комплектов они берут флажки соответствующего цвета. Ведущий зачитывает вопрос, а отвечает тот игрок, который первым поднял свой флажок вверх. Если ответ дан правильный, команде игрока начисляется 2 балла, если ответ дан неправильный, с команды игрока снимается 1 балл. После каждого ответа игрока ведущий зачитывает правильный ответ.

Тур 3 «Моя профессия». Ведущий сообщает задание. Каждая команда за 2 минуты должна составить список ответов с указанием на вещи и предметы, необходимые для их профессии. Ведущий вслух зачитывает получившиеся списки по каждой команде, вместе с независимым помощником определяет количество ответов, которое написали команды и оно соответствует правилам третьего тура. За каждый ответ команде начисляется 1 балл. Подсчитываются итоги третьего тура и заносятся в табло результатов игры напротив результатов третьего тура. Для подсчета баллов в этом туре требуется независимый помощник ведущего. Длительность третьего тура минимум 10 минут.

  • Заключительный этап.

Ведущий объявляет командам итоговые результаты, в том числе объявляет победителя. Каждому участнику команды - победителя ведущий вручает диплом победителя в интеллектуальной образовательной игре «Брейн-ринг. Профессии».



Вывод: Описанный конкурс способствует также развитию быстроты мышления студентов, даёт им возможность подготовиться к принятию эффективных решений при экстремальных ситуациях. Таким образом, предложенная схема проведения конкурса и подбора задач для него позволяет оценить, в первую очередь глубину знаний студентов, а только затем – скорость решения задач.Полученный опыт каждого участника олимпиады или предметного конкурса, безусловно, станет полезным дополнением к основной программе СПО, стимулом к углублению своих знаний по отдельным предметам. Он способствует расширению кругозора и интеллектуальному росту учащихся.Кроме того, с помощью подобных конкурсов и олимпиад ребята могут самостоятельно проверить знания, сравнить свой уровень со  сверстниками.



Заключение

Основываясь на методические разработки, книги и научные статьи, дала определение терминам «одаренность» и «одаренные дети». Одаренность- системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок- ребенок, который выделяется очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Решая вторую задачу, мы выявили психологические основы детской одаренности. На основе литературы, я нашла психологические признаки и особенности детской одаренности. Это выражается в инструментальном и мотивационном поведении одаренного ребенка, который можно пронаблюдать и в повседневном поведении ребенка. Рассмотрев доклад Ионкиной Александры Вячеславовны, я исследовала особые формы и методы работы для развития одаренности детей, такие как «олимпиада», «конкурс» и «викторина». Они позволяют выявить не только знания фактического материала, но и умение эффективно применять их в новых условиях, требующих нестандартного подхода и творческого мышления. Для успешного решения олимпиадных заданий необходима мобилизация всего творческого потенциала, исследовательских навыков и смекалки.

В заключение хочу напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных детей.

Список литературы.




  1. Богоявленская, Д.Б. РАБОЧАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОДАРЕННОСТИ Д. Б. Богоявленская- М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2010. - 68 с.

  2. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996.

  3. Сатынская, А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская - 2010. - № 6.

  4. Доклад на тему «Роль олимпиад и конкурсов в развитии ребенка» Ионкиной А.В . 2017г. https://multiurok.ru/files/rol-olimpiad-i-konkursov-v-razvitii-riebienka.html

  5. Сборник заданий по технологии развития критического мышления Е.А. Камышлов, 2017

  6. Толковый словарь Ожегова 1952г

  7. Толковый словарь Ушакова https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/838866