Файл: Медицинская услуга понятие, специфические черты, виды.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Признак классификации | Шарапова В.Ф.(1996) | Стародубов В.И. (1997) | Киселев С.В. (2007) | Гетцен Т. (2005) |
по характеру | профилактические диагностические лечебные комбинированные реабилитационные | лечебно-диагностические профилактические восстановительно-реабилитационные транспортные | - | - |
по технологии | рутинные высокотехнологические | - | - | - |
по интенсивности времени | скорая неотложная плановая | - | - | - |
по времени достижения результата | соответствуют срокам не соответствуют срокам | - | - | - |
по конечному результату | адекватные частично адекватные не адекватные | - | - | |
по частям структуры здравоохранения | санитарно-гигиенические эпидемиологические амбулаторные поликлинические стационарные | - | - | - |
по уровням медицинской помощи | доврачебная врачебная специализированная узкоспециализированная | - | - | - |
по соблюдению стандарта | соответствуют стандарту не соответствуют стандарту | - | - | - |
по условию оказания | - | на дому в амбулаторно-поликлинических условиях в процессе транспортировки санитарная авиация в круглосуточном и дневном стационаре в условиях интенсивной терапии и реанимации в условиях карантина | - | - |
по соответствию правовым нормам | соответствующие функциям исполнителя не соответствующие функциям исполнителя халатные ошибочные | - | - | - |
по расчету стоимости | - | простая, сложная, комплексная | простая, сложная, комплексная | - |
по длительности оказания | - | - | - | долгосрочные краткосрочные |
Табл. 1. Классификация видов услуг
Также медицинские услуги можно классифицировать по наличию дополнительного сервиса:
-
С наличием дополнительного сервиса – улучшенное питание, обслуживание вне очереди, палаты повышенного комфорта; -
Без наличия дополнительного сервиса.
Отличие медицинской услуги от других видов услуг
Как уже было сказано выше, самой главной отличительной чертой медицинской услуги является объект ее воздействия – здоровье человека.
Также немало важным аспектом является согласие продавца и покупателя данной услуги. Если медик действует без согласия на оказание медицинской помощи, то его действия нельзя отнести к медицинским услугам.
Кроме того, любая профессиональная медицинская помощь оказывается не безвозмездно. Бывают случаи, когда медицинский работник вправе оказать помощь безвозмездно, но медик сам несет социальную ответственность за свои действия.
Каким и всем услугам, медицинским услугам присущи основные специфические качества услуг: неосязаемость, неотделимость, качественная неопределенность, недолговечность. Рассмотрим, как данные характеристики проявляются на примере медицинской услуги:
-
Неосязаемость – медицинскую услугу нельзя почувствовать до момента получения; -
Осязаемость медицинской услуги можно повысить путем предоставления рекомендаций, лицензий и различных сертификатов; -
Неотделимость; -
Качественная неопределенность – высококвалифицированный врач проведет диагностику болезни намного лучше молодого и неопытного ординатора; -
Недолговечность – медицинская услуга оплачивается заранее, потому что ее стоимостная значимость существует в момент неявки пациента; -
Несохраняемость – услуги производятся и потребляются одновременно; -
Ограничение транспортировки – большинство медицинских услуг невозможно реализовать на дому без специального оборудования; -
Отсутствие посредников – пациент общается непосредственно с врачом; -
Невозможность демонстрации – создание особых рекламных образов.
Заключение
Итак, чтобы систематизировать знания по теме, обратимся к таблице.
Понятие | Определение | Место в структуре |
Здравоохранение | Деятельность по охране здоровья | Включает все перечисленные понятия |
Медицина | Совокупность наук о здоровье и болезнях, о лечении и предупреждении болезней, и практическая деятельность, направленная на укрепление и сохранение здоровья людей, предупреждение и лечение болезней | Составляющая здравоохранения, включающая в себя специфические приемы, которыми осуществляется охрана здоровья |
Медицинская помощь | Практическая деятельность по укреплению и сохранению здоровья людей, предупреждению и лечению болезней | Включает в себя практическую часть медицины |
Медицинская деятельность | Профессиональная практическая деятельность по укреплению и сохранению здоровья людей, предупреждению и лечению болезней | Профессиональная медицинская помощь |
Медицинская услуга | Согласованный процесс взаимодействия субъектов рынка, когда объектом обмена является медицинская деятельность в качестве специфической трудовой деятельности | Взаимосогласованная и возмездная медицинская деятельность |
Медицинское обслуживание | Комплекс услуг как действий, имеющий относительно устойчивую форму организации | Набор медицинских услуг, требуемый для поддержания характеристик объекта услуг в заданном состоянии на определенное время |
Табл. 2. Соотношение понятий в сфере здравоохранения.
Опираясь на вышеприведенные доводы, замечу, что в целом понятие медицинской услуги вытекает из общего определения услуг, но при этом имеет свои специфические качества, возникнувшие из-за особого статуса медицины в жизни общества и государства. Кроме того, здравоохранение, которое ранее было практически выключено из сферы товарно-денежных отношений, теперь активно входит в нее, приводя к коммерциализации медицины. Таким образом, медицинскую услугу необходимо рассматривать как экономическую категорию.
Список литературы
-
Полянская Е. В. Понятие «медицинская услуга» и основные подходы к её классификации // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 1. — С. 244-247. — URL https://moluch.ru/archive/13/1179/ (дата обращения: 13.10.2019) -
Аристова Е.В. Специфические особенности медицинской услуги как экономической категории // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2012. – №2 – С. 224-228. – URL https://cyberleninka.ru/article/v/spetsificheskie-osobennosti-meditsinskoy-uslugi-kak-ekonomicheskoy-kategorii (дата обращения: 13.10.2019) -
Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ (последняя редакция) // URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/ (дата обращения: 13.10.2019) -
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // URL https://fzrf.su/zakon/ob-ohrane-zdorovya-grazhdan-323-fz/ (дата обращения: 13.10.2019) -
Конституция Российской Федерации – Москва: Инфра-М, 2014 -
Рожкова Е.В. Разработка инновационных услуг: методология подхода: монография. Ульяновск, УлГУ, 2011. – 183 с. С. 70. -
Экономика и управление здравоохранением: учебник / Р.А. Тлепцеришев [и др.]. – Изд.6-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 623 с. С.17. -
Голышев А.Я. Концепция создания системы управления качеством в лечебно-профилактических учреждениях [Электронный ресурс] / Голышев А.Я., Носырева О.М. // Интернет-журнал «Медицинские конференции». - URL: http://www.medico.ru/articles/management/article_001.htm. (дата обращения 13.10.2019). -
Сырейщикова, И.А. Основания возникновения правоотношений, связанных с оказанием медицинской помощи [Текст] //Юрист.- 2008.- № 11. С. 51-53. -
Алексунина, В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности [Текст] / Под ред. проф. В.А. Алексуниной. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008.- 716 с.