Файл: 1. История развития органов конституционного контроля рфРТ.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. История развития органов конституционного контроля РФ/РТ.
Говоря о становлении конституционного судебного контроля в современной России, нельзя не отметить, что она восприняла основные черты европейской модели конституционного контроля, хотя и имеет свою специфику, связанную с трудностями перехода от тоталитаризма к демократическому правовому государству.
Основные этапы становления института конституционного контроля в России1 следующие:
1) зарождение идей о конституционном контроле в России (XIX — начало XX в.); [1]
2) осуществление конституционного контроля Центральным исполнительным комитетом СССР (ЦИК СССР) при вспомогательной роли Верховного Суда СССР (конец 1920-х — начало 1930-х гг.);
3) осуществление конституционного контроля Президиумом Верховного Совета СССР (конец 1930-х — начало 1980-х гг.);
4) осуществление конституционного контроля высшими органами государственной власти: Съездом народных депутатов СССР, Верховным Советом СССР и Комитетом конституционного надзора СССР (1988–1991 гг.);
5) обеспечение верховенства Конституции и ее правовой защиты самостоятельным и независимым органом судебного конституционного контроля — Конституционным Судом РФ (с 1991 г.).
Практическое осуществление конституционного контроля начинается в первые годы советской власти. В это время конституционный контроль осуществлялся Всероссийским съездом советов и Всероссийским Центральным исполнительным комитетом (ВЦИК), который был вправе отменить практически любой акт в случае его противоречия Конституции РСФСР. На практике отмену конституционных актов реализовывал Президиум ВЦИК. Свои предварительные заключения о конституционности того или иного правового акта давал отдел законодательных предположений.
В связи с образованием в 1922 г. Союза ССР и необходимостью обеспечить соответствие республиканского законодательства общесоюзным нормам функции по осуществлению конституционного контроля переходят к ЦИК СССР, а в период между его сессиями — Президиуму ЦИК СССР. Вспомогательную роль в осуществлении конституционного контроля стал выполнять образованный в 1923 г. Верховный Суд при ЦИК Союза ССР.
К середине 1930-х гг., когда в Советском Союзе уже полностью сформировалась и стабилизировалась командно-административная система, возможное несоответствие как актов союзных республик, так и ведомственных нормативных правовых актов общесоюзному законодательству могло быть только технической ошибкой, а не проявлением политической воли. В случае появления подобной юридической ошибки ее можно было устранить без формального привлечения государственных органов через систему партийной иерархии. В связи с этим принятая в 1936 г. Конституция СССР не предусматривала создания специализированных органов конституционного контроля, так как функции конституционного контроля могли выполнять постоянно действующий высший орган государственной власти — Президиум Верховного Совета СССР и Прокуратура СССР.
Во второй половине 1980-х гг. начинается масштабный кризис всей системы государственной власти в нашей стране. Осознание необходимости перемен в обществе приводит к внесению значительных изменений в Конституцию СССР, конституции союзных и автономных республик. Существенным изменениям подверглась ст. 6 Конституции СССР, на цели демократизации общественной жизни были направлены изменения ст. 104 Конституции СССР, которые привели к усовершенствованию высших органов государственной власти — образованию Съезда народных депутатов СССР и реформированию Верховного Совета СССР[2].
Данные органы государственной власти осуществляли законодательную деятельность, обеспечивали единство законодательного регулирования на всей территории СССР, осуществляли толкование законов Союза ССР. 23 декабря 1989 г. принимается Закон СССР «О конституционном надзоре в СССР». С мая 1990 г. к работе приступил Комитет конституционного надзора СССР. Члены Комитета конституционного надзора избирались Съездом народных депутатов СССР сроком на 10 лет из числа специалистов в области политики и права в составе председателя (им стал известный ученый-юрист, член-корреспондент АН СССР С. С. Алексеев), его заместителя и 25 членов Комитета, в том числе по одному из каждой союзной республики. Закон установил ряд важных гарантий независимости членов Комитета, прежде всего их подчинение при выполнении ими своих обязанностей только Конституции СССР.
Впервые осуществление конституционного контроля специализированным судебным органом начинается в 1991 г., когда Законом РСФСР от 12 июля 1991 г. № 1599-1 «О Конституционном Суде РСФСР» (ред. от 25 февраля 1993 г.) был образован судебный орган конституционного контроля — Конституционный Суд РФ. Конституционным Судом РФ на основе Закона РСФСР от 12 июля 1991 г. «О Конституционном Суде РСФСР» в 1992—1993 гг. было рассмотрено 27 дел, из них 19 — по обращениям о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов, 8 — по индивидуальным жалобам граждан. Им было рассмотрено также более 30 тыс. обращений граждан, государственных органов, общественных объединений, на которые были даны ответы.
Обострение политического кризиса в стране и его трагическая развязка 3—4 октября 1993 г. в Москве привели к фактическому роспуску парламента и приостановлению реального осуществления Конституционным Судом РФ функций конституционного судебного контроля до принятия новой Конституции России и нового закона о конституционном правосудии.
Конституция РФ 1993 г., сохранив специализированный орган конституционного судебного контроля, урегулировала важнейшие вопросы, связанные с организацией и деятельностью Конституционного Суда РФ, внесла существенные изменения в правовой статус данного органа, но все положительное, что было накоплено в ходе становления этого государственно-правового института в России, нашло затем отражение в Законе о Конституционном Суде РФ 1994 г. После завершения формирования полного состава Конституционного Суда РФ в феврале 1995 г. начался новый этап его деятельности.
РТ:
Впервые возможность создания органов конституционного контроля была предусмотрена Законом СССР от 23 декабря 1989 года «О конституционном надзоре в СССР». Данный Закон устанавливал, что конституционный надзор осуществляют Комитет конституционного надзора СССР и органы конституционного надзора союзных и автономных республик. Задачи, организация и порядок осуществления конституционного надзора определялись Конституцией СССР и конституциями республик, а также законами об органах конституционного надзора. Тем самым была заложена правовая основа для создания органов конституционного надзора в республиках бывшего СССР.
Республика Татарстан в декабре 1990 года одной из первых среди субъектов Российской Федерации приняла Закон Республики Татарстан «О конституционном надзоре в Республике Татарстан» и образовала Комитет конституционного надзора Республики Татарстан, который был призван обеспечивать соответствие Конституции Республики Татарстан законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан. Вместе с тем Комитет конституционного надзора Республики Татарстан не применял правила судебной процедуры, его решения не носили окончательного характера, а механизм их исполнения в законодательстве не был определен достаточно четко.
Конституция Республики Татарстан, принятая 6 ноября 1992 года, закрепила положения о создании и компетенции Конституционного суда Республики Татарстан. В частности, Конституция Республики Татарстан устанавливала, что Конституционный суд Республики Татарстан в целях защиты конституционного строя Республики Татарстан, основных прав и свобод человека, поддержания верховенства и непосредственного действия Конституции Республики Татарстан на всей ее территории рассматривает дела о конституционности законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти, международных договоров Республики Татарстан, споры о компетенции между органами государственной власти и дает заключения о соответствии Конституции Республики Татарстан действий и решений Президента Республики Татарстан. Важное значение имело закрепление в Конституции Республики Татарстан положения о том, что
акты либо их части, признанные Конституционным судом неконституционными, утрачивают силу со дня опубликования его решения. В отличие от иных видов судопроизводства решения Конституционного суда Республики Татарстан являются окончательными, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения.
Новый этап в развитии конституционного судебного контроля в Татарстане начался 29 июня 2000 года, когда Государственным Советом Республики Татарстан в соответствии со статьями 89, 139 Конституции Республики Татарстан и статьей 9 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» на 10 лет были избраны судьи Конституционного суда Республики Татарстан Д.А. Алкаева, А.Л. Васин, А.Г. Гатауллин, Л.А. Гусева, А.В. Косоруков и С.Х. Нафиев. Председателем Конституционного суда Республики Татарстан Государственным Советом Республики Татарстан по предложению судей был назначен Сайфихан Хабибуллович Нафиев, а его заместителем — Анас Газизович Гатауллин.
2. Конституционный Суд РФ и РТ (сравнительный анализ).
Высший судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть самостоятельно и независимо посредством конституционного судопроизводства. Исходя из положений Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 «О Конституционном Суде Российской Федерации» КС РФ не возглавляет судебную систему и не является вышестоящей инстанцией для иных органов судебной системы РФ. Вместе с тем, учитывая, что основной целью его деятельности является защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории страны, КС РФ занимает ведущее положение в сфере конституционного контроля в стране.
КС РФ состоит из 11 судей, которые назначаются на должность СФ по представлению Президента РФ. Срок полномочий судьи не ограничен.
КС РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик
, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ; разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ; разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ; разрешает вопрос о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ; дает толкование Конституции РФ; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ или Президента РФ, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.
КС вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
КС РФ решает исключительно вопросы права. КС РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Решения КС РФ обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.