Файл: Тема Теория фирмы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Тема 6. Теория фирмы
1. Фирма как организация и сеть контрактов. Природа фирмы по Р. Коузу и по А. Алчиану и Г. Демсецу.
2. Типология фирм, преимущества и недостатки.
3. Институциональные альтернативы: иерархия, гибридная форма соглашений, рынок.
4. Детерминанты траектории организационного развития. Критерии выбора организационно-правовой формы.
Вопрос 1. Фирма как организация и сеть контрактов. Природа фирмы
по Р. Коузу и по А. Алчиану и Г. Демсецу.
В хозяйственной практике термин «фирма» используют для обозначения образований, ведущих коммерческую деятельность. В таком аспектефирма– это хозяйственная единица, обладающая обособленным имуществом и оформленными правами, позволяющими ей осуществлять хозяйственную деятельность под свою имущественную ответственность.
В неоклассической теории фирма рассматривается как производственная единица, деятельность которой описывается производственной функцией, а целью является максимизация прибыли.
Главная задача фирмы состоит в нахождении оптимального соотношения ресурсов с минимальными издержками производства. Оптимизация размеров фирм объясняется как результат действия эффекта масштаба. Основные предпосылки неоклассической теории фирмы: совершенство информации, полная рациональность поведения, стабильность цен, игнорирование влияния организационной структуры, типа внутрифирменного управления, отсутствие альтернативности в выборе решений. Абстрактный подход к фирме в рамках неоклассики делали ее мало пригодной для решения практических задач.
В институциональной теория фирма рассматривается с двух позиций: как организация и как система контрактных отношений.
В рамках первого подхода фирма как организация есть сложная иерархическая структура, действующая в условиях рыночной неопределенности. Задача анализа - объяснить поведение фирм в условиях неполной информации, причины их многообразия и развития. В качестве основных предпосылок выступают трансакционные издержки и присущий фирме неценовой метод распределения ресурсов. В этой связи фирма


2 рассматривается как альтернативный рыночному механизм осуществления сделок в целях экономии трансакционных издержек.
Другой подход к фирме как сети контрактов рассматривает ее как совокупность отношений между владельцами используемых ресурсов, в центре анализа - проблема распределения прав собственности. Ценовые сигналы играют относительно небольшую роль, поскольку координация внутри фирмы осуществляется посредством команд. Фирма представлена в виде заключаемого между владельцами ресурсов контракта, призванного обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов. Поскольку данный тип контракта основан на добровольной переуступке властных правомочий одной стороной другой, то возникает необходимость контроля поручителем исполнителя (проблема «принципал-агент»), в связи с чем возникают издержки контроля. Таким образом, фирма является средоточением двух типов контрактов — внешних (взаимодействие фирмы с рыночными институтами и анализ трансакционных издержек), и внутренних
(взаимодействие между сторонами контракта внутри фирмы и анализ издержек контроля). В этом контексте фирма представляется образованием, позволяющим оптимизировать соотношение трансакционных издержек и издержек контроля, причем это соотношение выступает критерием определения размеров фирмы.
С точки зрения потребителя возникает экономия затрат при заключении соглашения с центральным агентом, а не с каждым собственником ресурса в отдельности (экономия на составлении и согласовании условий договоров, определении величины вознаграждения каждому участнику производства). С точки зрения производства экономия трансакционных издержек происходит из-за уменьшения количества контрактов, заключаемых с собственниками ресурсов, центральный агент выполняет координационную функцию, что облегчает процесс адаптации к непредвиденным обстоятельствам, и осуществляет контроль за действиями участниками производства с использованием механизма принуждения.
Центральный агент получает вознаграждение благодаря снижению трансакционных издержек.
В новой институциональной теории фирма рассматривается не как неделимая целостность, а как совокупность индивидов, объединенных для достижения определенной цели, но имеющих собственную функцию полезности, максимизация которой влияет на их поведение.
Причины существования фирм связаны с преимуществами объединенного управления перед децентрализованным рынком:


3 1) Упрощение отношений между участниками обменных процессов: вместо множества контрактов отношения регулируются не посредством ценового механизма, а посредством команд.
Внутрифирменное управление осуществляется с помощью приказов исполнителям – собственникам человеческих активов. В результате на макроуровне происходит экономия трансакционных издержек
2) Не требуется проводить множество переговоров;
3) Выгоды от специализации в управлении активами, так как не все собственники являются хорошими предпринимателями;
4) Возможность переложить бремя принятия рискованных решений на собственника фирмы в обмен на фиксированную плату за использование каждого фактора производства;
5) Длительность внутрифирменных отношений способствует снижению информационной асимметрии: в процессе взаимодействия многие сведения раскрываются автоматически, наличие внутреннего аудита позволяет собрать более достоверную информацию о результатах деятельности и самого процесса выполнения задания, конфликтные ситуации могут разрешаться без участия судебных инстанций.
Границы фирмы определяются следующими факторами:
1) Ограниченная рациональность собственника фирмы растет по мере расширения фирмы, диверсификации производства, увеличения объемов внешних трансакций в связи с неполнотой информации, несовершенством познавательных способностей;
2) Рост оппортунизма в связи с искажением информации с низового уровня иерархии по мере ее роста, усиление эффекта отлынивания в связи с несовпадением целей собственника и исполнителей;
3) Затрудняется механизм оценки затрат и результатов труда в условиях возрастания мыслительных процессов.
Фирма будет расширяться до тех пор, пока затраты на организацию одной дополнительной транзакции внутри фирмы не будут равны затратам на осуществление той же трансакции на открытом рынке или издержкам на ее организацию другой фирмой.
Фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками, выраженных в форме контрактов, которые заключаются как в формальной, так и не в формальной форме.

4
Фирма представляет собой совокупность внутренних и внешних контрактов для осуществления которых фирма несет два типа издержек - трансакционные и издержки контроля (организационные).
Трансакционные издержки – это затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов (затраты на совершение деловых операций, включая в себя денежную оценку времени на поиск делового партнера, на ведение переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующего выполнения контракта).
Издержки контроля это издержки, связанные с выполнением внут- ренних контрактов (расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, издержки недолжного их выполнения).
Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтер- нативные способы заключения контрактов: рынок - сеть внешних контрактов, фирма – сеть внутренних контрактов.
Рост трансакционных издержек из-за неэффективности внешних контрактов ограничивает сферу деятельности рынка и обусловливает существование крупных фирм, перед которыми проблема внешнего соглашения и возможности оппортунистического поведения во многих случаях снимается развитием внутренних контрактов.
Однако при росте фирмы растет численность занятых и усложняется ее структура, общий результат деятельности фирмы оказывается делом многих подразделений и множества работников, теряется непосредственная связь между трудом и его результатом. Появляется «проблема безбилетника»: снижение интенсивности труда одного из работников не сказывается прямым образом на общем результате фирмы и может остаться незамеченным, а, следовательно, искушает работников трудиться не в полную силу.
Самоконтроль интенсивности труда перестает служить способом повышения эффективности производства, на его место вынужденно встает контролирующая инстанция. Появляются и растут издержки контроля над степенью интенсивности труда (деятельности) каждого производственного звена. Чем крупнее становится фирма, тем выше оказываются эти издержки контроля.
Контрактный подход к фирме позволяет выделить две принципиальные организационные формы фирмы:У-форму и М-форму.
У-форма (унитарная) отличается небольшими издержками контроля, большими трансакционными издержками, производством одного вида товара
(услуги), право принятия решения принадлежит относительно узкой группе.
Эта структура выгодна своей простотой и малым числом промежуточных


5 звеньев. Для нее характерна значительная экономия от масштаба и низкие организационные издержки.
М-форма (multiproduct) - фирма со многими подразделениями, выпускающую большую номенклатуру продукции, включая производство промежуточных (полуфабрикатов) продуктов внутри фирмы, решения краткосрочного характера принимаются на уровне отдела., стратегического - центральной дирекцией.
Возникновение такой формы требует диверсифицированных инвестиций, выверенной тонкой стратегии, больших организационных издержек. Существует точка зрения, что М-форма способствует снижению трансакционных издержек, поскольку многие промежуточные продукты производятся внутри фирмы. Однако усложнение системы управления продуктовыми подразделениями ведет к увеличению издержек контроля.
Основателем контрактной теории фирмы является Р. Коуз (статья
«Природа фирмы», 1991 г.), который показал, что выбор конкретного способа экономической организации определяется величиной издержек, соответствующих каждому из них. Фирмы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации. В рамках фирмы обеспечивается экономия трансакционных издержек по сравнению с аналогичными операциями, осуществленными через рынок. Организация вытесняет рынок.
Американские экономисты А.Алчиан и Г. Демсец подвергли критике идущее от Коуза представление, что в фирме власть принадлежит предпринимателю. Они выводили сущность фирмы из преимуществ кооперации ресурсов и работы единой командой. Синергетический эффект часто называют «2+2=5», указывая на роль коллективных, кооперативных эффектов, результатом которых является суммарный эффект, превышающий сумму составных частей.
Г. Демсец критикует теорию фирмы с позиции трансакционных издержек, за отсутствие учѐта издержек производства, и предлагает определение фирмы как пучка технологических, личностных, методических особенностей и установок, огражденных от внешнего мира изоляционным слоем фирменно-специфической информации.
Методологический вклад Алчиана лежит в области моделирования поведения фирм. Он акцентировал внимание на обладании менеджерами ограниченной информации, по причине чего они не могут реализовывать в полной мере основную функцию фирмы – максимизацию прибыли и в зависимости от ситуации фирмы ведут себя по-разному, и только те фирмы, которые в результате конкуренции выжили, имели поведение близко к максимизации прибыли.


6
Вопрос 2. Типология фирм, преимущества и недостатки.
Типология фирм определяется распределением правомочий между собственниками ресурсов, объединенных для достижения определенных целей, которые определяют организационно-правовую форму фирмы, структуру, величину издержек внутрифирменных трансакций и систему стимулирования.
А.Алчиан и Г.Демсец выявили 5 правомочий, определяющих типы фирм по месту и роли индивидов в команде:
- право на остаточный доход, остающийся после осуществления выплат остальным участникам;
- право на осуществление контроля над остальными участниками;
- право заключать контракты со всеми остальными участниками;
- право изменения членства в команде;
- право продажи всех правомочий сразу и каждого в отдельности.
С учетом данных правомочий выделены следующие виды фирм: частнопредпринимательская, партнерская, самоуправляющая, неприбыльная, государственная, регулируемая, открытая.
Частнопредпринимательская фирма (пример классической фирмы), собственник которой обладает одновременно всеми пятью правомочиями, функции собственности и управления объединены и весь риск ложится на одного индивида. Величина дохода собственника фирмы определяется рыночной конъюнктурой, предпринимательским талантом и способностью контролировать работу остальных членов команды. Преимущества частнопредпринимательской фирмы: мощная мотивация собственника, полная идентификация его с делом, которым он руководит. Недостатки: концентрация права на остаточный доход у единственного собственника создает возможность оппортунистического поведения со стороны других участников команды. Огромную роль играет эффективный контроль и мониторинг их деятельности. Невозможность осуществления достаточного контроля за большим количеством исполнителей предопределяет небольшой размер частнопредпринимательских фирм, следствием чего является недиверсифицированность используемых ресурсов и сфер деятельности, потенциально высокий риск деятельности, сложности с привлечением внешних инвестиций, высока роль личностного фактора (с уходом собственника фирма может исчезнуть), предпочтение сбережений или потребления может стать причиной недофинансирования, сложность исполнения одним индивидом множества функций.

7
В партнерстве совокупность правомочий принадлежит не одному, а нескольким индивидам, причем, реализация права на их передачу может быть ограничена. Право на остаточный доход принадлежит всем владельцами специфических ресурсов и принимает форму участия в прибыли. Возможен оппортунизм со стороны отдельных участников, поскольку сложно оценить вклад каждого участника и обеспечить взаимный контроль. Право контроля и управления реализуется по согласованию с другими партнерами. Повышаются издержки принятия решения, есть угроза доминирования одного из партнеров, что может привести к конфликту.
Преимущества: легче привлечь финансовые ресурсы, диферсифицировать виды производимой продукции и снизить рисковость инвестиций, расширить временной горизонт функционирования фирмы. Поскольку равноправие обычно наблюдается между собственниками специфического человеческого капитала, партнерства чаще встречаются в научной сфере, артистической и интеллектуальной деятельности. Средствами предупреждения оппортунизма является равномерное распределение прав на остаточный доход и на контроль, неформальные отношения.
В самоуправляющей фирме (производственный кооператив) всеми правами наделены собственники как специфических, так и общих ресурсов, реализовать которые они могут только работая на данном предприятии.
Временной горизонт принятия решений сужен, право на передачу правомочий ограничено, самостоятельная реализация права собственности на капитальное имущество отсутствует, активы используются только в процессе производства.
Недостатки: распределение прибыли предпочтительнее осуществления инвестиционных проектов, незаинтересованность в дополнительном найме работников, высока вероятность оппортунизма, если нет эффективных форм группового контроля и отсутствуют санкции за отклонение от общепринятых норм поведения. Самоуправляющаяся фирма имеет сравнительные преимущества в условиях, когда работники разделяют общую систему ценностей. Но чаще всего возникают проблемы с накоплением капитала и коллективным отлыниванием.
У членов неприбыльной фирмы (некоммерческой организации) отсутствуют права на остаточный доход, так как прибыль не подлежит распределению. Право на контроль может реализоваться как всеми членами организации, так и назначаемым управляющим. Остальными правомочиями владеют в равной степени все члены фирмы, кроме права на передачу правомочий, работник может принять решение о собственном уходе.
Постоянство состава участников является специфическим активом.