Файл: Курсовой проект дисциплина Электрические машины Специальность 23. 05. 05 Системы обеспечения движения поездов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»
(ФГБОУ ВО ПГУПС)
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Дисциплина: Электрические машины
Специальность: 23.05.05 «Системы обеспечения движения поездов»
Специализация: «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте»
Форма обучения – ЗАОЧНАЯ
Защита: _____ _____________ ____________________
Оценка подпись, дата Ф.И.О
Группа: 07-006-11-АТя
Обучающийся: Смирнов И.В.
Преподаватель: Сульдин В.И
Ярославль
2023
Задача № 1.
Расчет магнитной цепи и параметров обмотки якоря машины постоянного тока.
В задаче требуется:
1. Произвести проверочный расчет магнитной цепи машины постоянного тока при холостом ходе, определить коэффициент насыщения магнитной цепи и, по результатам расчета, вычертить в масштабе эскиз магнитной цепи для одной пары полюсов.
2. Выбрать число коллекторных пластин, определить число витков в секции обмотки якоря и рассчитать шаги обмотки по элементарным пазам.
При выполнении работы принять, что сердечник якоря и сердечник полюсов набраны из листов электротехнической стали толщиной 0.5 мм., коэффициент заполнения сталью kст = 0.98, марка стали для якоря – 1211, марка стали для полюсов – 3411.
Станина машины постоянного тока, являющаяся также ярмом, по которому замыкается магнитный поток, выполняется из литой стали марки Ст.3. Пазы якоря открытые с параллельными стенками.
Высоту спинки якоря, толщину станины(ярма), ширину сердечника главного полюса и ширину зубца у основания необходимо рассчитать исходя из того, что в номинальном режиме значения магнитной индукции [Тл.] на этих участках магнитной цепи должны находиться в следующих пределах:
Ва = 1.3 –1.5; Вя =1.0–1.2; Вm =1.4 –1.6 ; Вz3 =1.9 –2.1.
Исходные денные:
Da =220 мм. =0.220м.
La = 290 мм. = 0.29м.
P = 2
αδ = 0.69
δ = 2,2 мм. = 0. 0022 м.
hm = 73мм. = 0. 073м.
hZ = 34мм. = 0,034м
σ = 1.1
Z = 39
Uн = 440
nн= 1000об/ мин.
Обмотка якоря петлевая, машина работает в режиме двигателя.
1) Расчет магнитной цепи заключается в определении МДС обмотки возбуждения приходящейся на один полюс FВ = IВ .WВ и необходимой для создания заданного магнитного потока (IВ – ток возбуждения, WВ – число витков на полюс). Расчет МДС производится на основе закона полного тока, который может быть записан в виде:
(1)
где Н – вектор напряженности магнитного поля;
dl – вектор элемента длинны контура;
∑ i k – алгебраическая сумма токов, охватываемых контуром.
При расчете магнитной цепи контур интегрирования выбирают совпадающим со средней магнитной линией. Магнитопровод разбивают на участки, напряженность магнитного поля на каждом из которых можно принять постоянной, а угол между векторами H и dl принять равным нулю.
Рис. 1. Магнитная цепь машины постоянного тока
В результате интеграл в уравнении (1) можно заменить суммой, а в правой части уравнения будет МДС обмотки возбуждения приходящейся на один полюс:
(2)
Здесь Hk – напряженность магнитного поля на k – м участке магнитной цепи;
Lk – длина k – го участка магнитной цепи.
Магнитную цепь машины постоянного тока разбивают на 5 участков:
1) воздушный зазор;
2) зубцовый слой якоря;
3) сердечник главного полюса;
4) спинка якоря;
5) ярмо.
Так как магнитная цепь симметрична относительно оси, проходящей между двумя полюсами, то берется половина контура. Закон полного тока для данной магнитной цепи может быть записан в виде:
FВ = Fδ + Fz + Fm + Fa + Fя, (3)
где Fδ, FZ, Fm, Fa, Fя - магнитные напряжения соответственно в воздушном зазоре, зубцовом слое, сердечниках полюсов, спинке якоря, ярме и равные произведению напряженности магнитного поля на участке магнитной цепи на длину этого участка.
Расчет магнитной цепи начинают с выбора номинального значения магнитной индукции в воздушном зазоре Вδ по графику рис.2
Рис. 2. Зависимость номинальной индукции в воздушном зазоре Bδ от заданного диаметра якоря Da.
Принимаем:
Da=0.220м ; Bδ = 0,65Тл.
Затем определяем значения магнитного потока на участках магнитной цепи: Фδ=Вδ . Sδ , Фа=Фδ/2 , Фm = σ . Фδ, Фя = Фm/2,
Где Sδ = lδ . bδ – площадь воздушного зазора под полюсом в м2;
σ – коэффициент магнитного рассеяния.
В нашем случае σ = 1.1
Расчетную ширину bδ и длину lδ воздушного зазора определяем по формулам:
bδ = αδ . τ ,
где τ = π .Da / (2p)
lδ = 0,5 . (la + lm),
где lm = 0,29 – 0,005=0,285
В нашем случае:
Da = 0,220м ,
p =2,
αδ = 0,69,
la = 0,29м,
тогда τ = 3,14 . 0,220 / (2*2)=0,172м
bδ = 0,69 . 0,172=0,118м;
lδ = 0,5 . (0,29 + 0,285) = 0,869 м.
Отсюда площадь воздушного зазора под полюсом будет равна:
Sδ = 0,869 . 0,118 =0,102м2
Значения магнитного потока на участках будут равны:
Фδ = 0,65* 0,102= 0,066 Вб
Фа = 0,066/2 = 0,033 Вб
Фm = 1,1 . 0,066 = 0,072 Вб
ФЯ = 0,072/2 = 0,036 Вб
Определим размеры, необходимые для вычерчивания эскиза магнитной цепи, а именно ширину полюса bm, высоту спинки якоря ha, высоту ярма hЯ:
bm = Фm/ (Bm . lmp),
где lmp= lm . kст =0,285*0,98=0,279
ha = Фа / (Ва . lap),
где lap = la . kст=0,29*0,98=0,284
hЯ = ФЯ / (BЯ . lЯ ) ,
где lЯ = lm + 0,4 . Da = 0,285+0,4*0,220=0,373 м
Bm = 1,5 Тл,
Ba = 1,4 Тл,
BЯ = 1,1 Тл,
Вz3 = 2 Тл,
kст = 0,98;
Следовательно:
bm= 0,072/ (1,5 . 0,279 ) = 0,172м
ha = 0,033 / ( 1,4 . 0,284) = 0,083 м
hЯ = 0,036 / ( 1,1 . 0,373) = 0,087м
При расчете магнитного напряжения в зубцах якоря необходимо учитывать, что, так как пазы якоря выполняют с параллельными стенками, то зубцы имеют разную ширину в верхней части и у основания и, соответственно разные значения магнитной индукции. Поэтому рассчитывают магнитную индукцию и напряженность магнитного поля в трех сечениях зубца. Для этого вначале определяют магнитный поток в зубце:
ФZ = Bδ . lZ . t1,
где lZ = la . kст. – длина зубцов;
t1 = π . Da / Z – зубцовое деление.
Da = 0,220 м , kст.= 0,98,
Bδ = 0,65Тл,
Z = 39, la = 0,29 м,
t1= 3,14 . 0,220/39= 0,015 м ,
lZ = 0,29 . 0,98= 0,284 м.
ФZ = 0,65 . 0,284 . 0,015= 0,0027Вб
Затем зададимся значением магнитной индукции в нижней части зубца BZ3 = 2 Тл и найдем ширину этой части зубца :
bZ3 = ФZ / BZ3* lZ = 0,0027/ (2 .0,284) = 0,004м
Находим ширину паза:
bП=t3–bZ3=0,477–0,004=0,473м где t3 = π .(Da – 2 . hZ) / Z = 3,14 . (0,220 – 2 . 0,034) / 39=0,477м
Находим ширину зубца и индукцию в верхнем сечении:
bZ1 = t1 – bП = 0,015 – 0,473 = 0,0296м ;
BZ1 = BZ3 . bZ3 / bZ1 = 2 . 0,004 / 0,0296=0,27Тл
Индукция в средней части зубца будет:
BZ2 = (BZ1 + BZ3) / 2 = (0,27 + 2 ) / 2 =1,135 Тл
Напряженности магнитного поля Hm, Ha, HЯ,HZ1, HZ2, HZ3 находим с помощью кривых намагничивания сталей, по значениям индукции на соответствующих участках. Кривые намагничивания приведены в приложении в таблицах П1, П2, П3.
Принимаем:
Bm = 1,5 Тл → Hm = 2500 А/м
Ba = 1,4 Тл → Ha = 1580 А/м
BЯ = 1,1Тл → HЯ = 920 А/м
BZ1 =0,27Тл → HZ1 = 211А/м
BZ2 = 1,135 Тл → HZ2 = 1140 А/м
BZ3 = 2 Тл → HZ3 = 31000 А/м
Напряженность магнитного поля в воздушном зазоре равна:
Hδ = Bδ / μ0 , где μ0 = 1,26 . 10-6 Гн/м – магнитная постоянная.
Hδ = 0,65/ 1,26 . 10-6 = 515873 А/м
Определяем расчетную длину магнитной линии на каждом из участков :
Lδ = δ . kδ , где kδ = (10 . δ + t1) / (10 . δ + bZ1) – коэффициент воздушного зазора
kδ =(10 .0,0022 + 0,015)/ (10 . 0,0022 + 0,0296) = 0,54
Lδ = 0,0022 . 0,54 = 0,0011м
LZ = hZ , Lm = hm , La = π . ( Da – ha – 2 . hZ) / (4 . p + 0,5 . ha),
LZ = 0,034м ,
Lm = 0,073 м,
La = 3,14 . (0,220 – 0,083 – 2 . 0,034)/ (4 . 2 + 0,5 . 0,083) = 0,65м
LЯ = π . (Da + 2 . hm + 2 . δ + hЯ) / (4 . p+0,5 . hЯ),
LЯ = 3,14 . (0,220+2 . 0,073+2 . 0,0022+0,087)/(4*2+0,5 . 0,087) =0,175м
Для получения МДС обмотки возбуждения в формулу (3) подставляем магнитные напряжения участков:
Fδ = Hδ . Lδ, FZ= HZp . LZ , Fm= Hm . Lm , Fa = Ha . La , FЯ= HЯ . LЯ
Расчетную напряженность магнитного поля в зубцах получают по формуле Симпсона:
HZp= (HZ1+4 . HZ2+HZ3) / 6 =(211+4*1140 +31000)/6 =5961А/м
Fδ=515873 . 0,0011 =567,4 A ,
FZ=5961* 0,034=202,6 A,
Fm=2500 . 0,073=182,5 A,
Fa=1580 . 0,65=1027 A,
FЯ=920 . 0,175=161 A
Для проверки степени насыщения магнитной системы машины вычисляют коэффициент насыщения:kнас.=FB/Fδ. Полученное значение должно находиться в пределах 1,1- 1,5 FB= Fδ+FZ+Fm+Fa+FЯ =567,4+202,6+182,5 +1027+161=2140,5 A, тогда коэффициент насыщения равен kнас.=2140,5 /567,4=1,4, что соответствует требованиям.
2) Расчет параметров обмотки якоря рекомендуется начать с выбора числа элементарных пазов в реальном пазу uП и определения числа коллекторных пластин:
K = uП . Z, (4) , где Z – число пазов (зубцов) якоря.
Число коллекторных пластин выбирается из условия обеспечения нормальных потенциальных условий на коллекторе, чтобы среднее значение межламельного напряжения uk cp. при холостом ходе не превышало 18 – 22 В.
Kmin = 2 . p .UН/uk cp. (5), где UН- нормальное напряжение.
UН=220В, приняв uk cp.=22В получим из (5) минимальное число коллекторных пластин.
Kmin= 2 . 2 . 440/22= 80
С другой стороны, максимальное число коллекторных пластин Kmax определяется диаметром коллектора и минимально допустимым значением коллекторного деления.
tk min= bk min+Δk из. (6)
где bk min- минимальная ширина коллекторных пластин;
Δk из – толщина межламельной изоляции.
Приняв Dk=0,7 . Da=0,220 м , tk min=0,005м , (bk min= 0,004м, Δk из=0,001м), найдем:
Kmax = 0,7.π . Da / tk min (7)
Kmax = 0,7 . 3,14 .0,220 / 0,005 = 96,7
Таким образом, целые числа uk и К должны удовлетворять условиям:
K = uk . Z и Kmin ≤ K≤ Kmax (8)
80≤ K ≤ 96,7
Определив по формулам (5) и (7) значения Кmin и Кmax выбираем числа uП и К согласно условиям (8), где uП = 1, 2, 3, … Принимаем u