Файл: Прав избрания депутатов по сословиям были лишены духовенство и основная масса крестьянства частновладельческие, экономические, которые составляли до 67% населения страны.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
надлежало направить по одному депутату, которого избирали бы либо по собственному внутреннему порядку, либо по принятому в
Адмиралтейств-коллегий и утвержденному указами порядку выбора на высшие морские должности (Положение, п. 1). На местах депутатов избирали на представительских собраниях сословий: по одному депутату от дворянства каждого города (п. 3), от однодворцев каждой провинции (п. 4), от пахотных солдат и от государственных крестьян — также от провинции 5-6). По одному депутату от «каждого народа» предлагалось послать некочующим народам» (п. 7), а также казачеству, но для последних твердый порядок не был определен (п. 8). (На практике казаки выбирали депутатов или от полка, или от так называемой «линии».)
Прав избрания депутатов по сословиям были лишены духовенство и основная масса крестьянства — частновладельческие, экономические, которые составляли до 67% населения страны. Не посылали депутатов некоторые мелкие слои зависимого населения, а также армия и флот (до 4% населения империи). Общее для всех категории депутатов в требование составил только возрастной ценз — 25 лет (Положение, п. 9). Другие требования устанавливались специально по сословным обрядам. Дворянских депутатов избирали все, «действительно владеющие имением в том уезде» это же подразумевалось и для самих избранников. Городских депутатов могли избирать все, имеющие в городе дом, торговое или ремесленное дело, но к тому же «не банкроты» и «доброго и незазорного поведения», причем в городах, где было не менее 50 жителей ("Обряд" Г, п. 4). Для крестьянской и всей низшей депутатской курии были установлены дополнительные требования: депутатов избирали из особо избранных погостных поверенных (то есть выборы должны были быть многостепенными), а сами поверенные должны были отвечать группе условий — иметь землю и дом, быть женатому, не преступнику и «доброго и незазорного поведения» ("Обряд" Д, п. 7) и не моложе 30 лет. Обряды о выборах определяли и процедуру выборов — в целом единую для всех сословий, но с учетом многостепенности для крестьянства.
Контроль за проведением выборов, а также собственно их организация возлагается на местную администрацию: губернаторам был дан особый указ с характеристикой их прав и полномочий в этих вопросах.
После составления «Наказа» императрица издала указ, который содержал требование о созыве комиссий по составлению свода законов, отражающих основные направления политики «Просвещенного абсолютизма». Комиссия по разработке Уложения должны была начать работу в Москве в 1767 году, непосредственной работе данного представительного органа предшествовал подготовительный период, который заключался. Основная задача учреждаемой Комиссии состояла: не систематизировать и обновлять старые законы, а, учитывая недостатки и «нужды» империи, составить полностью новое законодательство, основанное на «новом разуме законов». Для лучшего же
сведения о нуждах общества и для того, чтобы дело и по итогу, и по характеру выполнения равно отвечало «общему добру», в Комиссии надлежало работать депутатам «от народа». Созывались они императорской властью, предполагалось, что ею же будут и распущены; подготовленный проект утверждаться должен монархом. Таким образом, роль депутатов изначально сводилась только к совещательным функциям.
Сенат в январе 1767 года начал работу по организации выборов в Комиссию: 14 коллегиям и 14 другим центральным управлениям было приказано определить своих представителей, а губернаторы контролировали процесс определения кандидатур на местном уровне.
Конкретные даты местных выборов были установлены губернаторами. Иногда выборы откладывались - либо по усмотрению организаторов, либо по случайным обстоятельствам (отсутствие необходимых помещений для выборщиков, отсутствие избирателей данной категории и т. д.). В основном, выборы от поместий в уездах и губерниях проводились в марте-апреле 1767 года.
Как показали специальные исследования, выборы в основном проводились в соответствии с «Обрядами о выборах» и согласно указанным в них классовым группам. Большинство членов дворянства избиралось на уездных собраниях, хотя в некоторых местностях допускались исключения, например в процессе выбора депутата не было необходимого кворума в количестве пятнадцати человек, требуемых законом, и местная администрация должна была объединить представительство и проводить «совместные собрания» - по одному на несколько округов. При этом депутат по-прежнему присылался из каждого уезда. В Новгородской губернии, где не было районного деления, выборы проводились по историческим административным единицам - пятинам. Местное дворянство в некоторых губерниях не проявляло инициативы для участия в выборах, например один из новгородских помещиков ссылаясь на «Манифест о вольности дворянства» 1762 г., заявил об отказе в выполнении «новой повинности».
Выборы городских депутатов проходили (в зависимости от количества избирателей, подпадающих под требования закона) либо непосредственно на собрании всех избирателей, либо в двухэтапном порядке - первоначально в отдельных частях города. В большинстве городов депутатов избирали специальные поверенные (причины могли быть разные, но главным, видимо, была невозможность собрать под одной крышей необходимое количество избирателей из-за отсутствия помещений). Особенно торжественно прошли выборы депутатов от Москвы и Санкт-Петербурга. Они длились несколько дней (в Петербурге - с 15 января по 21 февраля, в Москве - с 9 марта по 25 апреля), о них подробно писали две российские газеты - «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости».
Сельское население в большинстве своем избирало депутатов по установленной трехступенчатой системе: погост-уезд-провинция. Фактические выборы проходили на провинциальном собрании в губернском городе. Но на практике имели место некоторые отклонения от установлений закона. Из-за повсеместного отсутствия точного уездного деления далеко не везде имелась реальная возможность соблюсти требуемую трехстепенность в выборах. В Сибири, например, депутатов избирали непосредственно погостные поверенные. При выборах депутатов от казаков основным типом избирательного «округа» стала военно-административная единица — полк. О порядке избрания депутатов от так называемых «некочующих народов» сведений нет. Учитывая персональный состав представляющих эти народы депутатов (главным образом, по подписям под официальными актами Комиссии), предварительно можно сказать, что выборы были условными и депутатами становились местные князья, главы родов и представители мусульманского духовенства. Иногда депутата просто назначала местная власть.
Всего в состав Комиссии вошло 564 депутата, однако их количество и состав менялся по субъективным причинам, так как впоследствии некоторые депутаты объявляли самоотвод, некоторые прибывали позже в силу отдаленности и продолжительности выборов. Систематического учета не велось и в самой Комиссии уложения. Систематический учет в самой Комиссии не велся. Поэтому общее количество депутатов, избранных в разное время (или временно принявших на себя полномочия по утверждению Комиссии), можно считать приблизительным - около 740 депутатов.
Пропорциональность представительства не соответствовала удельному весу основных сословий в социальной структуре. Более 33% от общего числа депутатов были избраны от дворянства (0,6% населения страны), 36% - от городов (около 3% населения), около 20% - от сельского населения (около 20% от общей численности населения) (уместно напомнить, что около 70% населения страны, в основном крестьяне, были полностью лишены права посылать депутатов). Указанный состав Комиссии определял и основные направления предстоящей деятельности, а именно продвижение интересов привилегированных страт общества.
Одновременно с выборами депутатов в срочный представительный орган утверждались и «Наказы» - сборники предложения по внесению изменений в действующее законодательство страны. Количество предложений не регламентировалось, в итоге к началу работы государственного органа их насчитывалось порядка 1600.
В государственных заказах центральных ведомств в основном решались вопросы совершенствования законодательства о делах ведомств. Инструкции дворянства и городов касались конкретных проблем расширения сословных и имущественных прав и закрепления их законом, усиления правовой защиты от посягательств или «ущерба» им со стороны низших классов. Распоряжения крестьянского населения содержали в основном частные (но практически общие для всего сословия) просьбы об отмене одних повинностей или о других «послаблениях». Вопросы общей правовой политики в постановлениях о наследстве почти не затрагивались, универсальным было лишь требование «справедливого и быстрого судебного разбирательства» и устранения нарушений в местной администрации. В целом политические и правовые вопросы (о власти, государственном управлении, принципах государственного устройства и т. д.), не выходили за рамки признания существующего государственного строя.
Работа комиссии
В июле 1767 года в Москве Комиссия начала свою работу в соответствии с установленными сроками. Открытие данного учреждения сопровождалось торжественными мероприятиями, все депутаты приняли присягу, заверив, что приложат «чистосердечное старание в великом том деле сочинения проекта нового уложения».
Первое заседание Комиссии состоялось на следующий день в Кремлевском Грановитом дворце. Семь первых заседаний (31 июля - 14 августа 1767 г.) были посвящены организационным вопросам. Главой собрания (маршалом) был утвержден депутат от костромского уезда дворянин А.И. Бибиков, также был определен состав комиссии по изучению наказов от населения, зачитан «Наказ» императрицы. Единственным решением, которое было принято в начале работы учреждения стало предложение преподнести императрице титул «Великой Екатерины, Премудрой и Матери Отечества». Впоследствии данный титул был принят Екатериной с корректировками, она оставила за собой статус «Матери Отечества». Данный акт имел огромное историческое значение, так как подтверждал законность полномочий Екатерины II, которая пришла к власти в результате государственного переворота, представители «всего Отечества» единодушно выразили желание, пусть сверху организованное, видеть ее во главе империи.
После организационных мероприятий Комиссия начала работу. Полный перечень основного функционала не был точно определен, основная идея деятельности организации заключалась в изучении старого законодательства и последующего разбора данных норм на основании новых тенденций и общественных предложений, изложенных в Наказах. Чтение старых законов и постановлений в оригинальных и полных текстах заняло в результате значительную часть общей условной продолжительности всех заседаний Собраний.
Последовательно рассмотрим основные темы, которые затрагивались на собрании по созданию нового Уложения.
С 8-го по 21-е заседания (20 августа — 11 сентября 1767 г) наряду с организационными вопросами перешли к обсуждению крестьянской проблемы. По предложению А. И. Бибикова началось чтение и обсуждение двенадцати приказов, представленных от разных категорий государственных крестьян. Основными, затронутыми в наказах проблемами являлись: неурожайные периоды, повышенные налоги, бюрократизм судов и органов местного самоуправления. В обсуждении приняли участие депутаты, большая часть которых принадлежала к дворянству.
В их выступлениях выражалось главным образом несогласие с требованиями крестьянства принять некоторые общеполитические и правовые меры для облегчения положения сельского населения. Было поддержано только требование об установлении упрощенного судопроизводства для государственных крестьян. Обсуждение основ законодательство с первых заседания приобрело ярко выраженный сословный характер.
22–31-е заседания Собрания (12 сентября - 2 октября 1767 г.) были посвящены в основном обсуждению законов о правах дворянства. Сначала в ходе нескольких заседаний, было зачитано около шестидесяти законодательных актов: от отдельных разделов Уложения 1649 года до постановлений Сената 1766 года, посвященных в основном вопросам ранга дворян на службе, их личных прав, их положение в суде, а также право распоряжаться имуществом. В дальнейшем в обсуждении данной категории вопросов приняли непосредственное участие в основном представители дворянства, которые ратовали за закрепление и расширение своих привилегий.
Были сформулированы основные тезисы, которые в целом соответствовали линии государственной политики того периода, но в то же время расширяли законные требования дворянства: 1) ограничение возможности приобретения дворянского титула (или полный запрет на него), кроме личной награды монарха; 2) закрепление за дворянством прав на военную и гражданскую службу как привилегию; 3) запрет подвергать дворян физическим наказаниям; 4) усиление личных и родовых прав дворян на имения и землю.
Заседания о «среднем роде» 31-е — 67-е (2 октября —26 ноября 1767 г.) были посвящены проблемам сословных прав купечества и городского населения. Чтение старых законов и указов (всего их более 150) началось 25 сентября, а фактические заключения депутатов стали излагаться со 2 октября. Законы оглашались не в хронологическом порядке