Файл: Прав избрания депутатов по сословиям были лишены духовенство и основная масса крестьянства частновладельческие, экономические, которые составляли до 67% населения страны.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, а по задачам: 1 ) городской суд и права мировых судей; 2) имущественные права купцов; 3) регистрация в качестве купцов и отдельно в ремесленных мастерских; 4) налогообложение городского населения; 5) порядок торговли в городах и т. д. Обсуждение происходило на основании выявленной проблематики.
Дискуссия по законам о купечестве оказалась несравненно более многоголосой, а круг спикеров более разнообразным. Особенно активны были депутаты от городов и от казачества. За индивидуальными проблемами постепенно вырисовывалось главное требование: закрепить классовую изоляцию городского населения, расширить привилегии городского класса и запретить, в частности, крестьянам заниматься конкурирующими ремеслами и занятиями, включая торговлю. Главный «способ» к улучшению своего состояния большинство выступавших видели в обособлении купеческих прав и в том, чтобы предоставить купечеству, наряду с дворянством, права владеть крепостными. Представители дворянства выразили несогласие с позицией купечества. О нарастании идейных разногласий свидетельствовало и то, что выступления по вопросу о праве казачества и купцов владеть крепостными продолжались и после того, как 26 ноября маршал предложил следующую тему для дискуссии.
Последующей темой обсуждений на заседаниях с 68-ого по 77-ое (27 ноября — остзейского 14 декабря 1767 г.) стал вопрос статуса Прибалтийских территорий и высших слоев населения данной области. Основной вопрос, который необходимо было рассмотреть – особый статус Прибалтики. Прибалтийские депутаты потребовали обсуждения особых своих прав и статуса еще в октябре, обеспокоенные тем, что при рассмотрении законов о дворянстве вообще были полностью обойдены частные их интересы. Но тогда Собрание, по инициативе маршала, постановило отложить такое обсуждение. С 20 ноября были зачтены двадцать актов об особых привилегиях Прибалтики, ее дворянства и ее городов. Робкие попытки депутатов от г. Риги и от лифляндского дворянства закрепить свою правовую автономию, а с ней и дополнительные свои привилегии ("права и привилегии лифляндские вполне соответствуют расположению живущего под ними народа" 45 и посему, мол, не требуют никакой законодательной перестройки) не увенчались успехом
14 декабря маршал Комиссии А.И. Бибиков объявил о двухмесячном перерыве в работе собрания депутатов.
Таким образом, на первом этапе своей работы Собрание обсудило основные проблемы социально-правовой политики
, следуя той очередности, которая соответствовала последовательности глав «Наказа». Решений или общих рекомендаций выработано не было. Высказанные же мнения свелись в основном к признанию необходимым укрепления законами прав и гражданского статуса каждого из сословий, причем представители каждого из сословий последовательно выступали за расширение собственных прав и привилегий и за ограждение «преимуществ» других.
Таким образом, на первом этапе своей работы Комиссия обсудила основные проблемы социальной и правовой политики, соблюдая порядок, соответствующий последовательности глав «Наказа». Общих решений или рекомендаций депутаты не выработали. Высказываемые мнения в основном ограничивались признанием необходимости укрепить правой и гражданский статус каждого из сословий законами, представители каждой страты последовательно выступали за расширение своих прав и привилегий и защиту «преимущества» от других.
18 февраля Собрание возобновило свою работу в Санкт-Петербурге, по распоряжению императрицы.
Заседания 78-е — 155-е (18 февраля — 10 июля 1768 г.) были посвящены обсуждению законодательства о судоустройстве и правоприменении — о «юстиции». Переход к данной теме вытекал из правовой системы «Наказа»: после установлений начал сословно-правовой политики, касавшейся отдельных сословий, ставились на обсуждение правовые начала, единые для всего «гражданского общества». Было заслушано около 200 актов за 1649-1766 гг. о судоустройстве и судопроизводстве, об особенностях регулирования отдельных сторон социальной политики.
Заседания с 78- по 155-го (18 февраля - 10 июля 1768 г.) были посвящены обсуждению законодательства о судебной системе и правоприменении. Переход к этой теме последовал из правовой системы «Наказа»: после установления принципов сословно-правовой политики в отношении отдельных сословий на обсуждение были вынесены правовые принципы, общие для всего «гражданского общества». Было заслушано около 200 актов за 1649-1766 гг. о судебной системе и судопроизводстве, об особенностях регулирования отдельных аспектов социальной политики. В последовавшей затем дискуссии депутаты выказали, однако, несомненное стремление рекомендовать для разработки законов о юстиции новые принципы. Обсуждение было сосредоточено на необходимости сохранения независимых судебных институтов, что подразумевает реорганизацию существующих судов, упразднение Юстиц-коллегии, учреждение выборных дворянских судов на местах.
Идейные разногласия вновь дали о себе знать, когда ряд депутатов из низших сословий коснулись социального облика правосудия и судебной власти и когда было вполне обоснованно замечено, что многие несовершенства судебной системы суть всего лишь отражения неуравновешенной властности высших, перерастающей в пренебрежение законом и простое самодурство. Примерно с апреля, занявшись рассмотрением указов о сыске и наказании беглых крестьян и об исках из крепостных отношений, Собрание не могло миновать снова обсуждения вопроса об общем положении крестьянства. Совмещение этих двух вопросов выразилось в формировании своего рода объективного политического паллиатива в вопросе о юстиции (единственно возможного в рамках начал «просвещенного абсолютизма»): депутаты все более отстаивали принцип сословности судов как средство исполнения «блаженства каждого и всех».
В марте-апреле 1768 года на рассмотрение в Комиссию поступили последние главы «Наказа» Екатерины II, в которых было рекомендовано после обсуждения общих вопросов перейти к конкретизации, а именно к кодификации законодательства специально созданными комиссиями по отраслям, рассматриваемых вопросов. Следуя поставленным в «Начертании» задачам, Комиссии предстояло заняться организацией системы частных кодификационных комиссий (первые три были организованы еще в сентябре 1767 г., но теперь их число должно было достигать полутора десятков и охватить все основные сферы законодательства). Поэтому в апреле-мае 1768 г. свыше 70% времени заседаний Собрания заняли выборы депутатов в частные комиссии и утверждение состава этих комиссий. Обсуждение законов было свернуто.
На заседаниях 155-е — 174 (10 июля — 6 октября 1768 г.) обсуждался первый из завершенных в Комиссии законопроектов — Проект правам благородных. Данный нормативный акт был досконально изучен депутатами и отправлен на доработку, так как не все его положения были приняты представителями дворянства.
В последние месяцы своей работы — Большого собрания, заседания 175-е — 194 (9 октября — 15 декабря 1768 г.) — Собрание слушало старые законы, принадлежавшие «до поместий и отчин» (в общем плане проблема ставилась в гл. 18 «Наказа»). Было зачитано свыше ста актов о порядке приобретения и распоряжения имений. В небольшом — как по продолжительности, так и по числу выступивших — обсуждении депутаты затронули только вопросы о необходимом закреплении точного порядка признания прав на имущество (в том числе недвижимое) и о порядке наследования
В последние месяцы своей работы - собрание, сессия 175-194 (9 октября - 15 декабря 1768 г.) – рассмотрело основные положения законодательства о наследственном праве. Было зачитано более сотни актов о порядке приобретения и отчуждения недвижимого имущества. В небольшой дискуссии, как по продолжительности, так и по количеству выступающих, депутаты подняли вопросы только о необходимом закреплении точного порядка признания прав на имущество (в том числе недвижимого) и о порядке наследования.
В октябре 1768 г. Турция объявила России войну. Ответный манифест от 18 ноября 1768 г. знаменовал официальное начало русско-турецкой войны, продлившейся до 1774 г. На заседайнии 18 декабря 1768 г. А.И.Бибиков объявил о получении указа, согласно которому, по случаю «нарушения мира и тишины», Комиссия реорганизовывалась: многим депутатам надлежало прибыть к месту службы и поэтому заседания Большого собрания прекращались, все депутаты, кроме избранных в частные комиссии, распускались, «доколе от Нас паки созваны будут»; в частные комиссии указывалось избрать дополнительно новых членов на место выбывавших депутатов
Дискуссия по законам о купечестве оказалась несравненно более многоголосой, а круг спикеров более разнообразным. Особенно активны были депутаты от городов и от казачества. За индивидуальными проблемами постепенно вырисовывалось главное требование: закрепить классовую изоляцию городского населения, расширить привилегии городского класса и запретить, в частности, крестьянам заниматься конкурирующими ремеслами и занятиями, включая торговлю. Главный «способ» к улучшению своего состояния большинство выступавших видели в обособлении купеческих прав и в том, чтобы предоставить купечеству, наряду с дворянством, права владеть крепостными. Представители дворянства выразили несогласие с позицией купечества. О нарастании идейных разногласий свидетельствовало и то, что выступления по вопросу о праве казачества и купцов владеть крепостными продолжались и после того, как 26 ноября маршал предложил следующую тему для дискуссии.
Последующей темой обсуждений на заседаниях с 68-ого по 77-ое (27 ноября — остзейского 14 декабря 1767 г.) стал вопрос статуса Прибалтийских территорий и высших слоев населения данной области. Основной вопрос, который необходимо было рассмотреть – особый статус Прибалтики. Прибалтийские депутаты потребовали обсуждения особых своих прав и статуса еще в октябре, обеспокоенные тем, что при рассмотрении законов о дворянстве вообще были полностью обойдены частные их интересы. Но тогда Собрание, по инициативе маршала, постановило отложить такое обсуждение. С 20 ноября были зачтены двадцать актов об особых привилегиях Прибалтики, ее дворянства и ее городов. Робкие попытки депутатов от г. Риги и от лифляндского дворянства закрепить свою правовую автономию, а с ней и дополнительные свои привилегии ("права и привилегии лифляндские вполне соответствуют расположению живущего под ними народа" 45 и посему, мол, не требуют никакой законодательной перестройки) не увенчались успехом
14 декабря маршал Комиссии А.И. Бибиков объявил о двухмесячном перерыве в работе собрания депутатов.
Таким образом, на первом этапе своей работы Собрание обсудило основные проблемы социально-правовой политики
, следуя той очередности, которая соответствовала последовательности глав «Наказа». Решений или общих рекомендаций выработано не было. Высказанные же мнения свелись в основном к признанию необходимым укрепления законами прав и гражданского статуса каждого из сословий, причем представители каждого из сословий последовательно выступали за расширение собственных прав и привилегий и за ограждение «преимуществ» других.
Таким образом, на первом этапе своей работы Комиссия обсудила основные проблемы социальной и правовой политики, соблюдая порядок, соответствующий последовательности глав «Наказа». Общих решений или рекомендаций депутаты не выработали. Высказываемые мнения в основном ограничивались признанием необходимости укрепить правой и гражданский статус каждого из сословий законами, представители каждой страты последовательно выступали за расширение своих прав и привилегий и защиту «преимущества» от других.
18 февраля Собрание возобновило свою работу в Санкт-Петербурге, по распоряжению императрицы.
Заседания 78-е — 155-е (18 февраля — 10 июля 1768 г.) были посвящены обсуждению законодательства о судоустройстве и правоприменении — о «юстиции». Переход к данной теме вытекал из правовой системы «Наказа»: после установлений начал сословно-правовой политики, касавшейся отдельных сословий, ставились на обсуждение правовые начала, единые для всего «гражданского общества». Было заслушано около 200 актов за 1649-1766 гг. о судоустройстве и судопроизводстве, об особенностях регулирования отдельных сторон социальной политики.
Заседания с 78- по 155-го (18 февраля - 10 июля 1768 г.) были посвящены обсуждению законодательства о судебной системе и правоприменении. Переход к этой теме последовал из правовой системы «Наказа»: после установления принципов сословно-правовой политики в отношении отдельных сословий на обсуждение были вынесены правовые принципы, общие для всего «гражданского общества». Было заслушано около 200 актов за 1649-1766 гг. о судебной системе и судопроизводстве, об особенностях регулирования отдельных аспектов социальной политики. В последовавшей затем дискуссии депутаты выказали, однако, несомненное стремление рекомендовать для разработки законов о юстиции новые принципы. Обсуждение было сосредоточено на необходимости сохранения независимых судебных институтов, что подразумевает реорганизацию существующих судов, упразднение Юстиц-коллегии, учреждение выборных дворянских судов на местах.
Идейные разногласия вновь дали о себе знать, когда ряд депутатов из низших сословий коснулись социального облика правосудия и судебной власти и когда было вполне обоснованно замечено, что многие несовершенства судебной системы суть всего лишь отражения неуравновешенной властности высших, перерастающей в пренебрежение законом и простое самодурство. Примерно с апреля, занявшись рассмотрением указов о сыске и наказании беглых крестьян и об исках из крепостных отношений, Собрание не могло миновать снова обсуждения вопроса об общем положении крестьянства. Совмещение этих двух вопросов выразилось в формировании своего рода объективного политического паллиатива в вопросе о юстиции (единственно возможного в рамках начал «просвещенного абсолютизма»): депутаты все более отстаивали принцип сословности судов как средство исполнения «блаженства каждого и всех».
В марте-апреле 1768 года на рассмотрение в Комиссию поступили последние главы «Наказа» Екатерины II, в которых было рекомендовано после обсуждения общих вопросов перейти к конкретизации, а именно к кодификации законодательства специально созданными комиссиями по отраслям, рассматриваемых вопросов. Следуя поставленным в «Начертании» задачам, Комиссии предстояло заняться организацией системы частных кодификационных комиссий (первые три были организованы еще в сентябре 1767 г., но теперь их число должно было достигать полутора десятков и охватить все основные сферы законодательства). Поэтому в апреле-мае 1768 г. свыше 70% времени заседаний Собрания заняли выборы депутатов в частные комиссии и утверждение состава этих комиссий. Обсуждение законов было свернуто.
На заседаниях 155-е — 174 (10 июля — 6 октября 1768 г.) обсуждался первый из завершенных в Комиссии законопроектов — Проект правам благородных. Данный нормативный акт был досконально изучен депутатами и отправлен на доработку, так как не все его положения были приняты представителями дворянства.
В последние месяцы своей работы — Большого собрания, заседания 175-е — 194 (9 октября — 15 декабря 1768 г.) — Собрание слушало старые законы, принадлежавшие «до поместий и отчин» (в общем плане проблема ставилась в гл. 18 «Наказа»). Было зачитано свыше ста актов о порядке приобретения и распоряжения имений. В небольшом — как по продолжительности, так и по числу выступивших — обсуждении депутаты затронули только вопросы о необходимом закреплении точного порядка признания прав на имущество (в том числе недвижимое) и о порядке наследования
В последние месяцы своей работы - собрание, сессия 175-194 (9 октября - 15 декабря 1768 г.) – рассмотрело основные положения законодательства о наследственном праве. Было зачитано более сотни актов о порядке приобретения и отчуждения недвижимого имущества. В небольшой дискуссии, как по продолжительности, так и по количеству выступающих, депутаты подняли вопросы только о необходимом закреплении точного порядка признания прав на имущество (в том числе недвижимого) и о порядке наследования.
В октябре 1768 г. Турция объявила России войну. Ответный манифест от 18 ноября 1768 г. знаменовал официальное начало русско-турецкой войны, продлившейся до 1774 г. На заседайнии 18 декабря 1768 г. А.И.Бибиков объявил о получении указа, согласно которому, по случаю «нарушения мира и тишины», Комиссия реорганизовывалась: многим депутатам надлежало прибыть к месту службы и поэтому заседания Большого собрания прекращались, все депутаты, кроме избранных в частные комиссии, распускались, «доколе от Нас паки созваны будут»; в частные комиссии указывалось избрать дополнительно новых членов на место выбывавших депутатов