Файл: Курсовая работа По дисциплине "Технология и организация туроператорской деятельности".odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
цикличность туристской деятельности, характерная для конкретного места и связанная с изменением условий рекреации.

На данный момент можно отметить четыре сезона туристской активности.

Сезон «пик», прежде всего, характеризуется самым благоприятным для туризма на конкретной территории периодом. В это время, как правило, наблюдается максимально высокая плотность туристов, а также наиболее комфортные условия для туризма и рекреации.

Высокий сезон также характеризуется наибольшей активностью на туристском рынке. В этот период аналогично, как и в «пиковый» сезон, действуют высокие тарифы на туристские услуги.

Низкий сезон отличается снижением тарифов и деловой активности на туристском рынке.

«Мертвый» сезон представляет собой период, который выступает самым неблагоприятным для организации туристской деятельности, а также характеризуется закономерным сниженным спросом или его отсутствием до наступления благоприятных условий (например, климатические условия).

Таким образом, сфера туризма особенно подвержена влиянию фактора сезонности, как явления связанного с существенными климатическими колебаниями. В современной практике туризма существует четыре сезона туристской активности, которые отличаются степенью данной активности вследствие тех или иных климатических условий. Сезонность во многом определяет направления развития туризма на отдельных территориях.
1.2 Влияние сезонности на туристский рынок РФ


Сведения, представленные в предыдущих разделах исследования, свидетельствуют о том, что фактор сезонности для туристского рынка во многом играет определяющую роль. На данный момент туризм заслуженно выступает ведущим и наиболее устойчивым сектором экономики, что было не раз подтверждено экспертными исследованиями и Всемирной туристской организацией. Закономерное, должное и эффективное развитие туристского сектора требует брать во внимание ключевые параметры внешней среды, способные оказать на тенденции его развития заметное влияние. К таковым параметрам как раз относится фактор сезонности.

Общие показатели фактора сезонности в туризме определяются рядом фактором, среди которых:

    • Природно-климатические условия;

    • Экономические и социальные параметры (наличие времени ивозможности, например, сезон отпусков);

    • Технологические факторы;

    • Материально-технические;

    • Демографические параметры.

Природно-климатические условия обуславливают наличие подходящих погодных условий для тех или иных видов туризма.
Говоря о социально-экономических параметрах следует отметить, что спрос на туристские продукты в определенные периоды времени диктуется сезоном отпусков и детских каникул частности, в летний период). Высокий уровень спроса на туристские поездки летом связан и с распространенной в европейских странах практикой остановки предприятий
на профилактический ремонт в июле - августе (месяцы наименьшей производительности труда).
Обозначенные параметры сезонных колебаний могут быть подразделены на первичные и вторичные. Первичными выступают колебания природно-климатического

характера. Именно климатические условия и соответствующие им сезонные колебания определяющим образом влияют на туристский спрос и предложение. Климатические факторы связаны с тем, чтов большинстве регионов мира погодные условия для путешествий, отдыха, лечения, занятий спортом различаются по месяцам года.

К примеру, взяв во внимание такой туристский центр, как Россия , можно отметить, что основной туристский сезон здесь приходится на три летних месяца ( июнь, июль, август). В данный период на юге не тепло, что отлично подходит для пляжного курота. Ниже представлена статистика по месяцам, отражающая влияние сезонных колебаний на количество туристских прибытий.

Въездной туризм в Россию находится на уровне статистической погрешности

Пограничная служба ФСБ опубликовала обновленную статистику въезда иностранных граждан в РФ. В третьем квартале 2022 года в Россию с туристическими целями приезжали 65,9 тыс. иностранцев. Это почти в 2 раза меньше, чем в самый жесткий «ковидный» период с июля по сентябрь 2021 года. И в 35 раз меньше, чем в третьем квартале 2019 года. Российский въездной туризм продолжает находиться в глубоком кризисе. После сильного спада в период пандемии и короткого этапа восстановления в начале 2022 года, во втором квартале 2022 года въездной турпоток показал «минус» даже по сравнению с ковидным 21-м. А результаты всего первого полугодия показали сокращение въезда иностранных туристов в 25 раз по сравнению с
доковидным периодом. Количество зарубежных поездок россиян в I полугодии 2022 года выросло на четверть

Львиная доля прироста объема выездов за границу в первой половине
2022 года приходится на январь-февраль, а не на «пляжные» месяцы. В апреле - июне основной прирост идет за счет открытой Турции. Также большой вклад в рост внесли и страны «ближнего зарубежья». Тем не менее, по сравнению с доковидными временами выездной поток сократился на 60,1%.Количество туристских прибытий, в свою очередь, оказывает влияние на уровень загрузки средств размещения и соответствующие тенденции функционирования других участников туристского рынка: рестораны, экскурсионные бюро, транспортные предприятия. Соответствующие явления оказывают влияние на генерацию рабочих мест, стоимость услуг. Так, в низкий сезон, когда активность посещения туристами туристских центров заметно снижается, цены на туристские услуги и услуги размещения также снижаются.

Сезонные колебания туристского спроса оказывают негативное влияние на национальную экономику. Данные колебания приводят к вынужденным простоям материально-технической базы, порождают проблемы социального плана. Сезонный спад вызывает временное высвобождение рабочей силы. Влияет он и на распределение издержек производства, что тесно связано с политикой цен на товары и услуги для туристов

Фактор сезонности в туризме оказывает влияние как спрос, так и на предложение, и, как следствие на уровень рентабельности всех туристских

предприятий и смежных структур, которые ориентированы на
обслуживание туристов.

Таким образом, сезонность в туризме оказывает влияние на следующие элементы туристского рынка:

    • Уровень спроса;

    • Загрузка средств размещения;

    • Количество специалистов, трудящихся в сфере туризма;

    • Объемы производства услуг;

    • Уровень прибыли туристских предприятий;

    • Способность туристских предприятий отвечать по своим финансовым обязательствам (обязательные платежи, налоги);

    • Стоимость туристских услуг;

    • Наличие или отсутствие специальных предложений;

    • Необходимость формирования комплексных мер поддержки туристского сектора в том числе со стороны органов государственной власти.


Обозначенные выше элементы находятся в прочной взаимосвязи и взаимозависимости. Так, если на туристскую дестинацию существенное влияние оказывает фактор сезонности, необходима проработка мер по ее преодолению и сглаживанию негативных последствий, таких как падение спроса и снижение уровня благосостояния туристских предприятий.

Таким образом, фактор сезонности способен оказывать существенное влияние на тенденции развития туристского рынка отдельных дестинаций. И если в пиковые и высокие сезоны туризм «расцветает», то в период низкого или «мертвого» сезона ситуация кардинально меняется. Именно поэтому

важно своевременно разрабатывает эффективные меры нейтрализации негативных последствий влияния фактора сезонности на деятельность участников туристского рынка