Файл: Вид работы Курсовая работа Название дисциплины Анализ хозяйственной деятельности (курс 1) Тема Научная и практическая эффективности анализа хозяйственной деятельности Фамилия студента.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
,
2) их измерение и обоснование.
В концепции эффективности организационной структуры Б.З. Мильнера были предложены три группы взаимосвязанных и взаимодополняемых показателей, характеризующих:
1) эффективность управления, выраженную через конечный результат деятельности предприятия;
2) содержание и организацию процесса управления;
3) организационную структуру и ее технический уровень.
По мнению В.А. Созинова и С.Г. Масленниковой, эффективность управления является совокупностью результатов следующих переменных: стратегических целей управления, рациональности процесса и структуры, потенциала системы, организационного поведения. Все эти факторы эффективности управления предприятием дают авторам возможность построить систему критериев, представленных в таблице.
Авторы считают, что данные факторы наиболее полно отражают эффективность системы управления, поэтому наиболее целесообразно определять основные показатели эффективности с помощью обозначенных критериев. Для создания системы расчета все данные должны быть приведены к сопоставимому виду методами дисконтирования и индексации. С учетом отрасли и специфики организации, выбор соответствующих показателей индивидуален для каждого предприятия.
Понятие эффективности тесно связано с таким определением, как результативность. Общим для этих понятий является их относительность, то есть показатели могут измеряться только по сравнению с базой или эталоном для сравнения. Различия заключаются в том, что результативность определяется только достигнутым результатом – безотносительно к затратам на его достижение, а эффективность с позиции данного подхода определяется не только результатом, но и затратами, в широком смысле слова, на его достижение.
Таким образом, основными показателями расчета результативности являются:
1) коэффициент результативности управления;
2) коэффициент результативности предлагаемых изменений в управлении, он рассчитывается как отношение увеличения прибыли по сравнению с капитальными вложениями на это изменение;
3) срок окупаемости капитальных вложений.
При условии повышения коэффициента результативности, сокращения срока окупаемости и уменьшения коэффициента результативности, а также предлагаемых изменений в управлении фактор «стратегические цели управления» может быть охарактеризован как положительный.5
Исходя из вышесказанного, авторы считают, что рациональность процесса и структуру предприятия можно оценить с помощью показателей эффективности и синергии. Эффективность системы управления в структуре предприятия отражается по трем основным направлениям:
1) разнообразие связей управления,
2) сложность управленческих функций и трудоемкость,
3) эффективность организационной структуры.
При анализе современных исследований в области количественной оценки систем управления многие авторы отрицают возможность их измерения в связи со множеством и разнообразием связей, что создает определенную сложность в расчетах. С. Бир классифицирует сложность системы по количеству состояний: простым присуще до тысячи состояний, сложным – от тысячи до миллиона, очень сложным – от миллиона. Учитывая сложность и множество состояний, невозможно дать точную диагностику эффективности и работоспособности системы, структурировать нормативы управляемости и нормы, определить количество необходимых уровней. Поэтому М. Райсс, Б.З. Мильнер, С. Бир характеризуют современные системы по иерархическому признаку, выделяя пятиуровневые и трехуровневые модели. Иерархия – признак высокого уровня развития организации, следовательно, чем меньше уровней в системе, тем более она мобильна по отношению к изменениям среды, но требует большей ответственности от руководителя. В зависимости от поставленных целей создается уникальная структура системы управления, которая обладает наиболее высокой эффективностью.
Закон разнообразия Эшби гласит: успешное функционирование системы основано на достижении такого разнообразия, которое обеспечивает внутреннюю устойчивость системы управления и стабильность ее взаимодействия с внешней средой4. Поэтому, по нашему мнению, именно формула С. Бира, основанная на входных и выходных состояниях, количественно отражает общее разнообразие связей в системе.
Трудоемкость, сложность, стоимость – основные параметры функции управления. Трудоемкость рассчитывается как совокупность затрат труда в часах в процессе реализации управленческих функций.
Для оценки сложности наиболее практичным, по мнению авторов, является применение экспертного подхода. В этом случае сложность ранжируется по четырем уровням: высокий, средний, низкий, нулевой. Высокий уровень – творческий характер работы, средний – логический, низкий – технический, нулевой – элементарный. Анализ экспертных оценок позволяет рассчитать среднюю арифметическую совокупность уровней сложности основных функций управления.
Стоимость – это денежное выражение трудоемкости, совокупность всех видов операций по управлению.
Отметим также и другие индикаторы функциональной структуры: коэффициент полноты охвата функций, коэффициент неполноты выполняемых функций, коэффициент дублирования работ, коэффициент централизации власти (по вертикали и горизонтали), коэффициент качества выполнения функций управления.
Разнообразие связей управления, сложность, трудоемкость, стоимость и коэффициенты управленческих функций – всё это характеризует одну из сторон фактора «рациональность процесса и структура управления» и эффективность.
Другой характеристикой СУ является синергизм. Это свойство системы, определяющее увеличение эффекта при синтезе всех элементов. Сложно структурированная и динамически развивающаяся система направлена на получение максимального эффекта за счет своей целостности. По нашему мнению, синергия управления включает в себя два аспекта. Первый – работа с персоналом, обеспечивающая увеличение кадрового потенциала за счет обучения, повышения квалификации, обмена опытом. Второй аспект связан с управленческой структурой, существующими связями, координацией и контролем управления. Эффект может быть, как положительным, в случае принятия правильного решения в сфере управления, так и отрицательным – при некомпетентности руководителей. Оценить положительный эффект синергии можно по следующим направлениям: повышение эффективности использования ресурсов, рост конкурентных преимуществ, рост инновационных процессов.
Структуру и процесс управления можно считать высокоорганизованными, когда критерии эффективности и синергии дают положительный результат. Рационально созданная структура СУ в значительной мере влияет на ее эффективность, организуя устойчивость связей между всеми взаимодействующими элементами, определяя целостность системы. В рамках повышения эффективности управления организационная структура предприятия, по нашему мнению, должна соответствовать нижеперечисленным требованиям: иметь необходимое количество уровней управления и взаимосвязи между звеньями иерархии; обладать низкой трудоемкостью и высокой производительностью; отражать оперативность решений, полноту охвата и качество функций, централизацию власти; поддерживать и развивать синергетический эффект, выраженный в росте конкурентных преимуществ, эффективном использовании ресурсов, увеличении инновационных движений.
Оценка эффективности управления предприятием зависит также от такого фактора, как «потенциал системы». Основные критерии его сочетают в себе качественные (по адаптивности) и количественные (по управляемости, устойчивости, инновационности) показатели. Расчет и определение всех необходимых критериев позволяет оценить потенциал системы, который находится в прямой зависимости от эффективности управления, то есть чем больше потенциал системы, тем выше уровень эффективности управления.6
Авторы предлагают для оценки устойчивости организационной структуры и ее управляемости, которые заключены в приказах по структуре аппарата управления и личному составу, использовать статистические данные.
Для нахождения степени инновационности организации используются сравнения фактических целевых показателей с плановыми, такими как уровень обновления факторов производства, рост конкурентоспособности предприятия, экономия ресурсов, ускорение процессов производства. При выявлении существенных отклонений принимаются специальные меры по улучшению ситуации с использованием инновационных методов.
Качественным критерием потенциала системы служит адаптивность структуры управления – это ответ организационной системы на быстроменяющиеся условия среды. Адаптивность является абстрактным понятием, не имеющим конкретных показателей измерения. Если структура управления обладает высокой гибкостью, отвечает конкурентным условиям рынка, учитывает требования к уровню качества обслуживания потребителей, рассчитывает риски, связанные с изменениями внешней среды, то она принимается как высокоадаптивная.
«Потенциал системы» – один из элементов оценки эффективности управления предприятием. Рост потенциала системы обеспечивает повышение эффективности управления предприятием.
Последним фактором оценки эффективности управления является «качество организационного поведения» по двум критериям – экономичности и информационному обеспечению предприятия.
Понятие экономичности предполагает снижение затрат на ресурсы, но не в ущерб результативности и рациональности управления. Изучение динамики затрат на систему управления, численности персонала и аппарата управления в целом нами предлагается проводить с помощью показателей Н.И. Кабушкина: коэффициента экономичности управления
, коэффициента экономичности аппарата управления, интегрального показателя экономичности управления.
Уменьшение значения коэффициента экономичности управления, рост значения коэффициента экономичности аппарата управления и интегрального показателя экономичности управления в динамике позитивно характеризуют экономичность системы.
Любая система управления способна функционировать только в условиях высокой информированности или информационной обеспеченности. Несмотря на огромное количество информационных ресурсов, на разветвленную сеть систем поиска, найти достоверную и полноценную информацию достаточно сложно. Изучение информации строится на анализе ее сложности, массовости, стабильности, пропускной способности. Основными показателями оценки являются: коэффициент стабильности информации, коэффициент сложности, коэффициент трансформации, коэффициент массовости, коэффициент пропускной способности информации.
В контексте фактора «качество организационного поведения» оценка эффективности управления определяется как соотношение производительности труда и экономичности управления, информационного обеспечения и конкурентных преимуществ.
По принципу эффективности Паретто 80% усилий и внимания необходимо вкладывать лишь в 20% подсистем, которые оказывают непосредственное влияние на результаты деятельности. Авторы данной работы предлагают четыре фактора оценки эффективности СУ: стратегические цели управления, рациональность процесса и структуры управления, потенциал системы и качество организационного поведения. Составленная система критериев по каждому фактору оценивает эффективность СУ с позиции многоаспектности, отражающей положение предприятия во взаимодействии с внешней средой. Не существует единой формулы успеха для всех, любая система эффективности управления должна быть индивидуальна для каждого предприятия. Результативность, эффективность, синергия, управляемость, устойчивость, адаптивность, инновационность, экономичность, информированность – необходимые показатели для полной оценки общей эффективности системы управления в условиях современной экономики.7
2) их измерение и обоснование.
В концепции эффективности организационной структуры Б.З. Мильнера были предложены три группы взаимосвязанных и взаимодополняемых показателей, характеризующих:
1) эффективность управления, выраженную через конечный результат деятельности предприятия;
2) содержание и организацию процесса управления;
3) организационную структуру и ее технический уровень.
По мнению В.А. Созинова и С.Г. Масленниковой, эффективность управления является совокупностью результатов следующих переменных: стратегических целей управления, рациональности процесса и структуры, потенциала системы, организационного поведения. Все эти факторы эффективности управления предприятием дают авторам возможность построить систему критериев, представленных в таблице.
Авторы считают, что данные факторы наиболее полно отражают эффективность системы управления, поэтому наиболее целесообразно определять основные показатели эффективности с помощью обозначенных критериев. Для создания системы расчета все данные должны быть приведены к сопоставимому виду методами дисконтирования и индексации. С учетом отрасли и специфики организации, выбор соответствующих показателей индивидуален для каждого предприятия.
Понятие эффективности тесно связано с таким определением, как результативность. Общим для этих понятий является их относительность, то есть показатели могут измеряться только по сравнению с базой или эталоном для сравнения. Различия заключаются в том, что результативность определяется только достигнутым результатом – безотносительно к затратам на его достижение, а эффективность с позиции данного подхода определяется не только результатом, но и затратами, в широком смысле слова, на его достижение.
Таким образом, основными показателями расчета результативности являются:
1) коэффициент результативности управления;
2) коэффициент результативности предлагаемых изменений в управлении, он рассчитывается как отношение увеличения прибыли по сравнению с капитальными вложениями на это изменение;
3) срок окупаемости капитальных вложений.
При условии повышения коэффициента результативности, сокращения срока окупаемости и уменьшения коэффициента результативности, а также предлагаемых изменений в управлении фактор «стратегические цели управления» может быть охарактеризован как положительный.5
Исходя из вышесказанного, авторы считают, что рациональность процесса и структуру предприятия можно оценить с помощью показателей эффективности и синергии. Эффективность системы управления в структуре предприятия отражается по трем основным направлениям:
1) разнообразие связей управления,
2) сложность управленческих функций и трудоемкость,
3) эффективность организационной структуры.
При анализе современных исследований в области количественной оценки систем управления многие авторы отрицают возможность их измерения в связи со множеством и разнообразием связей, что создает определенную сложность в расчетах. С. Бир классифицирует сложность системы по количеству состояний: простым присуще до тысячи состояний, сложным – от тысячи до миллиона, очень сложным – от миллиона. Учитывая сложность и множество состояний, невозможно дать точную диагностику эффективности и работоспособности системы, структурировать нормативы управляемости и нормы, определить количество необходимых уровней. Поэтому М. Райсс, Б.З. Мильнер, С. Бир характеризуют современные системы по иерархическому признаку, выделяя пятиуровневые и трехуровневые модели. Иерархия – признак высокого уровня развития организации, следовательно, чем меньше уровней в системе, тем более она мобильна по отношению к изменениям среды, но требует большей ответственности от руководителя. В зависимости от поставленных целей создается уникальная структура системы управления, которая обладает наиболее высокой эффективностью.
Закон разнообразия Эшби гласит: успешное функционирование системы основано на достижении такого разнообразия, которое обеспечивает внутреннюю устойчивость системы управления и стабильность ее взаимодействия с внешней средой4. Поэтому, по нашему мнению, именно формула С. Бира, основанная на входных и выходных состояниях, количественно отражает общее разнообразие связей в системе.
Трудоемкость, сложность, стоимость – основные параметры функции управления. Трудоемкость рассчитывается как совокупность затрат труда в часах в процессе реализации управленческих функций.
Для оценки сложности наиболее практичным, по мнению авторов, является применение экспертного подхода. В этом случае сложность ранжируется по четырем уровням: высокий, средний, низкий, нулевой. Высокий уровень – творческий характер работы, средний – логический, низкий – технический, нулевой – элементарный. Анализ экспертных оценок позволяет рассчитать среднюю арифметическую совокупность уровней сложности основных функций управления.
Стоимость – это денежное выражение трудоемкости, совокупность всех видов операций по управлению.
Отметим также и другие индикаторы функциональной структуры: коэффициент полноты охвата функций, коэффициент неполноты выполняемых функций, коэффициент дублирования работ, коэффициент централизации власти (по вертикали и горизонтали), коэффициент качества выполнения функций управления.
Разнообразие связей управления, сложность, трудоемкость, стоимость и коэффициенты управленческих функций – всё это характеризует одну из сторон фактора «рациональность процесса и структура управления» и эффективность.
Другой характеристикой СУ является синергизм. Это свойство системы, определяющее увеличение эффекта при синтезе всех элементов. Сложно структурированная и динамически развивающаяся система направлена на получение максимального эффекта за счет своей целостности. По нашему мнению, синергия управления включает в себя два аспекта. Первый – работа с персоналом, обеспечивающая увеличение кадрового потенциала за счет обучения, повышения квалификации, обмена опытом. Второй аспект связан с управленческой структурой, существующими связями, координацией и контролем управления. Эффект может быть, как положительным, в случае принятия правильного решения в сфере управления, так и отрицательным – при некомпетентности руководителей. Оценить положительный эффект синергии можно по следующим направлениям: повышение эффективности использования ресурсов, рост конкурентных преимуществ, рост инновационных процессов.
Структуру и процесс управления можно считать высокоорганизованными, когда критерии эффективности и синергии дают положительный результат. Рационально созданная структура СУ в значительной мере влияет на ее эффективность, организуя устойчивость связей между всеми взаимодействующими элементами, определяя целостность системы. В рамках повышения эффективности управления организационная структура предприятия, по нашему мнению, должна соответствовать нижеперечисленным требованиям: иметь необходимое количество уровней управления и взаимосвязи между звеньями иерархии; обладать низкой трудоемкостью и высокой производительностью; отражать оперативность решений, полноту охвата и качество функций, централизацию власти; поддерживать и развивать синергетический эффект, выраженный в росте конкурентных преимуществ, эффективном использовании ресурсов, увеличении инновационных движений.
Оценка эффективности управления предприятием зависит также от такого фактора, как «потенциал системы». Основные критерии его сочетают в себе качественные (по адаптивности) и количественные (по управляемости, устойчивости, инновационности) показатели. Расчет и определение всех необходимых критериев позволяет оценить потенциал системы, который находится в прямой зависимости от эффективности управления, то есть чем больше потенциал системы, тем выше уровень эффективности управления.6
Авторы предлагают для оценки устойчивости организационной структуры и ее управляемости, которые заключены в приказах по структуре аппарата управления и личному составу, использовать статистические данные.
Для нахождения степени инновационности организации используются сравнения фактических целевых показателей с плановыми, такими как уровень обновления факторов производства, рост конкурентоспособности предприятия, экономия ресурсов, ускорение процессов производства. При выявлении существенных отклонений принимаются специальные меры по улучшению ситуации с использованием инновационных методов.
Качественным критерием потенциала системы служит адаптивность структуры управления – это ответ организационной системы на быстроменяющиеся условия среды. Адаптивность является абстрактным понятием, не имеющим конкретных показателей измерения. Если структура управления обладает высокой гибкостью, отвечает конкурентным условиям рынка, учитывает требования к уровню качества обслуживания потребителей, рассчитывает риски, связанные с изменениями внешней среды, то она принимается как высокоадаптивная.
«Потенциал системы» – один из элементов оценки эффективности управления предприятием. Рост потенциала системы обеспечивает повышение эффективности управления предприятием.
Последним фактором оценки эффективности управления является «качество организационного поведения» по двум критериям – экономичности и информационному обеспечению предприятия.
Понятие экономичности предполагает снижение затрат на ресурсы, но не в ущерб результативности и рациональности управления. Изучение динамики затрат на систему управления, численности персонала и аппарата управления в целом нами предлагается проводить с помощью показателей Н.И. Кабушкина: коэффициента экономичности управления
, коэффициента экономичности аппарата управления, интегрального показателя экономичности управления.
Уменьшение значения коэффициента экономичности управления, рост значения коэффициента экономичности аппарата управления и интегрального показателя экономичности управления в динамике позитивно характеризуют экономичность системы.
Любая система управления способна функционировать только в условиях высокой информированности или информационной обеспеченности. Несмотря на огромное количество информационных ресурсов, на разветвленную сеть систем поиска, найти достоверную и полноценную информацию достаточно сложно. Изучение информации строится на анализе ее сложности, массовости, стабильности, пропускной способности. Основными показателями оценки являются: коэффициент стабильности информации, коэффициент сложности, коэффициент трансформации, коэффициент массовости, коэффициент пропускной способности информации.
В контексте фактора «качество организационного поведения» оценка эффективности управления определяется как соотношение производительности труда и экономичности управления, информационного обеспечения и конкурентных преимуществ.
По принципу эффективности Паретто 80% усилий и внимания необходимо вкладывать лишь в 20% подсистем, которые оказывают непосредственное влияние на результаты деятельности. Авторы данной работы предлагают четыре фактора оценки эффективности СУ: стратегические цели управления, рациональность процесса и структуры управления, потенциал системы и качество организационного поведения. Составленная система критериев по каждому фактору оценивает эффективность СУ с позиции многоаспектности, отражающей положение предприятия во взаимодействии с внешней средой. Не существует единой формулы успеха для всех, любая система эффективности управления должна быть индивидуальна для каждого предприятия. Результативность, эффективность, синергия, управляемость, устойчивость, адаптивность, инновационность, экономичность, информированность – необходимые показатели для полной оценки общей эффективности системы управления в условиях современной экономики.7