ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
каждом конкретном случае устанавливают, желудь какого размера, формы и расцветки наиболее точно передает характер того или иного персонажа, какие дополнительные материалы необходимо использовать при изготовлении поделки. Сообщаем, что при обработке желудей используют различные инструменты: нож — для разрезания, небольшую ножовочку — для распиливания, буравчик и шило — для получения отверстий. Показываем приемы резания свежих желудей с помощью ножа и ножовки, проделывания отверстий с помощью буравчика и шила. Затем эти же операции проделываем при обработке старых желудей. В процессе 14 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ наблюдений устанавливаем, что свежие желуди обрабатывать значительно легче, чем старые. Операции резания ножом и ножовкой, прокалывания буравчиком и шилом небезопасны, поэтому при выполнении практических заданий все процессы сборки необходимо осуществлять с помощью глины и быстро высыхающего клея. Также можно организовать опыты по соединению деталей с помощью пластилина, глины и клея типа БФ-2 и ПВА. Устанавливаем, что наиболее простое, но непрочное соединение деталей — пластилином, более надежное соединение деталей — глиной и самое надежное и прочное — соединение деталей с помощью быстро высыхающих клеев БФ-2 и ПВА. На основе наблюдений и несложных — опытов устанавливаем, что желуди можно резать, пилить, прокалывать, соединять детали с помощью пластилина, глины, клеев БФ-2 и ПВА. Соединяя отдельные детали из желудей с помощью веточек на клею, следует обратить внимание на то, что веточки необходимо предварительно заточить, затем намазать клеем и плотно вставить в заранее проколотые отверстия. Наблюдения, опыты и демонстрации при работе с ореховой скорлупой. В процессе наблюдений и простейших опытов по обработке скорлупы грецкого ореха, устанавливаем: какую форму и цвет имеют грецкие орехи? Чем они отличаются от желудей? Что происходит при осторожном раскалывании грецкого ореха? Какими инструментами можно обрабатывать и как отделывать грецкие орехи? Какие игрушки можно изготовить из скорлупы грецкого ореха? В процессе наблюдений устанавливаем, что при осторожном раскалывании грецкий орех распадается на две половинки, напоминающие собой закругленные лодочки. Показываем приемы прокалывания скорлупы грецкого ореха 15 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ граненым шилом, обработки ножом и напильником, склеивания клеями БФ-2 и ПВА, зачистки шкуркой, покрытия лаком. В процессе наблюдений и простейших — опытов, проводимых при изготовлении игрушек из ореховой скорлупы, закрепляем представления о величине, форме, цвете предметов, расположении предметов и их частей в пространстве, об обработке, монтаже и отделке изделий. Особенно ценно изготовление из ореховой скорлупы динамических игрушек: корабликов, колясок, весов. С этими игрушками можно проводить дополнительные наблюдения и опыты. Испытывая кораблик на воде, можно убедиться, что игрушка плавает как настоящий корабль; передвигая коляску, отметить, что она двигается как настоящая; взвешивая отдельные предметы с помощью самодельных игрушечных весов, получить представления о работе настоящих весов. Наблюдения, опыты и демонстрации при работе с шишками. Наблюдая и внимательно рассматривая сосновые и еловые шишки, отвечаем на вопросы: какие шишки — еловые или сосновые — имеют более крупные размеры? Какую форму и цвет имеют сосновые и еловые шишки? Чем они отличаются друг от друга? Как располагаются чешуйки в сосновых и еловых шишках? В каких шишках — молодых или старых — чешуйки располагаются более плотно? Какие игрушки — можно изготовить, из шишек? Устанавливаем, что еловые шишки отличаются от сосновых по величине, форме и расположению чешуек. Еловые шишки, как правило, имеют больший размер, более вытянутую овальную форму и более плотное расположение чешуек. Чешхуйки в молодых еловых и сосновых шишках располагаются более плотно, чем в старых. После этих наблюдений отбираем по две еловые и
сосновые шишки примерно одинаковой формы, размера и 16 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ возраста. Одну еловую и одну сосновую шишки окунаем несколько раз в раствор жидкого столярного клея и кладем на хранение в сухое место вместе с шишками, не покрытыми раствором клея. Наблюдая за шишками в течение длительного отрезка времени, устанавливаем, что по мере высыхания шишки, не покрытые клеем, несколько увеличиваются в размерах, становятся более рыхлыми и «пушистыми», а шишки, покрытые клеем, не изменяют своей формы и величины. Сама по себе форма шишки и расположение на ней чешуек часто подсказывают, какое изделие из нее можно изготовить. В процессе наблюдений устанавливаем, что овальные крупные еловые шишки с плотными чешуйками хорошо использовать, например, для изготовления игрушек: ежика, пингвина, поросенка, козла, коня; сотовые овальные шишки — для туловища журавля; пушистые еловые шишки — для туловища петуха; изогнутые еловые шишки — для туловища кота. Далее в процессе наблюдений устанавливаем, что шишки, подобно желудям и орехам, можно прокалывать шилом, сверлить буравчиком, резать ножом, склеивать различными видами клея. Наблюдения, опыты и демонстрации при работе с ветками. Делая на ветках надрезы ножом, определяем, какие из веток наиболее твердые. Сгибая не совсем просохшие ветки примерно одинаковой толщины, определяем, какие из них наиболее гибкие. Сгибая сырые и сухие ветки одного и того же вида деревьев, определяем пластичность и хрупкость материала. Наблюдая за высыханием веток, устанавливаем происходящие при этом изменения. В результате наблюдений, проб, опытов устанавливаем, что ветки различных пород деревьев можно определить по коре, цвету древесины, форме листьев и другим признакам. Приходим к выводу, что ветки ели, сосны, осины наиболее 17 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ мягкие, ветки березы, рябины, дуба, клена — более твердые. Самые гибкие ветки у рябины и березы, самые хрупкие ветки у ели и сосны. Сухие ветки любой породы деревьев значительно тверже сырых веток; при высыхании ветки затвердевают и становятся более хрупкими, ломкими. Далее проводим упражнения по снятию с веток коры, обстругиванию веток, отрезанию от веток кусочков на подкладной доске. Убеждаемся в том, что с сырых веток кора снимается легче, строгается древесина вдоль волокон легче, чем поперек. Кора режется значительно легче, чем древесина. В результате наблюдений устанавливаем, что природа сама по себе является прекрасным скульптором, остается только угадать в её причудливых созданиях что-либо похожее на предметы окружающего мира и постараться усилить, подчеркнуть это сходство. Проводя разнообразные наблюдения и опыты с прямыми веточками, приходим к выводу, что они являются прекрасным строительным — материалом. Из них можно — построить игрушечный теремок, соорудить игрушечный плот. При этом находим наиболее рациональные способы крепления деталей,
например с помощью глины, пластилина, клея, ниток и др. В заключение проводим наблюдения и опыты с сырыми ивовыми веточками. Устанавливаем, что сырые ивовые веточки очень гибкие. Из них можно сплести разнообразные поделки. Наблюдения, опыты и демонстрации при работе с корой. Перед практическими работами проводим наблюдения и опыты, в процессе которых отвечаем на вопросы: как по внешнему виду определить кору березы и сосны? Какая кора более тонкая? Какая кора более рыхлая? Какая кора более плотная, гибкая и прочная? Какая кора делится на тонкие слои? С помощью каких инструментов можно обрабатывать сосновую и березовую кору (бересту)? 18 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ В процессе наблюдений и опытов устанавливаем, что сосновая кора имеет коричневый цвет, березовая — белый с черными прожилками, березовая кора тоныше сосновой, сосновая кора рыхлее березовой, березовая кора является более плотной, гибкой и прочной, березовую кору можно расслоить на тончайшие слои, сосновая кора легко обрабатывается с помощью ножа, березовая — с помощью ножниц. Далее опытным путем устанавливаем, что березовую и сосновую кору можно размечать твердым карандашом или стержнем шариковой ручки; эти виды коры склеивают казеиновым, столярным клеями, а также клеями БФ-2 и ПВА. В процессе наблюдений устанавливаем, какие изделия можно изготовить из сосновой коры и бересты. Сосновую кору используют в тех случаях, когда хотят получить легкие объемные детали сложной формы. Например, при изготовлении игрушек сосновую кору можно употребить для корпуса ветряной мельницы, корпуса кораблика, корпуса яхты. Березовую кору используют для изготовления тонких прочных изделий, например туесков, парусов модели яхты. 19
сосновые шишки примерно одинаковой формы, размера и 16 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ возраста. Одну еловую и одну сосновую шишки окунаем несколько раз в раствор жидкого столярного клея и кладем на хранение в сухое место вместе с шишками, не покрытыми раствором клея. Наблюдая за шишками в течение длительного отрезка времени, устанавливаем, что по мере высыхания шишки, не покрытые клеем, несколько увеличиваются в размерах, становятся более рыхлыми и «пушистыми», а шишки, покрытые клеем, не изменяют своей формы и величины. Сама по себе форма шишки и расположение на ней чешуек часто подсказывают, какое изделие из нее можно изготовить. В процессе наблюдений устанавливаем, что овальные крупные еловые шишки с плотными чешуйками хорошо использовать, например, для изготовления игрушек: ежика, пингвина, поросенка, козла, коня; сотовые овальные шишки — для туловища журавля; пушистые еловые шишки — для туловища петуха; изогнутые еловые шишки — для туловища кота. Далее в процессе наблюдений устанавливаем, что шишки, подобно желудям и орехам, можно прокалывать шилом, сверлить буравчиком, резать ножом, склеивать различными видами клея. Наблюдения, опыты и демонстрации при работе с ветками. Делая на ветках надрезы ножом, определяем, какие из веток наиболее твердые. Сгибая не совсем просохшие ветки примерно одинаковой толщины, определяем, какие из них наиболее гибкие. Сгибая сырые и сухие ветки одного и того же вида деревьев, определяем пластичность и хрупкость материала. Наблюдая за высыханием веток, устанавливаем происходящие при этом изменения. В результате наблюдений, проб, опытов устанавливаем, что ветки различных пород деревьев можно определить по коре, цвету древесины, форме листьев и другим признакам. Приходим к выводу, что ветки ели, сосны, осины наиболее 17 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ мягкие, ветки березы, рябины, дуба, клена — более твердые. Самые гибкие ветки у рябины и березы, самые хрупкие ветки у ели и сосны. Сухие ветки любой породы деревьев значительно тверже сырых веток; при высыхании ветки затвердевают и становятся более хрупкими, ломкими. Далее проводим упражнения по снятию с веток коры, обстругиванию веток, отрезанию от веток кусочков на подкладной доске. Убеждаемся в том, что с сырых веток кора снимается легче, строгается древесина вдоль волокон легче, чем поперек. Кора режется значительно легче, чем древесина. В результате наблюдений устанавливаем, что природа сама по себе является прекрасным скульптором, остается только угадать в её причудливых созданиях что-либо похожее на предметы окружающего мира и постараться усилить, подчеркнуть это сходство. Проводя разнообразные наблюдения и опыты с прямыми веточками, приходим к выводу, что они являются прекрасным строительным — материалом. Из них можно — построить игрушечный теремок, соорудить игрушечный плот. При этом находим наиболее рациональные способы крепления деталей,
например с помощью глины, пластилина, клея, ниток и др. В заключение проводим наблюдения и опыты с сырыми ивовыми веточками. Устанавливаем, что сырые ивовые веточки очень гибкие. Из них можно сплести разнообразные поделки. Наблюдения, опыты и демонстрации при работе с корой. Перед практическими работами проводим наблюдения и опыты, в процессе которых отвечаем на вопросы: как по внешнему виду определить кору березы и сосны? Какая кора более тонкая? Какая кора более рыхлая? Какая кора более плотная, гибкая и прочная? Какая кора делится на тонкие слои? С помощью каких инструментов можно обрабатывать сосновую и березовую кору (бересту)? 18 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ В процессе наблюдений и опытов устанавливаем, что сосновая кора имеет коричневый цвет, березовая — белый с черными прожилками, березовая кора тоныше сосновой, сосновая кора рыхлее березовой, березовая кора является более плотной, гибкой и прочной, березовую кору можно расслоить на тончайшие слои, сосновая кора легко обрабатывается с помощью ножа, березовая — с помощью ножниц. Далее опытным путем устанавливаем, что березовую и сосновую кору можно размечать твердым карандашом или стержнем шариковой ручки; эти виды коры склеивают казеиновым, столярным клеями, а также клеями БФ-2 и ПВА. В процессе наблюдений устанавливаем, какие изделия можно изготовить из сосновой коры и бересты. Сосновую кору используют в тех случаях, когда хотят получить легкие объемные детали сложной формы. Например, при изготовлении игрушек сосновую кору можно употребить для корпуса ветряной мельницы, корпуса кораблика, корпуса яхты. Березовую кору используют для изготовления тонких прочных изделий, например туесков, парусов модели яхты. 19