Файл: Практическая работа по теме 5 Ценностносмысловая позиция учителя Вариативное задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа по теме № 5

«Ценностно-смысловая позиция учителя»
Вариативное задание № 1. Проанализируйте педагогическую статью

из периодической печати начала ХХ в. «О дурном расположении духа в

наставнике».

Согласны ли вы с позицией автора?

Я полностью согласна с позицией автора.

В педагогике накоплен огромный исторический опыт, содержащий множество вариантов воспитания. Выводы, которые позволяют сделать историко-педагогический материал, интересен и важен для современного педагога, специалиста, чья профессиональная деятельность связана с процессом социализации.

Воспитание – это, прежде всего, поведение человека. Если обученность и образование обнаруживают себя в интеллектуальной зрелости, то воспитанность характеризует поведение человека в создавшихся условиях.
Как педагогу нужно выстроить общение педагога с ребенком?

Воспитательный процесс – это движение воспитания к своей цели. Цель воспитания – это то, к чему мы стремимся в будущем, и этому подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Вопросы, к чему должен стремиться педагог в своей практической деятельность, каких результатов добиваться, можно назвать ключевыми.

Общение должно быть всегда ровным, без повышенных и пониженных тонов, лучше всего не перехваливать и не ругать ребенка, а объяснять все вопросы обоснованно на фактах и явлениях, о которых он может не знать. Учитель всегда может озадачить ребенка вопросом, всегда может унизить, поэтому не должно быть отрицательного негативного общения. Искренность педагога – это залог прочных контактов с воспитанниками. Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой, работа над собой должны стать постоянной заботой каждого учителя. Нужно уметь создавать условия для субъект-субъектного взаимодействия со своими учениками и их родителями, с коллегами и представителями других организаций. Дети слова и поступки педагога должны воспринимать как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга, должны верить ему. Педагогически правильные отношения строятся на взаимоуважении педагога и воспитанников. Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.


Правила, которые должны соблюдаться педагогом-воспитателем как носителем культуры в общении с детьми:

- Говорить без нравоучений. Дети не любят когда их настырно учат. Сохраняйте скрытую педагогическую позицию.

- Не играть в друзей. Педагог должен быть рядом со своим ребенком, но это не обязательно значит, что вы навязываетесь ему в друзья.

- Не перехваливать. Ребенка нужно поддерживать, но не перехвалить.

- Быть постоянным. Не меняете свои распоряжения и не отклоняетесь от того, что вы уже раньше сказали, чтобы не заставлять ребенка сомневаться в ваших действиях.

- Не повторяйтесь. Это ребенка только раздражает и вызывает неприязнь к тому, что вы ему пытаетесь рассказать и объяснить.

- Не кричите. Крик это признак слабости, не стоит показывать свою слабость. Всегда говорите твердо, уверено и не повышая голос, это больше поможет вам в ваших проблемах и в ваших решениях.

- Избавитесь от казарменной педагогики. Не надо распоряжаться по пустякам.

- Не говорить с детьми грубо. Они будут делать то же самое.

- Уметь мудро помолчать. В некоторых моментах нужно помолчать, тогда и воспитанник научится быть тактичным.

- Считаться с его мнением. Для того чтобы дети научились самостоятельно принимать решения, нужно уметь считаться с их мнением, и они тоже будут с вашим мнением считаться.

- Войти в их мир. Войти в мир детей довольно сложно, но это необходимость, так как вы должны понять детей.
С какими актуальными проблемами нашего современного общества связано содержание данной статьи?

Совершенный, всесторонне и гармонически развитый человек – высшая цель воспитания, идеал, к достижению которого стремится отечественная школа. Сегодня ее главная цель – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, трудовому и физическому развитию школьника, создавать предпосылки для приобщения к общечеловеческим ценностям, обеспечивать возможности для самореализации, раскрытия потенциальных возможностей, творческих способностей, достижения успеха. Традиционными для такой системы остаются следующие составляющие общей цели: умственное (интеллектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание.



Формирование культуры поведения - одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. Интерес к этой теме обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное сочувствие. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.

Сущность культуры определяется способами осуществления жизнедеятельности, поэтому выделяют разновидности культур, связанных с различными сферами человеческой деятельности: общения, потребления, досуга, быта и т. д. В нашем обществе нарушены понятия ценностей в общении, в потреблении, в проявлении уважения людей старшего поколения, родственникам. Общая культура человека – это результат личностного развития, развития социально значимых личностных характеристик, реализуемых в его профессиональной деятельности. В содержании общей культуры можно выделить несколько компонентов: экологическую культуру (характеризующая взаимосвязь человека с окружающей средой), правовую, коммуникативную, экономическую, и т. д. культуры.
В чем проявляется гуманистическая направленность идей автора данной публикации?

Педагогическая культура – часть общечеловеческой культуры, в которой проявляются духовные и материальные ценности образования и воспитания, способы творческой педагогической деятельности, содержащие в себе достижения разных исторических эпох и необходимых для социализации личности.

Материальные ценности педагогической культуры – это средства обучения и воспитания.

Духовные ценности педагогической культуры – это педагогические знания, теории, концепции, накопленный человечеством педагогический опыт и выработанные профессионально - этические нормы. 

Педагогическая культура базируется на общей культуре и с учетом специфики деятельности педагога является частью общечеловеческой культуры.

Педагогическая культура – уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности.


В. Бондаревская среди компонентов педагогической культуры выделяет:

-гуманистическая культура педагога по отношению к детям и его способность быть воспитателем;

-психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление;

-образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями;

-опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую, способность разработать авторский образовательный проект;

-культура профессионального поведения, способы саморазвития, умение саморегуляции собственной деятельности, общения.

Для успешного действия на педагогическом поприще одно верное средство: чтобы наставник весело, бодро, с любовью принимался за свое дело, не довольствовался только формальным исполнением своих обязанностей…», так как речь идет о детях, по отношению к которым учитель всегда является гуманным. Далее автор заостряет внимание на том, как надо педагогу заниматься самовоспитанием, как избегать « всегда и везде на служебном поприще опаснейшего и злейшего врага своего - дурного расположения духа».
Вариативное задание № 2.
Представьте развернутое рассуждение, отражающее заданную тему, краткое обоснование позиции.

Выразите свое отношение к позиции автора и обоснуйте его.

 Соотнесите ваше мнение с событиями, эпизодами школьной жизни.

 Постарайтесь раскрыть возможность (невозможность) переноса авторских идей в современную действительность.

Сделайте вывод о том, над чем необходимо работать современному учителю, чтобы овладеть искусством педагогического мастерства.
На мой взгляд, К.Д. Ушинский жил давно, историческая обстановка отличалась от нашей. Когда он писал, что «ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками, а только искусствами...», то имел ввиду, что эти понятия относятся к «человеку». Человек – существо ранимое, высокоорганизованное, это не предмет, не животное, не продукт. У него есть душа! Медицина и педагогика должны лечить и обучать и воспитывать личность, гражданина, разумное существо. И политика должна охранять это существо. И медицина, и педагогика, и политика смогут сберечь человека, если смогут стать искусствами – искусством творить историю и сохранять права человека, искусством бескорыстно врачевать человека, искусством бескорыстно воспитывать человека, обучать и развивать его. Сделать эти понятия искусством – значит относиться к человеку с душой, с любовью, гуманно.


Я согласна с автором, что «особенно педагогика должна стать искусством», что она–«самое обширное, сложное, самое высокое и необходимое из всех искусств». Но все-таки, в наше время быстрого развития технологий и наук, я бы добавила к высказыванию Ушинского следующие слова: ««Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы только науками, но в первую очередь – искусствами»... Он сам далее пишет: «…педагогика не наука, а искусство…», «искусство воспитания опирается на науку…», понимая педагогику и воспитание и как науку и как искусство.

В наше время многое изменилось – наука ушла далеко вперед. Наука стала главенствовать. Научные знания стали определяющими и в политике, и в медицине, и в педагогике. Появились ученые-политологи, ученые-медики, ученые-педагоги. К сожалению, среди них встречаются люди с невысокой культурой и нравственностью. Борьба за власть, за денежные доходы (через гранты и конкурсы), желание сделать себе имя – все эти негативные явления делают в наше время политику, медицину и педагогику не только искусствами, но и серыми с точки зрения научных исследований. Политики полностью запутались в явлениях истории, отвергли бесценный народный опыт прошлого, медики пошли по пути развития европейской науки вместо более гуманной – отечественной, ученые-педагоги предпочитают исследовать сомнительные научные работы взрослых педагогов вместо того, чтобы исследовать самих детей. Где же остались эти «сами дети», «сами люди», само понятие «искусство»? Везде видим какую-то подмену. Искусство в государстве вообще в загоне – я имею в виду любое искусство. А уж искусство воспитания, обучения и развития детей – тем более. И в этом виноваты в первую очередь исследователи – педагоги, так как они давлеют своими точками зрения на учителей, и власти в области обучения, и сами учителя, если руководствуются не своим профессиональным опытом прежде всего.

Мы читаем у Ушинского «... Воспитатель должен знать человека в семействе, среди народа, человечества и наедине со своей совестью, во всех возрастах, классах, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди надежд и на одре смерти. Он должен знать причины самых высоких деяний, историю зарождения мыслей, страстей...» Это требования не только к предметнику, но более к классному руководителю. Как он разбирается в психологии, как общается с детьми. Но на самом деле очень мало у нас таких классных руководителей, которые бы скрупулезно изучали своих детей, особенно если их 36 в классе. Учителям- классным руководителям уже повысили зарплату на 10000 рублей, но результаты мало изменились, потому что много времени стало уходить на общение и в связи с этим обучение родителей, а именно – на переписку с родителями вместо переписки с детьми и изучения детей. Даже если вы изучили детей в классе за пять лет. Что дальше? Вы не сможете с ними после уроков далее работать, потому что они либо заняты, либо их забирают родители, либо они часто болеют, либо участвуют в различных конкурсах, соревнованиях и их увозят другие учителя-предметники, либо (самое худшее) «кучкуются с неформалами». Кроме этого, есть семья, свои дети, надо вести методическую научную работу, которая очень много времени занимает у учителя. Если Вам интересно, то я пишу это эссе в 4 часа ночи, пишу уже 5 часов, а завтра мне на уроки идти. Думаете, я сегодня успею поспать? Еще хуже с учениками – очень многие жалуются, что не могут заснуть. Но почему-то ни учителя, ни ученые-педагоги не хотят об этом говорить – все решили, что дети у нас трехжильные. А на самом деле, экология мегаполиса настолько подчинила себе и взрослых, и детей, что образ жизни стал отличаться от «человеческого». Подумайте, а как хорошо было бы жить во времена Ушинского.