Файл: Практическая работа по теме 5 Ценностносмысловая позиция учителя Вариативное задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Еще одно хорошее высказывание: «Педагогический такт, без которого воспитатель, как бы ни изучал он теорию педагогики, никогда не будет хорошим практиком, не есть что-нибудь врождённое, а формируется в человеке постепенно...», с которым я согласна. Но хочу пояснить с точки зрения проблем педагогического труда современности. В последнее время политики говорят о том, что в школе должны работать молодые педагоги и педагоги среднего возраста. Старые люди «не догоняют» современные технологии обучения. Но как раз в деле воспитания – только они имеют большой опыт понимания детей. Педагогический такт молодых учителей изобилует понятиями современного «нерусского и ненаучного языка», они говорят на «слэнге», думая, что лучше будут понимать детей, а дети будут лучше понимать их. На самом деле педагогический такт – это понятие врожденное. Такие педагоги остаются работать в школе долго, они очень заметны, про них коллеги говорят, что это «педагог от Бога». Дети им верят, знают, что учителя никогда их не оскорбят, доверяют им свои проблемы. А узнав мнение детей, и родители не боятся с ними общаться. Ушинский имел в виду, что человек-педагог без имеющегося от рождения хорошего воспитания и такта в общении может достигнуть его только в результате длительного опыта работы с детьми. Поэтому и речь идет о «формировании» правильного общения на протяжении всего профессионального пути.

В заключение хочу сказать, что учителю надо работать над многими аспектами самовоспитания, чтобы овладеть искусством педагогического мастерства. Чтобы не было в коридоре замечаний ученицам 8 класса типа: «Убери волосы, ты же не на сеновале с молодым человеком». Это то, что я слышу часто в школе, но мой такт не дает мне право высказать свое мнение вслух, хотя я сразу понимаю, откуда прибыл пятидесятилетний новый историк в нашу школу.

Сущность педагогического мастерства:

Воспитание – это, прежде всего, поведение человека. Если обученность и образование обнаруживают себя в интеллектуальной зрелости, то воспитанность характеризует поведение человека в создавшихся условиях. Поведение определяет педагога – мастера. В самостоятельной работе педагога по повышению коммуникативных способностей можно выделить несколько направлений: - самоконтроль и развитие умений выразительной речи; - развитие общих психофизических особенностей личности, создающих предпосылки для успешного владения речевыми навыками и умениями. А главное – иметь желание изменяться и учиться правильно поступать по нормам нравственности. (Кстати, мы ничего не сказали о нормах поведения, прописанных в Библии, где прописано, что к людям надо относиться как к детям и самим быть детьми).


Рекомендации современному учителю:

В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют педагогам для развития коммуникативных способностей следующее:

- особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.

- стоит помнить, что дети такие же, как и взрослые, у них есть свои проблемы, свои мысли и это надо учитывать в их воспитании и в общении с ними. Например, есть такие фразы, которые никак нельзя говорить детям, так как сказанное может быть понято неправильно и иметь обратный эффект.

В. Бондаревская, что педагогическое мастерство определяется 4-мя положениями:

- психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление;

- образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями;

- опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую, способность разработать авторский образовательный проект;

- культура профессионального поведения, способы саморазвития, умение саморегуляции собственной деятельности, общения.

Вариативное задание № 3.
В тексте № 3 автор Н.Г. Никонов поднимает вопросы: «Что такое авторитет? Какую педагогическую позицию должен занять учитель, чтобы стать авторитетом для своих учеников?» Предложите свой ответ на вопрос о том, что такое авторитет учителя. Обоснуйте свое мнение, используя аргументы автора и свои собственные. Ответ должен четко демонстрировать понимание автором авторитета учителя. При этом личное мнение может быть обосновано с использованием разных способов аргументации. В ответе могут быть описаны конкретные ситуации, в которых проявляется учительский авторитет, использованы ссылки на авторитетное мнение
Со слов Н.Г. Никонова: «Что такое авторитет? Прежде всего, по-моему, хозяин слову. Сказал — сделал, обещал — выполнил, назначил срок— пришел минута в минуту.»

Опыт убеждает меня, что

Авторитет педагога – это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на учащегося. Авторитетной личности как бы авансируется успех. Личности, признающейся авторитетной, приписывается компетентность и в других областях. Происходит как бы иррадиация авторитета.



Авторитет учителя – это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово.

“ Для ребят идея неотделима от личности, - писала Н.К.Крупская. – То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый или чуждый им человек”

Только при правильных взаимоотношениях можно учить и воспитывать. Не устрашать, не льстить, а понять, подобрать особый ключ к каждому.

Проблемой авторитета учителя – воспитателя занимались Андриади И.П., Кондратьев М.Ю., Крупская Н.К., Макаренко А.С., Самуйленков Д.Ф., Станкин М.И., Сухомлинский В.А, и др..

Ученые Макаренко А.С, Станкин М.И. разграничили в своих трудах истинный и ложный авторитет, выделили виды ложного авторитета.

Андриади И.П., Кондратьев М.Ю., Самуйленков Д.Ф. занимались изучением компонентов авторитета и пути его формирования.

О значении авторитета учителя-воспитателя говорили очень многие педагоги и психологи (Амоношвили Ш.А. ., Крупская Н.К., Кондратьев М.Ю., Лихачев Б., Макаренко А.С.,Ольшанский В.Б., Сухомлинский В.А и др.).

В связи с этим актуализируется проблема авторитета учителя- воспитателя. Исходя из этого мы выбрали тему нашего исследования : “ Авторитет учителя- воспитателя как педагогический феномен”.

Макаренко А.С. говорил, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем.

Ложный же авторитет вызывает у учащихся такие качества, как враждебность, лживость, цинизм, тревожность, бесчувственность, негативизм, приспособленность, и комплекс неполноценности.

В воспитании и обучении невозможно обойтись без авторитета, то есть власти педагога, как отражения его ответственности за судьбу ребенка. Однако эта сила призвана быть не разрушающей, а созидающей. Когда она способствует самоутверждению растущей детской личности, реализации его творческих потенций, педагогический авторитет выступает мощным катализатором личного влияния учителя. Если же она принижает, насилует, деформирует , то вырождается в орудие авторитарности, диктата и беззастенчивого манипулирования воспитанников

Известно, что сведения, исходящие от человека, пользующегося заслуженным авторитетом, усваиваются значительно быстрее и лучше. Да и не только сведения. Как-то известный медик, академик И.О.Кассирский сказал своим ученикам - студентам: “Когда вы даете больному аспирин – это лекарство, а когда даю его я – это лекарство плюс мой авторитет”.


Подводя итог сказанному, следует отметить, что авторитет учителя-воспитателя необходим в учебно-воспитательном процессе. Надо отличать настоящий авторитет от авторитета ложного, основанного на искусственных принципах и стремящегося создать послушание любыми средствами. Некоторые учителя придерживаются следующих положений:

-“Один я все знаю, вы все неучи”.

- Учащиеся по успеваемости делятся на сильных, средних и слабых.

-“Главное добиться высоких результатов в поведении и успеваемости” и др.

Действительный же авторитет основывается на гражданской деятельности, гражданском чувстве, на знании жизни ребенка, уважении и ответственности за его воспитание. Истинный авторитет зависит в первую очередь от отношения к учащимся, знания своего предмета, культуры и общей эрудиции педагога.

Таким образом, самовоспитание, направлено на формирование качеств, не имея которых невозможно завоевать высокий авторитет – первоочередная задача педагога. Для этого необходимо выявить качества, которые мешают завоевать авторитет, сформировать у себя твердую установку на процесс самовоспитания и проявить волевые усилия, направленные на достижения поставленной цели. Данная задача посильна любому учителю. Необходимо только нацелить себя на серьезную, нелегкую работу, на преодоление лени. “Преодолеть лень можно самовнушением, самовоспитанием. Для этого есть единственный, вернейший способ – это заставить себя сделать то дело, которое нужно сделать. Другого способа нет”, - писал А.С Макаренко

В своей деятельности стараюсь руководствоваться всеми знаниями. Прежде всего, воспитываю себя.

Если говорить об авторитете учителя, то хочу заметить, что выдержка из статьи Н.Г. Никонова «Мой рабочий одиннадцатый» хорошо описывает, как стать личностью и получить авторитет в школе. Я могу указать на те же самые методы работы над собой:

  1. Заняться самодисциплиной. Должен стать жестким по отношению к себе, но всегда прощать воспитанников.

  2. В школе ты каждую минуту на виду у всех, поэтому должен поступать по совести, брать на себя ту работу коллег, которую они не смогут сделать по той или иной причине.

  3. Да, люди всегда осуждают тебя, но не надо зацикливаться на этом. Прости им то, что они не поняли тебя, ничего, потом поймут. Дети всегда – максималисты, обо всем судят по-совести. Или, попробуй объяснить им свое поведение, или свою оценку.

  4. Быть обязательным. Сказал- сделай, обещал сделать что-то - выполни, назначил встречу – приди во время. Тогда дети поверят в тебя.

  5. Никогда не читай моралей. И не говори о своем примере. Ученики должны сами увидеть твой пример и последовать ему.

  6. Объясни главное правило жизни – о человеке судят не по словам, а по поступкам. «Посеешь поступок - пожнешь привычку. Посеешь


привычку - пожнешь характер. Посеешь характер - пожнешь судьбу», - это и есть главное правило жизни.

  1. Конечно, эрудиция у учителя в наше время должна быть на высоте – должен интересоваться всем – знать все. И не бойся вопросов.

  2. С детьми надо говорить обо всем - о любви, о нуждах, о пустяках, о людях, о предпочтениях в музыке и т.д.

  3. Если они не могут что-то сделать – помоги, задачи с ними решай, диктанты пиши, истории поучительные рассказывай, опыты проводи. Но во всем они сначала сами должны сделать самостоятельно.

  4. Учитель должен быть современным, одеваться современно, заниматься спортом, если играть в настольный теннис, то чтобы все видели –и ученики и коллеги и опять удивлять – как в возрасте 69-ти можно быть в спортивной форме.

  5. Учитель – всегда играет на сцене, зрители – вся школа. Поэтому хорошо владей речью, риторикой, голосом, убеждением, доступно объясняй то, о чем говоришь.


Инвариантное задание № 4.

Выберите наиболее понравившееся интервью одного-двух учителей. Напишите свободное рассуждение, отражающее вашу ценностно-смысловую позицию на тему выбранного интервью, используя стратегию LA «написать, чтобы прочитать»: a) вступите в диалог с автором; б) найдите отрывок, который, по вашему мнению, важен для автора. Прокомментируйте его и объясните, почему вы считаете его важным; в) выскажитесь в поддержку утверждения, сделанного в тексте, или опровергните его.

Владимир Борисович Воловик. Работать и получать удовольствие.

На мой взгляд, получение удовольствия зависит от ориентации на результат (и вообще, его наличие), атмосферы на уроке и от модели поведения педагога в общении с детьми. Наиболее благоприятная модель – «союз» - модель активного взаимодействия.

Я согласна с Вами в том вопросе, что часто в школах предметы изучаются «потому что это нужно», «скоро экзамены» и т.п. Для обучающегося должна быть грамотно выстроенная мотивация и видимый результат. Каждый опыт по химии должен быть ориентирован на практическое применение знаний. Знание правил русского языка или литературы должно сопровождаться объяснением, где наиболее часто мы встречаемся с этими вопросами, какие ответы на них давали известные писатели и т.п. Каждое историческое событие нужно сравнивать с современностью, происходящей вокруг детей для того, чтобы им была понятна важность событий для них лично и для общества в целом.