Файл: Инструменты и методы денежнокредитного регулирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, при наличии самого процента.
3 Метод рефинансирования банков второго уровня
Важным инструментом регулирования ликвидности банковского сектора является рефинансирование. В процессе регулирования банковской ликвидности следует учитывать факторы, обусловливающие ее уровень. К их числу относятся:
- Величина и структура депозитов.
- Доступность продуктов денежного рынка.
- Соотношение структуры активов и пассивов банка.
- Состояние экономики.
- Наличие системы страхования вкладов
- Степень доверия к банкам.
Рефинансирование банков второго уровня может осуществляться с помощью учета векселей, ломбардного кредитования, операций на открытом рынке и др.
Учетная ставка процента (дисконтное окно). Это цена учетного кредита, по которой центральный банк, выступая в качестве кредитора последней инстанции, рефинансирует банки второго уровня, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения.
Ломбардное кредитование удовлетворяет краткосрочные потребности банковского сектора в ликвидности. В ломбардный список центрального банка входят казначейские боны, боны и облигации, векселя и депозитные сертификаты.
Сделки на открытом рынке. Развитие рынка корпоративных ценных бумаг обусловливает стирание границы между ломбардным кредитом и сделками купли / продажи открытого рынка.
Интервенция на денежном рынке через сделки РЕПО, которые являются оперативным инструментом регулирования ликвидности банковского сектора в краткосрочном периоде.
Регулирование учетной ставки процента (discount rate) стало вторым инструментом денежно-кредитного регулирования. Денежные средства, полученные в ссуду у центрального банка (через «дисконтное окно») по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы банков, основу для мультипликативного увеличения денежной массы.
Поэтому, изменяя учетную ставку, центральный банк может воздействовать на предложение денег. Банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше величина заимствований у центрального банка и тем меньший объем кредитов предоставляют коммерческие банки. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает банки брать кредиты у центрального банка для увеличения своих резервов. Их кредитные возможности расширяются, увеличивая денежную базу, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы
Следует отметить, что в отличие от изменения нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента влияет только на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежной базы, не изменяя величину банковского (и поэтому денежного) мультипликатора.
Изменение учетной ставки также не является самым гибким и оперативным инструментом монетарной политики. Это связано, прежде всего, с тем, что объем кредитов, получаемых путем займа у центрального банка, невелик и не превышает 2-3% общей величины банковских резервов. Дело в том, что центральный банк не позволяет коммерческим банкам злоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляет средства только в том случае, если, по оценкам экспертов, банк действительно нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными.
Поэтому изменение учетной ставки скорее рассматривается как информационный сигнал о намечаемом направлении политики центрального банка. Объявление о повышении учетной ставки информирует о его намерении проводить сдерживающую монетарную политику, как правило, для борьбы с инфляцией. Дело в том, что учетная ставка является своеобразным ориентиром для установления межбанковской ставки процента (т.е. ставки процента, по которой коммерческие банки предоставляют кредиты друг другу) и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредиты небанковскому сектору экономики (домохозяйствам и фирмам). Если центральный банк объявлял о возможном повышении учетной ставки процента, то деньги (кредиты) становились «дорогими», и денежная масса сокращалась.
На начальном этапе рефинансирование характеризовалось тем, что центральный банк влиял на ликвидность банковского сектора, предоставляя целевые кредиты, вводя лимиты кредитования для каждого банка, регулируя процентные ставки по кредитам.
В настоящее время в механизме рефинансирования банковского сектора доминирующее место занимают кредитные аукционы, ломбардное кредитование, интервенции центрального банка, осуществляемые через сделки РЕПО на денежном рынке. Преимущество этого инструмента над переучетом средств и ломбардным кредитованием состоит в оперативности регулирования спроса и предложения ликвидности банковского сектора, реализации целей монетарной политики.
Рефинансирование реализуется административными и рыночными методами при наличии стабильной банковской системы и развитых денежного, кредитного, валютного рынков и рынка ценных бумаг.
Границы применения рефинансирования обусловлены следующими причинами:
во-первых, рефинансирование не возможно при отсутствии спроса;
во-вторых, инструменты рефинансирования не всегда достигают поставленной цели;
в–третьих, влияние многих факторов, делает этот инструмент не эффективным.
4 Метод регулирования обязательных резервов
Классическим инструментом монетарного регулирования ликвидности банковской системы является нормы резервных требований (required reserve ratio) используемые для контроля денежных агрегатов посредством коррекетировки денежного мультипликатора.
Обязательные резервы представляют собой часть депозитов банков второго уровня, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке (если в стране резервная банковская система), либо в виде запаса кассовой наличности. Для каждого отдельного вида депозитов (до востребования, сберегательного, срочного и пр.) устанавливается своя норма обязательных резервов. Причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма.
Величина обязательных резервов устанавливается, как процент от общей суммы депозитов и может быть рассчитана по формуле:
R обяз. = D * r, (22)
где:
R обяз. - сумма обязательных резервов,
D - общая сумма депозитов,
r - норма обязательных резервов (в процентах).
Если центральный банк повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двум причинам.
Первая причина - это сокращение кредитных возможностей банковского сектора экономики.
К= D - R обяз., или К= D - (D * r), (23)
Из формулы (23) видно, что кредитные возможности (К) представляют собой разницу между суммой депозитов и величиной обязательных резервов банка.
При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую банк не имеет права использовать на кредитование, увеличивается, а его кредитные возможности соответственно сокращается.
Пример - 3
Общая сумма депозитов (D) в банке составила 1000 ед., норма обязательных резервов (r) - 10%. В этом случае кредитные возможности (К), исходя из формулы (23), составят:
К =1000 – (1000 * 0.1) = 900, (24)
Если норма обязательных резервов (r) увеличится до уровня 20%, то кредитные возможности (К) снизятся:
К = 1000 – (1000 * 0.2) = 800, (25)
Вторая причина - это корректировка нормы обязательных резервов повлияет на величину депозитного мультипликатора. Рост нормы обязательных резервов сократит величину депозитного мультипликатора, а снижение – увеличит. Этот вывод вытекает из формулы депозитного мультипликатора (26)
ΔD = 1/ r, (26)
где:
ΔD – депозитный мультипликатор;
r - норма обязательных резервов.
Обращаясь к примеру 3 и к формуле депозитного мультипликатора (26), можно констатировать, что рост нормы обязательных резервов с 10% до 20% сокращает величину депозитного мультипликатора с 10% до 5%.
Следовательно, изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу, с одной стороны, через изменение кредитных возможностей банков, а с другой, - через изменение величины депозитного мультипликатора.
Изменение величины кредитных возможностей банков ведет к изменению величины монетарной базы. Вспомним, что монетарная база (MB) = наличность (С) + резервы (R), а изменение величины депозитного мультипликатора обусловливает изменение денежного мультипликатора.
В результате даже незначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы.
Пример - 4
При норме обязательных резервов, равной 10%, денежное предложение составит (900 / 0,1) = 9000, а при норме обязательных резервов, равной 20%, предложение денег изменится до уровня ( 800 /0,2) = 4000.
Стабильность нормы резервных требований служит основой для спокойного ведения банковского бизнеса. Поэтому этот инструмент не следует использовать для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда Центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы. К тому же, начиная с 1980 г. процедура пересмотра этого показателя стала очень громоздкой и технически сложной, поэтому он перестал быть средством оперативного и гибкого управления денежной массой.
Корректировка обязательных резервов – это административный метод воздействия на состояние банковского сектора. По интенсивности воздействия он уступает сделкам на открытом рынке. Однако его воздействие более ощутимо для банковского сектора, поскольку она позволяет: с одной стороны, стимулировать банковский сектор к консолидации ресурсов и сокращать проценты по кредитам, а с другой, - нейтрализовать последствия изменения процентных ставок, когда задачи внутренней и внешней монетарной политики не совпадают.
Границы использования метода корректировки обязательных резервов:
во-первых, стоимость кредита можно понижать до определенного уровня;
во-вторых, рискованно значительное отклонение уровня процента между депозитом и кредитом;
в-третьих, данный метод при неэффективном использовании может быть фактором нестабильности банковского сектора.
В настоящее время наметилось три подхода к использованию данного инструмента:
а) обязательные резервы отсутствуют, либо их норматив равен нулю;
б) минимальное использование обязательных резервов; в) активное применение обязательных резервов.
В экономически развитых странах Европы и Австралии от обязательных резервов отказались. Объясняется это тем, что применение обязательных резервов стало не совсем эффективным в силу неустойчивости денежного мультипликатора, а также из-за того, что на развитых рынках банки, благодаря финансовым инновациям, могут их легко обходить.
В ряде стран обязательные резервы продолжают использоваться как рудимент таргетирования денежного предложения. В настоящее время они утратили свое основное назначение и служат запасным инструментом денежно-кредитной политики, не находящим активного применения.
В странах, где таргетирование денежного предложения еще недавно использовались, а также в слаборазвитых экономиках обязательные резервы продолжают оставаться востребованными центральным банком. Причин использования обязательных резервов несколько. Во-первых, отличие заявленной денежно-кредитной политики от фактической. Во-вторых, необходимость сдерживания притока иностранного капитала в страну. В-третьих, для стимулирования кредитного бума, в случае быстрого роста денежного предложения.
Таким образом, цель метода обязательных резервов – усилить зависимость банковского сектора от рефинансирования монетарных властей и повысить надежность, ликвидность банков. Изменение нормы обязательных резервов в сочетании с условиями рефинансирования обусловливает изменение денежного предложения.
5 Метод лимитирования кредитов и депозитов
К административным способам воздействия на денежное предложение относятся прямые количественные ограничения и установление ориентиров роста денежной массы.
В периоды, когда нормы обязательных резервов не приводят к стабилизации денежной массы и снижению кредитных вложений, монетарные власти используют прямое лимитирование кредитов / депозитов. Под прямыми количественными ограничениями понимается установление лимитов на рефинансирование банков и проведение ими отдельных банковских сделок. Центральный банк вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях только после консультаций с правительством.
3 Метод рефинансирования банков второго уровня
Важным инструментом регулирования ликвидности банковского сектора является рефинансирование. В процессе регулирования банковской ликвидности следует учитывать факторы, обусловливающие ее уровень. К их числу относятся:
- Величина и структура депозитов.
- Доступность продуктов денежного рынка.
- Соотношение структуры активов и пассивов банка.
- Состояние экономики.
- Наличие системы страхования вкладов
- Степень доверия к банкам.
Рефинансирование банков второго уровня может осуществляться с помощью учета векселей, ломбардного кредитования, операций на открытом рынке и др.
Учетная ставка процента (дисконтное окно). Это цена учетного кредита, по которой центральный банк, выступая в качестве кредитора последней инстанции, рефинансирует банки второго уровня, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения.
Ломбардное кредитование удовлетворяет краткосрочные потребности банковского сектора в ликвидности. В ломбардный список центрального банка входят казначейские боны, боны и облигации, векселя и депозитные сертификаты.
Сделки на открытом рынке. Развитие рынка корпоративных ценных бумаг обусловливает стирание границы между ломбардным кредитом и сделками купли / продажи открытого рынка.
Интервенция на денежном рынке через сделки РЕПО, которые являются оперативным инструментом регулирования ликвидности банковского сектора в краткосрочном периоде.
Регулирование учетной ставки процента (discount rate) стало вторым инструментом денежно-кредитного регулирования. Денежные средства, полученные в ссуду у центрального банка (через «дисконтное окно») по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы банков, основу для мультипликативного увеличения денежной массы.
Поэтому, изменяя учетную ставку, центральный банк может воздействовать на предложение денег. Банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше величина заимствований у центрального банка и тем меньший объем кредитов предоставляют коммерческие банки. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает банки брать кредиты у центрального банка для увеличения своих резервов. Их кредитные возможности расширяются, увеличивая денежную базу, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы
Следует отметить, что в отличие от изменения нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента влияет только на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежной базы, не изменяя величину банковского (и поэтому денежного) мультипликатора.
Изменение учетной ставки также не является самым гибким и оперативным инструментом монетарной политики. Это связано, прежде всего, с тем, что объем кредитов, получаемых путем займа у центрального банка, невелик и не превышает 2-3% общей величины банковских резервов. Дело в том, что центральный банк не позволяет коммерческим банкам злоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляет средства только в том случае, если, по оценкам экспертов, банк действительно нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными.
Поэтому изменение учетной ставки скорее рассматривается как информационный сигнал о намечаемом направлении политики центрального банка. Объявление о повышении учетной ставки информирует о его намерении проводить сдерживающую монетарную политику, как правило, для борьбы с инфляцией. Дело в том, что учетная ставка является своеобразным ориентиром для установления межбанковской ставки процента (т.е. ставки процента, по которой коммерческие банки предоставляют кредиты друг другу) и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредиты небанковскому сектору экономики (домохозяйствам и фирмам). Если центральный банк объявлял о возможном повышении учетной ставки процента, то деньги (кредиты) становились «дорогими», и денежная масса сокращалась.
На начальном этапе рефинансирование характеризовалось тем, что центральный банк влиял на ликвидность банковского сектора, предоставляя целевые кредиты, вводя лимиты кредитования для каждого банка, регулируя процентные ставки по кредитам.
В настоящее время в механизме рефинансирования банковского сектора доминирующее место занимают кредитные аукционы, ломбардное кредитование, интервенции центрального банка, осуществляемые через сделки РЕПО на денежном рынке. Преимущество этого инструмента над переучетом средств и ломбардным кредитованием состоит в оперативности регулирования спроса и предложения ликвидности банковского сектора, реализации целей монетарной политики.
Рефинансирование реализуется административными и рыночными методами при наличии стабильной банковской системы и развитых денежного, кредитного, валютного рынков и рынка ценных бумаг.
Границы применения рефинансирования обусловлены следующими причинами:
во-первых, рефинансирование не возможно при отсутствии спроса;
во-вторых, инструменты рефинансирования не всегда достигают поставленной цели;
в–третьих, влияние многих факторов, делает этот инструмент не эффективным.
4 Метод регулирования обязательных резервов
Классическим инструментом монетарного регулирования ликвидности банковской системы является нормы резервных требований (required reserve ratio) используемые для контроля денежных агрегатов посредством коррекетировки денежного мультипликатора.
Обязательные резервы представляют собой часть депозитов банков второго уровня, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке (если в стране резервная банковская система), либо в виде запаса кассовой наличности. Для каждого отдельного вида депозитов (до востребования, сберегательного, срочного и пр.) устанавливается своя норма обязательных резервов. Причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма.
Величина обязательных резервов устанавливается, как процент от общей суммы депозитов и может быть рассчитана по формуле:
R обяз. = D * r, (22)
где:
R обяз. - сумма обязательных резервов,
D - общая сумма депозитов,
r - норма обязательных резервов (в процентах).
Если центральный банк повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двум причинам.
Первая причина - это сокращение кредитных возможностей банковского сектора экономики.
К= D - R обяз., или К= D - (D * r), (23)
Из формулы (23) видно, что кредитные возможности (К) представляют собой разницу между суммой депозитов и величиной обязательных резервов банка.
При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую банк не имеет права использовать на кредитование, увеличивается, а его кредитные возможности соответственно сокращается.
Пример - 3
Общая сумма депозитов (D) в банке составила 1000 ед., норма обязательных резервов (r) - 10%. В этом случае кредитные возможности (К), исходя из формулы (23), составят:
К =1000 – (1000 * 0.1) = 900, (24)
Если норма обязательных резервов (r) увеличится до уровня 20%, то кредитные возможности (К) снизятся:
К = 1000 – (1000 * 0.2) = 800, (25)
Вторая причина - это корректировка нормы обязательных резервов повлияет на величину депозитного мультипликатора. Рост нормы обязательных резервов сократит величину депозитного мультипликатора, а снижение – увеличит. Этот вывод вытекает из формулы депозитного мультипликатора (26)
ΔD = 1/ r, (26)
где:
ΔD – депозитный мультипликатор;
r - норма обязательных резервов.
Обращаясь к примеру 3 и к формуле депозитного мультипликатора (26), можно констатировать, что рост нормы обязательных резервов с 10% до 20% сокращает величину депозитного мультипликатора с 10% до 5%.
Следовательно, изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу, с одной стороны, через изменение кредитных возможностей банков, а с другой, - через изменение величины депозитного мультипликатора.
Изменение величины кредитных возможностей банков ведет к изменению величины монетарной базы. Вспомним, что монетарная база (MB) = наличность (С) + резервы (R), а изменение величины депозитного мультипликатора обусловливает изменение денежного мультипликатора.
В результате даже незначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы.
Пример - 4
При норме обязательных резервов, равной 10%, денежное предложение составит (900 / 0,1) = 9000, а при норме обязательных резервов, равной 20%, предложение денег изменится до уровня ( 800 /0,2) = 4000.
Стабильность нормы резервных требований служит основой для спокойного ведения банковского бизнеса. Поэтому этот инструмент не следует использовать для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда Центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы. К тому же, начиная с 1980 г. процедура пересмотра этого показателя стала очень громоздкой и технически сложной, поэтому он перестал быть средством оперативного и гибкого управления денежной массой.
Корректировка обязательных резервов – это административный метод воздействия на состояние банковского сектора. По интенсивности воздействия он уступает сделкам на открытом рынке. Однако его воздействие более ощутимо для банковского сектора, поскольку она позволяет: с одной стороны, стимулировать банковский сектор к консолидации ресурсов и сокращать проценты по кредитам, а с другой, - нейтрализовать последствия изменения процентных ставок, когда задачи внутренней и внешней монетарной политики не совпадают.
Границы использования метода корректировки обязательных резервов:
во-первых, стоимость кредита можно понижать до определенного уровня;
во-вторых, рискованно значительное отклонение уровня процента между депозитом и кредитом;
в-третьих, данный метод при неэффективном использовании может быть фактором нестабильности банковского сектора.
В настоящее время наметилось три подхода к использованию данного инструмента:
а) обязательные резервы отсутствуют, либо их норматив равен нулю;
б) минимальное использование обязательных резервов; в) активное применение обязательных резервов.
В экономически развитых странах Европы и Австралии от обязательных резервов отказались. Объясняется это тем, что применение обязательных резервов стало не совсем эффективным в силу неустойчивости денежного мультипликатора, а также из-за того, что на развитых рынках банки, благодаря финансовым инновациям, могут их легко обходить.
В ряде стран обязательные резервы продолжают использоваться как рудимент таргетирования денежного предложения. В настоящее время они утратили свое основное назначение и служат запасным инструментом денежно-кредитной политики, не находящим активного применения.
В странах, где таргетирование денежного предложения еще недавно использовались, а также в слаборазвитых экономиках обязательные резервы продолжают оставаться востребованными центральным банком. Причин использования обязательных резервов несколько. Во-первых, отличие заявленной денежно-кредитной политики от фактической. Во-вторых, необходимость сдерживания притока иностранного капитала в страну. В-третьих, для стимулирования кредитного бума, в случае быстрого роста денежного предложения.
Таким образом, цель метода обязательных резервов – усилить зависимость банковского сектора от рефинансирования монетарных властей и повысить надежность, ликвидность банков. Изменение нормы обязательных резервов в сочетании с условиями рефинансирования обусловливает изменение денежного предложения.
5 Метод лимитирования кредитов и депозитов
К административным способам воздействия на денежное предложение относятся прямые количественные ограничения и установление ориентиров роста денежной массы.
В периоды, когда нормы обязательных резервов не приводят к стабилизации денежной массы и снижению кредитных вложений, монетарные власти используют прямое лимитирование кредитов / депозитов. Под прямыми количественными ограничениями понимается установление лимитов на рефинансирование банков и проведение ими отдельных банковских сделок. Центральный банк вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях только после консультаций с правительством.