Файл: Инструменты и методы денежнокредитного регулирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этот метод предполагает сдерживание роста денежной массы и одновременно предоставление возможности для кредитования приоритетных отраслей экономики по более низким процентным ставкам по сравнению с ключевой ставкой. Ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы монетарные власти устанавливают исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Метод лимитирования кредитов / депозитов сводится к тому, что устанавливается определенный потолок адекватный предполагаемому темпу роста денежной массы. Для определения этого максимального темпа роста денежной массы монетарные власти основываются на прогнозах роста ВВП по объему и соответствующего индекса цен. Норма роста денежной массы принимается несколько ниже ожидаемого стоимостного индекса роста ВВП с тем, чтобы обеспечить постепенное снижение коэффициента ликвидности экономики и способствовать замедлению роста цен.
Чтобы установить норму роста лимитирования кредитов / депозитов выдвигается две гипотезы. Одна из них касается методов денежного финансирования сальдо бюджета и сальдо платежного баланса, другая – роста кредитов / депозитов в экономике, не включенных в систему ограничения.
Данный метод носит селективный характер по своей цели, а по авторитарности – административный характер, является эффективным средством регулирования денежной массы.
Недостатки данного метода:
- противодействует росту конкурентной борьбы внутри банковского сектора;
- нарушает условие конкуренции между банками, находящимися не в равной ситуации перед лицом регламентирования монетарной власти;
- владельцы вкладов под постоянные проценты систематически оказываются «ограбленными» отрицательными реальными процентными ставками;
- тяжеловесность и все возрастающая сложность лимитирования кредитов / депозитов.
6 Метод операций открытого рынка
Операции на открытом рынке (open market operations) - инструмент современного монетарного регулирования. Они представляют собой покупку и продажу центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг. Объектом операций на открытом рынке служат преимущественно краткосрочные государственные облигации и казначейские векселя.
Государственные ценные бумаги покупаются и продаются коммерческим банкам и населению. Покупка центральным банком государственных облигаций и в первом, и во втором случае увеличивает резервы коммерческих банков. Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму резервов на его счете в центральном банке. Тем самым, общий объем резервных депозитов банковской системы возрастает, что увеличивает кредитные возможности банков и ведет к депозитному (мультипликативному) расширению.
Следовательно, как и изменение учетной ставки процента, операции на открытом рынке влияют на изменение предложения денег, лишь воздействуя на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежную базу.
Если центральный банк покупает ценные бумаги у населения (домохозяйств или фирм), то поскольку продавец получает чек у центрального банка и вкладывает его на свой счет в коммерческом банке, резервы коммерческого банка увеличатся, и предложение денег возрастет по тем же причинам, как и в случае, когда ценные бумаги продает коммерческий банк.
Отличие в том, что, когда продавцом выступает коммерческий банк, то его резервы увеличиваются на всю сумму покупки облигаций. Если ценные бумаги продает частное лицо, то увеличивается сумма на текущих счетах. В этом случае кредитные возможности банковской системы будут меньше, поскольку часть депозита в соответствии с нормой резервных требований составит обязательные резервы банка.
Пример - 5
Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка на 1000 ед., то кредитные возможности банка увеличатся на всю сумму в 1000 ед.
Если покупателем выступит частное лицо, то при норме резервных требований, равной 20%, кредитные возможности коммерческого банка возрастут лишь на 800 долл., поскольку на 200 долл. должны быть увеличены обязательные резервы.
Покупка ценных бумаг центральным банком используется как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию в период спада. Если же экономика «перегрета», то центральный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке. Это существенно ограничивает кредитные возможности банков, сокращая их резервы, и соответственно денежную базу, что ведет к мультипликативному сжатию денежной массы на величину, равную произведению банковского, а на уровне экономики - денежного мультипликатора и объема продажи ценных бумаг на открытом рынке.
Возможность проведения операций на открытом рынке обусловлена тем, что покупка и продажа государственных ценных бумаг у центрального банка выгодна как банкам, так и населению. Это связано с тем, что цена облигации и ставка процента находятся в обратной зависимости, и когда центральный банк покупает государственные облигации, спрос на них возрастает, что ведет к росту их цены и падению ставки процента. Владельцы государственных облигаций (и банки, и население) начинают продавать их центральному банку, поскольку возросшие цены позволяют получить доход за счет разницы между ценой, по которой облигация была куплена, и ценой, по которой она продается (capital gain).
И, наоборот, когда центральный банк продает государственные ценные облигации, их предложение растет, что ведет к падению их цены и росту ставки процента, делая выгодным их покупку.
Сделки открытого рынка предполагает контроль над процентными ставками на денежном рынке.
Основным условием функционирования этого метода является наличие в стране рынка ценных бумаг, покупка и продажа которых позволяет монетарные власти оказывать воздействие на денежный рынок и потенциальные возможности банковского сектора предоставлять кредиты заемщикам.
Сделки открытого рынка становятся одним из активных методов интервенции центрального банка на денежном рынке. Регулирующая функция центрального банка состоит в том, что он по своей инициативе покупает / продает ценные бумаги банкам на выгодных условиях. Объектом сделок преимущественно выступают высоколиквидные ценные бумаги.
В случае продажи ценных бумаг поглощается свободный капитал денежного рынка, сокращаются кредитные возможности кредиторов и создаются предпосылки для реализации политики кредитной рестрикции.
При покупке ценных бумаг центральным банком происходит перелив капитала в банковский сектор, расширяются кредитные возможности кредиторов, возникают благоприятные условия для реализации политики кредитной экспансии.
В обоих случаях колебания соотношений спроса и предложения на кредитные ресурсы улавливаются процентной ставкой денежного рынка, движение которой совпадает с направлениями осуществления монетарной политики.
Операции открытого рынка проводятся не часто, но на регулярной основе. Если центральный банк придерживается пассивного подхода и полагается на коридор процентных ставок, то операции открытого рынка служат средством тонкой настройки рынка.
Если центральный банк предпочитает активный подход, то операции открытого рынка проводятся ежедневно и даже по нескольку раз в сутки.
Операции на открытом рынке: во-первых, удерживают краткосрочные рыночные процентные ставки близко к ключевой ставке центрального банка, что помогает достичь инфляционного ориентира; во-вторых, поддерживают сглаженное и эффективное функционирование финансовых рынков.
Операции открытого рынка включают:
- Эмиссию центральным банком сертификатов, векселей или облигаций, иногда от имени правительства.
- Прямые аутрайтовые операции с долговыми инструментами на вторичном рынке без обязательств по совершению обратной сделки.
- Операции прямого и обратного РЕПО (соответственно предоставление или изъятие ликвидности).
- Валютные свопы или совмещение валютной операции на спот-рынке с противоположной сделкой на срочном рынке.
- Валютные интервенции на спот-рынке.
- Операции на межбанковском рынке: кредиты и депозиты по рыночным ставкам.
Таким образом, инъекции или изъятия в банковские резервы в результате покупки или продажи центральным банком государственных ценных бумаг, приводят к быстрой реакции банковской системы, действуют более тонко, чем другие инструменты монетарной политики, поэтому операции на открытом рынке представляют собой наиболее эффективный, оперативный и гибкий способ воздействия на величину предложения денег.
Выводы:
1 Инструменты денежно-кредитного регулирования развивались и совершенствовались по мере перехода от одной стадии экономики к другой.
2 Для реализации механизма денежно-кредитного регулирования следует выбрать тактику и соответствующий набор инструментов, обеспечивающий достижение поставленной цели.
3 Методы и инструменты могут использоваться монетарными властями либо в совокупности, либо как альтернатива одного к другому.
4 Метод изменения процентных ставок служит для регулирования уровня инвестиций, уровня сбережений, уровня деловой активности, уровня инфляции. Его задачи: способствовать посредством изменения ключевой ставки процента росту экономики, снижению инфляции, стабильности национальной валюты.
5 Одновременная реализация перечисленных задач может вызвать конфликт интересов.
6 Уровень процентных ставок сохраняет свое значение, несмотря на использование ключевой ставки в арсенале монетарных властей, как: а) общий индикатор в прогнозировании монетарной политики в среднесрочной перспективе; б) показатель напряженности кредитного рынка и инструмент его регулирования; в) инструмент регулирования темпов роста сбережений, инвестиций и уровня инфляции; г) инструмент защиты и регулирования валютного курса, возможных переливов капитала, сальдо платежного баланса.
7 Признаком эффективного использования процентной ставки в трансмиссионном механизме является ее чувствительность к изменениям спроса и предложения как на рынке кредиты / депозиты, так и рынке ценных бумаг. Если процентная ставка не чувствительна к фазам экономического цикла (депрессия, застой, кризис, оживление, подъем), то это позволяет сделать вывод об отсутствии эффективного процентного канала воздействия, при наличии самого процента.
8 Важным инструментом регулирования ликвидности банковского сектора является рефинансирование. На начальном этапе в механизме регулирования ликвидности банковского сектора преобладали целевые кредиты, сейчас доминирующее место занимают кредитные аукционы, ломбардное кредитование, сделки РЕПО на денежном рынке.
9 Рефинансирование реализуется прямым и косвенным способом, при наличии стабильной банковской системы и развитых денежного, кредитного, валютного рынков и рынка ценных бумаг.
10 Границы рефинансирования обусловлены рядом причин: а) рефинансирование невозможно при отсутствии спроса на ликвидность банков; б) инструменты рефинансирования не всегда достигают поставленной цели; в) под влиянием многих факторов этот инструмент может стать не эффективным.
11 Границы использования метода корректировки обязательных резервов: во-первых, стоимость кредита можно понижать до определенного уровня; во-вторых, рискованно значительное отклонение уровня процента между депозитом и кредитом; в-третьих, данный метод при неэффективном использовании может быть фактором нестабильности банковского сектора.
12 Метод прямого лимитирования кредитов и депозитовсводится к тому, что устанавливается определенный потолок адекватный предполагаемому темпу роста денежной массы. По своей цели этот метод носит селективный характер, а по авторитарности – административный характер.
13 Метод обязательных резервов призван усилить зависимость банковского сектора от рефинансирования монетарных властей и повысить надежность, ликвидность банков. Изменение нормы обязательных резервов в сочетании с условиями рефинансирования обусловливает изменение денежного предложения.
14 Обязательные резервы – это административный метод воздействия на состояние банковского сектора. По интенсивности воздействия он уступает сделкам на открытом рынке. Однако его воздействие более ощутимо для банковского сектора, поскольку она позволяет: с одной стороны, стимулировать банковский сектор к консолидации ресурсов и сокращать проценты по кредитам, а с другой, - нейтрализовать последствия изменения процентных ставок, когда задачи внутренней и внешней монетарной политики не совпадают.
15 Границы применения данного метода определяются рядом факторов. Во-первых, противодействует росту конкурентной борьбы внутри банковского сектора, нарушает условие конкуренции между банками, находящимися не в равной ситуации перед лицом регламентирования монетарной власти. Во-вторых, владельцы вкладов под постоянные проценты систематически оказываются «ограбленными» отрицательными реальными процентными ставками. В-третьих, его использование ограничивает тяжеловесность и все возрастающая сложность лимитирования кредитов / депозитов.