Файл: Учебник А. А. Плешаков, Окружающий мир, в двух частях. Москва Просвещение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проектирование урока по теме « Наша дружная семья».

Выполнил студент: Кондратьева Наталья, группа Н-417/1-з

УМК: Школа России

Учебник: А. А. Плешаков, «Окружающий мир», в двух частях. Москва «Просвещение».

Основная цель темы – формировать навыки культуры общения и поведения в семье


Задачи

С точки зрения учителя

Образовательные

  • Отбирать, из предложенных , важные для семейной жизни условия.

  • Уметь различать родственные взаимосвязи.

  • Определять роль в жизни человека культуры семейного общения.

  • Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.

  • Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.




Развивающие

  • Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.

  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

  • Развитие способностей к творческому мышлению.



Воспитательные

  • Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

  • Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.





Предмет усвоения: культура общения и поведения в семье.
Тип урока – открытие новых знаний.

Ресурсы урока (средства обучения) - плакаты «Будь внимателен к близким» , «Помогай по дому!»; цветные фишки, цветные карандаши, словарь Ожегова; семейные фотографии; музыкальное сопровождение- песня «Моя семья»; памятки; ассоциативные картинки для рефлексии. _____________________________________________________________________________________

Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока


Этапы усвоения:

Этапы урока:




Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности.

Цель: проверка готовности учащихся к уроку, эмоциональный настрой.

- Здравствуйте ребята!!!

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

- Сейчас у нас урок окружающего мира, проверяем готовность. И начинаем работать.

(Настраиваются на учебный процесс, проверяют готовность к уроку, участвуют в учебном диалоге) .



1. Подготовка к восприятию

Актуализация опорных знаний, умений.

Цель: организовать повторение опорных знаний, умений и навыков.

Название вида учебной работы- беседа.

  • Учебная задача для учителя: создать условия для актуализации ранее изученных тем.

  • Учебная задача для учащихся: вспомнить предыдущие уроки и мероприятия.

  • Организация работы детей: устно.

  • Формы и организация контроля за работой: устно.

  • Подведение результатов работы: совместный вывод.


Предварительная работа:каждой семье заранее даётся задание – составить рассказ о своей семье, принести семейную фотографию, подготовить рассказ о семейных традициях.

Одному ученику дается задание: найти в различных источниках определение слова «семья».
- Посмотрите на доску. Что вы видите? А кто изображён на этих фотографиях?
- Это самые близкие для вас люди. Как можно, одним словом назвать всех близких вам людей?
- Исходя из этого, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.(семья)

- Раньше мы уже много говорили с вами о семье: готовили проекты на тему «Моя семья», у нас проходил классный час на тему «Главное – вместе» и др. (Демонстрация выставки)

- О чем же пойдет речь сегодня?

-Правильно, о семье. Сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела. Давайте откроем учебник на странице 41 и прочитаем, как он называется. (Общение.)

- Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел? Что показалось вам особенно интересным ? (Ответы детей.)

- А теперь послушайте удивительную историю, которая произошла с одним мальчиком.

Чтение рассказа

(Читает учитель)

Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, очень, боялся, что учитель вызовет его к доске.

Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, – подумал он. Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: “Я здесь” Но учитель, вздохнув, сказал: “Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать”. Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался. После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята не замечали его. Толе стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.

Мама, вот он я! Но мама не слышала и не видела его.

Не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть одному!

И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.
– Заинтересовала вас эта история? Что особенного запомнилось?

– Ребята, что загадал Толя?

– Сбылось ли его желание?

– Какое чувство испытал Толя в начале истории? Как изменилось его чувство в конце?

– Понравилось Толе быть невидимкой? Почему ? (ответы детей) .

– Какой вывод можно сделать из этого рассказа?

(человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми.)

- Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими горестями и радостями, то есть не с кем общаться.

В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья.

- Предположите, о чем мы сегодня будем говорить?


2. Восприятие

3. Осмысление

Открытие нового знания.

Цель: подвести учащихся к теме урока, сформулировать цель, выяснить причину изучения этой темы.

Название вида учебной работы- работа с классом устно, с учебником.

  • Учебная задача для учителя: подвести учеников к теме урока.

  • Учебная задача для учащихся: самостоятельно сформулировать тему и цель урока.

  • Организация работы детей: фронтально.

  • Формы и организация контроля за работой: опрос.

  • Подведение результатов работы: совместный вывод.


- Правильно, о семье. Прочитайте, вместе, тему урока на стр. 42 . («Наша дружная семья».)

- Какие учебные задачи предлагает нам Муравьишка ? (стр.42, дети читают: узнаем, что такое семья и семейные традиции; будем учиться оценивать характер отношений в семье и правильно вести себя с близкими людьми) .

- Ребята, а сколько членов у вас в семье? Предлагаю отгадать мои загадки.

Она лучше всех на свете,

Без нее прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня. (мама)

Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)

На него смотрю всегда

И беру с него пример.

Он на папу так похож!

Но только с сединой – и что ж? (дедушка)

У мамы работа, у папы работа,

У них для меня остается суббота!

А с нею я дома всегда,

Она не ругает меня никогда! (бабушка)

Маме на радость, папе в награду,

Он появился, наследник – отрада.

Родной, несмышленый, пуговки–глазки –

Ему все вниманье, забота и ласки. (сын, брат)

Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче еще прибавленье!

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)
 - Сегодня тема урока “Наша дружная семья”. Нам предстоит очень серьёзная работа. Мы уточним понятие «Семья», познакомимся с семьями одноклассников, узнаем правила общения и поведения в семье, посадим необычное дерево.

- Начать я предлагаю вам, ребята, с понятия «семья».

«Семья». Сколько в нем загадок, оно делится на два слова «семь» и «я» - это семеро я . Ведь, в семье, все чем – то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие увлечения и любимые занятия



- Посмотрите, как записано слово семья в словаре Даля и Ожегова.

- Ребята, а если посмотреть на нас с вами, можно ли сказать, что мы – «СЕМЬЯ» ? (конечно можно).

-Семья - это не только группа родственников, но и мы с вами тоже "семья".

А почему нас можно назвать семьёй?(у нас общее есть дело и общие интересы)

- Подумайте, а кого ещё можно назвать семьёй? В природе тоже существуют семьи. У животных есть семьи, у растений и т.д.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак.

И если он не треугольный,

Значит, он не мой колпак!!!

Учитель читает текст несколько раз, а учащиеся постепенно заменяют слова жестами (по одному слову после каждого прочтения). Колпак- дети показывают на голову, мой- на себя, треугольный- показывают руками треугольник, он- показывают на другого, не- мотают головой.

4. Закрепление

Закрепление новых знаний, умений (первичное закрепление).

Цель: организовать усвоение понятий «семья», правила поведения в семье.

Название вида учебной работы- работа по учебнику, в тетрадях, ответы у доски.

  • Учебная задача для учителя: создать условия для закрепления новых знаний.

  • Учебная задача для учащихся: закрепить полученные знания путем решения новых задач.

  • Организация работы детей: устно, письменно.

  • Формы и организация контроля за работой: опрос.

  • Подведение результатов работы: устный совместный вывод.


- Прослушайте стихотворение, поднимите желтый сигнал, если вы услышите, что дети поступают неправильно. (дети поднимают желтую карточку.)

К дедушке и бабушке

Катя и Володя,

В гости на оладушки

в выходной приходят.

Внук Володя попросил:

– Дед, налей мне чаю.

Дед низко голову склонил,

– Плохо слышу я внучок,

не чета тебе я.

Я уже ведь старичок,

вот и слух слабеет.

Катя бабушке кричит:

– Ты не видишь, что ли,

Что солонка тут стоит,

на столе без соли?”

Кате бабушка в ответ:

– Я ведь вижу плохо,

Мне уже не мало лет,

помоги мне кроха.

– Что вам не понравилось в поступках детей?

– Какие вежливые слова вы используете в своей речи при общении со взрослыми? (ответы детей.)

- Ребята, посмотрите на рисунок на стр.42. Что вы можете сказать об этой семье?

(ответы детей)

-Как вы понимаете слово «культура общения»? (Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку)

- Нужна ли она в семье? Почему? (Культура общения нужна нам, чтобы семья была дружная и счастливая)

- Можно ли обижать того, кто тебя любит? ( Нельзя, потому что они любят и заботятся о нас)

- Семья – это семь я, а значит, семья – это постоянная помощь и поддержка друг другу.

- Рассмотрите на с. 43 учебника и расскажите, как взрослые помогают детям и дети взрослым в семье Сережи и Нади.



- Фишками накройте те картинки, на которых изображено то, что бывает в твоей семье.(практическая работа)

- А как еще помогают  друг другу в семье? Расскажите о своих домашних обязанностях. (выступление).
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: Выполнить задания с использованием нового способа действия. Создание ситуации успеха для каждого ученика, мотивирующего его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Название вида учебной работы- выполнение в рабочей тетради.

  • Учебная задача для учителя: создание ситуации успеха для каждого ученика.

  • Учебная задача для учащихся: самостоятельное выполнение заданий.

  • Организация работы детей: письменно.

  • Формы и организация контроля за работой: фронтальная проверка.

  • Подведение результатов работы: опрос.

- Ребята, предлагаю вам выполнить задание№1 и №2 на стр.21 в рабочей тетради. Выполняете самостоятельно, после выполнения кто-то по желанию ответит устно у доски.




5. Применение

Включение в систему знаний и повторение учебного содержания.

Цель: установить аналогии и причинно-следственные связи при решении задач.

Название вида учебной работы- беседа.

  • Учебная задача для учителя: организовать деятельность по выявлению границ применения нового знания;

  • Учебная задача для учащихся: установить взаимосвязь между новым знанием и ранее изученным материалом.

  • Организация работы детей: беседа.

  • Формы и организация контроля за работой: фронтальный опрос.

  • Подведение результатов работы: устно. Совместный вывод.

- Ребята, предлагаю вам прочитать текст на стр.44-45 учебника. Обсудите в парах роль семейных традиций.

- Что такое традиция ? (словарьОжеговаТРАДИЦИЯ, и, ж. 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи).

- О каких семейных традициях вы прочитали? Какие традиции ест в вашей семье? Какие семейные традиции вам понравились? Для чего нужны семейные традиции ? (помогаю узнать историю семью, понять ее истоки; сближают семью.)

- Давайте продемонстрируем, как мы усвоили урок, а также проявим свое творчество. Вы сейчас будете создавать «дом своей мечты». При создании дома используйте те строительные материалы, на которых написаны те слова, которые, на ваш взгляд, нужны для дружной семьи. (ребята используют вместо стен и крыши бумажки со словами крепкая, дружная и так далее.)

- А может ли дом мечты стоять пустым? Как вы думаете, кто в нем должен жить? (заселение дома членами семьи.)

Дети выполняют работу под фонограмму песни «Моя семья».





Рефлексия учебной деятельности.

Цель: оценивание учащимися собственной деятельности. Выявление затруднений на уроке

- Ребята, вы большие молодцы!!! А чтобы вы ещё лучше запомнили правила общения в семье, я хочу подарить вам ПАМЯТКИ.



- А теперь, предлагаю из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первую – которая максимально иллюстрирует ваше состояние на начало урока, вторую – на его окончание. (Затем , каждый желающий может объяснить свой выбор. Любые комментарии со стороны других одноклассников или учителя исключаются . Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итоги урока .)



Обсуждение и запись домашнего задания.

- Предлагаю вам вместо домашней работы подготовить рассказ о традициях своей семьи.



Этот урок входит в раздел «Общение» и является первым в нем. Учебный материал на протяжении всего урока не давался в готовом виде. На данном уроке я использовала задания развивающего характера.  Поэтому ученики смогли самостоятельно определить тему занятия.

При изложении нового материала я использовала различные виды работы. Здесь опять же учебный материал не давался в готовом виде. Ребята находились в постоянном поиске, здесь развивались коммуникативные, регулятивные, а также познавательные УУД. Также я использовала задания развивающего характера, способствующие развитию творческих способностей ребенка. Это и составление рассказа, и загадки и работа с информационными источниками.

Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. Была использована мультимедийная презентация, как средство наглядности. Презентация способствовала лучшему восприятию материала, кроме того, активизировала и сохраняла на протяжении всего урока внимание обучающихся, развивала познавательный интерес, способствовала быстрому включению обучающихся в работу.

На уроке были реализованы принципы наглядности (выставка семейных фотографий), научности (дети оперировали научными понятиями и пользовались словарями), доступности (реализован в подборе материала), принцип связи обучения с жизнью ( дети на протяжении всего урока проводили аналогии со своей семьей). Единственное, что выбивалось из общего впечатления об уроке- это то, что половина класса не принесли фотографии своей семьи, а еще больше детей не смогли назвать ни одной семейной традиции. Для себя пометила, что, для более хорошего усвоения этой темы, можно провести классный час по этому направлению.

В целом, мне удалось реализовать намеченный план урока, решить поставленные задачи и сделать выводы. Причем выводы были сделаны совместно с детьми, что вдвойне ценно. Я считаю, что урок цели достиг.