Файл: Статья удк профессиональное развитие педагогов посредством внутришкольной системы наставничества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Признаки этих пространств: компетентность, готовность к диссеминации опыта, коммуникативность.
«Опытные - опытным» - сообщество педагогов, из числа опытных учителей, имеющих потребности в обогащении педагогического опыта и совершенствованию профессионального мастерства. Это пространство включает в себя работу над совместными проектами, интеграцию педагогов различных предметных областей в общую проектную деятельность, педагогические коллаборации, а также диспуты, круглые столы, педагогические дебаты по запрашиваемой теме. Таким образом, взаимодействие педагогов носит целевой характер, а планирование их совместной деятельности – ситуативный (по запросу).
«Молодые - молодым» - сообщество молодых специалистов. В рамках этого педагогического пространства взаимодействие педагогов выстраивается на позициях взаимовыручки через совместное проведение акций, внеклассных мероприятий, досуговых мероприятий, участия в конкурсах профессионального мастерства и совместную подготовку обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам. В рамках пространства «Молодые – молодым» работает Клуб молодого специалиста.
Признаки педагогических пространств «Опытные - опытным» и «Молодые - молодым»: неформальность, комфортность, креативность.
Систематическая и планомерная работа всегда даёт положительные результаты. В 2020 году в профессиональных конкурсах приняли участие – 138 учителей, из них – 19 молодых специалистов. Школа заняла 1 место среди школ Красносельского района по количеству победителей и призеров конкурсов профессионального мастерства, тогда в конкурсе «Учитель будущего» приняли участие 69 учителей (23 команды), включая всех молодых специалистов. Ежегодно молодые специалисты принимали участие в Герценовской олимпиаде, в 2021 году в олимпиаде приняла участие команда школы из 14 молодых учителей, в номинации «Современное детство» стали победителями.
Образцом для молодых учителей становятся их наставники. В течение шести лет учителя школы становятся победителями в конкурсном отборе на получение премии Правительства Санкт‑Петербурга - денежного поощрения лучшим учителям, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.
В 2021 году школа заняла 1 место в рейтинге школ Красносельского района по достижениям в конкурсах ПНПО.
Важным фактором успеха работы с молодыми специалистами и вовлечения педагогов в конкурсное движение является создание среды, в которой каждый учитель может почувствовать себя успешным; в которой он понимает, что его деятельность ценна для педагогического сообщества, что его опыт интересен и полезен для других, что он может тиражировать его, в том числе посредством участия в профессиональных конкурсах; среды, в которой у каждого педагога есть возможность выбора направления и формы представления результатов работы, у каждого есть возможность обратиться за помощью, поддержкой и советом… Сегодня в образовательном учреждении создан и поддерживается климат, способствующий творчеству, развитию интереса к профессии, повышению педагогического мастерства и успеху.
Заключение
Мы предлагаем универсальную внитришкольную систему наставничества. Такая постоянно действующая система может быть создана в любом образовательном учреждении.
Развитию системы наставничества способствовала целенаправленная работа по развитию профессионализма педагогических кадров. В 2019-2020 учебном году наша школа являлась партнером Комитета по образованию в реализации международного инновационного проекта «Развитие системы сопровождения молодого педагога» (Австрия-Россия), в 2020-2021 учебном году школа работала в статусе пилотной школы по внедрению и реализации целевой модели наставничества в Санкт-Петербурге. Эта деятельность подвигла коллектив на разработку новых подходов к организации работы с педагогами, одним из которых стал проект Программы развития школы «Траектория успеха», направленный на совершенствование профессионального мастерства учителя. Внутришкольная система наставничества – часть этого проекта. Мы уверены, что взаимодействие всех членов педагогического коллектива – это основа формирования его сплоченности, качественного включения в школьные процессы.
В профессии педагога есть особенность – нужно постоянно развивать свой творческий потенциал, совершенствовать формы и методы работы с учащимися, родителями, осуществлять межличностное общение с коллегами, стремится к новому, неизведанному, одним словом, учиться ВСЕГДА и всегда УЧИТЬСЯ!
Информация об авторах
Марфин О.В. – директор ГБОУ СОШ № 291 Красносельского района Санкт-Петербурга;
Барладян Ю.В. - заместитель директора по методической работе ГБОУ СОШ № 291 Красносельского района Санкт-Петербурга;
Рождественская О.Т. – методист ГБОУ СОШ № 291 Красносельского района Санкт-Петербурга.
Приложение
План методической работы с молодыми специалистами
Государственного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 291
Красносельского района Санкт-Петербурга
на 2022-2023 учебный год
Цели методической работы с молодыми специалистами:
-
профессиональное сопровождение молодых специалистов в период их адаптации; -
оказание молодым педагогам поддержки в развитии их профессиональных и творческих способностей; -
обеспечение профессионального роста молодых специалистов.
п\п | Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственный |
| |||
1 | Ознакомление молодых педагогов с педагогической системой школы. | август-сентябрь (первая неделя прибытия) | зам. дир. по МР |
2 | Изучение нормативных документов, (федерального, городского, районного, локального уровней) регламентирующих образовательный процесс. | август-сентябрь (первая неделя прибытия), в течение года | зам. дир. по МР, наставники |
3 | Определение наставников молодых специалистов. | август-сентябрь (первая неделя прибытия) | зам. дир. по МР, методист |
4 | Изучение содержания учебных программ, УМК по преподаваемым предметам. | август-сентябрь (первая неделя прибытия) | зам. дир. по МР, наставники |
5 | Изучение методической литературы, профессиональных педагогических изданий. | август-сентябрь (первая неделя прибытия) | зам. дир. по МР, наставники |
| |||
1 | Оказание методической помощи по составлению рабочих программ. | август-сентябрь | зам. дир. по МР зам. дир. по информатизации наставники |
2 | Практикум по разработке календарно-тематического планирования, работа с АИС «ПараГраф» | ||
3 | Оказание методической помощи в определении индивидуальной траектории формирования педагогического мастерства в режиме самообразования. | сентябрь | наставники |
4 | Изучение локальных актов по ведению школьной документации. | август-сентябрь в течение года | заместители директора по УР, наставники |
5 | Практикум по ведению школьной документации. | сентябрь | |
6 | Оказание методической помощи молодым специалистам как классным руководителям | в течение года | заместитель директора по ВР, наставники |
7 | Практикум по составлению плана воспитательной работы | сентябрь | |
8 | Оказание консультативной помощи педагогам-наставникам по проблемам работы с молодыми специалистами. | по мере необходимости | зам. дир. по МР |
9 | Посещение уроков молодых специалистов с целью оказания методической помощи. | в течение года | зам. дир. по МР, зам. дир. по УР, наставники |
10 | Проведение индивидуальных бесед, консультаций, в том числе по работе над темами самообразования. | в течение года | зам. дир. по МР, наставники |
11 | Организация участия молодых педагогов в методических мероприятиях различного уровня. | в течение года | зам. дир. по МР, наставники, руководители МО |
12 | Организация участия молодых педагогов в работе методических объединений. | в течение года | |
13 | Организация участия молодых педагогов в творческих и профессиональных конкурах различного уровня и направленности. | в течение года | |
3.Контроль деятельности молодых специалистов | |||
1 | Изучение педагогической деятельности молодых специалистов с последующим анализом. | в течение года | зам. дир. по МР, зам. дир. по УР, зам.дир. по ВР, наставники |
2 | Контроль оформления классных журналов, в том числе электронных | в течение года по плану ВШК | |
3 | Контроль выполнения программ по учебным предметам | ||
4 | Контроль работы молодых специалистов как классных руководителей. | в течение года | |
4. Школа молодого специалиста | |||
1 | Изучение нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс в образовательном учреждении. Ведение школьной документации. | сентябрь | зам. дир. по МР |
2 | Стратегия отношений классного руководителя с классным коллективом и коллективом родителей. | сентябрь | зам. дир. по МР |
3 | Семинар «Педагогические технологии в образовательном процессе» | октябрь | зам. дир. по МР, наставники |
4 | Создание организационно-педагогических условий формирования инновационного поведения участников образовательных отношений | ноябрь | директор, зам.дир. по МР, зам.дир по УР |
5 | Семинар «Педагогические приемы, способствующие мотивация обучающихся» | декабрь | зам. дир. по МР |
6 | Самообразование. Индивидуальный маршрут развития педагога | январь | зам. дир. по МР |
7 | Круглый стол «Диалог поколений: опыт прошлого, взгляд в будущее». | февраль | зам. дир. по МР |
8 | Особенности современного урока. Посещение открытых уроков в рамках фестиваля «Открытый урок». | март | зам. дир. по МР |
9 | Особенности современного урока. Посещение открытых уроков в рамках фестиваля «Открытый урок». | апрель | зам. дир. по МР |
10 | Практикум по разработке рабочих программ. | май | зам. дир. по МР |