Файл: Структура познавательного процесса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 3. Структура научного познания.
  1. Структура познавательного процесса


  2. Факт. Научный факт.

  3. Проблемные ситуации. Противоречия.

  4. Проблема как элемент научного знания. Типология проблем.

  5. Научная гипотеза. Построение и отбор гипотез.

  6. Научные законы: их типы и виды.

  7. Научная теория. Структура теории.

  8. Научно-исследовательские программы.

  9. Научные картины мира.

  10. Критерии научности.



  1. Структура познавательного процесса



Сам научно-познавательный процесс имеет определенный генезис, который состоит из отдельных этапов или стадий.


Факт становится научным фактом, если он прошел строгую проверку на истинность. Факты - это наиболее надежные аргументы как для доказа­тельства, так и для опровержения каких-либо теоретических утверждений. Однако при этом надо брать не отдельные факты, а всю, без исключения, совокупность фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу. В противном случае возникает подозрение, что факты подобраны произвольно.

Научные проблемы - это осознанные вопросы, для ответа на которые имеющихся знаний недостаточно.

Научная гипотеза - такое предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана.

Категории науки - это наиболее общие понятия теории, характеризующие существенные свойства объекта теории, предметов и явлений объективного мира. Например, важнейшими категориями являются материя, пространство, время, движение, причинность и т.п.

Законы науки отражают существенные связи явлений в форме теоретических утверждений. Принципы и законы выражаются через соотношение двух и более категорий.

Научные принципы - наиболее общие и важные фундаментальные положения теории. Научные принципы играют роль исходных, первичных посылок и закладываются в фундамент создаваемых теорий. Содержание принципов раскрываются в совокупности законов и категорий.

Научные концепции - наиболее общие и важные фундаментальные положения теорий.


Научная теория - это систематизированные знания в их совокупности. Научные теории объясняют множество накопленных научных фактов и описывают определенный фрагмент реальности (например, электрические явления, механическое движение, превращение веществ, эволюцию видов и т.п.) посредством системы законов.

Главное отличие теории от гипотезы - достоверность, доказанность. Теория в строго научном смысле - это система уже подтвержденного знания, всесторонне раскрывающая структуру, функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимоотношение всех его элементов и сторон.

Научная теория должна выполнять две важнейшие функции, первой из которых является объяснение фактов, а вторая - предсказание новых, еще неизвестных фактов и характеризующих их закономерностей.

Научная теория - одна из наиболее устойчивых форм научного знания, но и они претерпевают изменения вслед за накоплением новых фактов. Когда изменения затрагивают фундаментальные принципы теории, происходит переход к новым принципам, а, следовательно, к новой теории. Изменения же в наиболее общих теориях, приводят к качественным изменениям всей системы теоретического знания, в результате чего происходят глобальные естественнонаучные революции и меняется научная картина мира.

Научная картина мира - это система научных теорий, описывающая реальность.
Рассматривая механизм и структуру научного творчества, Майданов А. С. предлагает следующую схему структуры познавательного процесса.

  1. Возникновение проблемной ситуации или трудностей в познании, а также практической или внутринаучной потребности в каком-либо элементе знания, на основе чего формулируется задача или проблема. Анализ задачи и проблемы с целью установления правильности и корректности их формулировки, определения возможностей их решения.

  2. Подготовительный этап. На этом этапе создаются предпосылки и условия для осуществления порождающего процесса. В первую очередь определяются типологические характеристики проблемы: является ли она эмпирической или теоретической, к какому из видов познавательной деятельности и соответственно классу задач (к задачам на поиск, конструирование, преобразование и т.д.) она может быть отнесена и т.п. Подобная типология важна для подбора необходимых познавательных средств. Затем осуществляется анализ исходной познавательной ситуации для определения того, что известно и неизвестно, в каких дополнительных данных существует потребность, нельзя ли привлечь их из имеющегося научного знания. На основе этого строится поисковое поле, которое, в частности, освобождается от мешающих обстоятельств; определяются область поиска, его направление и стратегия. Нередко удаётся разложить проблему на несколько частичных и построить систему промежуточных задач, что позволяет наметить план исследования.

  3. Поисковый этап. На этом этапе непосредственно осуществляются процесс поиска, порождение искомого результата. В развитии данного этапа можно выделить три качественно отличные фазы.


1. Фаза первичного знания. Она охватывает начальные сведения об объекте исследования, полученные главным образом путём наблюдений, экспериментов, а так же первые смутные догадки и гипотезы.

2. Фаза экстенсивных исследований, или фаза поиска предпосылочных результатов. Конечный искомый результат, как правило, не может быть получен сразу, поскольку в большинстве случаев для этого нет всех необходимых данных. Поэтому поиск начинается с получения данных – предпосылочных результатов. В тех же случаях, когда таковые уже имеются, процесс начинается с последующих операций. Такими операциями являются упорядочение, систематизация, синтез имеющихся данных, их интерпретация и объяснение. Это осуществляется, в частности, с помощью ключевых результатов, т.е. таких данных, которые относятся к наиболее важным и существенным сторонам исследуемого явления, а поэтому позволяют выполнить указанные операции, помогают понять и объяснить ранее добытые результаты. По мере получения предпосылочных результатов исследователь неоднократно возвращается к исходной исследовательской ситуации, развивает и обогащает её.

3. Фаза интенсивных исследований, в которой можно выделить три следующие стадии:

а) Стадия поиска наиболее существенных для решения проблемы результатов.

б) Стадия поиска разрешающего фактора. Таким фактором, непосредственно обеспечивающим возможность получения искомого результата, могут выступать: идея или принцип решения, идея или гипотеза самого искомого, а так же решающий ключевой результат, т.е. такой, который прямо ведёт к получению конечного результата. Нахождение этого фактора часто является следствием длительной поисковой работы, получившей в эвристической науке название инкубационного периода, периода созревания. Сам момент обнаружения (момент «эврика», или «инсайт») может протекать очень быстро, вызывая ощущение внезапности. Таким образом, фаза эволюционного процесса сменяется моментом скачка. Революционность этого момента объясняется не столько темпом его протекания (поскольку этот акт может длиться и относительно продолжительное время), сколько эвристическим значением этого фактора для всего поискового процесса: данный фактор проливает свет на многие неясные факты в числе имеющихся данных, вскрывает сущность искомого результата или даёт принцип решения всей проблемы и т.п. Часто поисковый этап начинается сразу же с поиска разрешающего фактора, если в распоряжении учёного имеются необходимые предпосылочные результаты.


в) Стадия получения искомого результата. В соответствии с найденным разрешающим фактором начинается работа по получению искомого результата при опоре на предпосылочные результаты. В связи с этим часто возникает необходимость в их переструктурировании или преобразовании. Гипотеза искомого явления может указывать на отсутствие каких-либо необходимых предпосылочных данных, что потребует дополнительной исследовательской работы с целью их получения. Конечный результат может быть или суммой предпосылочных результатов, или их следствием, или их логическим синтезом, или обусловливающим их фактором (основанием, причиной, условием), которые формируются путём реконструирования или конструирования. На данной фазе познавательный процесс возвращается к основной проблеме, возникшей ещё в его начале, но от которой этот процесс отошёл, вынужденный решать частичные, промежуточные проблемы, определившие поиск предпосылочных результатов. Так совершается процесс постепенного «вызревания» искомого результата.

  1. Верификационный этап. Он включает в себя операции по проверке, обоснованию и оценке полученного результата. При этом могут выявиться полная или частичная истинность данного результата, его полнота или, наоборот, незавершённость, ошибочность. В соответствии с тем или иным характером результата может возникнуть необходимость в его уточнении, в получении дополнительных данных, в пересмотре исходных позиций или, наконец, в повторном прохождении всего процесса.

  2. Этап логической реконструкции порождающей структуры. В процессе своего формирования эта структура часто отходит от логики исследуемого явления, находясь под влиянием множества внешних по отношению к нему факторов. Поэтому внутри структуры могут оказаться обходные пути, повторные шаги, искусственные приёмы и другие подобные компоненты. В интересах логически строящейся теории данного явления, а так же в методологических целях необходимо реконструировать исторически сложившуюся порождающую структуру, преобразовав её в соответствии с логикой объекта, логикой проблемы.

  3. Этап развития полученного результата. Он может продолжаться в течение длительного времени, не сводясь к извлечению из добытого результата всех возможных следствий. Развитие может проходить в форме самого широкого применения и использования этого результата как средства объяснения, как исходного или составного элемента новых теоретических построений и т.д. Всё это может быть названо когнитивным развитием полученного результата. Но кроме этого, результат может быть развит в методологическом и эвристическом планах, когда на его основе формируются новые методы и другие средства познания, открываются благодаря ему новые подходы, пути и направления исследований.

  4. Композиционный этап. Очевидно, что познавательный процесс порождает не только один конечный результат. В ходе этого процесса формируется множество других, промежуточных результатов, относящихся к различным сторонам и аспектам исследуемого явления. После завершения всего процесса встаёт задача синтеза этих результатов в единую когнитивную систему. Роль синтезирующего фактора в этом случае выполняет конечный результат, поскольку он, как правило, имеет отношение к наиболее фундаментальной стороне объекта исследования. Операция синтеза даёт теоретическую модель исследуемого объекта. Одной из её форм является теория.

  5. Методологический и эвристический анализ творческого процесса. Цель этого этапа – извлечение эпистемологических уроков из осуществлённого познавательного процесса, выявление и включение в арсенал науки новых познавательных средств. При таком анализе, в частности, могут быть поставлены следующие вопросы: В какой связи данная проблема находится с другими проблемами? Какими средствами был достигнут результат? Где ещё можно применить данный метод и способ решения?


Приведённая схема, безусловно, является унифицированной моделью познавательного процесса, довольно общей, чтобы быть в состоянии описать различные конкретные формы этого процесса. Но в этой абстрактно обобщённой форме она позволяет выделить основные познавательно технологические операции и принцип их организации в целостную структуру. Этим принципом можно считать вытекающую из познавательно технологических задач импликативно-детерминативную зависимость между элементами данной структуры. Это означает, что каждый последующий этап и соответствующая операция предполагают (имплицируют) определённый предыдущий этап и операцию, а каждый предыдущий этап и операция в то же время обусловливают собой возможность осуществления последующего этапа и операции. Построенная схема по-разному проявляется в различных типах познавательных процессов. Обнаружение этой специфики может способствовать детализации и конкретизации данной схемы.

Другой вариант «среза» научного познания различает такие элементы его структуры: а) фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта;

б) результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях;

в) основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы);

г) «вырастающие» из них законы, принципы и теории, картины мира;

д) философские установки (основания);

е) социокультурные, ценностные и мировоззренческие основы;

ж) методы, идеалы и нормы научного познания, его эталоны, регулятивы и императивы;

з) стиль мышления и некоторые другие элементы (например, внерациональные).

Анализируя предложенные схемы можно построить следующую упрощенную цепочку научно-познавательного процесса: факт – противоречие – проблема – гипотеза – закон – теория – научно-исследовательская программа. Рассмотрим поподробнее каждое звено цепочки.


  1. Факт. Научный факт.

Любое научное исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов. Понятие «факт» имеет следующие основные значения:

  1. Некоторый фрагмент действительности, объективные события, результаты, относящиеся либо к объективной реальности («факты действительности»), либо к сфере сознания и познания («факты сознания»).

  2. Знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана, т.е. синоним истины.

  3. Предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т.е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов.