Файл: Структура познавательного процесса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разрешением этих противоречий занимается методология научного творчества, разрабатывающая различные методы поиска алгоритмов решения изобретательских задач, новых методов инициации творческого процесса и т.п. Выявленные противоречия формируют для исследователя нерешенную проблему.



  1. Проблема как элемент научного знания. Типология проблем.


Процесс научного познания осуществляется по определенной апробиро­ванной схеме включает такие основные этапы как: постановка проблемы, вы­движение гипотезы, конструирование теории, выявление законов и формиро­вание парадигмы.

Проблема — форма теоретического знания, содержани­ем которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незна­нии, вопрос, возникший в ходе познания, требующий ответа и рождающийся в результате осмысления некоторого несоответствия, пробела в научном знании, либо дефицита научной информации о том или ином явлении, процессе действительности. Разногласие между мыслями и фак­тами или разногласие между мыслями – источник возникновения проблемы. В самом общем смысле термин «проблема» обозначает некоторое затруднение, преодолеть которое можно только с помощью исследования, эмпирического или теоретического. Проблема ставится не на пустом месте, она возникает на базе предварительно собранного эмпирического материала, а также выработанной теории и методики. Проблема не есть застывшая форма знания, а про­цесс, включающий два основных момента (этапа движе­ния познания) — ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фак­тов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее успешного решения. «Фор­мулировка проблемы часто более существенна, чем ее раз­решение, которое может быть делом лишь математичес­кого или экспериментального искусства. Постановка но­вых вопросов, развитие новых возможностей, рассмотре­ние старых проблем под новым углом зрения требуют твор­ческого воображения и отражают действительный успех в науке».

Как правило, проблемы возникают еще на стадии выбора направления исследований. По мнению В. Н. Карпович, проблемы возникают при реализации четырех установок: во-первых, необходимо критически относится к предлагаемым решениям ранее поставленных проблем, даже если на первый взгляд, эти решения кажутся безупречными; во-вторых, необходимо применять известные решения к новым ситуациям и пытаться оценить их на пригодность: если решение проблемы сохраняет силу, то в
результате получают обобщение не только решения, но и проблемы, если же решение оказывается неприемлемым, то возникает новый комплекс проблем; в-третьих, необходимо сознательно стремится к обобщению уже известных проблем, пытаться перенести их в новые области или ввести еще один параметр; и в-четвертых, необходимо стремиться увязывать наличие проблемы с проблемами в других областях знания, рассматривать проблемы комплексно. В целом же выбор проблем носит творческий характер, и здесь необходимы скорее интуиция и опыт, нежели методика.

Необходимыми и достаточными условиями для правильно поставленной проблемы являются: 1 – наличие некоторого предварительного научного знания (данные, теория, методика), в которое может быть включена исследуемая проблема; 2 – формально правильное построение; 3 – корректность проблемы, т.е. ее предпосылки не должны быть ложными; 4 – достаточная ограниченность, но не глобальность проблемы; 5 – указание на условия существования решения и его единственность; 6 – принятие соглашения о признаках приемлемого решения и способах проверки решения на приемлемость».

Научная про­блема (греч. проблема – преграда, трудность, задача) - это вопрос или комплекс вопросов, возникающих в процессе научного познания, решение которых пред­ставляет теоретическую или практическую значимость. Многие ученые полагают, что проблемы и проблемные ситуации возникают на стыке знания и незнания. Считается, что прогресс в науке осуществляется благодаря наличию проблем. Научная область развивается по мере того, как в ней возникают проблемы и проблемные ситуации. Особое внимание уделяется постановке и решению проблемы.

В. Гейзенберг отмечал, что при постановке и решении научных проблем необходимо следующее: а) определен­ная система понятий, с помощью которых исследователь будет фиксировать те или иные феномены; б) система методов, избираемая с учетом целей исследования и харак­тера решаемых проблем; в) опора на научные традиции, поскольку, по мнению Гейзенберга, «в деле выбора про­блемы традиция, ход исторического развития играют су­щественную роль», хотя, конечно, определенное значе­ние имеют интересы и наклонности самого ученого.

Как считает К. Поппер, наука начинает не с наблюде­ний, а именно с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим — от менее глубоких к более глу­боким. Проблемы возникают, по его мнению, либо как

следствие противоречия в отдельной теории, либо при стол­кновении двух различных теорий, либо в результате стол­кновения теории с наблюдениями.

Тем самым научная проблема выражается в наличии противоречивой ситуации (выступающей в виде противо­положных позиций), которая требует соответствующего разрешения. Определяющее влияние на способ постанов­ки и решения проблемы имеют, во-первых, характер мыш­ления той эпохи, в которую формулируется проблема, и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касает­ся возникшая проблема. Каждой исторической эпохе свой­ственны свои характерные формы проблемных ситуаций.

Адекватно сформулированная проблема должна обладать следующими моментами:

  1. В ней должно быть максимально четко отграничено известное от неизвестного. Иными словами, поставить проблему – значит определить границы знания и незнания.

  2. При грамотной постановке проблемы должна быть проведена максимальная конкретизация. Это означает, что в проблеме должны быть уточнены и выделены какие-то определенные отношение, аспект, структура изучаемого объекта и т.п. настолько конкретно, насколько это возможно.

  3. Адекватно поставленная проблема должна иметь способность к развитию, уточнению, модификациям, т.е. быть открытой концептуальной структурой; она должна иметь «степень свободы», пространство для вариаций.

  4. Проблема должна быть совместима с некоторым исследовательским проектом, или, иными словами, она должна быть нацеленной на решение, а не созерцательной.

Этапы постановки проблемы:

  1. предварительная постановка проблемы;

  2. анализ проблемы;

  3. оценка проблемы;

  4. выдвижение проекта.

Постановка проблемы – этап научного познания, содержанием которого является еще не познанная, но нуждающаяся в познании человеком противоре­чивая ситуация, теоретического или практического характера. Научное исследование начинается с постановки проблемы, т.е. главного во­проса, на решение которого направляются исследовательские усилия. Каждому историческому типу научного рационализма присущи свои характерные формы проблемных ситуаций. Типологию научных проблем формирует Т. Кун, кото­рый различает три класса проблем, составляющих проблемное поле нормаль­ной науки: установление значительных фактов, сопоставление фактов и теории, разработка теории; и экстраординарные научные проблемы, связанные с науч­ными революциями и затрагивающие глубинные основания тех или иных исто­рически сложившихся форм научного знания. Развития науки можно пред­ставить как процесс решения одних проблем и осмысления новых.


Прежде всего, проблемы в науке порождаются противоречиями между теорией и фактами. Они возможны «во-первых, за счет того, что теория часто является «открытой» системой, имеет внутренний источник и резерв для расширения своих рубежей, для вовлечения в свою сферу новых фактов; во-вторых, в теориях, как правило, есть такие теоретические термины, которые не проинтерпретированы в терминах наблюдений, а либо соотнесены с другими теоретическим терминами, либо определены системой нетеоретических, например, философских, предпосылок. Кроме того, неточными могут быть не только теоретические понятия, но и факты, которые, являясь отражением действительности, не могут быть полностью адекватны ей».

Если говорить о типологии проблем, то, прежде всего можно проблемы разделить на: а) проблемы, относящиеся к науке; б) проблемы, относящиеся к технике (точнее к прикладным наукам и техническим исследованиям); в) проблемы, возникающие при решении методических и методологических противоречий. Проблемы можно подразделить на фундаментальные (чисто теоретические) и прикладные (технологические). Деление это условное. Проблемы можно классифицировать и по другим признакам. Например: научные проблемы разделяются на предметные (эмпирические и концептуальные) и процедурные (методологические и оценочные). Проблемы могут быть парадигмальными и непарадигмальными.

Кроме того, с проблемой связаны и такие понятия, как проблемная ситуация, задача, вопрос. В литературе общепринята следующая типология проблемных ситуаций:

  • расхождение теорий с некоторыми экспериментальными данными;

  • конфронтация теорий, применяемых к одной предметной области, по разным параметрам (три вида конкуренции теорий);

- проблемная ситуация которая возникает как столкновение парадигм, исследовательских программ, стилей научного мышления, что в свою очередь порождает т. н. концептуальные проблемы (три вида)».

Осознание проблемной ситуации основано на анализе связей между ее элементами, характером их взаимодействий, определении противоречий. В проблемной ситуации неявно скрыт вопрос. Проблема же выступает как вопрос, требующий решения. Задача включает в себя и вопрос, и условие решения задачи.

Для решения проблемы (задачи) необходимо выдвинуть некоторые предположения, догадки, которые должны быть более или менее обоснованы. Это т. н. гипотезы. Они должны быть основаны либо на предшествующем знании, либо на новых фактах, либо на том и другом одновременно.


Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псев­допроблем), например, проблема создания вечного двига­теля. Решение какой-либо конкретной проблемы есть су­щественный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы. Наря­ду с теоретическими существуют и практические проблемы.


  1. Научная гипотеза. Построение и отбор гипотез.


В общепринятом понятии, гипотеза это некоторое предложение о предполагаемом закономерном порядке, о существенной связи между явлениями, т. е. гипотеза – это не достоверное знание, а вероятное. В то же время гипотеза это высказывание, истинность или ложность которого еще не установлена и требует проверки и обоснования. Гипотезу необходимо отличать от предположения и догадки. Гипотеза выдвигается для того, чтобы ее можно было проверить, установить ее истинность или ложность, а предположение не только не нуждается в проверке, но относительно него заранее известно, что оно есть некоторая идеализация, упрощение действительности, которое нигде в реальности не выполняется. Гипотеза отличается от произвольной догадки тем, что должна удовлетворять ряду требований.

Во-первых, она должна объяснять весь круг явлений, для анализа которого она выдвигается, по возможности не противореча ранее установленным фактам и научным положениям. Во-вторых, она должна «удовлетворять условию принципиальной проверяемости, означающему, что гипотеза обладает свойствами фальсифицируемости (опровержения) и верифицируемости (подтверждения)». В-третьих, она должна быть приложима к более широкому кругу явлений. Из гипотезы должны выводиться не только те факты и явления, для объяснения которых она выдвигалась, но и более широкий класс явлений и фактов. В-четвертых, гипотеза должна быть как можно более простой и, в то же время, объяснять возможно более широкий спектр явлений, не прибегая к произвольным допущениям или искусственным построениям.

Гипотеза — форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фак­тов, истинное значение которого неопределенно и нужда­ется в доказательстве. Гипотетическое знание носит веро­ятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоиз­меняются, уточняются и конкретизируются, третьи отбра­сываются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат. Выдвижение новой гипо­тезы, как правило, опирается на результаты проверки ста­рой, даже в том случае, если эти результаты были отрица­тельными.