Файл: Структура познавательного процесса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Опираясь в своей деятельности на «царство законов», человек вместе с тем может в определенной мере оказы­вать влияние на механизм реализации того или иного за­кона. Он может способствовать его действию в более чис­том виде, создавать условия для развития закона до его качественной полноты, либо же, напротив, сдерживать это действие, локализовать его или даже трансформировать.

Односторонние (а значит ошибочные) трактовки закона могут быть выражены в следующем:

1. Понятие закона абсолютизируется, упрощается, фе­тишизируется. Здесь упускается из виду то (замеченное еще Гегелем) обстоятельство, что данное понятие — бе­зусловно важное само по себе — есть лишь одна из ступе­ней познания человеком единства, взаимозависимости и цельности мирового процесса. Закон лишь одна из форм отражения реальной действительности в познании, одна из граней, моментов научной картины мира во взаимо­связи с другими (причина, противоречие и др.).

2. Игнорируется объективный характер законов, их материальный источник. Не реальная действительность должна сообразовываться с принципами и законами, а наоборот, — последние верны лишь постольку, поскольку они соответствуют объективному миру.

3. Отрицается возможность использования людьми си­стемы объективных законов как основы их деятельности в многообразных ее формах — прежде всего в чувственно-предметной. Однако игнорирование требований объектив­ных законов все равно рано или поздно дает о себе знать, «мстит за себя» (например, предкризисные и кризисные явления в обществе).

4. Закон понимается как нечто вечное, неизменное, абсолютное, не зависящее в своем действии от совокуп­ности конкретных обстоятельств и фатально предопреде­ляющее ход событий и процессов. Между тем развитие науки свидетельствует о том, что «нет ни одного закона, о котором мы могли бы с уверенностью сказать, что в про­шлом он был верен с той же степенью приближения, что и сейчас... Своим разжалованием всякий закон обязан воцарению нового закона, и, таким образом, не может наступить междуцарствие».

5. Игнорируется качественное многообразие законов, их несводимость друг к другу и их взаимодействие, даю­щее своеобразный результат в каждом конкретном случае.

6. Отвергается то обстоятельство, что объективные за­коны нельзя создать или отменить. Их можно лишь от­крыть в процессе познания реального мира и, изменяя условия их действия, изменять механизм последнего.


7. Абсолютизируются законы более низших форм дви­жения материи, делаются попытки только ими объяснить процессы в рамках более высоких форм движения материи (механицизм, физикализм, редукционизм и т. п.).

8. Нарушаются границы, в пределах которых те или иные законы имеют силу, их сфера действия неправомерно рас­ширяется или, наоборот, сужается. Например, законы ме­ханики пытаются перенести на другие формы движения и только ими объяснять их своеобразие. Однако в более высо­ких формах движения механические законы хотя и продол­жают действовать, но отступают на задний план перед дру­гими, более высокими законами, которые содержат их в себе в «снятом» виде и только к ним не сводятся.

9. Законы науки толкуются не как отражение законов объективного мира, а как результат соглашения научного сообщества, имеющего, стало быть, конвенциональный характер.

10. Игнорируется то обстоятельство, что объективные законы в действительности, модифицируясь многочислен­ными обстоятельствами, осуществляются всегда в особой форме через систему посредствующих звеньев. Нахожде­ние последних — единственно научный способ разреше­ния противоречия между общим законом и более разви­тыми конкретными отношениями. Иначе «эмпирическое бытие» закона в его специфической форме выдается за закон как таковой в его «чистом виде».
Многообразие видов отношений и взаимодействий в реальной действительности служит объективной основой существования многих форм (видов) законов, которые клас­сифицируются по тому или иному критерию (основанию). По формам движения материи можно выделить законы: механические, физические, химические, биологические, социальные (общественные); по основным сферам действи­тельности — законы природы, законы общества, законы мышления; по степени их общности, точнее — по широте сферы их действия — всеобщие (диалектические), общие (особенные), частные (специфические); по механизму де­терминации — динамические и статистические, причин­ные и непричинные; по их значимости и роли — основ­ные и неосновные; по глубине фундаментальности — эм­пирические и теоретические и т. д. Кроме того, существуют законы развития и законы функционирования.

В жизни широкого научного закона можно выделить три типичных этапа:

  1. период его становления, когда он функционирует как гипотетическое описательное утверждение и проверяется прежде всего эмпирически;

  2. период зрелости закона, когда он в достаточной мере подтвержден эмпирически, получил системную поддержку со стороны утверждений теории и функционирует не только как эмпирическое обобщение, но и, как правило, оценки других, менее надежных, утверждений теории;

  3. период старости закона, когда он входит уже в ядро теории, используя, прежде всего, как правило оценки других ее утверждений и может быть отброшен только вместе с самой теорией; проверка такого закона касается прежде всего его эффективности в рамках теории, хотя за ним остается и старая, полученная еще в период его становления, эмпирическая поддержка.


Совокупность нескольких законов, объединенных системно и выражающих сущность и глубинные связи изучаемого объекта во всей его целостности и конкретности, как единство многообразного, представляет собой теорию.

  1. 1   2   3   4   5


Научная теория. Структура теории.




    • широком смысле, теория это комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности – объекта данной теории.

Теория — наиболее развития форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существен­ных связей определенной области действительности. При­мерами этой формы знания являются классическая меха­ника Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория относительности А. Эйнштейна, теория самоорганизую­щихся целостных систем (синергетика) и др.

А. Эйнштейн считал, что любая научная теория долж­на отвечать следующим критериям: а) не противоречить данным опыта, фактам; б) быть проверяемой на имею­щемся опытном материале; в) отличаться «естественно­стью», т. е. «логической простотой» предпосылок (основ­ных понятий и основных соотношений между ними; г) со­держать наиболее определенные утверждения: это означа­ет, что из двух теорий с одинаково «простыми» основны­ми положениями следует предпочесть ту, которая сильнее ограничивает возможные априорные качества систем; д) не являться логически произвольно выбранной среди приблизительно равноценных и аналогично построенных теорий (в таком случае она представляется наиболее цен­ной); е) отличаться изяществом и красотой, гармонично­стью; ж) характеризоваться многообразием предметов, которые она связывает в целостную систему абстракций; з) иметь широкую область своего применения с учетом того, что в рамках применимости ее основных понятий она никогда не будет опровергнута; и) указывать путь со­здания новой, более общей теории, в рамках которой она сама остается предельным случаем.

Любая теоретическая система, как показал К. Поппер, должна удовлетворять двум основным требованиям: а) не­противоречивости (т. е. не нарушать соответствующий за­кон формальной логики) и фальсифицируемое — опровержимости, б) опытной экспериментальной проверяемо­сти. Поппер сравнивал теорию с сетями, предназначенными улавливать то, что мы называем реальным миром для осознания, объяснения и овладения им. Истинная теория должна, во-первых, соответствовать всем (а не не­которым) реальным фактам, а, во-вторых, следствия тео­рии должны удовлетворять требованиям практики. Тео­рия, по Попперу, есть инструмент, проверка которого осу­ществляется в ходе его применения и о пригодности кото­рого судят по результатам таких применений.


Как считает К. Поппер, важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем боль­ше шансов выбрать хорошую и надежную теорию. Так на­зываемый «критерий относительной приемлемости», соглас­но Попперу, отдает предпочтение той теории, которая: а) сообщает наибольшее количество информации, т. е. имеет более глубокое содержание; б) является логически более строгой; в) обладает большей объяснительной и предсказательной силой; г) может быть более строго проверена посредством сравнения предсказанных фактов с наблюде­ниями. Иначе говоря, резюмирует Поппер, мы выбираем ту теорию, которая наилучшим образом выдерживает кон­куренцию с другими теориями и в ходе естественного отбо­ра оказывается наиболее пригодной к выживанию.
Любая теория — это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функ­ций. В современной методологии науки выделяют следу­ющие основные элементы теория: 1. Исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы, урав­нения, аксиомы и т. п. 2. Идеализированный объект — абстрактная модель существенных свойств и связей изуча­емых предметов (например, «абсолютно черное тело», «иде­альный газ» и т. п.). 3. Логика теории — совокупность определенных правил и способов доказательства, наце­ленных на прояснение структуры и изменения знания. 4. Философские установки и ценностные факторы. 5. Сово­купность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответ­ствии с конкретными принципами. 6. И, конечно, прежде всего, исходная эмпирическая основа, которая включает множество зафиксированных в данной области знания фактов, достигнутых в ходе экспериментов и требующих теоретического объяснения (не относится к чисто математическим теориям).

Например, в физических теориях можно выделить две основных части: формальные исчисления (математические уравнения, логические символы, правила и др.) и содер­жательную интерпретацию (категории, законы, принципы). Единство содержательного и формального аспектов теории — один из источников ее совершенствования и развития.

Методологически важную роль в формировании теории играет идеализированный объект («идеальный тип»), пост­роение которого — необходимый этап создания любой те­ории, осуществляемый в специфических для разных обла­стей знания формах. Этот объект выступает не только как теоретическая модель определенного фрагмента реальнос­ти, но и содержит в себе конкретную программу исследо­вания, которая реализуется в построении теории.