Файл: 1 Психологопедагогическая характеристика детей дошкольного возраста с аутизмом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нормотипичным развитием………………………………………………………5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с аутизмом………………………………………………………………………….13
1.3 Выводы (краткое сравнение двух категорий детей (с аутизмом и нормальных)…………………………………………………………………...…18
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………………………25
Введение
В настоящее время проблема детского раннего аутизма приобрела колоссальное значение, поскольку ситуация в мире такова, что все большее количество детей рождается с этим нарушением, оно получает все большее распространение, затрагивает детей, имеющих проблемы развития одного типа, но с различными вариантами их преодоления. В связи с чем, можно говорить об аутизме как о наборе расстройств аутистического спектра.
В свою очередь под расстройствами аутистического спектра мы понимаем отдельный спектр психологических характеристик, которые раскрывают весьма размытые рамки аномального поведения и некоторых сложностей при взаимодействии и коммуникации с окружающими, а также чётко очерченный круг интересов одновременно с неоднократно повторяющимися актами поведения. Многими исследователями отмечается, что нарушение коммуникативных умений детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом происходит еще на уровне становления невербальной коммуникации.
Так, к примеру, у аутичных детей раннего возраста мы можно наблюдать снижение лепета и гуления, помимо этого они различаются еще и по качеству звучания с обычными детскими вокализациями. Было замечено, что дети не используют звуки для общения, а чаще, чем при нормальном развитии, играют ими сам по себе. Наблюдения за детьми до года демонстрируют, что они в недостаточном количестве используют мимику, жесты для обращения к родным, у них отсутствует стремление идти на руки ко взрослым, они не демонстрируют внимание к новой вещи, а также не вовлекаются в игры.
Склонность к социальному взаимодействию у нормально развивающегося ребёнка наблюдается практически с рождения. К примеру, избирательный интерес к социальным стимулам (к человеческому голосу и лицу) появляется у детей достаточно рано.
Целью нашего исследования является изучение психолого-педагогическая характеристик детей дошкольного возраста с нормальным развитием и детей с аутизмом.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
-
Изучить психолого-педагогическую характеристика детей дошкольного возраста с нормотипичным развитием; -
Рассмотреть психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с аутизмом; -
Дать сравнительную характеристику в развитии детей дошкольного возраста с нормотипичным развитием и детей с аутизмом.
Объектом исследования являются дети с нормотипичным развитием и дети с аутизмом.
Предметом исследования данной работы – изучение психолого-педагогических характеристик детей дошкольного возраста с нортипичным развитием и детей с аутизмом.
Теоретико-методологическая база исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов.
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение (анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Структура работы состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нормотипичным развитием
Дошкольный возраст 3–4 года является периодом интенсивного психического развития. Особенности этой стадии проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от улучшения психофизиологических функций и заканчивая появлением сложных личностных новообразований.
В этом дошкольном возрасте внимание непроизвольно. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные черты внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с возрастом изменяются.
Несмотря на значительные изменения в развитии внимания, преобладающие на протяжении всего дошкольного периода, непроизвольное внимание сохраняется. Даже старшим дошкольникам еще трудно сконцентрироваться на монотонной и неинтересной деятельности: наоборот, в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым. Соотношение произвольных и непроизвольных форм отмечается в отношении такой психической функции, как воображение. Большой скачок в ее развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и замещающих предметов. В играх возникают первые «творческие» ассоциации детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.
В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, который выступает для него образцом поведения, обнаруживается стремление овладеть этим миром. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игровой, продуктивной деятельности (рисование, конструирование) ребенок знакомится со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение. Трехлетний ребенок способен не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств - сенсорных эталонах формы, величины, цвета и т. д. Они становятся закономерностями, измерения, с которыми сравниваются признаки воспринимаемых объектов. Формирование воображения находится в прямой зависимости от развития речи ребенка. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует его развитию и вместе с мышлением служит средством познания действительности. Развитие идей во многом характеризует процесс формирования мышления.
Н. Поддьяков показал, что в возрасте 4 лет происходит интенсивное формирование и развитие умений и навыков, способствующих изучению детьми окружающей среды, анализу свойств предметов, воздействию на них с целью изменения. Этот уровень психического развития, т. е. наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным; она способствует накоплению фактов, информации об окружающем нас мире, созданию базы для формирования представлений и понятий. В процессе наглядно-действенного мышления появляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления - наглядно-образного мышления, которое характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком в русле идеи, без применения практических действий [8, c.45].
По мнению А. В. Запорожца, условием возникновения и развития детского мышления является изменение видов и содержания детской деятельности. Простое накопление знаний не ведет автоматически к развитию мышления.
Мышление ребенка формируется в педагогическом процессе. И очень важно подчеркнуть, что особенность развития ребенка состоит не в приспособлении, не в индивидуальном приспособлении к условиям существования, а в активном овладении ребенком способами практической и познавательной деятельности, имеющими социальное происхождение. По мнению А. В. Запорожца, овладение такими приемами играет значительную роль в формировании не только сложных видов абстрактного, словесно-логического мышления, но и наглядно-образного мышления, свойственного дошкольникам.
Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесному мышлению происходит на основе изменения характера ориентировочно-исследовательской деятельности, за счет замены ориентирования, основанного на пробах и ошибках, более целенаправленным двигательным, затем зрительно-речевым. , наконец, ментальная ориентация. Словом, то самое, что впоследствии Н. Н. Поддьяков назвал «детским экспериментированием».
В развитии мышления дошкольника большую роль играет овладение детьми приемами наглядного моделирования различных явлений (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.). Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и явлений, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего идеального плана психической деятельности. Возникновение плана наглядных представлений действительности и умение действовать в образах (внутренний план) составляют, по мнению А. В. Запорожца, первый «фундамент» общего построения человеческого мышления. Она закладывается в различных видах детской деятельности - в игре, конструировании, изобразительной деятельности и других.
Восприятие детей 3–4 лет характеризуется активным воспроизведением (моделированием) свойств предметов и их отношений в процессе продуктивной деятельности (рисование, конструирование, аппликация и т. воспринимается благодаря его систематическому, систематическому рассмотрению. Дети узнают изображение знакомых предметов, людей. Ребенок называет то, что он изобразил собой (символическая функция сознания).
В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется система подчиненных мотивов, придающих общую направленность поведению ребенка [17, c.34].
Следует отметить, что в 3–4 года происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: у ребенка снижается непосредственная чувствительность, при этом ребенок становится более активным в поиске новой информации. Существенные изменения претерпевает и мотивация к установлению положительного отношения окружающих. Выполнение определенных правил служит для ребенка средством получить одобрение взрослых. Поведение характеризуется отсутствием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способности адекватно оценивать результаты собственной деятельности и свои возможности/
С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметно-эффективное сотрудничество. Преобладающей формой мышления становится наглядно-образная.
Важнейшим достижением этого возраста является то, что действия ребенка становятся целенаправленными. Важную роль играет взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и безопасности.
Любознательность детей резко возрастает. В этом возрасте происходят значительные изменения в развитии речи. Возможность возникает от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, когда взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение конкретной задачи.
Для четвертого года жизни характерны новые достижения в развитии речи ребенка. Он начинает строить простые суждения об объектах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать между ними связь, делать выводы. Однако в общем и речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни из них достаточно хорошо владеют языком в 3 года, а другие еще далеки от совершенства.
В этом возрасте дети обычно легко идут на контакт не только с близкими, но и с незнакомыми людьми. Все чаще инициатива общения исходит от ребенка. Потребность в расширении своего кругозора, стремление лучше понять окружающий мир заставляет малыша все чаще и чаще обращаться к взрослым с самыми разнообразными вопросами. Он хорошо понимает, что каждый предмет, действие, совершаемое им самим или взрослым, имеет свое название, т. е. обозначается словом. Отсюда постоянные вопросы: «Что это?», «Как это называется?», «Почему?», «Где?», «Куда?». И т. д. И чем их больше, тем сильнее проявляется стремление малыша к расширению своих знаний, тем прочнее связь он устанавливает между предметом, его качеством, действием и словами, которые их обозначают. Однако следует помнить, что внимание детей недостаточно устойчиво и поэтому они не всегда могут дослушать ответы взрослых до конца.
М.И. Лисина отмечает, что к концу четвертого года жизни словарный запас ребенка достигает примерно 1500–2000 слов. Словарь становится все более разнообразным по качественным терминам. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: появляются местоимения, наречия, числительные (раз, два), прилагательные, обозначающие отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, тяжело, хорошо, плохо). Ребенок начинает шире употреблять служебные слова (предлоги, союзы). К концу года в речи часто употребляет притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (папин стул, мамина чашка). Однако и сейчас в самостоятельной речи ребенок еще не употребляет такие собирательные существительные, как одежда, овощи, фрукты, мебель. Он только перечисляет конкретные предметы, вещи: «Это рубашка (пальто, помидор, огурец)». Но иногда, не зная названия предмета, ребенок употребляет обобщающие слова: «Я видел дерево» (а не березу или сосну); «Это цветок» (вместо ромашки или одуванчика).